Лекции по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:38, курс лекций

Описание

Становление рыночной системы в России определяет динамичный , развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.
Целью изучаемого курса является освоение студентами теоретических и практических основ ценообразования в рыночной и современной российской экономике. В данном курсе предпринята попытка увязать современные западные методы формирования цен с российскими особенностями.

Содержание

Введение ................................................................................................................... 4
Тема 1. Теоретические основы ценообразования ................................................... 4
Тема 2. Виды и структура цен. Стадии ценообразования .................................... 12
Тема 3. Особенности формирования свободных цен ........................................... 22
Тема 4. Методы государственного регулирования цен ........................................ 31
Тема 5. Альтернативные методы определения цен. Виды ценовой стратегии ... 36
Тема 6. Цены в рыночной экономике .................................................................... 46
Тема 7. Цены при переходе к рыночной системе ................................................. 52
Тема 8. Цены и налоги ........................................................................................... 58
Тема 9. Мировые цены ........................................................................................... 66
Список рекомендуемой литературы ...................................................................... 72

Работа состоит из  1 файл

Теоретические основы ценообразования.docx

— 182.62 Кб (Скачать документ)

Ставки налога на добавленную  стоимость менялись. В 1992 г. была установлена единая ставка НДС - 28%.

Если цена с НДС известна, а нужно из нее вычленить величину НДС, то использовалась ставка 21,88% к цене с НДС (получается путем простого арифметического расчета = 28 · 100 : 128). Эта ставка называется расчетной.

С 1 января 1993 г. ставки НДС  были уменьшены до 20%, а на продовольственные товары установлены в размере 10%. Соответственно изменились и расчетные ставки НДС в расчетной цене. Так, при ставке 20% расчетная ставка равна 16,67%, а при ставке 10% - 9,09%.

Пример 1: Продукт питания имеет цену производителя 10 тыс. руб. за кг.

НДС составит: 10 тыс. руб. · 10% : 100% = 1 тыс. руб.

Цена продукта с НДС: 10тыс. руб. + 1 тыс. руб. = 11 тыс. руб./кг.

Пример 2: Магазин приобрел для реализации продукты по цене 11 тыс. руб./кг, включая НДС.

Величина НДС составит: 11 тыс. руб. · 9,09% : 100% » 1 тыс. руб./ кг.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” был введен новый федеральный налог - специальный налог для поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (сельского хозяйства, угольной промышленности). Он исчислялся аналогично НДС по ставке сначала 3%, потом 1,5. С 1 января 1996 г. он отменен.

 

 

 

 

Тема 9. МИРОВЫЕ ЦЕНЫ

 

Вопросы по теме

 

1. Цена  во внешнеторговом контракте.  Факторы ее формирования.

2. Цены по международной  терминологии “Инкотермс” от  минимальных до  максимальных обязанностей продавца.

3. Лицензионные соглашения. Цена лицензии.

4. Особенности инжиниринга.  Цена инжиниринговых услуг.

1. Цена во внешнеторговом контракте.  Факторы ее формирования

 

Основные положения этого  вопроса рассматриваются в курсе  “Основы внешнеэкономической деятельности”, а также в учебнике “Основы  внешнеэкономических знаний” [7, 8].

2. Цены по международной терминологии  “Инкотермс” от минимальных 

до максимальных обязанностей продавца

 

Отношения между продавцом  и покупателем в международной  торговле регулируются договорами купли-продажи, в которых значительное место отводится транспортным вопросам. В этих договорах четко регламентируются обязанности сторон по трем основным факторам:

1) по обеспечению транспортировки  грузов и затратам на различных  этапах товародвижения со склада поставщика до склада получателя;

2) по получению необходимых  экспортных и импортных лицензий, оформлению всех таможенных документов, по затратам на их получение;

3) по риску утраты  или повреждения товара и затратам  на его страхование.

Отношения продавцов и  покупателей с перевозчиками  устанавливаются на основе заключаемых  договоров перевозки.

Международная торговая практика выработала различные типы базисных условий поставки товаров, так или  иначе учитывающих три вышеназванные  фактора (транспортный, лицензионно-таможенный, страховой).

В течение многих лет  систематизацией базисных условий  договоров купли-продажи, а также  правил толкования международных коммерческих терминов (инкотерминов) занимается Международная  торговая палата (МТП). Последнее издание международных терминов вышло в 1990 г. под названием “Инкотермс-90”. В нем предложена новая методика систематизации и оформления этих терминов. Помимо вышеназванного документа этот вопрос изложен в упоминавшемся учебнике “Основы внешнеэкономических знаний” [7], а также в еженедельнике “Экономика и жизнь” (1994. № 46).

