Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в обосновании теоретические подходы к инновационной стратегии и разработать практические мероприятия по совершенствованию инновационной стратегии предприятия
Введение 5
1. Теоретические основы разработки и реализации инновационной стратегии предприятия 7
1.1 Сущность и содержание инновационной стратегии. 7
1.2 Классификация инновационной стратегии и факторы её определяющие. 11
1.3 Процесс формирования и реализации инновационной
стратегии предприятия. 19
2. Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии предприятия (на примере ОАО «ЛАТО») 25
2.1 Характеристика существующей инновационной стратегии
ОАО «ЛАТО» 25
2.2 Факторы, определяющие нововведения на предприятии 34
2.3 Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии в ОАО «ЛАТО» 40
3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия 45
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса разработки и реализации инновационной стратегии 45
3.2 Совершенствование организации процесса разработки и реализации инновационной стратегии 47
Заключение 53
Список используемых источников
Рисунок 1 - Технология выбора и реализации инновационной стратегии развития организации
Более детально логику выбора и реализации инновационной стратегии иллюстрирует рис. 2. Согласно этому рисунку, анализ имеет следующую технологическую схему:
6.Неинновационные и инновационные стратегии (каталог известных фирме) |
| 7. Базовые стратегии роста Конкурентные стратегии Функциональные стратегии |
| 3 и 10. Внутренняя инновационная среда Инновационный потенциал (предварительное выявление сильных и слабых сторон потенциала) | ||
| ||||||
2. Цели развития фирмы |
| 8.Альтернативые инновационные стратегии |
| 9.Инновационные цели |
| 4 и 11. Внешняя инновационная среда Инновационный климат (предварительное выявление возможностей и угроз потенциалу фирмы) |
| ||||||
1. Миссии фирмы (инновационный аспект) |
| 13. Вывод. Предпочтительная инновационная стратегия. Уточненная инновационная цель. Дерево цели. Нововведение |
| 5 и 12.Инновационная среда в целом инновационная позиция (уточненные оценки)
|
Рисунок 2 - Схема стратегического анализа инновационной среды фирмы и выбора инновационной стратегии
1. анализируется исходная рыночная ситуация и устанавливается инновационный аспект миссий фирмы;
2. формулируются цели развития фирмы (миссия-политика) и устанавливается та цель развития, которая является объектом исследования, для которой ведется поиск инновационной стратегии;
3. ведется анализ внутренней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный потенциал для реализации данной цели развития;
4. ведется анализ внешней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный климат (содействие или противодействие инновационному потенциалу) для реализации данной цели развития;
5. оценивается инновационная позиция фирмы относительно данной цели развития;
6. формируется каталог из неинновационных и инновационных стратегий, исходя из опыта фирмы и имеющейся информации о внешнем опыте;
7. из известных базовых стратегий роста (интенсивного, нтеграционного, диверсификационного, сокращений) отбираются стратегии, имеющие инновационный аспект и соответствующие рыночной ситуации, которые добавляются в общий каталог инновационных стратегий;
8. из сформированного общего каталога инновационных стратегий по критерию наибольшего соответствия цели развития фирмы отбирается стратегии, составляется перечень альтернативных инновационных стратегий (таких стратегий должно быть ограниченное количество, например, не более 3-5);
9. по альтернативным инновационным стратегиям формулируются инновационные стратегические цели;
10. продолжается анализ внутренней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный потенциал для реализации каждой инновационной стратегии;
11. продолжается анализ внешней среды фирмы и оценивается предварительно ее инновационный климат (воздействие внешних условий на инновационный потенциал) для реализации каждой инновационной стратегии;
12. оценивается общая инновационная позиция фирмы для каждой инновационной цели;
13. из списка альтернативных стратегий выбирается по уточненным критериям одна предпочтительная инновационная стратегия (либо составляется комбинация из нескольких). Формулируется уточненная инновационная стратегическая цель по выбранной предпочтительной инновационной стратегии. Составляется дерево цели и рассчитываются коэффициенты. Описывается будущее нововведение.[17, с. 83-92]
Инновационная стратегия должна быть не только разработана, но и реализована. Для этого руководитель должен своими управленческими действиями обеспечить баланс интересов основных участников, заинтересованных в результатах экономической деятельности предприятия. Это означает, что необходимо соотносить выявленные потребности и интересы и осуществлять мониторинг их реализации. В противном случае отсутствие баланса интересов ухудшает партнерские отношения между основными субъектами и может привести к подрыву, как конкурентоспособности, так и жизнеспособности.
Инновационная стратегия предполагает:
1. Выявление стратегических интересов клиента, собственника, инвестора, персонала: потребностей - клиента; потока инвестиций соответствующей интенсивности - руководителя; достаточного финансового результата - собственника; эффективного рабочего места - персонала.
2. Определение на этой основе цели инвестиционной деятельности.
3. Разработку технологических и организационных мероприятий достижения баланса интересов: интерес персонала может быть реализован через создание эффективного рабочего места, обеспечивающего производство товара, приносящего доход, который после сопоставления с затратами на приобретение ресурсов образует финансовый результат, важный для собственника; удовлетворение потребностей клиента зависит от его платежеспособности - результата организации эффективного рабочего места (возможно, в другой структуре), приносящего доход; интерес руководителя реализуется через полномочия и коммуникации, отстраиваемые им самим.
4. Руководитель подбирает управляющую команду высококвалифицированных специалистов. Без их участия ни одна стратегия не может быть реализована.
