Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:56, контрольная работа

Описание

Цена – это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли-продажи, т. е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность, представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара. Сущность цены определяется двумя основными теориями.
Основы первой теории – стоимостной теории цены – были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены была последовательно разработана К. Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории товар имеет стоимость и цену.

Работа состоит из  1 файл

ценообразование.docx

— 49.28 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЮ  И НАУКИ РФ

Федеральное Агентство по образованию

 

 

Костромской государственный  технологический университет

 
Кафедра экономики и управления

 

 

 

Контрольная работа

по предмету «Ценообразование»

Вариант № 10

 

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома 2012

  1. Цена как экономическая категория и её роль в экономике

1.1 Значение и сущность  цен

Цена – это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли-продажи, т. е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность, представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара.

Сущность цены определяется двумя основными теориями.

Основы первой теории –  стоимостной теории цены – были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены была последовательно разработана К. Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории товар имеет стоимость и цену.

Стоимость представляет собой реализованный в товаре общественно полезный труд, причем труд должен соответствовать средним для рассматриваемого периода условиям, производительности и интенсивности. Каждый отдельный товар представляет собой результат труда, соответственно обладает определенной стоимостью, которая делает все товары качественно однородными, т. е. сопоставимыми и соизмеримыми.

Причем в рамках стоимостной  теории цены труд, воплощенный в  товарах, также становится качественно  однородным, абстрактным трудом.

Величины абстрактного труда, отражающиеся в стоимости товара, можно сравнивать. Посредством сравнения  стоимостей товара, а следовательно, и величин абстрактного труда, устанавливаются объективные пропорции обмена и купли-продажи товаров.

Цена согласно теории К.Маркса представляет собой денежное выражение  стоимости товара. Цена может быть не тождественна стоимости.

В стоимостной теории цены четко различаются понятия цены и стоимости. Стоимость представляет собой объективную основу цены.

Вторая теория утверждает, что цена определяется суммой финансовых затрат при самом оптимальном  способе использования ресурсов производства. Причем рыночная цена товара определяется не столько в зависимости  от финансовых затрат производителя, сколько  в зависимости от непосредственной оценки этих затрат с точки зрения полезности самим покупателем. Цена представляет собой самостоятельную, независимую внестоимостную величину, в определении которой главную роль играет оценка покупателя, а не финансовые затраты производителя. Цена не зависит от стоимости.

Итак, первая теория утверждает, что цену определяет предложение (стоимость), а вторая – что цену определяет спрос (полезность).

Цена представляет собой  определенную денежную сумму, за которую  продавец готов продать товар, а  покупатель готов его приобрести.

 

1.2 Функции цен

Функциями цены являются только те внешние проявления свойств, которые характерны для любой цены независимо от ее вида.

Цены выполняют следующие  функции:

  1. учетная функция;
  2. стимулирующая функция;
  3. распределительная функция;
  4. функция установления баланса между спросом и предложением;
  5. функция рационального размещения производства.

Учетную функцию называют также функцией учета и измерения затрат общественного труда. Цена выполняет учетную функцию, так как по определению представляет собой денежное выражение стоимости. Цена показывает, сколько стоит удовлетворение определенной потребности в конкретной продукции.

Стимулирующая функция цены заключается в том, что цена поощрительно воздействует на производителя посредством содержащейся в ней прибыли. Цена оказывает стимулирующее и сдерживающее действие на производство разнообразных видов товаров. Цены могут поощрять увеличение или, наоборот, препятствовать уменьшению производства и потребления определенных видов товаров.

Посредством цены можно:

  1. воздействовать на развитие науки и техники;
  2. способствовать более рациональному использованию ресурсов;
  3. воздействовать на уровень качества продукции;
  4. воздействовать на структуру выпуска продукции и ее потребления.

Стимулировать деятельность экономических агентов можно  при помощи увеличения прибыли в  цене, а также при помощи скидок и надбавок.

Распределительная функция  цены состоит в том, что посредством цен происходит распределение и перераспределение чистого национального дохода. С помощью этой функции в той или иной степени решаются многие социальные проблемы общества.

Распределение и перераспределение  национального дохода происходит между:

  1. различными отраслями экономики;
  2. формами собственности;
  3. различными регионами страны;
  4. фондом накопления и фондом потребления;
  5. слоями населения.

Функция установления баланса  между спросом и предложением состоит в том, что посредством цен связываются между собой спрос и предложение (производство и потребление). Цена представляет собой инструмент для достижения равновесия между спросом и предложением.

Если между предложением и спросом возникает диспропорция, то цена первой сигнализирует об этом.

Цена в случае недостатка товаров поощрительно воздействует на увеличение предложения, так как  на дефицитные товары устанавливается  высокая цена, стимулируя приток производителей в данную отрасль.

В случае избытка товаров  спрос падает, цена понижается, и  вслед за ней уменьшается и  предложение.

Функция рационального размещения производства состоит в том, что посредством ценового механизма производитель получает информацию о том, в какой отрасли или секторе экономики он может получить более высокую прибыль, и соответственно происходит передвижение капиталов между секторами экономики и в рамках одного сектора туда, где более высокая норма прибыли. Такое передвижение капиталов инициируется непосредственно производителями, которые в своей деятельности подчиняются законам конкуренции и спроса.

 

1.3 Основные принципы ценообразования

Под принципами ценообразования  понимаются наиболее общие условия, необходимые для обеспечения  нормального процесса формирования, установления и применения цен. Принципы формирования цен являются общими как  для макроэкономического уровня, так и для конкретных предприятий  и организаций.

К наиболее общим относятся следующие принципы:

- научной обоснованности  цен;

- целевой ориентации цен;

- законности;

- плановости цен;

- непрерывности процесса  ценообразования;

- единства процесса формирования  цен и контроля их соблюдения.