В соответствии с “Инкотермс-90” 13 цен (терминов) были распределены по четырем группам по возрастанию обязанностей продавца (табл. 9.1).

В первой группе оказался один термин - цена “франко-предприятие”, когда продавец передает покупателю товар непосредственно на предприятии.

Во второй группе - три  термина, цены (“франко-перевозчик”, “свободен  у борта судна” и “свободен  на борту судна”), когда в обязанности  продавца входит доставить товар  перевозчику, указанному покупателем.

В третьей - четыре термина, цены (“стоимость и фрахт”, “стоимость, страхование и фрахт”, “фрахт оплачен до”, “фрахт и страхование оплачены до”), когда продавец отвечает за перевозку и иногда страхование товара, но не за его утрату и повреждение.

В четвертой группе - пять терминов, цен (“поставка франко-граница”, “поставка франко-судно”, “поставка франко-причал”, “поставка без уплаты пошлины”, “поставка с уплатой пошлины”), когда продавец обязан нести все расходы и все виды риска по пути следования товара до согласованного пункта.

 

Таблица 9.1

Систематизация цен по возрастанию  обязанностей продавца (“Инкотермс”)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

“+” - возможно применение термина;

“-” - невозможно применение термина.

 

Систематизация  цен по возрастанию обязанностей продавца представлена в табл. 9.2.

 

Таблица 9.2

Схема формирования цен  при базисных условиях поставки товара (“Инкотермс”)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения: S - склад продавца (Seller); B - склад покупателя (Buyer);

- пункт перехода обязанности  обеспечивать и оплачивать перевозку,  нести риски случайной гибели  или повреждения товара с продавца  на покупателя;


- расходы, риски продавца;


- расходы, риски покупателя.


 

3. Лицензионные соглашения. Цена  лицензии

 

В результате развития рыночных отношений и международного разделения труда объектами международной  торговли все в большей степени  становятся не только сырьевые и продовольственные  ресурсы, но и продукты важнейших  форм человеческой деятельности: науки, техники, производства, управления.

Товаром, все больше вовлекаемым в международную  торговлю, становятся результаты интеллектуальной деятельности: изобретения, “ноу-хау” и технический опыт, технологические знания, инжиниринговые услуги.

Передача, продажа или предоставление всех форм промышленной собственности (за исключением товарных и фирменных знаков) осуществляется по лицензии. Лицензионное соглашение - внешнеторговая сделка, по которой одна из сторон (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение на использование объекта лицензии.

К появлению  лицензионных соглашений привело патентное  право как право исключительного  пользования. Объектами лицензии являются знания, технический опыт, технологии, секреты производства (“ноу-хау”), необходимые для практического освоения.

Цена  на лицензию должна обеспечить покупателю возмещение всех его издержек на приобретение лицензии, капитальные вложения, текущие  затраты, а также прибыль, превышающую прибыль, получаемую по аналогичным технологиям и достаточно стабильную во времени. Это возможно, если внедрение новой технологии дает следующее:

1) повышает  производительность труда;

2) удешевляет  применяемые материалы;

3) повышает  качество изделий (создает качественно новый вид продукции);

4) комбинирование  названных факторов.

Цена  лицензии представляет собой часть  прибыли покупателя, получаемой при  использовании новой технологии. Согласно международной практике доля продавца технологии (цена лицензии) составляет от 10 до 35% от прибыли покупателя.

Наиболее  часто встречающимися формами цены лицензии являются роялти и паушальный платеж.

Роялти - это лицензионное вознаграждение в форме периодических отчислений в проценте от прибыли или суммы продаж продукции, произведенной по лицензируемой технологии. В чистом виде или в сочетании с другими видами выплат роялти встречается в подавляющем большинстве (до 90%) всех лицензионных соглашений. Роялти выплачивается обычно в конце каждого года действия соглашения, начиная с момента выпуска продукции. При долгосрочных соглашениях применяются дифференцированные по годам ставки.

Паушальный платеж представляет собой выплату твердо зафиксированной суммы лицензионного вознаграждения единовременно или в два-три приема. Эта форма встречается редко, при продаже прав на патенты или разработке технологии на уровне идеи.

На практике чаще всего встречаются комбинированные  платежи, включающие в себя первоначальную сумму в виде паушального платежа (10-13% от цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

 

4. Особенности инжиниринга. Цена  инжиниринговых услуг

 

Торговля  инженерно-консультационными услугами (или инжиниринговыми услугами) занимает в последние годы все более  прочные позиции в международных экономических связях.

