Инновационная стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в обосновании теоретические подходы к инновационной стратегии и разработать практические мероприятия по совершенствованию инновационной стратегии предприятия

Содержание

Введение 5
1. Теоретические основы разработки и реализации инновационной стратегии предприятия 7
1.1 Сущность и содержание инновационной стратегии. 7
1.2 Классификация инновационной стратегии и факторы её определяющие. 11
1.3 Процесс формирования и реализации инновационной
стратегии предприятия. 19
2. Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии предприятия (на примере ОАО «ЛАТО») 25
2.1 Характеристика существующей инновационной стратегии
ОАО «ЛАТО» 25
2.2 Факторы, определяющие нововведения на предприятии 34
2.3 Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии в ОАО «ЛАТО» 40
3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия 45
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса разработки и реализации инновационной стратегии 45
3.2 Совершенствование организации процесса разработки и реализации инновационной стратегии 47
Заключение 53
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по инновационной стратегии предприятия..doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)
align:justify">С момента своего создания предприятие ОАО «ЛАТО» практически не имело конкурентов на рынке строительных материалов, поэтому являлось монополистом по производству шифера и асбестовых труб в Республики Мордовия, а так же в ряде соседних областей.

Но в 2003 году предприятием ОАО «МОРДОВЦЕМЕНТ» был куплен обанкротившийся в 90-х годах ульяновский завод по производству волнистого шифера.

Данный завод отличается меньшей производственной мощностью и специализируется на выпуске лишь одного вида продукции (волнистый шифер). Изготавливаемая продукция отличается низкой ценой в ущерб     качеству. Не смотря на это продукция имеет спрос на рынке строительных как в Республике Мордовия так  же  в  ряде  соседних областей,  тем    самым

составляет конкуренцию продукции ОАО «ЛАТО». В связи с этим предприятием  ОАО «ЛАТО» разрабатываются и реализуется инновационная стратегия, направленный на улучшение качества выпускаемой продукции, сокращение возможного брака, расширение ассортимента.

Решение о разработке и реализации инновационной стратегии по созданию производства фиброцементных плит было принято на основании двух существенных прогнозов:

1. Анализа рынка строительных материалов в России и за рубежом, который показал устойчивую тенденцию падения спроса на кровельные и облицовочные материалы в результате использования альтернативных (мягкая кровля, металлочерепица и т.д.) производимых не только за рубежом, но и в России.

2. Российская Федерация в 2007 году собирается вступить во Всемирную Торговую Организацию. Ситуация в мире по проблеме использования асбеста нестабильна. Причиной является антиасбестовая компания – ярчайший пример «черной» РR–компании в экономике.

Антиасбестовая компания инициирована Евросоюзом более 25 лет назад и активно эксплуатируется как зарубежными, так и отечественными фирмами – производителями альтернативных асбестосодержащим  материалов и изделий с целью увеличения рынков сбыта своей продукции.

И хотя 18.09.2004  году хризотиласбест не включен в Роттердамскую конвенцию (по его запрету) вопрос по его дальнейшему использованию остается спорным.

В  результате этого велись работы по исследованию спроса в новых строительных материалах.

Исследования показали, что уровень возводимых и существующих строительных объектов  повышается, многие архитекторы стали обращаться к использованию фиброцементных плит при монтаже вентилируемых фасадов, как к одному из наиболее экономичных и качественных методов утепления зданий. Использование фиброцементных плит в конструкциях вентилируемых фасадов позволяет круглогодично вести «сухой» монтаж, экономично и надежно восстанавливает любой фасад.

3.  В настоящее время для изготовления фиброцементных панелей используются плиты зарубежных производителей, которые значительно дороже. Ценовой фактор будет играть большую роль. Выпуск  плит отечественных производителей приведет к удешевлению продукции за счет использования отечественного экологически  чистого сырья (целлюлоза, каолин, песок, цемент). Строительство линии по производству фиброцементных плит позволит увеличить мощность завода в 2 раза, в результате ее высокой производительности, автоматизации всей производственных процессов.

Следует учесть что, общий объем российского  рынка НВФ составляет приблизительно 13 млн. кв. м, из них  на долю асбо- и фиброцементных листов приходится 60-70% или 9,1млн кв.м, а ежегодный прирост составит 30-40%. В стоимостном выражении в 2004 году объем рынка НВФ составил порядка $ 130 млн.. Учитывая, что ежегодный прирост рынка вентилируемых фасадов будет составлять 40%, а планируемый объем выпуска продукции составит 6 млн. кв.м., доля фиброцементных листов, планируемых к выпуску предприятием ОАО «ЛАТО» на рынке строительных материалов к 2007 году будет составлять примерно 21-22% от общего объема рынка навесных вентилируемых фасадов в России (см. таблицу 2.)

Таблица 2 - Прогнозируемая доля рынка ФЦП на рынке  НВФ.

 

Год

Емкость рынка НВФ ( млн. кв.м ):

Объем производства фиброцементных плит

(млн.кв.м):

Доля ФЦП

на рынке НВФ (%):

2004

13,0

9,1

70,0

2005

17,5

12,7

72,8

2006

22,75

17,15

75,3

2007

29,5

24,87

84,3


      Потенциально российский рынок использования асбо- и фиброцементной продукции достаточно емок. Основными потребителями фиброцементных плит  являются строительные организации, а также корпоративные клиенты, имеющие в своей структуре строительные отделы. Продукция  будет ориентирована на удовлетворение спроса в фиброцементных листах, необходимых для монтажа НВФ, а также для внутренней отделки помещений (для отделки потолков, стен).     Рассматривая рынок сбыта данной продукции следует отметить, что он сегментирован следующим образом:

                       строительные организации - 75% (используют продукцию для отделки фасадов как новостроек-жилых и нежилых зданий-офисов, ангаров, коттеджей, торговых зданий так и для реконструкции и ремонта старых зданий и построек);

                       индивидуальные потребители - 25% (используют продукцию для внутренней отделки помещений), для сравнения, цена на такой отделочный материал, как гипсокартон  колеблется от 70 до 100 руб. за кв.м.

