Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в обосновании теоретические подходы к инновационной стратегии и разработать практические мероприятия по совершенствованию инновационной стратегии предприятия
Введение 5
1. Теоретические основы разработки и реализации инновационной стратегии предприятия 7
1.1 Сущность и содержание инновационной стратегии. 7
1.2 Классификация инновационной стратегии и факторы её определяющие. 11
1.3 Процесс формирования и реализации инновационной
стратегии предприятия. 19
2. Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии предприятия (на примере ОАО «ЛАТО») 25
2.1 Характеристика существующей инновационной стратегии
ОАО «ЛАТО» 25
2.2 Факторы, определяющие нововведения на предприятии 34
2.3 Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии в ОАО «ЛАТО» 40
3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия 45
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса разработки и реализации инновационной стратегии 45
3.2 Совершенствование организации процесса разработки и реализации инновационной стратегии 47
Заключение 53
Список используемых источников
Конкретный тип инновационной стратегии в отношении новой продукции зависит от ряда факторов, важнейшими из которых считаются технологические возможности и конкурентная позиция организации.
Технологические возможности определяются внутренними и внешними характеристиками инновационной деятельности. К внутренним относятся ранее сформировавшийся научный и технико-технологический потенциал, элементами которого являются кадры, портфель патентов. Примеры внешнего проявления технологических возможностей организации – наличие и масштаб распространения лицензий, формы и характер взаимоотношений с поставщиками, потребителями.
Конкурентные возможности отражают следующие показатели: относительная доля рынка, контролируемая организацией, способность быстро реагировать на динамику рыночных структур и, как следствие этого, гибкий подход к содержанию целей инновационной стратегии организации и т.д.
Таким образом, конкретный тип инновационной стратегии, прежде всего, зависит от состояния процессов взаимодействия товаропроизводителя с внешней средой в самом широком смысле.
Важное направление в изучении инновационной стратегии - выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих её осуществлению.[32, с.34-40]
Таблица 1 - Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов
Группа факторов | Факторы, препятствующие инновационной деятельности | Факторы, способствующие инновационной деятельности |
Экономические, технологические | недостаток средств для финансирования инновационных проектов слабость материально- и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей доминирование интересов текущего производства | наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры материальное поощрение за инновационную деятельность |
Политические, правовые | ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства | законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность государственная поддержка инноваций |
продолжение табл. 1.
Организационно-управленческие | устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий жесткость в планировании ориентация на сложившиеся рынки ориентация на краткосрочную окупаемость сложность согласования интересов участников инновационных процессов | гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп
|
Социально-психологически, культурные | сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу сопротивление всему новому, что поступает извне | моральное поощрение, общественное признание обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда нормальный психологический климат в трудовом коллективе |
Формирование инновационной стратегии организации предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.[18, с.35-37]
Процесс выбора наиболее рациональной инновационной стратегии в конкретных хозяйственных условиях всегда основывается на результатах оценки всех форм инновационной деятельности, проявляющихся в нововведениях различных типов. Однако на практике реализация этого положения вызывает определенные сложности. Главная из них состоит в том, что инновационная деятельность как объект инновационного менеджмента охватывает все аспекты работы организации и является составной частью любой функциональной или производственной подсистемы. Например, в число основных целей организации входят:
выпуск высококачественных продуктов заданного вида и объема в установленные сроки
повышение эффективности использования научно-производственного потенциала
активная внешнеэкономическая деятельность
обеспечение экологической безопасности производства и устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности и т.д.
Первая цель предполагает совершенствование самих продуктов и технологий их производства, освоение новых изделий и процессов, что позволяет, как минимум не снижать финансовые результаты основной деятельности и сохранять рыночные позиции организации в случае изменения состояния сферы бизнеса.Вторая цель основывается на необходимости рационализации производственных, обслуживающих, управленческих процессов на базе совершенствования функциональных и производственных структур, повышения эффективности использования кадровых, информационных, финансовых, материальных ресурсов, обновления производственно-технической и инженерной базы. Третья цель требует наличия научно-технического задела, обеспечивающего высокий уровень конкурентоспособности изделий на мировом рынке и соответственно широкий потребительский спрос.
Цели экологического характера реализуются в результате разработки и применения безотходных технологий, видов продукции, экологически безопасных и для производителя, необходимых природозащитных сооружений и т.д. [37, с.27-29]
Указанные аспекты основной деятельности организации в той или иной степени проявляются в рамках инновационного процесса. Поэтому их можно рассматривать в качестве своеобразных объектов менеджмента при разработке инновационной стратегии.
1.3 Процесс разработки и реализации инновационной стратегии
Формирование инновационной стратегии организации предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.
В практике управления нововведениями используются различные приемы и методы выбора стратегии развития организации. Наиболее рациональным является системный подход. Применение его принципов в разработке инновационной стратегии позволяет выделить в качестве ее основополагающих элементов следующие процессы:
совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии
создание, освоение и использование новых продуктов и процессов
повышение качественного уровня технико-технологической базы производства
повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы
увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала
совершенствование организации и управления инновационной деятельностью
рационализация ресурсной базы
обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности
достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.
Основные положения инновационной стратегии отражаются в соответствующей целевой программе. В ней традиционно выделяются цели, задачи и этапы реализации на перспективу, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям.[16, с.55-56]
Выбор, разработка и реализация инновационной стратегии – это процесс, содержащий свою логику, которая раскрывается в схеме и технологии. Этот процесс начинается сразу после системного анализа инновационная среда в целом - это совместное рассмотрение пространства из внутренней и внешней сред. Этот анализ позволяет нам установить свойства целостности фирмы и установить реальные и уточненные инновационные позиции фирмы, то есть реальные сильные и слабые стороны фирмы, отражающие ее внутренние силы, реальные возможности и угрозы со стороны внешних сил. При этом должен быть задействована обобщающая матрица SWOT-анализа, а также комплекс аналитических средств (инструментов), прежде всего матрицы Бостонской консалтинговой группы (БКГ), матрицы – МакКинзи.
Концептуальная схема технологии выбора и реализации инновационной стратегии соответствует традиционной схеме принятия управленческих решений, рис. 1.
I. Выяснение исходной ситуации | è | II. Стратегический анализ | ||||||||
1. Постановка стратегической инновационной проблемы | ® | 2. Анализ идеологии и миссии фирмы (инновационный аспект) | ® | 3. Анализ целей развития фирмы и выбор цели развития | 4. Анализ стратегического инновационного потенциала фирмы | ® | 5. Анализ стратегического инновационного климата фирмы | ® | 6. Анализ страте-гической инновацион-ной позиции фирмы | |
| ||||||||||
IV. Стратегическое планирование | ç | III. Выбор инновационной стратегии | ||||||||
12. Стратегический контроль и аудит | ¬ | 11. Разработка плана реализации стратегии | ¬ | 10. Разработка проекта реализации стратегии | 9. Выбор предпочтитель-ной стратегии | ¬ | 8. Выбор альтернатив-ных стратегий | ¬ | 7. Формирование базовых инновационных стратегий
| |
V. Адаптация фирмы к инновационной стратегии: стратегические изменения производственно-хозяйственной системы; реструктуризация | ||||||||||
VI. Реализация (внедрение) принятой стратегии инновационного развития фирмы |