Принцип научной обоснованности цен предполагает, что при формировании цен необходимо учитывать действие экономических законов и закономерностей. В рыночной экономике действуют закон стоимости, законы спроса и предложения, а также другие экономические законы. Формирование цен без учета объективных затрат на производство и реализацию продукции, без влияния соотношения спроса и предложения может привести к непредсказуемым, нежелательным последствиям как для конкретных предприятий, так и для экономики страны в целом.Научный подход к формированию цен базируется прежде всего на изучении рыночной конъюнктуры, анализе различных сегментов рынка, учете действующих в стране экономических систем: налогообложения, финансово-кредитной, банковской и др.

Важнейшим условием реализации данного принципа является полнота  информационного обеспечения процесса формирования цен.

Принцип целевой ориентации цен. В масштабах государства  в целом такой целью цен  является стимулирование экономического роста страны, создание условий для  обеспечения сбалансированности экономики. Государство посредством цен  решает и более конкретные задачи. К примеру, для борьбы с контрафактной  продукцией централизованно могут  устанавливаться минимальные цены (нижние пределы цены). К примеру, установлены минимальные цены на водку. Решая задачи стимулирования развития отечественного автомобилестроения, государство использует систему  повышенных таможенных пошлин на импортные  автомобили. Исходя из особенностей конкретного  этапа развития экономики, государство  ставит и другие цели (социальные, экологические  и т.д.), на достижение которых ориентируется  система цен.

Для конкретных предприятий  данный принцип означает, главным  образом, ориентацию на максимизацию прибыли, победу в конкурентной борьбе.

Принцип законности означает, что формирование и применение цен  должны находиться в правовом поле, подчиняться действующим нормативным  положениям, установленным государством. Это относится к условиям и  порядку включения в цены конкретных элементов (к примеру, акцизов, НДС, таможенных пошлин и др.). При формировании цен необходимо использовать установленные  государством различные ставки и  нормативы (ставки налогов, нормы амортизации, ставки таможенных пошлин и др.). Процесс  ценообразования должен быть законным и прозрачным.

Принцип плановости цен означает, что важнейшим элементом процесса ценообразования является текущее, перспективное планирование цен  и их прогнозирование на длительную перспективу. На макроэкономическом уровне планирование осуществляется по важнейшим (стратегическим) товарным группам  и сферам деятельности. На уровне конкретного  предприятия планирование цен на выпускаемую продукцию необходимо для того, чтобы предвидеть финансовую перспективу организации. Важнейшей  составной частью маркетинговых  исследований предприятия является изучение конъюнктуры рынка в  плановом и перспективном периоде, спроса на товары и возможные предложения  конкурентов. Результатом таких  исследований является формирование плановой цены (на плановый период), обеспечивающей сбалансированность спроса и предложения  в плановом периоде.

Принцип непрерывности процесса ценообразования является важнейшим  условием процесса воспроизводства. Как  известно, процесс воспроизводства  начинается с закупки материальных ресурсов по действующим ценам. Произведенная  продукция продается по действующим  ценам. На вырученные денежные средства от продажи продукции опять закупаются материальные ресурсы. Причем действующие  цены подвержены постоянным изменениям. Но процесс воспроизводства не прерывается. А так как он обслуживается  системой цен, то и процесс ценообразования  считается непрерывным и динамичным.

Принцип единства процесса формирования цен и контроля их соблюдения. Ценообразование и контроль цен  являются взаимосвязанными процессами. В связи с тем, что конкретные цены в условиях рыночной экономики  могут формироваться как на уровне макроэкономики, так и непосредственно  на предприятиях, контроль их формирования и применения осуществляется государством и самими предприятиями. Государство осуществляет контроль цен на продукцию предприятий, находящихся в собственности государства. Также государство контролирует цены на социально важные товары, выпускаемые предприятиями иных форм собственности. К примеру, лекарственные средства, предназначенные для льготных групп населения. Как уже отмечалось, государство устанавливает правила формирования цен, методы исчисления отдельных элементов цен, нормативы и ставки, по которым эти элементы включаются в цены. Все это является предметом контроля со стороны государства. Особую роль государство играет при осуществлении контроля цен на продукцию, поставляемую по системе госзакупок. Более того, для контроля формирования и применения цен на продукцию оборонного заказа действует специальный орган — Федеральная служба по оборонному заказу.

Предприятия-изготовители и  предприятия-потребители принимают  активное участие в контроле цен. Это происходит как на стадии согласования цен, так и на стадии их реализации.

 

1.4 Факторы ценообразования

В условиях рыночной экономики  на формирование цен оказывают влияние  факторы, получившие название ценообразующих факторов. Под ценообразующими факторами понимается совокупность различных переменных аргументов (условий), которые оказывают влияние на формирование уровня, структуры и динамики цен, определяя их повышательную или понижательную тенденцию. Условно ценообразующие факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

К внутренним относятся факторы, на которые фирма способна воздействовать. Рассмотрим основные факторы, входящие в систему внутренних факторов.

Мероприятия, связанные с  управлением затратами. Для эффективного функционирования на каждом конкретном предприятии необходимо управлять  всеми элементами затрат: материальными; трудовыми; амортизацией и прочими. Целью такого управления на конкретной фирме является создание условий  для снижения (или стабилизации) затрат. Так, увеличение объемов производства может способствовать снижению общих  затрат, а сокращение — их росту. Рост производительности труда, опережающий  темпы роста оплаты труда, также  приводит к снижению затрат за счет уменьшения доли в себестоимости  заработной платы. Улучшение системы  нормирования материальных ресурсов способствует сокращению затрат на них.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"