Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:04, дипломная работа
Практические аспекты социальной работы рассматриваются в журналах: "Социальное обеспечение", "Вестник социальной работы", "Социальная защита" и других.
Цель работы. Целью дипломной работы является исследование деятельности отдела предоставления социальных гарантий и услуг управления социальной защиты населения города Благовещенск по организации социальной защиты инвалидов и перспективы по совершенствованию этой деятельности.
Введение
1. Теоретические основы государственной политики в области социальной защиты населения с ограниченными физическими возможностями
1.1 Направления социальной защиты в отношении инвалидов
1.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов
1.2.1 Анализ федерального законодательства в области социальной защиты инвалидов
1.2.2 Региональные и муниципальные нормативные акты, регулирующие социальную защищенность инвалидов
2 Анализ деятельности отдела предоставления социальных гарантий и услуг Управления социальной защиты населения г.Благовещенск
2.1 Функционально-структурный анализ отдела предоставления социальных гарантий и услуг инвалидам
2.2 Анализ деятельности отдела предоставления социальных гарантий и услуг по работе с инвалидами
2.3 Проблемы работы по социальной защите инвалидов
3 Проект
Заключение
Список использованных источников
Некоторые учреждения, как, например, центр помощи семье и детям, является базовыми для министерства здравоохранения и социального развития. Создана сеть социально-консультативных пунктов по работе с семьей. Многим регулярно оказывалась адресная помощь, а специалисты, работающие на своих местах много лет, уже досконально овладели всеми тонкостями работы и стали родными для многих семей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
При этом следует отметить, что вся эта работа максимально приближена к месту проживания социально незащищенных категорий граждан.
На базе городского управления социальной защиты населения было создано Управление министерства социальной защиты населения Амурской области по г. Благовещенск и Благовещенскому району.
Особую нишу в оказании помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, занимают общественные некоммерческие организации.
Управление министерства социальной защиты населения Амурской области по г. Благовещенск и Благовещенскому району осуществляет на территории г. Благовещенска и Благовещенского района единую государственную социальную политику в области социальной защиты и социальной поддержки нуждающихся в ней детей-инвалидов. В г. Благовещенске проживает 546 семей, воспитывающих 879 детей-инвалидов.
Основными задачами Управления министерства социальной защиты населения Амурской области по г. Благовещенск и Благовещенскому району социальной защиты детей-инвалидов являются следующие:
1. Реализация и совершенствование на территории области государственной политики в сфере социальной защиты путем обеспечения населения государственными гарантиями и мерами социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области.
2. Участие в разработке основных направлений и приоритетов государственной политики на территории области в сфере социальной защиты населения на основе анализа действующего законодательства и прогнозирования социальных процессов.
3. Участие в разработке программ социального развития в сфере социальной защиты населения на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Разработка региональных программ по социальной поддержке социально незащищенных категорий граждан, по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
4. Организация предоставления социальной поддержки и социального обслуживания для социально незащищенных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством.
5. Организация и координация разработки и внедрения единых информационных технологий, автоматизированной системы обработки информации о предоставлении мер социальной поддержки и об оказании государственной социальной помощи.
6. Обеспечение эффективности выполнения федеральных и областных законов, программ по социальной поддержке социально незащищенных категорий граждан. Участие в работе по совершенствованию законодательства в установленной сфере деятельности.
УМСЗН тесно сотрудничает с социальными службами, ранее входившими в структуру УСЗН при администрации г. Благовещенска. Так, ГУ Амурской области "Благовещенский центр социальной помощи семье и детям "Благо" совместно с Управлением оказывает комплексную социально-бытовую, медицинскую, правовую, психолого-педагогическую помощь семье и детям.
Проводятся консультации различных специалистов, выездные лектории для учащихся школ, училищ по профилактике алкоголизма и наркомании. На базе Центра ведется работа телефона "Горячей линии" по медико-социальным, правовым вопросам, по вопросам льготного обеспечения, работа "Социальной линии" - горячие обеды для семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
По предложению УМСЗН Центр принимал участие в областном заочном смотре - конкурса государственных учреждений Амурской области - центров социальной помощи семье и детям на лучшую работу с семьей по месту жительства. Проводился конкурс по инициативе министерства социальной защиты населения Амурской области.
Проблемы работы по социальной защите инвалидов
Рассмотрим социальные проблемы.
Рисунок 4 - Социальная проблема
В связи с социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночным отношениям во всех сферах жизнедеятельности российского социума, отмечается усугубление старых и появление новых социальных проблем, связанных с социализацией детей с ограниченными возможностями, решение которых требует новых дифференцированных подходов, учитывающих специфику этой группы населения, особенно в регионах. Политические, экономические, социокультурные преобразования в России привели к обострению демографической ситуации, ухудшению экологической среды, расслоению населения по уровню доходов и качеству жизни, переходу на платные медицинские и образовательные услуги, девальвации семьи как социального института, росту числа неполных семей, увеличению количества беспризорных детей и детей-инвалидов, маргинализации населения, смене нравственных норм и ценностей в обществе. Все эти обстоятельства способствуют возникновению многих социальных проблем детей-инвалидов.
Основными социальными проблемами лиц с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.
Особо значимой социальной проблемой лиц с ограниченными возможностями является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья и социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем лиц с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также в разработке единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации инвалидов, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.
Таким образом, социальная работа с инвалидами в г. Благовещенске проводится рядом как государственных, так и благотворительных организаций.
К государственным организациям относятся Управление министерства социальной защиты населения, городские и областные, пенсионные фонды, отделы здравоохранения, отделы образования, администрации городов и области и т.п.
Помощь семьям, имеющим инвалидов в г. Благовещенске, оказывается и целым рядом общественных некоммерческих организаций. Несмотря на то, что список этих организаций достаточно большой, только их небольшая часть имеет узкую специализацию и объектом является организация социальной работы и помощи инвалидам и их семьям. Как правило, эти организации занимаются всеми слабозащищенными группами населения.
3. Проект
Проблема социальной адаптации детей инвалидов очевидна и актуальна на данном этапе развития нашего общества по нескольким причинам. Именно в последнее время государство сняло покров таинственности с "запретной" темы тяжелого положения семей, имеющих детей-инвалидов. Кроме того, инвалидность - это проблема не одного человека и даже не части общества, это проблема всего общества в целом.
В Российской Федерации в органах социальной защиты на учете состоит 300 тысяч инвалидов (1% от детской популяции). Истинная распространенность детской инвалидности, естественно, значительно больше (около 1 миллиона), т.к. в это число не входят дети-инвалиды, не прошедшие экспертизу, но де-факто являющиеся инвалидами, не имеющие статуса инвалида из-за несовершенных критериев инвалидности и т.д.
Существует потребность общества в вовлечении инвалидов в систему общественных отношений, в том числе и производственных, профессиональных, позволяющих сделать инвалида полноправным членом общества.
Здесь существует задача социальной адаптации, начиная с самого раннего периода развития ребенка инвалида, т.к. не секрет, что дети инвалиды испытывают проблемы, связанные с общением со сверстниками, школьной дезадаптацией по причине частого непосещения занятий по болезни, изоляции от общества, в силу своих физических и психических особенностей.
Главное в работе с этой категорией детей помочь их социальной адаптации, сформировать у детей положительное отношение к жизни, обществу, труду, деятельности. Поэтому важным здесь является привитие навыков хозяйственно-бытового труда, социально-бытовая ориентировка и профессиональная ориентация.
В построении занятий с детьми-инвалидами необходимо учитывать дидактические принципы: практической направленности обучения, расширения социальных связей, комплексности, развития и деятельности. Это обучение, когда задействованы все органы чувств ребенка, когда содержание обучения всемерно содействует выявлению возможной подготовки детей доступным видам для них труда, помогает приспособиться к действительности.
Социальная адаптация в общественной жизни выступает одновременно как процесс, результат и как социальная технология. Как процесс означает приспособление личности (социальной группы), попавшей в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.
"Социальная адаптация - сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется в различных сферах деятельности человека и общества. Различают профессиональный, социально-организационный, социально-ролевой, социально-психологический уровни адаптации. Характер взаимодействия среды и личности (пассивное приспособление или взаимная встречная активность индивида) определяется различными факторами. Важнейший из них - личностное начало, способность субъекта к деятельностной самооценке и оценке объективных условий (социальной среды). По этому критерию выделяются типы личности: высокоадаптированный, среднеадаптированный, низкоадаптированный, дезадаптированный. По своим результатам социальная адаптация подразделяется на нормальную и девиантную (отклоняющуюся)..."
Процесс социальной адаптации начинается с установления личностью или группой того факта, что усвоенные в предыдущей деятельности поведенческие образцы не способствуют достижению успеха, и необходимо перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями новой социальной среды. В ходе этой перестройки личность выступает как активное начало, она и усваивает, и изменяет социальную среду.
Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса адаптации. Принято выделять 4 степени адаптированности личности в новой социальной среде:
1) начальная стадия - когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и где может их отвергает, придерживаясь прежней системы ценностей;
2) стадия терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3) аккомодация - признание и принятие индивидом основных ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида новой средой;
4) ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида и среды.
Существуют объективные и субъективные критерии адаптированности. Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной среде. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.
В рамках дипломной работы мною был разработан проект по работе с детьми-инвалидами и их семьями.
Мною предложены следующие формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов
1. Тематические экскурсии
2. Семейные вечера отдыха
3. Дискотеки
4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах
5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку
6. Концерты детей-инвалидов
7. Праздники, посвященные 16-летию детей-инвалидов с вручением памятных подарков, праздничным обедом и развлекательной программой
8. Организация и поддержка обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов
9. Установление взаимодействия обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов с благотворительными фондами и обществами
10. Организация в рамках спартакиад (зимняя и летняя), соревнований по настольному теннису, мини-футболу, шашкам, шахматам и др.
11. Организация выставок творческих работ детей-инвалидов
12. Праздники первоклассника
13. Благотворительные экологические праздники с участием Благовещенского Эколого-Биологического центра
14. Творческие встречи с местными писателями и артистами
15. Организация театрализованных представлений, в т.ч. спектаклей с участием детей-инвалидов
Виды помощи детям -инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов
1. Профессиональная ориентация и подготовка.
2. Трудоустройство детей-инвалидов и их родителей.