Инновационная стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в обосновании теоретические подходы к инновационной стратегии и разработать практические мероприятия по совершенствованию инновационной стратегии предприятия

Содержание

Введение 5
1. Теоретические основы разработки и реализации инновационной стратегии предприятия 7
1.1 Сущность и содержание инновационной стратегии. 7
1.2 Классификация инновационной стратегии и факторы её определяющие. 11
1.3 Процесс формирования и реализации инновационной
стратегии предприятия. 19
2. Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии предприятия (на примере ОАО «ЛАТО») 25
2.1 Характеристика существующей инновационной стратегии
ОАО «ЛАТО» 25
2.2 Факторы, определяющие нововведения на предприятии 34
2.3 Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии в ОАО «ЛАТО» 40
3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия 45
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса разработки и реализации инновационной стратегии 45
3.2 Совершенствование организации процесса разработки и реализации инновационной стратегии 47
Заключение 53
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по инновационной стратегии предприятия..doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)

На принятие решения об оценке инновационного проекта оказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия научно-техни­ческого проекта могут быть негативные, проект может быть запрещен законодательным путем к дальнейшей реализации или на предприятие могут быть наложены большие штрафы.

3. Плановый экономический отдел. При выборе инновационной стратегии большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыль­ности) проекта. Проект рассматривается в совокупно­сти с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случа­ях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ре­сурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. ОАО «ЛАТО» может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован 100%-пыи технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направлять ресурсы на разработку нескольких инновационных проектов. В таком случае появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано ус­пехом от реализации .

Кроме этого количественно оцениваются все затраты, необходимые для разработки инновационного проекта. Основ­ные затраты, производимые до того, как продукт или техноло­гический процесс начнет давать отдачу, состоят из затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности инновационного проекта. Здесь же плановым экономическим отделом оценивается воз­можный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализа­ции проекта. Одной из главных проблем, стоящей перед предприятием ОАО «ЛАТО» является правильное планирование денежной на­личности. Очень часто вполне рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате не поступления финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необходимо соотнести во времени прогноз денежных поступ­лений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требу­ющихся для разработки проекта.

4. Производство. Стадия производства является заключи­тельной стадией реализации инновационной стратегии, требу­ющая тщательного анализа, в результате которого исследуют­ся все вопросы, связанные с обеспечением производственны­ми помещениями, оборудованием, его расположением, пер­соналом. Обстоятельно анализируется производственный про­цесс: как должна быть организована система выпуска продук­ции и каким образом будет осуществляться контроль за со­блюдением технологических процессов, обеспечит ли обо­рудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту пред­приятие не может выполнить самостоятельно, необходимо вы­явить потенциальных субподрядчиков для оценки примерной стоимости этих работ.

К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инноваци­онный проект внедряется в производство, в первую очередь оценивается потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов.

Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в произ­водство, различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требованиями  необходимыми для организации производства нового продукта и существующими производ­ственными возможностями, тем больше соответствующие за­траты по реализации инновационного проекта. Оценивая про­ект, предприятие ОАО «ЛАТО»  выявляет  характеристики но­вого продукта, достижения которых, вероятнее все­го, вызовут дополнительные производственные затраты. Оп­ределив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход инновационного проекта от стадии НИОКР к стадии производства.

На данной стадии реализации инновационной стратегии оцениваются окончательные издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на необходимые для произ­водства материалы, сырье, энергию и комплектующие, приме­няемой технологии, уровня оплаты труда работников, капиталь­ных вложений и объема выпуска. Как правило, основное зна­чение для успеха инновационного проекта имеет взаимозави­симость между технологией производства, издержками, объе­мом продаж и ценой на реализуемый новый товар.

