Инновационная стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в обосновании теоретические подходы к инновационной стратегии и разработать практические мероприятия по совершенствованию инновационной стратегии предприятия

Содержание

Введение 5
1. Теоретические основы разработки и реализации инновационной стратегии предприятия 7
1.1 Сущность и содержание инновационной стратегии. 7
1.2 Классификация инновационной стратегии и факторы её определяющие. 11
1.3 Процесс формирования и реализации инновационной
стратегии предприятия. 19
2. Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии предприятия (на примере ОАО «ЛАТО») 25
2.1 Характеристика существующей инновационной стратегии
ОАО «ЛАТО» 25
2.2 Факторы, определяющие нововведения на предприятии 34
2.3 Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии в ОАО «ЛАТО» 40
3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия 45
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса разработки и реализации инновационной стратегии 45
3.2 Совершенствование организации процесса разработки и реализации инновационной стратегии 47
Заключение 53
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по инновационной стратегии предприятия..doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 1 - Технология выбора и реализации инновационной стратегии развития организации

Более детально логику выбора и реализации инновационной стратегии иллюстрирует рис. 2. Согласно этому рисунку, анализ имеет следующую технологическую схему:

6.Неинновационные и инновационные стратегии (каталог известных фирме)

 

7.  Базовые стратегии роста Конкурентные стратегии Функциональные стратегии

 

3 и 10.  Внутренняя инновационная среда Инновационный потенциал (предварительное выявление сильных и слабых сторон потенциала)

 

2. Цели развития фирмы

 

8.Альтернативые инновационные стратегии

 

9.Инновационные цели

 

4 и 11.  Внешняя инновационная среда Инновационный климат (предварительное выявление возможностей и угроз потенциалу фирмы)

 

1. Миссии фирмы (инновационный аспект)

 

13. Вывод.

Предпочтительная  инновационная стратегия. Уточненная инновационная цель. Дерево цели. Нововведение

 

5 и 12.Инновационная среда в целом инновационная позиция (уточненные оценки)

 

Рисунок 2 - Схема стратегического анализа инновационной среды фирмы и выбора инновационной стратегии

1.                       анализируется исходная рыночная ситуация и устанавливается инновационный аспект миссий фирмы;

2.                       формулируются цели развития фирмы (миссия-политика) и устанавливается та цель развития, которая является объектом исследования, для которой ведется поиск инновационной стратегии;

3.                       ведется анализ внутренней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный потенциал для реализации данной цели развития;

4.                       ведется анализ внешней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный климат (содействие или противодействие инновационному потенциалу) для реализации данной цели развития;

5.                       оценивается инновационная позиция фирмы относительно данной цели развития;

6.                       формируется каталог из неинновационных и инновационных стратегий, исходя из опыта фирмы и имеющейся информации о внешнем опыте;

7.                       из известных базовых стратегий роста (интенсивного, нтеграционного, диверсификационного, сокращений) отбираются стратегии, имеющие инновационный аспект и соответствующие рыночной ситуации, которые добавляются в общий каталог инновационных стратегий;

8.                       из сформированного общего каталога инновационных стратегий по критерию наибольшего соответствия цели развития фирмы отбирается стратегии, составляется перечень альтернативных инновационных стратегий (таких стратегий должно быть ограниченное количество, например, не более 3-5);

9.                       по альтернативным инновационным стратегиям формулируются инновационные стратегические цели;

10.                   продолжается анализ внутренней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный потенциал для реализации каждой инновационной стратегии;

11.                   продолжается анализ внешней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный климат  (воздействие внешних условий на инновационный потенциал) для реализации каждой инновационной стратегии;

12.                   оценивается общая инновационная позиция фирмы для каждой инновационной цели;

13.                   из списка альтернативных стратегий выбирается по уточненным критериям одна предпочтительная инновационная стратегия (либо составляется комбинация из нескольких). Формулируется уточненная инновационная стратегическая цель по выбранной предпочтительной инновационной стратегии. Составляется дерево цели и рассчитываются коэффициенты. Описывается будущее нововведение.[17, с. 83-92]

