Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа
Цель данной работы – повышение эффективности деятельности предприятия посредством совершенствования организации розничной продажи товаров
Тема данной работы актуальна в современных рыночных условиях. Ведь чем качественнее будет осуществляться розничная продажа товаров, тем лучше будут раскрываться ее функциональные возможности, а именно:
исследование конъюнктуры, сложившейся на товарном рынке;
определение спроса и предложения на конкретные виды товаров;
осуществление поиска товаров, необходимых для розничной торговли в конкретной рыночной ситуации.
Ку — коэффициент установочной площади;
Sу — установочная площадь, м2;
Sт.з. — площадь торгового зала, м2.
Однако эффективность
Площадь выкладки (демонстрационная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.
Показателем, характеризующим степень
использования площади
Квыкл. — коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров;
Sвыкл. - площадь выкладки товаров, м2;
Sт.з — площадь торгового зала, м2.
Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75 %. Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 кв. м торговой площади на покупателя.
В магазинах, где торговля ведется
через прилавок обслуживания, выделяется
площадь для организации
Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.
Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют формулу:
К — количество рабочих мест контролеров-кассиров;
П — площадь торгового зала, м2;
в — среднее время расчета с одним покупателем;
п — площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2;
3600 — количество секунд в 1 ч;
и — коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.
Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.
Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.
Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционные формы обслуживания покупателей, зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.
Планировка узла расчета должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать применение совмещенной системы "вход — выход". При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т.д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям:
Важную роль в организации бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций.
Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места.
Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал.
Помещения для хранения товаров
по своему устройству должны отвечать
требованиям рационального
Торгово-технологическое
Мебель для торговых залов магазинов. Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.
Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам:
По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных предприятий.
По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды:
По товарному профилю
По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную и сборно-разборную. Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация.
Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отбор наиболее рациональных типов торговой мебели. Мебель для торговых предприятий делится на следующие основные типы: пристенные и островные горки; секции замкнутых зон внутри торгового зала; прочие товароносители. Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.
Рис.1. Горки пристенные и островные: а— горка пристенная универсальная; б — горка пристенная для парфюмерии; в — горка пристенная для парфюмерии, галантерей, канцелярских и других товаров; а — горка пристенная для одежды; д — горка островная для обуви; е — горка островная для головных уборов; ж — схема сборки островной горки: 1 — регулируемая опора; S — стойка перфорированная; 3 — подшкафник; 4 — задняя стенка; 5— полка; 6— кронштейн для полки; 7— штанга соединительная (стяжка)
Различают универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных продовольственных и непродовольственных товаров, и специализированные горки. Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные — в средней части торгового зала.
Прилавки используют для отпуска различных товаров, размещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров.
Рис.2. Прилавок для отпуска товаров
Прилавки-витрины в отличие от прилавков имеют частично или полностью застекленную верхнюю часть.
Вешала бывают одно- и двухъярусные, стационарные и передвижные.
Рис.3. Вешало двух штанговое двухъярусное
Кассовые кабины являются рабочим местом контролера-кассира. Они оснащаются вращающимся стулом с подъемным сиденьем.
Для оснащения подсобных помещений применяют стеллажи, подтоварники, поддоны, вешала.
Унификация — приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели.
Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Для оценки уровня унификации торговой мебели может быть использована формула:
Q1 — количество унифицированных элементов, входящих в изделие;
Q2 — общее количество элементов, входящих в изделие.
Стандартизация торговой мебели предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приемки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.
Мебель для торговых помещений должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров и создавать максимум удобства при отборке товаров покупателями. Она должна отвечать эксплуатационно-техническим, экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
Эксплуатационно-технические требования. Они прежде всего предусматривают, чтобы торговая мебель имела стандартные размеры, что позволяет производить ее сборку из отдельных элементов методом агрегатирования. Длина, высота и ширина изделий должны отвечать параметрам помещений магазина и соответствовать различным свойствам товаров и стандартизированным размерам упаковки.
Наиболее высокими эксплуатационно-техническими характеристиками обладает универсальная торговая мебель, собранная из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов. Универсальность мебели предусматривает широкое ее применение для разнообразных групп товаров в различных типах магазинов.
Кроме того, торговая мебель должна обеспечивать рациональное использование площади торгового зала, быть пригодной для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивать наглядность показа и удобства отборки их покупателями. Это достигается за счет применения более емкой мебели, имеющей большую площадь экспозиции товаров, укомплектованную наполочными и навесными корзинами, другими приспособлениями для выкладки товаров, различными типами тары-оборудования.
Важным эксплуатационно-
Экономические требования. При проектировании мебели для торговых залов магазинов стремятся к тому, чтобы она была недорогой и экономичной в эксплуатации. Она должна изготовляться простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с использованием современной технологии производства. Важными условиями снижения стоимости торговой мебели и повышения ее экономичности является организация массового индустриального производства, простота технологического процесса, возможность замены отдельных деталей и узлов в процессе ее ремонта, а также реконструкции и перепланировки магазина. Она должна занимать, возможно, меньшую площадь торгового зала и подсобных помещений, но быть достаточно емкой, обеспечивающей выкладку и хранение необходимого количества товаров.
Информация о работе Организация продажи и оказание услуг на примере салона сотовой связи ООО «СТЕЛС»