 

 

 

 

3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия

3.1 Перспективные направления процесса разработки и реализации инновационной стратегии

Проанализировав инновационную стратегию ОАО «ЛАТО», я сравнил настоящее положение дел на предприятии с теоретическими аспектами данного вопроса и пришёл к выводу, что инновационная стратегия предприятия отвечает его целям и задачам. Но для более эффективной разработки и реализации нововведений, на мой взгляд, нужно внести некоторые коррективы в инновационную стратегию предприятия ОАО «ЛАТО».

В ходе реализации фиброцементной продукции  необходимо учитывать  ее специфику, географическое положение потребителей и конкурентов, их сильные и слабые стороны. Сильной стороной конкурентов на рынке является то, что они давно находятся на рынке, хорошо известны потребителям и имеют с ними давние  и хорошо отлаженные связи. Слабой стороной конкурентов является безусловно более высокая себестоимость продукции, объясняемая более высокой стоимостью сырья на западном рынке  и значительно большими затратами на оплату труда, транспортными и таможенными расходами. Таким образом, основными преимуществами предприятия ОАО «ЛАТО», обеспечивающими ему большое количество постоянных  клиентов являются высокое качество выпускаемой продукции, конкурентоспособная цена, а также наличие факторов, влияющих на успешное продвижение товара (см. рис. 4).

     Уменьшить отрицательное влияние ниже перечисленных факторов можно следующим образом:

      постоянно контролировать рынок сбыта выпускаемой продукции и реагировать на действия конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию;

      постоянный контроль над качеством продукции;

      постоянный поиск новых рынков сбыта и контроль за ранее освоенными регионами;

      расширение ассортимента выпускаемой продукции;

      развитие маркетинговой политики в области реализации выпускаемой продукции (определение ценовой политики, проведение рекламной кампании).

Таблица 4 - Анализ сильных, слабых сторон производства фиброцементной продукции

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

1.     Бесперебойность работы предприятия

2.     Стабильность поставок

3.     Обеспеченность сырьем и материалами

4.     Высокое качество выпускаемой продукции

5.     Транспортные возможности

6.     Наличие складских помещений

7.     Экология производства

8.     Высокопрофессиональный состав работников

9.     Финансовая устойчивость и платежеспособность

1.      Недостаточно развитая маркетинговая политика  в области сбыта, планируемой к выпуску продукции

2.      Недостаточно полный уровень информации о потенциальных потребителях данного вида продукции

3.      Отсутствие дилерской сети

4.      Отсутствие широты и глубины ассортимента

 

 

 

 

Внешняя среда

1. Территориальная близость производителя к потребителю

2. Расширение географии поставок выпускаемой продукции

3. Способность товара конкурировать на рынке аналогичной продукции по цене и качеству

4. Использование хорошо отлаженных  связей с предприятиями-потребителями  по основным видам выпускаемой продукции

5. Информационная обеспеченность о научно-технических достижениях и технологиях, новых видах сырья

1. Влияние экономико-правовых факторов на условия деятельности предприятия:

               уровень инфляции и безработицы;

               процентные ставки за кредит;

               инвестиционная и налоговая политика;

               политика в области зарплаты и цен.

2. Неудовлетворительное исполнение контрагентом условий договора

3. Возможная реакция конкурентов на деловую активность предприятия

 

Возможности

Угрозы

Возможные барьером выхода на рынок сбыта фиброцементной продукции со стороны отечественных и зарубежных конкурентов может быть  расширение ассортимента выпускаемой продукции вследствие достаточно больших производственных мощностей предприятия ОАО «ЛАТО». Ответным действием может быть усиление рекламной компании и грамотной маркетинговой политики в области сбыта продукции.

Учитывая выше перечисленные обстоятельства, я считаю, что инновационную стратегию целесообразно реализовывать параллельно, а не последовательно (см. рис. 4). 

 

Рисунок 4 - Параллельная реализация инноваций

 

Эта необходимость вызвана тем, что в условиях сложившейся ситуации недостаточно только  разработать и реализовать инновационный проект производства фиброцементной продукции, не менее важно разрабатывать инновационную стратегию, охватывающую все предприятие в целом.

