Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:05, курсовая работа
Формирование адекватной рынку организационной и производственной структуры предприятий является одним из необходимых условий повышения эффективности промышленных предприятий. Поэтому промышленная реструктуризация наряду с макроэкономической стабилизацией, приватизацией и масштабной институциональной реформой составляет важный компонент стратегии преобразований. Реструктуризация на уровне предприятия, безусловно, является ключевой, поскольку все ее формы на национальном, региональном уровнях фактически осуществляются на отдельном предприятии.
Введение
1. Исследование внешнего окружения предприятия
1.1 Отраслевой анализ. Состояние цементной промышленности России
1.2 Характеристика рынков
1.3 Масштабы конкуренции
1.4 Учет и оценка факторов макросреды
1.5 Анализ стратегических позиций на рынке
2. Описание предприятия как объекта исследования
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешней среды предприятия
2.3 Определение масштаба бизнеса
2.4 Анализ конкурентного облика компании
2.5 Анализ внутренней среды предприятия
2.5.1 Организационно-управленческий анализ
2.5.2 Анализ персонала предприятия
2.5.2.1 Анализ кадровой политики предприятия
2.5.2.2 Расчет и анализ показателей движения кадров
2.5.3 Анализ состояния и использования основных средств предприятия
2.5.3.1 Анализ структуры Основных средств
2.5.3.2 Анализ движения и технического состояния ОС
2.5.3.3 Анализ эффективности использования основных фондов
2.5.4 Анализ использования материальных ресурсов и запасов
2.5.5 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
2.5.6 Анализ показателей рентабельности
2.5.7 Анализ финансовой структуры баланса
2.5.7.1 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.5.8 Анализ платежеспособности предприятия
2.6 Экспресс-оценка экономической состоятельности предприятия
3. Предложение программы реструктуризации
3.1 Определение необходимости проведения мероприятий
3.2 Составление проектной группы с указанием роли каждого ее члена
3.3 Обоснование сроков реализации проекта
3.4 Мероприятия по реструктуризации
3.5 Результаты осуществления реструктуризационных мероприятий
4.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Заключение
Библиографический список литературы
После построения профиля
экономической состоятельности
по трем основным составляющим можно
сделать вывод о том, что рыночная
состоятельность предприятия
Производственная
Финансовая состоятельность
в неудовлетворительном состоянии.
На это указывают невысокие
Реструктуризация представляет собой процесс, который направлен на коренное изменение в деятельности предприятия, управлении, структуре финансов.
На исследуемом предприятии цемент производится устаревшим и энергоемким "мокрым способом". Он требует огромных затрат топлива и энергии, цены на которые постоянно растут. А так как увеличение тарифов естественных монополий ведет к повышению себестоимости, следовательно, растет и отпускная цена на цемент. Это, в свою очередь, ведет к резкому сокращению сбыта продукции, и, соответственно, к снижению прибыльности. Это, несомненно, является "узким местом" завода.
Отсюда следует, что главным направлением реструктуризации ЗАО "Белгородский цемент" должно являться снижение себестоимости выпускаемой продукции.
В рамках данного направления
одной из задач проведения реструктуризации
на анализируемом предприятии
Следующей задачей реструктуризации является проведение анализа затрат, которое позволит выработать конкретные мероприятия по снижению себестоимости продукции.
В результате проведения реструктуризации на предприятии должно произойти снижение издержек производства, а, следовательно, себестоимости и отпускной цены на выпускаемую продукцию.
"Узким местом" предприятия также является неэффективная работа отдела маркетинга и ВЭД. Так как одной из функций отдела маркетинга является проведение мероприятий по стимулированию сбыта (всевозможные рекламы, выставки), то еще одним направлением реструктуризации может служить усиление отделом маркетинга использования рекламы и промоушен в качестве основных средств маркетинговых коммуникаций.
Таким образом, задачи проведения реструктуризации ЗАО "Белгородский цемент" заключаются в следующем:
Замена технологии на более совершенную;
Проведение анализа затрат в целях снижения себестоимости выпускаемой продукции;
Повышение эффективности деятельности отдела маркетинга и ВЭД.