Инновационная стратегия должна быть не только разработана, но и реа­лизована. Для этого руководитель должен своими управленческими действия­ми обеспечить баланс интересов основных участников, заинтересованных в ре­зультатах экономической деятельности предприятия. Это означает, что необ­ходимо соотносить выявленные потребности и интересы и осуществлять мони­торинг их реализации. В противном случае отсутствие баланса интересов ухудшает партнерские отношения между основными субъектами и может при­вести к подрыву, как конкурентоспособности, так и жизнеспособности.

Инновационная стратегия предполагает:

1. Выявление стратегических интересов клиента, собственника, инвестора, пер­сонала: потребностей - клиента; потока инвестиций соответствующей интен­сивности - руководителя; достаточного финансового результата - собствен­ника; эффективного рабочего места - персонала.

2. Определение на этой основе цели инвестиционной деятельности.

3. Разработку технологических и организационных мероприятий достижения баланса интересов: интерес персонала может быть реализован через создание эффективного рабочего места, обеспечивающего производство товара, при­носящего доход, который после сопоставления с затратами на приобретение ресурсов образует финансовый результат, важный для собственника; удовле­творение потребностей клиента зависит от его платежеспособности - резуль­тата организации эффективного рабочего места (возможно, в другой струк­туре), приносящего доход; интерес руководителя реализуется через полно­мочия и коммуникации, отстраиваемые им самим.

4. Руководитель подбирает управляющую команду высококвалифицированных специалистов. Без их участия ни одна стратегия не может быть реализована.

5. Каждый субъект, участвуя в деятельности предприятия, реализует свои "сверхзадачи": собственника - обогащение, персонала - стабильность руко­водителя - стать собственником, клиента устраивает перепроизводство дан­ного товара. С точки зрения предприятия, реализация рыночной стратегии возможна при существовании как минимум равновесия между спросом и предложением, а лучше - дефицита товара. Неудачная стратегия может при­вести к обратным результатам: собственника - к разорению, персонал - к не­стабильности, руководителя - к положению клиента или персонала.

Следовательно, реализация инновационной стратегии должна обеспечить достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности за счет реализации    организационно-технологических    и    коммуникационно-управленческих действий.[21, с.223-227]

В соответствии с необходимостью поддержания жизнеспособности и, следовательно, долговременной конкурентоспособности предприятия его ру­ководитель должен осуществлять мониторинг рыночной позиции предприятия.

 

 

 

2. Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии ОАО «ЛАТО»

2.1 Характеристика существующей инновационной стратегии предприятия

Строительство Алексеевского шиферного завода было начато в 1957 году. Первая технологическая линия по производству кровельного шифера была принята и введена в эксплуатацию 5 июля 1960 года.

ОАО «ЛАТО» расположено в промышленной зоне п. Комсомольского.

С промышленными центрами Мордовия и России связано автомагистралью Москва – Ульяновск и железнодорожной линией Москва – Рузаевка – Казань.

Основными видами деятельности ОАО «ЛАТО» - производство и сбыт асбестоцементных изделий (шифер и асботрубы).

ОАО «ЛАТО» имеет в своем составе 2 основных производства (шиферный и трубный) и вспомогательные подразделения.

Основное направление инновационной деятельности ОАО «ЛАТО» обусловлено опытом работы предприятия в начале 90-х годов. В это «трудное время» советом директоров был сделан вывод о необходимости перехода от массового производства однотипной продукции к многономенклатурному производству, ориентированному на меняющиеся запросы рынка, перехода от жестких технологий к гибким способам производства на современно новой базе применяемых технологий и оборудования. На предприятии постоянно ведется работа по расширению ассортимента выпускаемых строительных материалов, осваиваются новые технологии, ведутся работы по технического перевооружению предприятия.