5. Каждый субъект, участвуя в деятельности предприятия, реализует свои "сверхзадачи": собственника - обогащение, персонала - стабильность руководителя - стать собственником, клиента устраивает перепроизводство данного товара. С точки зрения предприятия, реализация рыночной стратегии возможна при существовании как минимум равновесия между спросом и предложением, а лучше - дефицита товара. Неудачная стратегия может привести к обратным результатам: собственника - к разорению, персонал - к нестабильности, руководителя - к положению клиента или персонала.
Следовательно, реализация инновационной стратегии должна обеспечить достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности за счет реализации организационно-технологических
В соответствии с необходимостью поддержания жизнеспособности и, следовательно, долговременной конкурентоспособности предприятия его руководитель должен осуществлять мониторинг рыночной позиции предприятия.
2. Анализ процесса разработки и реализации инновационной стратегии ОАО «ЛАТО»
2.1 Характеристика существующей инновационной стратегии предприятия
Строительство Алексеевского шиферного завода было начато в 1957 году. Первая технологическая линия по производству кровельного шифера была принята и введена в эксплуатацию 5 июля 1960 года.
ОАО «ЛАТО» расположено в промышленной зоне п. Комсомольского.
С промышленными центрами Мордовия и России связано автомагистралью Москва – Ульяновск и железнодорожной линией Москва – Рузаевка – Казань.
Основными видами деятельности ОАО «ЛАТО» - производство и сбыт асбестоцементных изделий (шифер и асботрубы).
ОАО «ЛАТО» имеет в своем составе 2 основных производства (шиферный и трубный) и вспомогательные подразделения.
Основное направление инновационной деятельности ОАО «ЛАТО» обусловлено опытом работы предприятия в начале 90-х годов. В это «трудное время» советом директоров был сделан вывод о необходимости перехода от массового производства однотипной продукции к многономенклатурному производству, ориентированному на меняющиеся запросы рынка, перехода от жестких технологий к гибким способам производства на современно новой базе применяемых технологий и оборудования. На предприятии постоянно ведется работа по расширению ассортимента выпускаемых строительных материалов, осваиваются новые технологии, ведутся работы по технического перевооружению предприятия.
В качестве приоритетных целей инновационной стратегии выделяется расширение ассортимента продукции, улучшение ее качества, т.е. проекты, направленные в первую очередь на повышение прибыли в кратчайшие сроки, при крайне незначительной роли повышения гибкости производства, замены снятой с производства устаревшей продукции или снижения загрязнения окружающей среды. Причем эти тенденции в последние три года усиливаются.
К приоритетным направлениям инновационной стратегии ОАО «ЛАТО» можно отнести:
Расширение ассортимента продукции.
Улучшение качества продукции.
Освоение новых рынков сбыта.
Обеспечение соответствия современным правилам и стандартам.
Сокращение материальных затрат.
Сокращение энергозатрат.
Повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса.
Замена снятой с производства устаревшей продукции.
Снижение загрязнения окружающей среды.
В 1998 году на предприятии начат выпуск нового вида продукции - окрашенного шифера. Это стало возможным благодаря коренной реконструкции предприятия (в декабре 1998 г. была смонтирована и пущена в эксплуатацию первая линия, а в сентябре 2001 г. пущена в эксплуатацию вторая линия по окраске шифера). Поначалу все компоненты красок закупались по высокой цене у предприятия – изготовителя, но в 2000 году была смонтирована и пущена в эксплуатацию технологическая линия по приготовлению водно-дисперсионных красок для окрашивания шифера.
В период с 2000 по 2004 год в ОАО «ЛАТО» были разработаны и реализованы следующие прогрессивные нововведения в области технологии производства:
1. Самая совершенная в Мордовии технология приготовления акриловых красок используемых для окраски шифера, а также для наружной и внутренней окраски зданий, сооружений из дерева, бетона. Данная технология обеспечивает стопроцентную гарантию качества и долговечность.
2. Разработана и запущена в эксплуатацию линия по производству тротуарной плитки, бордюрного камня.
3. Смонтирована и пущена в эксплуатацию технологическая линия СМА-256 по производству труб малого диаметра (100-150мм) длиной 4м.
4. Приобретен и смонтирован волнировочно-стопирующий агрегат (вакуумволнировщик).
5. За счет собственных средств была разработана и пущена в эксплуатацию высокопроизводительная двухручьевая линия СМА–170 по производству семиволнового шифера.
6. Закуплена и установлена технологическая линия СМА–229 по производству плоских крупно- и мелкоразмерных конструкционных листов для оросителей градирен.
7. Освоена технология выпуска строительного кирпича, который пользуется большим спросом у населения района и республики. Причина этому низкая цена при относительно хорошем качестве.
Наряду с реконструкцией на предприятии осваивались новые виды продукции, решались вопросы создания безотходного производства, повышались качественные характеристики выпускаемой продукции.
В 2005 году предприятие ОАО «ЛАТО» осуществило запуск завода по производству сухих строительных смесей (ООО «Три С»), технология которого, отвечает современному мировому техническому уровню. Общая стоимость проекта 35 млн. руб. в том числе: заемные средства - 17,5 млн. руб., собственные средства - 17,5 млн. руб.
Содержание проекта - создание производства сухих строительных смесей применяемых при кладочных работах, для выравнивания стен и потолков, для устройства пола, для гидро- и теплоизоляционных работ, при плиточных и шпаклевочных работах. Результатом реализации проекта будет производство современных строительных материалов высшего качества обеспечит строительный комплекс Республики Мордовия и другие регионы Российской Федерации, страны ближнего и дальнего зарубежья. Предполагаемый срок окупаемости проекта - 44 месяца, а ожидаемая среднегодовая прибыль - 7310 тыс. руб.
Целью строительства является создание новой товарной продукции, с целью расширения ассортимента, повышения конкурентоспособности за счет повышения технико-экономических показателей.