Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:51, курсовая работа
Цель работы: анализ политики планирования сбытом на предприятиях Украины, а также мирового опыта; анализ работы одного из предприятий посредством разработки и планирования управленческих решений в области сбыта.
Опираясь на теоретический материал, были разработаны предложения по увеличению сбыта на МПК «Мястрейд».
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...4
1. Система сбыта на предприятии …………………………………………………….6
1.1. Сбытовая политика фирмы, ее элементы …………………………….......6
1.2. Виды сбыта, признаки их классификации ………………………..............7
2. Планирование сбыта продукции ……………………………………….………....12
2.1. Разработка плана поставки …………………………………………….…12
2.2 Разработка плана реализации ……………………………………………..12
2.3 Разработка плана поставки по видам продукции …………………….…..13
2.4. Планирование товародвижения ……………………………………….…14
2.5. Система планирования …………………………………………………...16
3. Планирование службы сбыта на предприятии …………………………..............18
3.1. Планирование сбытовой сети ……………………………………………18
3.1.1. Планирование канала сбыта …………………………………….23
3.1.2. Планирование стратегии охвата рынка ………………………...25
3.1.3. Планирование коммуникационной
стратегии в системе сбыта ………………………………………26
3.1.4. Стимулирование сбыта ………………………………………….28
3.2. Планирование отдела сбыта на предприятии …………………………...31
4. Планирование сбыта на примере МПК «Мястрейд» ……………………………45
4.1. Общая характеристика предприятия ………………………………….…45
4.2. Сбытовая политика МПК «Мястрейд» ………………………………….47
4.3. Анализ факторов, влияющих на выбор
канала сбыта МПК «Мястрейд» ………………………………………...49
5. Предложения по планирование сбыта на МПК «Мястрейд» ………………...…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….….........58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….……………60
Сбытовая сеть может быть определена как структура, сформированная партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение индивидуальных потребителей или индустриальных пользователей. Этими партнерами являются изготовители, посредники и конечные пользователи — покупатели. Любой сбытовой канал выполняет определенный набор функций, необходимых для осуществления обмена.
Функции сбыта:
Рис. 3.1. Последовательность решений по каналам сбыта
Выполнение рассмотренных
Таким образом, наличие канала сбыта планирует распределение функций и потоков между участниками обмена. Ключевой вопрос при организации сети не в том, должны ли существовать эти функции и потоки, но скорее в том, кто из участников канала будет их выполнять. Можно наблюдать большое разнообразие в распределении функций не только для разных рынков, но и в пределах одного рынка.
Высокий уровень затрат постоянно
побуждает предприятия к планир
Сокращение числа контактов обеспечивается путем организации торговли через оптового торговца. Приведем пример: товар данной группы изготавливают 3 изготовителя, а потребляют 5 потребителей. Возможны две наиболее простые схемы сбыта товаров:
Экономия на масштабе сбытовых операций получается за счет группировки предложений многих изготовителей. Посредник способен выполнять определенные функции в большем объеме, чем отдельный изготовитель. Например, издержки торгового представителя оптовой фирмы могут быть распределены по нескольким производителям. В результате расходы на выполнение функции продажи уменьшаются по сравнению с вариантом, когда каждый производитель должен иметь свой торговый персонал.
Уменьшение функционального несоответствия между поставками и заказчиками тоже обеспечивается организацией сбыта через посредников. Приобретая крупные количества товаров, обеспечивая их хранение и разбиение на мелкие партии, оптовые и розничные торговцы дают возможность изготовителям и потребителям иметь дело с более удобными для них масштабами поставок. В отсутствие посредников изготовитель должен был выпускать товары мелкими партиями, чтобы адаптироваться к объему заказов, поступающих от отдельных покупателей. Кроме того, он был бы вынужден создавать большие запасы. Если одна организация принимает на себя два разных вида деятельности, например производство и сбыт, оптимальные масштабы для которых различны, она вынуждена осуществить по крайней мере один из этих видов в масштабе, который больше или меньше оптимального. Последствием этого будет повышение издержек в сравнении со случаем, когда оба действия выполняются раздельно на своем оптимальном уровне.