Для того чтобы достичь намеченных целей и полу­чить монопольную сверхприбыль от реализации инновационной стратегии, предприятием ОАО «ЛАТО» учитывается ряд факторов:

1. В области маркетинга:

        соответствие проекта определенным потребностям рынка;

        оценка общей емкости рынка;

        оценка доли рынка;

        вероятность коммерческого успеха;

        возможный объем продаж;

        оценка конкурентов;

        согласованность с существующими каналами сбыта;

        общественное мнение о новом продукте.

2. В области научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы:

      соответствие проекта инновационной стратегии предприятия;

      стоимость и время разработки проекта;

      отсутствие патентных нарушений;

      наличие научно-технических ресурсов;

      возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии;

      согласованность с другими инновационными проектами предприятия его производства на окружающую среду;

      соответствие проекта текущему и перспективному законодательству об охране окружающей среды.

3. В области планового экономического отдела:

      затраты на производство;

      стоимость маркетинговых исследований;

      наличие финансовых средств в необходимые сроки;

      согласованность с финансированием других проектов предприятия;

      ожидаемая норма прибыли;

      соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии.

4. В области производства:

      соответствие численности и квалификации производственного персонала предприятия для реализации инновационного проекта;

      согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия;

      стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий;

      издержки производства;

Но даже при учете всех выше перечисленных факторов это не гарантирует предприятию ОАО «ЛАТО» полного успеха на рынке строительных материалов. Существует ряд факторов препятствующих продвижению и развитию нововведения:

      недостаток собственных денежных средств;

      недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

      низкий платежеспособный спрос на новые продукты;

      высокая стоимость нововведений;

      высокий экономический риск;

      длительные сроки окупаемости нововведений;

      недостаток информации о рынках сбыта;

      недостаток квалифицированного персонала;

      неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги).

Побудительным механизмом разработки и реализации  инновационной стратегии в пер­вую очередь является рыночная конкуренция. Но так же необходимо учитывать и другие факторы, определяющие нововведения на предприятии. Степень их влияние на процесс разработки и реализации инновационной стратегии зависит от целей, которые ставит перед собой руководство предприятия.

 

2.3 Организация процесса разработки и реализации инновационной стратегии ОАО «ЛАТО»

Схематично структура подразделений принимающих участие в разработки и реализации инновационной стратегии ОАО «ЛАТО» представлен на рис. 3

Рисунок 3 – Структура подразделений принимающих участие в разработки и реализации инновационной стратегии

На предприятии ОАО «ЛАТО» существует эффективный  механизм процесса разработки и реализации инновационной стратегии. Состоящий из:

1. Отдел маркетинга. Для процесса разработки и реализации инновационной стратегии необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка под­твердили её потребность, выявили конкретных будущих по­требителей. В том случае, если конечный результат инноваци­онного проекта — продуктовая инновация, то отделом маркетин­га производятся исследования в области прогнозирования спроса на новый про­дукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и техно­логические инновации, улучшающие качество продукта, со­здающие новую его модификацию. Однако провести марке­тинговое исследование инновационной стратегии, предла­гающей принципиально новый продукт, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настоль­ко новы, что их потенциальными потребителями еще не осо­знана потребность в них. Маркетинговое исследование та­кой ситуации с большой долей вероятности может дать оши­бочный и даже отрицательный результат.

Технологические инновации, ориентированные на повы­шение производительности продукта  или ориентированные на резкое сниже­ние себестоимости его производства, позволяющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, нужда­ются в проведении сложных маркетинговых исследований в оценке резервов емкости рынка предлагаемого инновацион­ным проектом продукта.

Целью отдела маркетинга исследующего инновацион­ные проекты является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате выпус­ка товара, причем эта оценка имеет очень важное значение, так как объем продаж — это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необ­ходимо оценить общий размер рынка, долю рынка, срок вы­пуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.

При оценке инновационной стратегии отдел маркетинга предприятия ОАО «ЛАТО» выявляет дей­ствительных, а также потенциально возможных конкурентов. Сравнивает не только продукт—результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, а так же ожидае­мые последствия от действий на рынке конкурентов. Занимается анализом  возможных ка­налов распределения результатов инновационного проекта, оценивает, насколько подходит уже существующая на предпри­ятии система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инно­вационного проекта.

2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой оценивается вероятность до­стижения требуемых научно-технических показателей нововведения и влияние их на результаты деятельности предприятия. Тех­нический успех — это получение желаемых технических по­казателей, при этом эти показатели достигаются в рамках выделенных на нововведение средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, опре­деляющих дальнейшую специализацию предприятия. Поэто­му проект оценивается не только с позиций непосредст­венно нового проекта, но и выявляет учесть воз­можных перспективных разработок в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлека­тельностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инно­вационный проект с позиций достижения научно-техничес­ких критериев, учитывается не только вероятность тех­нического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет предприятия.

Информация о работе Инновационная стратегия предприятия