Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в обосновании теоретические подходы к инновационной стратегии и разработать практические мероприятия по совершенствованию инновационной стратегии предприятия
Введение 5
1. Теоретические основы разработки и реализации инновационной стратегии предприятия 7
1.1 Сущность и содержание инновационной стратегии. 7
1.2 Классификация инновационной стратегии и факторы её определяющие. 11
1.3 Процесс формирования и реализации инновационной
стратегии предприятия. 19
2. Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии предприятия (на примере ОАО «ЛАТО») 25
2.1 Характеристика существующей инновационной стратегии
ОАО «ЛАТО» 25
2.2 Факторы, определяющие нововведения на предприятии 34
2.3 Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии в ОАО «ЛАТО» 40
3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия 45
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса разработки и реализации инновационной стратегии 45
3.2 Совершенствование организации процесса разработки и реализации инновационной стратегии 47
Заключение 53
Список используемых источников
Но в 2003 году предприятием ОАО «МОРДОВЦЕМЕНТ» был куплен обанкротившийся в 90-х годах ульяновский завод по производству волнистого шифера.
Данный завод отличается меньшей производственной мощностью и специализируется на выпуске лишь одного вида продукции (волнистый шифер). Изготавливаемая продукция отличается низкой ценой в ущерб качеству. Не смотря на это продукция имеет спрос на рынке строительных как в Республике Мордовия так же в ряде соседних областей, тем самым
составляет конкуренцию продукции ОАО «ЛАТО». В связи с этим предприятием ОАО «ЛАТО» разрабатываются и реализуется инновационная стратегия, направленный на улучшение качества выпускаемой продукции, сокращение возможного брака, расширение ассортимента.
Решение о разработке и реализации инновационной стратегии по созданию производства фиброцементных плит было принято на основании двух существенных прогнозов:
1. Анализа рынка строительных материалов в России и за рубежом, который показал устойчивую тенденцию падения спроса на кровельные и облицовочные материалы в результате использования альтернативных (мягкая кровля, металлочерепица и т.д.) производимых не только за рубежом, но и в России.
2. Российская Федерация в 2007 году собирается вступить во Всемирную Торговую Организацию. Ситуация в мире по проблеме использования асбеста нестабильна. Причиной является антиасбестовая компания – ярчайший пример «черной» РR–компании в экономике.
Антиасбестовая компания инициирована Евросоюзом более 25 лет назад и активно эксплуатируется как зарубежными, так и отечественными фирмами – производителями альтернативных асбестосодержащим материалов и изделий с целью увеличения рынков сбыта своей продукции.
И хотя 18.09.2004 году хризотиласбест не включен в Роттердамскую конвенцию (по его запрету) вопрос по его дальнейшему использованию остается спорным.
В результате этого велись работы по исследованию спроса в новых строительных материалах.
Исследования показали, что уровень возводимых и существующих строительных объектов повышается, многие архитекторы стали обращаться к использованию фиброцементных плит при монтаже вентилируемых фасадов, как к одному из наиболее экономичных и качественных методов утепления зданий. Использование фиброцементных плит в конструкциях вентилируемых фасадов позволяет круглогодично вести «сухой» монтаж, экономично и надежно восстанавливает любой фасад.
3. В настоящее время для изготовления фиброцементных панелей используются плиты зарубежных производителей, которые значительно дороже. Ценовой фактор будет играть большую роль. Выпуск плит отечественных производителей приведет к удешевлению продукции за счет использования отечественного экологически чистого сырья (целлюлоза, каолин, песок, цемент). Строительство линии по производству фиброцементных плит позволит увеличить мощность завода в 2 раза, в результате ее высокой производительности, автоматизации всей производственных процессов.
Следует учесть что, общий объем российского рынка НВФ составляет приблизительно 13 млн. кв. м, из них на долю асбо- и фиброцементных листов приходится 60-70% или 9,1млн кв.м, а ежегодный прирост составит 30-40%. В стоимостном выражении в 2004 году объем рынка НВФ составил порядка $ 130 млн.. Учитывая, что ежегодный прирост рынка вентилируемых фасадов будет составлять 40%, а планируемый объем выпуска продукции составит 6 млн. кв.м., доля фиброцементных листов, планируемых к выпуску предприятием ОАО «ЛАТО» на рынке строительных материалов к 2007 году будет составлять примерно 21-22% от общего объема рынка навесных вентилируемых фасадов в России (см. таблицу 2.)
Таблица 2 - Прогнозируемая доля рынка ФЦП на рынке НВФ.