Международный инжиниринг - это деятельность по предоставлению комплекса услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера, оказываемых как специализированными консультационными фирмами, так и промышленными, строительными и другими фирмами.

К инжиниринговым услугам относятся подготовка технико-экономических  обоснований (ТЭО), проектов, консультации, строительный, инвесторский и технический надзор, техническое содействие при проведении специализированных работ и другие.

Инжиниринг - это совокупность интеллектуальных видов деятельности, имеющих целью обеспечение оптимальных результатов от капитальных и других затрат. В силу своей универсальности инжиниринг применяется при реализации различных проектов: научно-строительных, производственных, сбытовых и т.д. Наиболее распространен в капитальном строительстве для оптимизации инвестиций.

Особенности инжиниринга следующие:

1) выступает  одной из форм услуг производственного  назначения;

2) связан  с подготовкой и обеспечением  процесса производства и реализаций;

3) носит  коммерческий характер;

4) обеспечивает  воспроизводимые услуги - в отличие  от лицензий и “ноу-хау”, где  реализуются невоспроизводимые, оригинальные знания.

В основе организации международной торговли инжиниринговыми услугами лежит  заказной метод осуществления работ, базирующийся на контракте.

Многообразие  видов услуг обусловливает несравнимость  и трудность установления цен на аналогичные виды работ. Поэтому ставки оплаты инжиниринговых услуг устанавливаются в известной степени условно.

В международных  договорах применяются три основных метода установления размеров оплаты:

1) метод  повременной оплаты на базе  ставок заработной платы инженеров-консультантов;

2) метод  оплаты фактических затрат плюс  фиксированное вознаграждение;

3) метод  установления размеров оплаты  в процентах от стоимости строительства.

Метод повременной оплаты предусматривает установление цены инжиниринговых услуг как суммы:

а) заработной платы инженеров-консультантов, установленной на базе рыночных почасовых или дневных ставок оплаты труда (с доплатами и начислениями);

б) накладных расходов, процента на вложенный капитал, прибыли (определяемых коэффициентом к заработной плате);

в) прочих прямых затрат.

Этот метод используется для таких услуг, как консультирование, обучение и других, объем которых трудно определить.

Метод оплаты фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение предусматривает установление цены на основе возмещения всех фактических затрат (прямых и накладных) и фиксированной прибыли, устанавливаемой в основном как процентная надбавка к затратам. Доля надбавки (прибыли) в цене составляет от 10 до 25%.

Этот метод применяется  для работ с определяемыми  заранее объемами и структурой.

Метод установления размеров оплаты в процентах от стоимости строительства основан на эмпирической (практической, опытной) зависимости цены услуг от стоимости строительства.

Используется в проектных  работах, при полном инжиниринге  и наиболее часто применяется  в экспортных сделках.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Основная

 

1. Самуэльсон П. Экономика. М.: НПО “АЛГОН”, ВНИИСИ, 1992. Т. 2.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс.  М.: Республика, 1992. Т. 2.

3. Маркетинг: Учебник для студентов  вузов по специальности “Маркетинг”,  “Менеджмент” / Под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи; “ЮНИТИ”, 1996.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991.

5. Эванс Д.Р., Берман Б. Маркетинг.  М.: Экономика, 1990.

6. Экономика: Учебник для экономических  академий, вузов, факультетов / Под  ред. А.С. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 1995.

7. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фоминского. М.: Международные отношения, 1990.

8. Синецкий Б.И. Внешнеэкономические  операции: организация и техника:  Учебник. М.: Международные отношения, 1989.

9. Ценообразование и рынок / Под  ред. Е.И. Пунина и С.Б. Рачкова.  М.: Прогресс, 1992.

10. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент  и ценообразование на предприятиях  в условиях рыночной экономики. М: Международные отношения, 1993.

11. Кочетков А.И. Налогообложение  предпринимательской деятельности: Учебно-практич. пособ. М.: АО “ДИС”, 1995.

12. Налоги: Учеб. пособие / Под ред.  Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 1996.

13. Состав затрат, включаемых в  себестоимость продукции (работ,  услуг), с учетом отраслевых особенностей: Законодательные акты, нормативные  акты, инструктивный материал, методические  рекомендации. Изд-е 2-е, перераб.  и доп. М: ООО “ИНФОТЕХ”, 1996.

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"