Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в обосновании теоретические подходы к инновационной стратегии и разработать практические мероприятия по совершенствованию инновационной стратегии предприятия
Введение 5
1. Теоретические основы разработки и реализации инновационной стратегии предприятия 7
1.1 Сущность и содержание инновационной стратегии. 7
1.2 Классификация инновационной стратегии и факторы её определяющие. 11
1.3 Процесс формирования и реализации инновационной
стратегии предприятия. 19
2. Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии предприятия (на примере ОАО «ЛАТО») 25
2.1 Характеристика существующей инновационной стратегии
ОАО «ЛАТО» 25
2.2 Факторы, определяющие нововведения на предприятии 34
2.3 Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии в ОАО «ЛАТО» 40
3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия 45
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса разработки и реализации инновационной стратегии 45
3.2 Совершенствование организации процесса разработки и реализации инновационной стратегии 47
Заключение 53
Список используемых источников
На принятие решения об оценке инновационного проекта оказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия научно-технического проекта могут быть негативные, проект может быть запрещен законодательным путем к дальнейшей реализации или на предприятие могут быть наложены большие штрафы.
3. Плановый экономический отдел. При выборе инновационной стратегии большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект рассматривается в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. ОАО «ЛАТО» может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован 100%-пыи технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направлять ресурсы на разработку нескольких инновационных проектов. В таком случае появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации .
Кроме этого количественно оцениваются все затраты, необходимые для разработки инновационного проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт или технологический процесс начнет давать отдачу, состоят из затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности инновационного проекта. Здесь же плановым экономическим отделом оценивается возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. Одной из главных проблем, стоящей перед предприятием ОАО «ЛАТО» является правильное планирование денежной наличности. Очень часто вполне рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате не поступления финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необходимо соотнести во времени прогноз денежных поступлений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требующихся для разработки проекта.
4. Производство. Стадия производства является заключительной стадией реализации инновационной стратегии, требующая тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. Обстоятельно анализируется производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции и каким образом будет осуществляться контроль за соблюдением технологических процессов, обеспечит ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков для оценки примерной стоимости этих работ.
К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инновационный проект внедряется в производство, в первую очередь оценивается потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов.
Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в производство, различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требованиями необходимыми для организации производства нового продукта и существующими производственными возможностями, тем больше соответствующие затраты по реализации инновационного проекта. Оценивая проект, предприятие ОАО «ЛАТО» выявляет характеристики нового продукта, достижения которых, вероятнее всего, вызовут дополнительные производственные затраты. Определив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход инновационного проекта от стадии НИОКР к стадии производства.
На данной стадии реализации инновационной стратегии оцениваются окончательные издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на необходимые для производства материалы, сырье, энергию и комплектующие, применяемой технологии, уровня оплаты труда работников, капитальных вложений и объема выпуска. Как правило, основное значение для успеха инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства, издержками, объемом продаж и ценой на реализуемый новый товар.
3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия
3.1 Перспективные направления процесса разработки и реализации инновационной стратегии
Проанализировав инновационную стратегию ОАО «ЛАТО», я сравнил настоящее положение дел на предприятии с теоретическими аспектами данного вопроса и пришёл к выводу, что инновационная стратегия предприятия отвечает его целям и задачам. Но для более эффективной разработки и реализации нововведений, на мой взгляд, нужно внести некоторые коррективы в инновационную стратегию предприятия ОАО «ЛАТО».
В ходе реализации фиброцементной продукции необходимо учитывать ее специфику, географическое положение потребителей и конкурентов, их сильные и слабые стороны. Сильной стороной конкурентов на рынке является то, что они давно находятся на рынке, хорошо известны потребителям и имеют с ними давние и хорошо отлаженные связи. Слабой стороной конкурентов является безусловно более высокая себестоимость продукции, объясняемая более высокой стоимостью сырья на западном рынке и значительно большими затратами на оплату труда, транспортными и таможенными расходами. Таким образом, основными преимуществами предприятия ОАО «ЛАТО», обеспечивающими ему большое количество постоянных клиентов являются высокое качество выпускаемой продукции, конкурентоспособная цена, а также наличие факторов, влияющих на успешное продвижение товара (см. рис. 4).
Уменьшить отрицательное влияние ниже перечисленных факторов можно следующим образом:
постоянно контролировать рынок сбыта выпускаемой продукции и реагировать на действия конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию;
постоянный контроль над качеством продукции;
постоянный поиск новых рынков сбыта и контроль за ранее освоенными регионами;
расширение ассортимента выпускаемой продукции;
развитие маркетинговой политики в области реализации выпускаемой продукции (определение ценовой политики, проведение рекламной кампании).