В данном разделе необходимо составить проектную группу и обозначить роли для каждого ее члена. Для этого составим таблицу 3.1
Таблица 3.1
Участники проектной группы и распределение задач между ними
№ |
Задача |
Участники и руководитель проектной группы |
1 |
Замена технологии на более совершенную. |
Изменением технологии занимается отдел главного технолога. |
2 |
Проведение
анализа затрат в целях снижения
себестоимости выпускаемой |
Этой задачей должен заняться плановый отдел. |
3 |
Повышение эффективности деятельности отдела маркетинга и ВЭД. |
Отдел маркетинга и ВЭД во главе с коммерческим директором. |
Внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий на предприятии возможно уже в 2011 г. В период с 1.01.11 г. по 30.04.11 г. в отделе главного технолога должно быть принято решение о приобретении нового оборудования для производства новых видов вяжущих, а также произведена оценка проф. пригодности работающего персонала и составление нового штатного расписания. Затем в периоде с 1.05.11 г. по 30.09.11 г. разрабатывается нормативно-технологическая документация, и производится доставка необходимого оборудования.
С 1.10 11 г. по 30.12.11 г. на предприятии будет проводиться обучение обслуживающего персонала, и уже с 01.01.12 г. ЗАО "Белгородский цемент" будет производить цемент низкой энергоемкости на основе нового вида вяжущих.
Проведением анализа затрат
занимается плановый отдел. Начиная
со следующего года, станет возможно снизить
себестоимость выпускаемой
Повышение эффективности деятельности отдела маркетинга и ВЭД также должно произойти в 2007 г. благодаря проведению тех мероприятий, которые будут описаны ниже.
I. Так как производство цемента "мокрым способом" является дорогостоящим, в ЗАО "Белгородский цемент" необходимо провести внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий и довести долю сухого способа производства цемента хотя бы до 20-30%. Это возможно при помощи внедрения в производство на предприятии вяжущих низкой водопотребности (далее - ВНВ).
Вяжущие низкой водопотребности (ВНВ) получают путем совместной обработки цементного клинкера (или портландцемента) и специального модификатора, а также при необходимости активной минеральной добавки (золы-уноса, пуццоланы, шлака и т.п.) и/или наполнителя, а также гипсового камня (гипса) в помольных агрегатах.
Создание новых видов вяжущих обеспечивает снижение расхода клинкерной части цемента на 40-50%. Конечной продукцией для данного мероприятия является цемент низкой энергоемкости, который возможно станет производить на основе этих вяжущих.
Таким образом, актуальность разработки заключается в том, что по технологии получения ВНВ из имеющегося клинкера можно получать в 1,5-2 раза больше вяжущего материала хорошего качества и значительно экономить энергозатраты на его производство (80 кг. условного топлива против 210 кг). Следовательно, и себестоимость цемента должна сократиться.
II. Далее для того чтобы
выработать конкретные
Анализ затрат на материалы в производстве.
Для того чтобы снизить использование материальных затрат необходимо:
пересмотреть производственно-
произвести корректировку конструкторской документации;
провести мероприятия
по повышению организации
своевременное проведение регламентов по техническому обслуживанию оборудования и замену устаревшего;
создание благоприятной производственной среды на рабочих местах, участках, в цехах и на предприятии в целом;
повышение уровня учета выработки, применение прогрессивных форм и методов организации труда.
Анализ затрат на заработную плату.
Для снижения доли затрат на заработную плату в себестоимости продукции необходимо проводить следующие мероприятия:
обработку процедур первичного учета и анализа использования рабочего времени и оплаты труда работников;
повышение квалификации рабочего персонала;
исключение простоев оборудования и персонала из-за несвоевременной поставки материалов, полуфабрикатов, деталей;
исключение работы в сверхурочное время и выходные дни;
совершенствование тарификации и нормирования труда рабочих;
недопущение нарушений технологического процесса.
Анализ накладных расходов.