Улучшение ассортимента товаров — одно из требований потребителей. Ассортимент, предлагаемый изготовителем, в большей мере определяется требованиями однородности в производстве, применяемыми сырьевыми материалами, технологическими знаниями и т.д., тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления и взаимозаменяемостью товаров. Обычно потребителям нужны разнообразные товары в небольших количествах, тогда как изготовители производят ограниченный набор товаров в больших объемах. Следовательно, роль посредников состоит в обеспечении разнообразия товаров, чтобы покупатели могли в одной сделке приобрести несколько товаров, сэкономив на этом свое время и необходимые усилия. Аналогичная экономия создается и для изготовителя. Например, фирма, специализирующаяся на инструментах определенного вида, не сможет открыть собственные магазины, если не начнет предлагать в них широкий ассортимент товаров, обычно имеющихся в магазинах этого типа. Очевидно, что торговцу легче обеспечить этот ассортимент, обратившись к нескольким изготовителям, особенно если они являются конкурентами.
Улучшение обслуживания покупателя обеспечивается, когда этим занимается посредник, т.к. он ближе к покупателю, лучше знает местные условия и условия применения товара. Посреднику легче приспособиться к местным условиям, обеспечить лучшее послепродажное обслуживание и другие услуги. Однако это превосходство посредников не является непоколебимым. В условиях конкуренции посредникам постоянно приходится повышать качество услуг и снижать издержки.
Планирование структуры канала сбыта сводится к решению вопроса о распределении обязанностей между участниками процесса обмена. С точки зрения фирмы, прежде всего нужно решить, следует ли поручать кому-либо часть функций сбыта, и если да, то в каких пределах и на каких условиях.
Существует четыре класса посредников, которые могут быть включены в канал сбыта:
Вертикальная структура канала характеризуется числом уровней, отделяющих производителя от конечного пользователя (без посредников, с одним или несколькими посредниками). С точки зрения производителя, чем длиннее канал, тем труднее его контролировать.
Фирма обычно планирует использование нескольких каналов сбыта с целью создать конкурентную ситуацию, соперничество между торговцами, либо с целью выхода в несколько сегментов с различными покупательскими привычками. Например, аппаратура с маркой "Филипс" продается на рынках уцененных товаров, в гипермаркетах, в крупных магазинах, в магазинах новинок, вплоть до розничных магазинов, принадлежащих самой фирме "Филипс". Корейская фирма "Самсунг Электроникс", реализуя на украинском рынке свою продукцию через дистрибьюторов и быстро расширяющуюся дилерскую сеть, в то же время активно создает собственные фирменные магазины, склады и центры по обслуживанию своей продукции.
Таблица 3.1. Критерии планирования сбытового канала
Учитываемые характеристики |
Прямой |
Непрямой канал |
Особенности и условия реализации выбора | |
канал |
короткий |
длинный | ||
1. Характеристики Многочисленные |
** |
*** |
принцип сокращения числа контактов играет важную роль | |
высокая концентрация |
** |
*** |
низкие издержки на один контакт | |
крупные покупки |
*** |
издержки на установление контактов быстро амортизируются | ||
нерегулярные покупки |
** |
*** |
повышенные издержки при частых и малых издержках | |
операционная поставка |
** |
*** |
наличие запасов вблизи точки продажи | |
2. Характеристика товаров: |
| |||
расходные продукты |
*** |
необходимость быстрой доставки | ||
большие объемы |
*** |
** |
минимизация транспортных операций | |
технически несложные |
** |
*** |
низкие требования по обслуживанию | |
Нестандартизованные |
*** |
товар должен быть адаптирован к специфическим потребностям | ||
в стадии запуска |
*** |
** |
необходимо тщательное слежение за новым товаром | |
высокая ценность |
*** |
издержки на установление контактов быстро амортизируются | ||
3. Характеристика фирмы: |
| |||
ограниченные финансовые ресурсы |
** |
*** |
сбытовые издержки пропорциональные объему продаж | |
полный ассортимент |
*** |
** |
фирма может предложить полное обслуживание | |
желателен хороший контроль |
*** |
минимизация числа экранов между фирмой и ее рынком | ||
широкая известность |
** |
*** |
хороший прием со стороны системы сбыта | |
широкий охват |
** |
*** |
сбыт должен быть интенсивным |
*** Наиболее предпочтительный
В сбытовой сети можно наблюдать различные варианты конкуренции:
Эволюция системы сбыта, имевшая место в последние десятилетия, резко обострила конкуренцию между посредниками всех типов. Одним из проявлений этой конкуренции стало развитие вертикальных маркетинговых систем, которые имеют следующие разновидности:
Планирование конкретного канала сбыта определяется прежде всего ограничениями, накладываемыми целевым рынком, факторами поведения покупателей, особенностями товара и фирмы и другими факторами (табл. 3.1.).
При планировании непрямого канала сбыта возникает вопрос, сколько требуется посредников, чтобы обеспечить уровень охвата рынка, который необходим для решения задачи проникновения на рынок.
Различают три стратегии охвата рынка[10]: