Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:40, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение теоретических основ и приобретение практических навыков планирования финансового состояния предприятия, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения.
Введение ……………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы управления финансами предприятия ………………….5
1.1 .Структура и процесс управления финансами предприятия ………………5
1.2 .Цели, задачи и базовые концепции финансового менеджмента ………..12
2. Методические основы анализа финансового состояния предприятия …….....19
2.1.Методы и модели анализа финансового состояния ……………………...19
2.2.Методика расчета показателей оценки финансового состояния ………..25
2.3.Прогнозирование несостоятельности (банкротства) предприятия ……...33
3. Анализ финансового состояния ЗАО «Вымпел» ………………………………39
Заключение…………………………………………………………………………….59
Список использованной литературы ...………………………………………………61
Приложение………………………………………………………………………….....64
2. Концепция временной оценки денег, смысл которой состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через некоторое время, неравноценны.
Эта неравноценность определяется действием трех основных причин, а именно: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.
3. Концепция компромисса
между риском и доходностью.
Получение любого дохода в
бизнесе связано с
4. Концепция стоимости капитала. Обслуживание того или иного источника обходится предприятию не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость: например за банковский кредит необходимо платить проценты, за выпуск акций - выплачивать дивиденды и т. п. Количественная оценка стоимости капитала имеет важнейшее значение при анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия.
5. Концепция асимметричной информации.
Отдельные категории лиц могут владеть
информацией, недоступной всем участникам
рынка в равной мере. В
этом случае говорят о наличии асимметричной
информации. Носителями такой
информации чаще всего могут быть менеджеры
и отдельные владельцы
предприятия. Эта информация
может использоваться ими
различными
способами. Асимметричность информации
способствует существованию рынка капитала,
так как каждый потенциальный инвестор
имеет собственное мнение по поводу соответствия
цены и внутренней стоимости финансового
инструмента. Каждый полагает, что именно
он обладает некой информацией, недоступной
другим участникам рынка. Чем большее
число участников придерживается такого
мнения, тем более активно осуществляются
операции купли-продажи.
6. Концепция агентских отношений. По мере усложнения форм организации
бизнеса, данная концепция становится
все актуальней. Большинству
предприятий присущ разрыв между функцией
владения и функцией управления
и контроля. Интересы
владельцев предприятия
и его управленческого
персонала могут не совпадать (например,
альтернативное решение - получение
сиюминутной прибыли или получение большей
прибыли в перспективе). Чтобы
сгладить возможные противоречия
между участниками группы,
в частности ограничить возможность
нежелательных действий менеджеров,
владельцы предприятия вынуждены
нести так называемые
агентские издержки. Их величина
должна учитываться при принятии решений
финансового характера.
7. Концепция альтернативных издержек (затрат упущенных возможностей). Принятие любого решения финансового характера почти всегда связано с отказом от альтернативного варианта.
Обычно решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, выражаемых в виде абсолютных или относительных показателей. Концепция альтернативных затрат играет важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора политики кредитования покупателей и др.
8. Концепция временной
неограниченности
2. Методические основы анализа финансового состояния предприятия
2.1. Методы и модели анализа финансового состояния
Основным элементом
метода любой науки является ее научный
аппарат. В
настоящее время практически невозможно
обособить приемы и методы
какой-либо науки как присущие
исключительно ей. В финансовом планировании
и управлении применяются различные методы,
разработанные изначально в рамках той
или иной экономической науки.
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии /15, с. 15/.
К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
Существуют различные классификации методов анализа. В.В. Ковалев выделяет неформализованные и формализованные методы анализа /15, с. 58/. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.д. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов. Перечислим некоторые из них.
Классические методы
анализа хозяйственной
Традиционные методы экономической статистики:
Математико-статистические методы изучения связей:
Эконометрические методы:
Методы экономической кибернетики и оптимального программирования:
Методы исследования операций и теории принятия решении:
Безусловно, не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее, некоторые их элементы уже используются, в частности, это относится к методам дисконтирования, машинной имитации, корреляционно-регрессивного анализа, факторного анализа, обработки рядов динамики и др.
А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин /21, с. 210-211/ предлагают другую классификацию финансового анализа:
1) горизонтальный (временной)
анализ - сравнение каждой
позиции
отчетности с предыдущим периодом;
2) вертикальный (структурный) анализ
- определение структуры итоговых
финансовых показателей с выявлением
влияния позиции отчетности на
результат в целом;
3) трендовый анализ - сравнение каждой
позиции отчетности с рядом
предшествующих периодов
и определение тренда,
т.е. основной
тенденции динамики показателя, очищенной
от случайных влияний и индивидуальных
особенностей отдельных периодов.
С помощью тренда формируют возможные
значения показателей в будущем, а, следовательно,
ведется перспективный прогнозный анализ;
4) анализ относительных
показателей (коэффициентов)
расчет
отношений между отдельными
позициями отчета или позициями
разных форм отчетности, определение взаимосвязей
показателей;
5) сравнительный (пространственный) анализ
- это внутрихозяйственный
анализ сводных показателей отчетности
по отдельным показателям
фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов,
так и межхозяйственный
анализ показателей данной фирмы с показателями
конкурентов, со
среднеотраслевыми и средними хозяйственными
данными;
6) факторный анализ - анализ влияния отдельных
факторов (причин) на
результативный показатель
с помощью детерминированных
или
стохастических приемов
исследования. Причем факторный
анализ
может быть как прямым (собственно анализ),
когда результативный
показатель дробят на составные части,
так и обратным (синтез), когда
его отдельные элементы
соединяют в общий
результативный
показатель. Факторный анализ может быть
как прямым, так и обратным, т. е. синтез
- соединение отдельных элементов в общий
результативный показатель.
Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.
Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.
Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.
1. Дескриптивные модели, известные так
же, как модели описательного
характера, являются основными для оценки
финансового состояния
предприятия. К ним относятся: построение
системы отчетных балансов,
представление финансовой отчетности
в различных аналитических
разрезах, вертикальный и горизонтальный
анализ отчетности, система
аналитических коэффициентов, аналитические
записки к отчетности.
2. Предикативные модели это
модели предсказательного,
прогностического характера. Они используются
для прогнозирования
доходов предприятия и его будущего финансового
состояния. Наиболее
распространенными из них являются:
3. Нормативные модели.
Модели этого типа
позволяют сравнить
фактические результаты деятельности
предприятий с ожидаемыми, т.е.
рассчитанными по бюджету. Эти модели
используются в основном во
внутреннем финансовом
анализе. Их сущность
сводится к
установлению нормативов
по каждой статье
расходов и по
технологическим процессам, видам изделий,
центрам ответственности и
т.п. и к анализу отклонений фактических
данных от этих нормативов.
Анализ - в значительной степени базируется
на применении жестко
детерминированных факторных моделях.
Финансовая деятельность - это рабочий язык бизнеса, и практически невозможно анализировать операции или результаты работы предприятия иначе, чем через финансовые показатели.
Информация о работе Разработка финансового плана организации ЗАО «Вымпел»