Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 05:07, реферат

Описание

Одной из главных целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, гос расходы, бюджетный дефицит. Степень воздействия этих инструм-тов на эк. рост и стабильность является предметом дискуссии много лет. Теоретически можно выделить три состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. В посл. годы практ-ки во всех развитых странах имеет место б-й дефицит.
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. В СССР отнош-е к б.деф. было однозначно отрицательным: считалось, что это хар-но для капстран.

Работа состоит из  1 файл

Тема Сбалансированность бюджетов.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

6) равенство всех  бюджетов РФ во  взаимоотношениях  с ф. бюд-м; 

7) равенство местных  бюджетов и бюджетов  муниципальных образований во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

     Для  реализации на практике принципов  межбюджетных отношений применяют процедуру бюджетного регулирования в форме вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания.

  Модель межбюджетных  отношений в условиях  бюджетного федерализма формируется с учетом конкретных экон-ких и политических условий.

    Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.

Вопрос.  Бюджетное регулирование и бюджетное выравнивание.

( и инструменты  бюджетного выравнивания) 

Модель межбюджетных отношений включает бюджетное регулирование.

Для реализации на практике принципов межбюджетных отношений применяют  процедуру бюджетного регулирования (в форме вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания).

 Бюджетное регулирование выражает процесс, осуществляемый органом власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего уровня посредством распределения доходов по нормативам закрепления и перераспределения бюджетных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня в форме вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания.

Т.о., взаимоотношения  трех уровней бюджетной системы  должны обеспечивать вертикальное и горизонтальное выравнивание с целью достижения социальной справедливости, экономического роста и целостности государства.

    В процессе вертикального выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов разных уровней и их доходными возможностями, то есть достигается сбалансированность всех звеньев бюджетной системы по вертикали (чаще всего с помощью регулируемых налогов). Цель - обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти.

Одним из таких путей является использование законодательно установленных мер государственной поддержки, дополняющих и стимулирующих бюджеты в слабых регионах, которые осуществляются с помощью применения различных форм межбюджетных отношений, в том числе определения  разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ.

Разграничение доходов означает законодательное закрепление федеральными органами государственной власти соответствующих видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе за бюджетами б. с. РФ.

Распределение доходов представляет собой передачу доходов, закрепленных за бюджетами, в иные бюджеты б. с.  РФ по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год.

Горизонтальное  выравнивание – предоставление региональным и муниципальным органам власти финансовой помощи в случае невозможности формировать необходимый бюджетный фонд (из-за отсталости социально-экономического, территориального развития и низкого уровня финансового и налогового потенциала территории). (выражается с помощью дотаций из вышестоящего бюджета). Цель - обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны с применением единых формализованных методов распределения финансовой помощи.

На  практике осуществляется определенное комбинирование вертикального и горизонтального выравнивания.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между Федерацией и ее субъектами, которое позволяет любому гражданину РФ получить определенный уровень государственных услуг независимо от того, на территории какого региона он проживает.

Бюджетное выравнивание осуществляется в форме межбюджетных трансфертов, а также бюджетных кредитов. 
 

Вопрос.  Понятие (или сущность) межбюджетных трансфертов 

Межбюджетные  отношения предполагают движение бюджетных  средств внутри б.с. РФ посредством  межбюджетных трансфертов, когда средства одного бюджета б.с. РФ перечисляются  другому бюджету б.с. РФ.

Основным  инструментом механизма межбюджетного выравнивания между федеральным центром, регионами и муниципалитетами являются межбюджетные трансферты.

Согласно  БК РФ межбюджетные трансферты (МБТ) - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. (другими словами это финансовая помощь б-м)

     Не  только российский, но и зарубежный  опыт свидетельствует о том, что финансовая помощь – необходимый инструмент межбюджетных отношений, однако набор ее конкретных форм определяется как общим состоянием бюджетной системы, так и задачами, решаемыми на данном этапе развития.           

В РФ МБТ осуществляются в основном по вертикали сверху вниз. 

Основой нормативно-законодательной  базы, регулирующей межбюджетные отношения,  (а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение и перераспределение)  является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) и БК РФ.

Действующая редакция главы 16 БК РФ посвящена непосредственно межбюджетным трансфертам, в которой определяются:

- формы межбюджетных  трансфертов, предоставляемых из  федерального, региональных и местных бюджетов;

- условия предоставления  межбюджетных трансфертов; 

- общие положения  о фондах, формируемых в составе  федерального, региональных и местных бюджетов, из которых предоставляются МБТ.

Межбюджетные  трансферты предоставляются в следующих формах:

- дотаций на выравнивание  бюджетной обеспеченности,

- субсидий,

- субвенций, 

- иных межбюджетных  трансфертов.    

Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Под субсидиями понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств.

Под субвенциями понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении делегированных им полномочий.

Далее таблица 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формы межбюджетных трансфертов
Из  фед. бюджета Из  бюджетов субъектов  РФ из  местных бюдж-в  
Дотации на выравнивание БО субъектов РФ Дотации на выравнивание БО поселений и дотации на выравнивание БО муниципальных районов( гор. округов) Дотации из бюджетов муниц. районов на выравнивание БО поселений  
Субсидии  бюджетам субъектов РФ Субсидии местным  бюджетам Субсидии, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера
Субвенции бюджетам субъектов РФ Субвенции местным  бюджетам (и субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации  полномочий органов власти субъектов РФ, передаваемых на основании договоров между органами власти АО-а и соотв-но органами власти края или области);

Субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ

Субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (гор.округов);
Иные  МБТ-ы б-м субъектов РФ Иные МБТ-ы  бюджетам бюджетной системы РФ. Иные МБТ-ы
МБТ-ы  бюджетам государственных внебюджетных        фондов.    
 

Совокупность  межбюджетных трансфертов  одной формы образует определенный фонд.

Состав фондов, методическое обеспечение их функционирования находятся в процессе совершенствования. Так, в 2007 г. в главу 16 БК РФ были внесены очередные изменения.

Начиная с 2008 г.   межбюджетные трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и местных бюджетах специальных фондов:

- фондов финансовой  поддержки территорий,

- фондов компенсаций, 

- фондов софинансирования  расходов.

Межбюджетные  трансферты  (за исключением  субвенций) предоставляются при условии соблюдения соотв-щими  органами власти бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

С 2008 г. введены  существенные ограничения и дополнительные условия на получение межбюджетных трансфертов. При этом установлен дифференцированный подход к регионам и муниципалитетам с различным уровнем дотационности. Уровень дотационности определяется исходя из расчетной  доли  МБТ-в (за исключением субвенций) из вышестоящего бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет в объеме собственных доходов консолидированного бюджета.

БК  РФ устанавливает  ограничения прав субъектов РФ и  муниципальных обр-й на получение МБТ-в в зависимости от уровня дотационности.

Это необходимо для того, чтобы заинтересовать регионы  и муниципалитеты в «зарабатывании» собственных доходов и переходе из одной категории   БО  в категорию с более высоким уровнем бюджетной обеспеченности.  

Вопрос. Фонды, формируемые  для осуществления  МБТ-в. 

Современное состояние  межбюджетных отношений в РФ  в значительной степени зависит от того, как они складываются между федеральным центром и регионами. Кроме разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ общий федеральный правовой режим функционирования межбюджетных отношений устанавливает основные формы финансовых потоков между бюджетами, условия предоставления денежных ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему …, который регулируется главой 16 «Межбюджетные трансферты» Бюджетного кодекса РФ. Мы отмечали, что МБТ предоставляются в следующих формах: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты. Совокупность межбюджетных трансфертов одной формы образует определенный фонд.

С 2001 г. в соответствии с бюджетным законодательством  основной объем безвозмездных бюджетных средств стал направляться субъектам РФ через фонды, формируемые в составе федерального бюджета, хотя первый опыт предоставления финансовой помощи через фонд относится к 1994 г., когда был образован Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Далее аналогичные по методологии с федеральным уровнем фонды стали формироваться в составе бюджетов субъектов РФ для оказания финансовой помощи местным бюджетам. Состав фондов, методическое обеспечение их функционирования находятся в процессе совершенствования. В 2007 г. в главу 16 БК РФ были внесены очередные изменения.

Начиная с 2008 г. межбюджетные трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и местных бюджетах специальных фондов.

Согласно БК РФ К фондам, формируемым для осуществления межбюджетных трансфертов, относятся:

Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов РФ;

Федеральный фонд софинансирования расходов;

Федеральный фонд компенсаций;

Региональный  фонд финансовой поддержки  поселений;

Региональный  фонд финансовой поддержки  муниципальных районов (городских округов);

Региональный  фонд софинансирования расходов;

Региональный  фонд компенсаций;

Районный  фонд финансовой поддержки  поселений.

Далее дадим  краткую характеристику фондам, формируемым  для предоставления межбюджетных трансфертов в составе федерального бюджета.

Краткая характеристика фондов, формируемых для  предоставления межбюджетных трансфертов в  составе федерального бюджета.  

Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов РФ 

Финансовые возможности  субъектов РФ по выполнению расходных  полномочий значительно дифференцированы в результате сложившейся структуры экономики регионов, степени развития их экономического потенциала, размера территории, количества проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой и т.д. Обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг, относящихся к полномочиям субъектов РФ и муниципальных образований, является обязательством государства, которое осуществляет его путем выравнивания бюджетной обеспеченности  БО субъектов РФ из федерального бюджета в форме дотаций.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов