Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение бизнес – плана в организации. Достижение намеченной цели предполагает решение следующих основных задач:
Изучить сущность, функции и необходимость бизнес – планирования.
Определить типы бизнес – планов.
Изучить отечественный и зарубежный опыт бизнес – планирования.
Проанализировать организационно – экономическую характеристику «Строительного треста № 20».
Введение ……………………………………………………..…………………..........
1.БИНЕС – ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ..……….………………….…….……….
1.1.Сущность,функции и необходимость бизнес – плана …………………………
1.2. Основные типы бизнес – планов………………………………………………...
1.3. Отечественный и зарубежный опыт бизнес – планирования ………………...
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЯ «СТРОИТЕЛЬНОГО ТРЕСТА №20………….………………………………...…
2.1. Организационно – экономическая характеристика «Строительного треста № 20»…………………………………………………………………….………….....
2.2.Использование бизнес – планирования в «Строительном тресте №20»…………………………………………………………….…………………......
2.3.Оценка эффективности бизнес – планирования «Строительного треста №20»…………………………………………………………………..…………….....
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЯ «СТРОИТЕЛЬНОГО ТРЕСТА №20»……………………………………………..
3.1. Основные направления совершенствования бизнес – планирования «Строительного треста № 20»………………………………………………....……..
3.2. Эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию бизнес – планирования «Строительного треста № 20»……………………….…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
Цель любого бизнес-плана — достижение желаемого результата деятельности на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени.
Бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.
Самим разработчикам бизнес-план
помогает продумывать и решать конкретные
вопросы, связанные с налаживанием
производства, маркетинга, организацией
управления и контроля, поиском партнеров
и источников финансирования и т.п.
Управленческому персоналу
Сотрудникам фирмы бизнес-план
необходим для получения ясного
представления о стратегических
направлениях развития, о тактике
руководства фирмы. Информация об этом
позволяет персоналу
Объективно говоря, составление бизнес - плана не только мобилизует руководителей фирм на более тщательное изучение своей деятельности, в том числе в процессе воплощения планов, но и делает управление более эффективным.
Любой бизнес-план включает в себя как минимум следующие сведения: описание фирмы (название, юридическую форму собственности, направление деятельности, производимые товары и услуги, управление, финансы), производственный план (для фирм, участвующих в производственной деятельности), маркетинг-план, финансовый план и приложения.
Бизнес-планирование в современном мире является общепризнанной методологией, неотъемлемой частью работ по управлению деловыми проектами.[8, с.18]
Процесс составления плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес -предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
Бизнес-план не только является внутренним документом предприятия, но и может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности, проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Они должны изучить бизнес-план перед рассмотрением возможности капиталовложения и поэтому часто даже не встречаются с разработчиками проекта без тщательной проработки самого бизнес-плана. С этой точки зрения, он призван продемонстрировать выгодность для них реализации предлагаемого проекта. Весьма часто предприятия сталкиваются с необходимостью привлечения средств инвесторов, использования кредитов и займов, поскольку собственных финансовых ресурсов для прибыльной предпринимательской деятельности обычно не хватает.
Логика развития и динамика современного рынка ясно свидетельствуют, что каждому предпринимателю для успешного развития своего бизнеса нужен бизнес-план. Причем составлять его надо на высоком профессиональном уровне. Без детального бизнес-планирования не обойтись не только на этапе создания своего дела, но и на стадиях продвижения товара или услуги на рынок, расширения бизнеса, при выходе на новые рынки, а также в случае реорганизации компаний и производств, осуществлении инвестиционных проектов.
Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию развиваться, расширять и укреплять свои позиции на рынке, составлять перспективные планы своего развития.
Сложность бизнес – планирования в современных условиях заключается в том, что некоторые процессы (например, кризисы, забастовки и др.) вообще не поддаются точному планированию, а многие показатели, характеризующие рынок в целом, деятельность конкурентов, объемы спроса и т. п., обладают невысокой степенью достоверности и точности. Поэтому зачастую бизнес –планирование базируется на неполных данных, что предполагает не только необходимость контроля за выполнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей. [12, с.215]
1.2. Основные типы бизнес – планов
Планирование — это построение плана, способа будущих действий, определение «экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели. Планирование является одной из важнейших предпосылок оптимального управления производством в организации. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление приводят, как правило, к большим экономическим потерям, явлениям неплатежеспособности организаций.
План является руководством к действию, исполнению. Он используется для обоснования предпринимательской идеи, ее перспективности, обоснования финансового оздоровления организации и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств.
В практике планирования в зависимости от решаемых организацией задач можно выделить следующие типы бизнес-планов:
1)Производственный (
Разработку производственного
бизнес-плана можно условно
Первый этап разработки производственного бизнес-плана начинается на предприятии в октябре-ноябре с подведения итогов работы за 9 месяцев текущего года и определения возможных результатов работы за год, что служит базой для последующего управленческого анализа. Анализируются прежде всего рынок, тенденции, политико-правовые позиции, конкуренты.
Бизнес-план дает руководству организации общие знания о состоянии деловой, экономической ситуации в конкретной сфере ее деятельности.
Принципиально важно то,
что будущий успех
На этапе разработки проекта производственного бизнес-плана определяются те основные технические, организационные изменения на производстве, которые должны произойти в плановом периоде. В первую очередь разрабатывается план технического развития и совершенствования организации производства. С учетом разработанного плана оргтехмероприятий уточняются нормы и нормативы, которые будут действовать в предстоящем плановом периоде. На первом этапе разработки производственного бизнес-плана определяются потенциальные поставщики материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, потенциальные потребители готовой продукции, работ и услуг, а если планируется расширение или техническое перевооружение производства, то и потенциальные инвесторы. На основании этих данных разрабатывается проект производственного бизнес-плана организации.
Второй этап разработки производственного бизнес-плана начинается в декабре текущего года, когда уже заключены договоры на поставку материальных, топливно-энергетических ресурсов, готовой продукции, на выполнение работ, оказание услуг во время работы выставок, ярмарок, а также в результате постоянных прямых связей с организацией одной технологической цепочки. На втором этапе уточняются разделы и показатели проекта производственного бизнес-плана, принимаются окончательные варианты производственно-хозяйственной деятельности и бизнес-план утверждается руководителем организации (фирмы).
Производственный (внутренний) бизнес-план может состоять из следующих разделов (самостоятельных планов):
2)Инвестиционный бизнес-план, предусматривающий строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). Этот план является инструментом для привлечения инвесторов. В инвестиционном бизнес-плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов — обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им;
3)Бизнес-план финансового оздоровления, который составляется организацией, находящейся в состоянии неплатежеспособности, и предлагает финансовое оздоровление организации в период наблюдения или внешнего управления ее имуществом;
4)Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств организации или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.
Производственное бизнес-
5)Экономический бизнес – план. К бизнес-планам экономических проектов относятся приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов. Они обладают своими особенностями: главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта; то же самое относится к срокам проекта; ресурсы для проекта предоставляются по мер необходимости в рамках возможного; расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.
6)Организационный бизнес
– план. Организационные бизнес-планы
направлены на реформирование
предприятия, реализацию
7)Антикризисный бизнес-план.
8)Бизнес-план освоения технологии в производстве.
9)Бизнес-план позиционирования на рынке .
10)Бизнес-план, ориентированный на сбыт.
11)Бизнес-план, основанный на вопросах производства.
12)Бизнес-план, ориентированный
на расширение за счет
13)Бизнес-план, посвященный отдельной проблеме или решению проблем.
14)Бизнес-план по вопросам финансирования. [14, с.18]
Все особенности проекта, для которого составляется бизнес-план, находят свое выражение в определенных разделах и влияют на само содержание бизнес-плана.
1.3. Отечественный и зарубежный опыт бизнес – планирования
В условиях ужесточения конкуренции на внутреннем и внешних рынках белорусским предприятиям все большее внимание приходится уделять комплексному совершенствованию собственной системы управления. Эффективная система управления в быстро меняющейся рыночной обстановке немыслима без четкой стратегии развития (бизнес – плана). [7, с.31]
Однако анализ экономической ситуации на предприятиях Республики Беларусь показывает, что значительное число субъектов хозяйствования не выполняет задания бизнес-планов. Причины такого невыполнения общеизвестны. Первая причина заключается в постановке нереалистичных целей, сформулированных без учета тенденций, складывающихся во внешней среде, и уровня научно-технологического развития предприятий. Вторая кроется в недостатках методического обеспечения систем внутрифирменного планирования. [5, с.118]
Годовые бизнес-планы в нашей стране должны быть разработаны в соответствии с методикой, утвержденной Министерством экономики Республики Беларусь. Кроме того, практически у всех министерств и ведомств существуют собственные рекомендации по разработке бизнес-планов. [9, с.22]
Государственные предприятия обязаны ежегодно предоставлять планы текущего и перспективного развития вышестоящим организациям. Еще лет пять назад в Республике Беларусь не было никаких регламентов по бизнес - планированию. В настоящее время начала появляться нормативная база, все больше компаний осуществляет регулярное планирование своей деятельности, растет качество подготовки бизнес-планов. А сам бизнес-план превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход компании. [10, с.20]