Таблица 4 - Анализ сильных, слабых сторон производства фиброцементной продукции
Внутренняя среда | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Бесперебойность работы предприятия 2. Стабильность поставок 3. Обеспеченность сырьем и материалами 4. Высокое качество выпускаемой продукции 5. Транспортные возможности 6. Наличие складских помещений 7. Экология производства 8. Высокопрофессиональный состав работников 9. Финансовая устойчивость и платежеспособность | 1. Недостаточно развитая маркетинговая политика в области сбыта, планируемой к выпуску продукции 2. Недостаточно полный уровень информации о потенциальных потребителях данного вида продукции 3. Отсутствие дилерской сети 4. Отсутствие широты и глубины ассортимента
| |
Внешняя среда | 1. Территориальная близость производителя к потребителю 2. Расширение географии поставок выпускаемой продукции 3. Способность товара конкурировать на рынке аналогичной продукции по цене и качеству 4. Использование хорошо отлаженных связей с предприятиями-потребителями по основным видам выпускаемой продукции 5. Информационная обеспеченность о научно-технических достижениях и технологиях, новых видах сырья | 1. Влияние экономико-правовых факторов на условия деятельности предприятия: уровень инфляции и безработицы; процентные ставки за кредит; инвестиционная и налоговая политика; политика в области зарплаты и цен. 2. Неудовлетворительное исполнение контрагентом условий договора 3. Возможная реакция конкурентов на деловую активность предприятия |
| Возможности | Угрозы |
Возможные барьером выхода на рынок сбыта фиброцементной продукции со стороны отечественных и зарубежных конкурентов может быть расширение ассортимента выпускаемой продукции вследствие достаточно больших производственных мощностей предприятия ОАО «ЛАТО». Ответным действием может быть усиление рекламной компании и грамотной маркетинговой политики в области сбыта продукции.
Учитывая выше перечисленные обстоятельства, я считаю, что инновационную стратегию целесообразно реализовывать параллельно, а не последовательно (см. рис. 4).
Рисунок 4 - Параллельная реализация инноваций
Эта необходимость вызвана тем, что в условиях сложившейся ситуации недостаточно только разработать и реализовать инновационный проект производства фиброцементной продукции, не менее важно разрабатывать инновационную стратегию, охватывающую все предприятие в целом.
3.2 Совершенствование организации процесса разработки и реализации инновационной стратегии
Возможно на предприятии ОАО «ЛАТО» имело бы место создание некоего независимого, самостоятельного отдела, приоритетной задачей которого была бы разработка инновационных проектов.
Отдел должен возглавить опытный менеджер, назначенный на должность приказом директора. А так же в состав отдела необходимо включить: группу маркетологов, менеджеров по сбыту, специалистов-технологов, статистов, а так же специалистов по внедрению инноваций в производство.
К задачам данного отдела можно отнести осуществление единой политики предприятия в области инновационных разработок, подготовку предприятия к производству новой продукции, а также обеспечение высокой конкурентоспособности разрабатываемой продукции.
К функциям отдела будут относиться:
1.Сбор и систематизация информации о технических новинках и тенденциях на рынках, пожеланиях покупателей;
2.Анализ возможностей предприятия по разработке освоению потенциальных продуктов, оценка риска;
3. Разработка новых и возможные пути модернизации устаревших технологических узлов (комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов) действующего производства;
4. Обеспечение высокого технического уровня разработанных новшеств, их конкурентоспособности, соответствия современным достижениям науки и техники, требованиям технической эстетики и наиболее экономичной технологии производства;
5. Освоение в производстве перспективных конструкторских разработок, новейших материалов;
6. Обеспечение соответствия новых и модернизированных конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям рациональной организации и охраны труда, нормам техники безопасности;
7. Подготовку технико-экономических обоснований эффективности новых конструкторских разработок, их преимуществ по сравнению с ранее изготовлявшимися;
8. Своевременное составление, согласование и утверждение чертежей и другой технической документации, разработанной отделом;
9. Разработку и проведение мероприятий по сокращению сроков освоения новой техники, стоимости и цикла конструкторской подготовки производства;
10. Участие в монтаже, испытаниях, наладке и пуске новых технологических узлов;
11. Разработку предложений по реконструкции, техническому перевооружению, интенсификации производства, повышению его эффективности и т.д.
Для выполнения данных функций предполагается взаимодействие отдела со структурными подразделениями предприятиями:
1. С плановым экономическим отделом по вопросам финансирования инновационных проектов, разработанных отделом, со всеми необходимыми расчетами с учетом максимальной мобилизации внутрихозяйственных резервов, наиболее рационального использования основных и оборотных фондов. В свою очередь отделом будет предоставлена информация о сроках окупаемости инновационного проекта, ожидаемая среднегодовая прибыль, срок окупаемости проекта, общая стоимость проекта, возможные гарантии по возврату инвестиций.
2. С отделом технического контроля по вопросам получения результатов испытаний опытных образцов продукции, пожеланий и указаний ОТК о конструкторских изменениях продукции, обобщенного анализа рекламационных актов на выпускаемую продукцию, консультаций по улучшению качества продукции. Отдел будет предоставлять необходимую техническую документацию, опытные образцы для контроля, отчеты о выполнении указаний ОТК по улучшению качества продукции, заявки на испытания.
3. С отделами маркетинга и сбыта отдел будет связан по вопросам получения сведений о полученных рекламациях; заявок на разовое производство на договорной основе; обобщенных данных о потенциальном покупательском спросе; сведений о конкурентной продукции.
Таким образом, приняв во внимание конкретные предложения по совершенствованию процесса разработки и реализации инновационной стратегии можно предложить алгоритм осуществления организационных преобразований, которые помогут предприятию ОАО «ЛАТО» безболезненно для себя перейти на инновационный путь развития и выпускать высококачественную, конкурентоспособную продукцию. Данный алгоритм включает в себя три стадии. Укрупненная блок-схема этих стадий приведена на рисунках 5-7.