 

3.2 Совершенствование организации процесса разработки и реализации инновационной стратегии

 

Возможно на предприятии ОАО «ЛАТО» имело бы место создание некоего независимого, самостоятельного отдела, приоритетной задачей которого была бы разработка инновационных проектов.

Отдел должен  возглавить опытный менеджер,  назначенный на должность приказом директора. А так же в состав отдела необходимо включить: группу маркетологов, менеджеров по сбыту, специалистов-технологов, статистов, а так же специалистов по внедрению инноваций в производство.

К задачам данного отдела можно отнести осуществление единой политики предприятия в области инновационных разработок,  подготовку предприятия к производству новой продукции, а также обеспечение высокой конкурентоспособности разрабатываемой продукции.

К функциям отдела будут относиться:

1.Сбор и систематизация информации о технических новинках и тенденциях на рынках, пожеланиях покупателей;

2.Анализ возможностей предприятия по разработке освоению потенциальных продуктов, оценка риска;

3. Разработка новых и возможные пути модернизации устаревших технологических узлов (комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов) действующего производства;

4. Обеспечение высокого технического уровня разработанных новшеств, их конкурентоспособности, соответствия современным достижениям науки и техники, требованиям технической эстетики и наиболее экономичной технологии производства;

5. Освоение в производстве перспективных  конструкторских разработок, новейших материалов;

6. Обеспечение соответствия новых и модернизированных конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям рациональной организации и охраны труда, нормам техники безопасности;

7. Подготовку технико-экономических обоснований эффективности новых конструкторских разработок, их преимуществ по сравнению с ранее изготовлявшимися;

8. Своевременное составление, согласование и утверждение чертежей и другой технической документации, разработанной отделом;

9. Разработку и проведение мероприятий по сокращению сроков освоения новой техники, стоимости и цикла конструкторской подготовки производства;

10. Участие в монтаже, испытаниях, наладке и пуске новых технологических узлов;

11. Разработку предложений по реконструкции, техническому перевооружению, интенсификации производства, повышению его эффективности и т.д.

Для выполнения данных функций предполагается взаимодействие отдела со структурными подразделениями предприятиями:

1. С плановым экономическим отделом по вопросам финансирования инновационных проектов, разработанных отделом, со всеми необходимыми расчетами с учетом максимальной мобилизации внутрихозяйственных резервов, наиболее рационального использования основных и оборотных фондов. В свою очередь отделом будет предоставлена информация о сроках окупаемости инновационного проекта, ожидаемая среднегодовая прибыль, срок окупаемости проекта, общая стоимость проекта, возможные гарантии по возврату инвестиций.

2. С отделом технического контроля по вопросам получения результатов испытаний опытных образцов продукции, пожеланий и указаний ОТК о конструкторских изменениях продукции, обобщенного анализа рекламационных актов на выпускаемую продукцию, консультаций по улучшению качества продукции. Отдел будет предоставлять необходимую техническую документацию, опытные образцы для контроля, отчеты о выполнении указаний ОТК по улучшению качества продукции, заявки на испытания.

3. С отделами маркетинга и  сбыта  отдел будет связан по вопросам получения сведений о полученных рекламациях; заявок на разовое производство на договорной основе; обобщенных данных о потенциальном покупательском спросе; сведений о конкурентной продукции.

Таким образом, приняв во внимание конкретные предложения по совершенствованию процесса разработки и реализации инновационной стратегии можно предложить алгоритм осуществления организационных преобразований, которые помогут предприятию ОАО «ЛАТО» безболезненно для себя перейти на инновационный путь развития и выпускать высококачественную, конкурентоспособную продукцию. Данный алгоритм включает в себя три стадии. Укрупненная блок-схема этих стадий  приведена на рисунках 5-7.

Информация о работе Инновационная стратегия предприятия