Расходы по обслуживанию производства
и управлению составляют более 20% в
себестоимости товарного
Для снижения доли затрат на
накладные расходы в
уменьшить доли затрат на содержание
аппарата управления путём совершенствования
организационно-штатной
снизить расходы на содержание и амортизацию зданий, сооружений и инвентаря;
не допускать нарушений технологического процесса по вине работников, что способствует выходу из строя оборудования и росту расходов на текущий ремонт в связи с увеличением стоимости ремонтных работ (запасных частей, материалов и т.д.).
Таким образом, предложенные мероприятия должны не только сократить затраты на производство, но и снизить себестоимость продукции, что и является главной задачей проведения реструктуризации в ЗАО "Белцемент".
III. Следующим этапом
Реклама не только позволяет информировать потребителей о товаре, на котором есть спрос на рынке, но и создать этот спрос, в особенностях на развивающихся рынках.
С целью наиболее эффективного решения стратегических задач в области рекламы необходимо четкое представление о бизнесе и особенностях товара, знать сильные и слабые стороны предприятия, обладать информацией о рынке, знать возможности, которые он предлагает, и представлять себе проблемы деятельности на этом рынке.
Создание рекламной компании должно быть направлено, в основном, на такой растущий сегмент рынка цемента, как население, с целью информирования данных потенциальных покупателей о существовании специализированных магазинов "Белгородский цемент", созданных именно для работы с данными лицами.
Данная рекламная кампания будет включать в себя:
Создание рекламных щитов по Белгородскому району (4 щита);
Выпуск буклетов с описанием свойств различных марок и видов цементов, и также сфер его использования, по которым любой покупатель сможет самостоятельно определиться с выбором необходимой ему марки. Данные буклеты будут предлагаться в фирменных магазинах предприятия.
Благодаря проведению рекламной компании на предприятии должно произойти увеличение выручки, так как "реклама - это двигатель торговли", следовательно, объемы продаж будут расти.
В процессе практического
осуществления
Таблица 3.2
Изменения показателей
Показатель |
До реструктуризации |
После реструктуризации |
Прибыль в абсолютном выражении |
303 656 тыс. руб. |
461 551 тыс. руб. |
Выручка от реализации |
1 946 953 тыс. руб. |
2 257 962 тыс. руб. |
Рентабельность продаж |
15,59% |
20,44% |
Величина дебиторской задолженности |
115 069,5 тыс. руб. |
94 906,5 тыс. руб. |
Величина кредиторской задолженности |
449 310 тыс. руб. |
477 166 тыс. руб. |
Численность персонала |
1410 чел. |
1410 чел. |
Расходы, всего из которых: |
||
-себестоимость |
1 643 297 |
998 546 |
-налоги |
24 948 |
35 764 |
-заработная плата и премии |
209 779 |
225 568 |
В результате проведенных в таблице 3.2 расчетов видно, что после проведения реструктуризации в ЗАО "Белгородский цемент" по основным направлениям, финансовые показатели должны значительно улучшиться. Так, например, увеличится рентабельность продаж, вследствие увеличения прибыли. Величина дебиторской задолженности должна снизиться, величина кредиторской задолженности немного вырасти. Но, главным является то, что после осуществления вышеописанных мероприятий на предприятии должно произойти снижение себестоимости, что является главной задачей проведения реструктуризации в ЗАО "Белцемент".
В курсовой работе был проведен комплексный анализ предприятия ЗАО "Белгородский цемент", в результате чего было проведено исследование внешнего окружения предприятия, проведен анализ внутренней среды, а также выявлены так называемые "узкие места" предприятия и предложены мероприятия по реструктуризации для их устранения.
ЗАО "Белгородский цемент" - одно из лучших предприятий цементной отрасли России, первым, из цементных заводов СНГ, получившее в 1998 году сертификат качества по DIN 1164. Его продукция пользуется большим спросом в различных регионах России, странах СНГ, Западной и Восточной Европы. Предприятие имеет достаточно хорошее положение в отрасли и занимает высокую долю рынка.
Продукция завода не раз отмечалась различными международными организациями. Так, например, дважды - в 2006 г. и в 2010 г. продукция предприятия награждена Дипломом "100 лучших товаров России".