В качестве приоритетных целей инновационной стратегии  выделяется расширение ассортимента продукции, улучшение ее качества, т.е. проекты, направленные в первую очередь на повышение прибыли в кратчайшие сроки, при крайне незначительной роли повышения гибкости производства, замены снятой с производства устаревшей продукции или снижения загрязнения окружающей среды. Причем эти тенденции в последние три года усиливаются.

К приоритетным направлениям инновационной стратегии ОАО «ЛАТО» можно отнести:

            Расширение ассортимента продукции.

            Улучшение качества продукции.

            Освоение новых рынков сбыта.

            Обеспечение соответствия современным правилам и стандартам.

            Сокращение материальных затрат.

            Сокращение энергозатрат.

            Повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса.

            Замена снятой с производства устаревшей продукции.

            Снижение загрязнения окружающей среды.

В 1998 году на предприятии начат выпуск нового вида продукции - окрашенного шифера. Это стало возможным благодаря коренной реконструкции предприятия (в декабре 1998 г. была смонтирована и пущена в эксплуатацию первая линия, а в сентябре 2001 г. пущена в эксплуатацию вторая линия по окраске шифера). Поначалу все компоненты красок закупались по высокой цене у предприятия – изготовителя, но в 2000 году была смонтирована и пущена в эксплуатацию технологическая линия по приготовлению  водно-дисперсионных красок для окрашивания шифера.

В период с 2000 по 2004 год в ОАО «ЛАТО» были разработаны и реализованы следующие прогрессивные нововведения в области технологии производства:

1.  Самая совершенная в Мордовии технология приготовления акриловых красок используемых для окраски шифера, а также для наружной и внутренней окраски зданий, сооружений из дерева, бетона. Данная технология обеспечивает стопроцентную гарантию качества и долговечность.

2. Разработана и запущена в эксплуатацию линия по производству тротуарной плитки, бордюрного камня.

3.   Смонтирована и пущена в эксплуатацию технологическая линия СМА-256 по производству труб малого диаметра (100-150мм) длиной 4м.

4. Приобретен и смонтирован волнировочно-стопирующий агрегат (вакуумволнировщик).

5.     За счет собственных средств была разработана и пущена в эксплуатацию высокопроизводительная двухручьевая линия СМА–170 по производству семиволнового шифера.

6. Закуплена и установлена технологическая линия СМА–229 по производству плоских крупно- и мелкоразмерных конструкционных листов  для оросителей градирен.

7.    Освоена технология выпуска строительного кирпича, который пользуется большим спросом у населения района и республики. Причина этому низкая цена при относительно хорошем качестве.

Наряду   с реконструкцией на предприятии осваивались новые виды продукции, решались вопросы создания безотходного производства, повышались качественные характеристики выпускаемой продукции.

В 2005 году предприятие ОАО «ЛАТО» осуществило запуск  завода по производству сухих строительных смесей (ООО «Три С»), технология которого, отвечает современному мировому техническому уровню. Общая стоимость проекта  35 млн. руб. в том числе: заемные средства -                             17,5 млн. руб., собственные средства - 17,5 млн. руб.       

Содержание проекта - создание  производства сухих строительных смесей применяемых при кладочных работах, для выравнивания стен и потолков, для устройства пола, для гидро- и теплоизоляционных работ, при плиточных и шпаклевочных работах. Результатом реализации проекта будет производство современных строительных материалов  высшего качества обеспечит строительный комплекс Республики Мордовия и другие регионы  Российской Федерации, страны  ближнего и дальнего   зарубежья. Предполагаемый срок окупаемости проекта - 44 месяца, а ожидаемая среднегодовая прибыль - 7310 тыс. руб.           

Целью строительства является создание новой товарной продукции,  с целью расширения ассортимента, повышения конкурентоспособности за счет повышения технико-экономических показателей.

Информация о работе Инновационная стратегия предприятия