Год | Емкость рынка НВФ ( млн. кв.м ): | Объем производства фиброцементных плит (млн.кв.м): | Доля ФЦП на рынке НВФ (%): |
2004 | 13,0 | 9,1 | 70,0 |
2005 | 17,5 | 12,7 | 72,8 |
2006 | 22,75 | 17,15 | 75,3 |
2007 | 29,5 | 24,87 | 84,3 |
Потенциально российский рынок использования асбо- и фиброцементной продукции достаточно емок. Основными потребителями фиброцементных плит являются строительные организации, а также корпоративные клиенты, имеющие в своей структуре строительные отделы. Продукция будет ориентирована на удовлетворение спроса в фиброцементных листах, необходимых для монтажа НВФ, а также для внутренней отделки помещений (для отделки потолков, стен). Рассматривая рынок сбыта данной продукции следует отметить, что он сегментирован следующим образом:
строительные организации - 75% (используют продукцию для отделки фасадов как новостроек-жилых и нежилых зданий-офисов, ангаров, коттеджей, торговых зданий так и для реконструкции и ремонта старых зданий и построек);
индивидуальные потребители - 25% (используют продукцию для внутренней отделки помещений), для сравнения, цена на такой отделочный материал, как гипсокартон колеблется от 70 до 100 руб. за кв.м.
Для того чтобы достичь намеченных целей и получить монопольную сверхприбыль от реализации инновационной стратегии, предприятием ОАО «ЛАТО» учитывается ряд факторов:
1. В области маркетинга:
соответствие проекта определенным потребностям рынка;
оценка общей емкости рынка;
оценка доли рынка;
вероятность коммерческого успеха;
возможный объем продаж;
оценка конкурентов;
согласованность с существующими каналами сбыта;
общественное мнение о новом продукте.
2. В области научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы:
соответствие проекта инновационной стратегии предприятия;
стоимость и время разработки проекта;
отсутствие патентных нарушений;
наличие научно-технических ресурсов;
возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии;
согласованность с другими инновационными проектами предприятия его производства на окружающую среду;
соответствие проекта текущему и перспективному законодательству об охране окружающей среды.
3. В области планового экономического отдела:
затраты на производство;
стоимость маркетинговых исследований;
наличие финансовых средств в необходимые сроки;
согласованность с финансированием других проектов предприятия;
ожидаемая норма прибыли;
соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии.
4. В области производства:
соответствие численности и квалификации производственного персонала предприятия для реализации инновационного проекта;
согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия;
стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий;
издержки производства;
Но даже при учете всех выше перечисленных факторов это не гарантирует предприятию ОАО «ЛАТО» полного успеха на рынке строительных материалов. Существует ряд факторов препятствующих продвижению и развитию нововведения:
недостаток собственных денежных средств;
недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
низкий платежеспособный спрос на новые продукты;
высокая стоимость нововведений;
высокий экономический риск;
длительные сроки окупаемости нововведений;
недостаток информации о рынках сбыта;
недостаток квалифицированного персонала;
неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги).
Побудительным механизмом разработки и реализации инновационной стратегии в первую очередь является рыночная конкуренция. Но так же необходимо учитывать и другие факторы, определяющие нововведения на предприятии. Степень их влияние на процесс разработки и реализации инновационной стратегии зависит от целей, которые ставит перед собой руководство предприятия.
2.3 Организация процесса разработки и реализации инновационной стратегии ОАО «ЛАТО»
Схематично структура подразделений принимающих участие в разработки и реализации инновационной стратегии ОАО «ЛАТО» представлен на рис. 3
Рисунок 3 – Структура подразделений принимающих участие в разработки и реализации инновационной стратегии
На предприятии ОАО «ЛАТО» существует эффективный механизм процесса разработки и реализации инновационной стратегии. Состоящий из:
1. Отдел маркетинга. Для процесса разработки и реализации инновационной стратегии необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили её потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то отделом маркетинга производятся исследования в области прогнозирования спроса на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование инновационной стратегии, предлагающей принципиально новый продукт, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование такой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный и даже отрицательный результат.
Технологические инновации, ориентированные на повышение производительности продукта или ориентированные на резкое снижение себестоимости его производства, позволяющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, нуждаются в проведении сложных маркетинговых исследований в оценке резервов емкости рынка предлагаемого инновационным проектом продукта.
Целью отдела маркетинга исследующего инновационные проекты является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате выпуска товара, причем эта оценка имеет очень важное значение, так как объем продаж — это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий размер рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.
При оценке инновационной стратегии отдел маркетинга предприятия ОАО «ЛАТО» выявляет действительных, а также потенциально возможных конкурентов. Сравнивает не только продукт—результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, а так же ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов. Занимается анализом возможных каналов распределения результатов инновационного проекта, оценивает, насколько подходит уже существующая на предприятии система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инновационного проекта.
2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей нововведения и влияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех — это получение желаемых технических показателей, при этом эти показатели достигаются в рамках выделенных на нововведение средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющих дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому проект оценивается не только с позиций непосредственно нового проекта, но и выявляет учесть возможных перспективных разработок в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, учитывается не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет предприятия.