Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа
В процессе создания СУ решаются задачи анализа и синтеза системы. Под анализом понимается процесс декомпозиции системы на части, определение свойств этих частей и их взаимосвязей. Под синтезом понимается процесс композиции частей системы в целое при условии выполнения и сохранения заданных свойств. Как правило, трудоемкость решения задачи синтеза значительно выше, чем трудоемкость решения задачи анализа. Процесс создания СУ может быть представлен в виде последовательно выполняемой цепочки задач анализа и синтеза.
Введение 5
1 Описание объекта управления 7
1.1 Словесное описание объекта управления 7
1.2 Графическое представление объекта управления 10
2 Анализ числовых и структурных характеристик объекта управления 12
2.1 Расчет и анализ простейших числовых характеристик ГСУ 12
2.2 Расчет и анализ более сложных числовых характеристик ГСУ 12
2.2.1 Определение степени, полустепеней вершин ГСУ 13
2.2.2 Определение числа основных контуров ГСУ 14
2.2.3 Определение длин путей между вершинами ГСУ 14
2.2.4 Определение ширины орграфа 16
2.2.5 Определение диаметра орграфа 16
2.2.6 Вычисление характеристического многочлена 16
2.3 Расчет и анализ структурно-топологических характеристик ГСУ 17
2.3.1 Определение связности структуры ГСУ 18
2.3.2 Определение вершинной базы 18
2.3.3 Определение структурной избыточности ГСУ 19
2.3.4 Определение структурной компактности ГСУ 19
2.3.5 Определение неравномерности связей в структуре 20
2.3.6 Определение степени централизации структуры ГСУ 21
2.3.7 Определение рангов элементов ГСУ 22
2.4 Определение сильных компонент и топологическая декомпозиция структуры ГСУ 22
3 Анализ характеристик ГСУ и рекомендации по совершенствованию структуры СУ 24
Заключение 26
Библиографический список 27
Приложение
Таблица 4 - Структурно-топологические характеристики различных типов СУ
Название структуры управления |
C(G) | b | dM | dR | h | d |
Последовательная | 1 | 0,8 | 0 | 0,12 | ±0,34 | 0,67 |
Кольцевая | 2 | 0,8 | 0,06 | 0,62 | ±0 | 0 |
Централизованная | 1 | 0,8 | 0 | 0,15 | ±0,84 | 1 |
Иерархическая | 1 | 0,8 | 0 | 0,22 | ±0,56 | 0,81 |
Однородная | 4 | 0,8 | 1 | 1 | ±0 | 0 |
Децентрализованная | 0 | 0,6 | -0,06 | 0,1 | ±0,37 | - |
СУ «Школа» | 1 | 0,8125 | 0,098 | 0,627 | ±0,879 | 0,862 |
В соответствии с таблицей можно сказать, что исследуемая СУ совмещает в себе элементы кольцевой, централизованной и иерархической структур управления, которые являются наиболее оптимальными и эффективными в плане функционирования СУ.
Анализ простейших числовых характеристик (числа вершин и количества дуг в ГСУ) говорит о том, что исследуемая СУ небольшая по масштабам, а значит, в ней нет слишком длинных каналов управления, что подтверждает и анализ матриц расстояний. Это положительно характеризует исследуемую СУ, т.к. небольшие по длине каналы управления предотвращают искажение и потерю информации при ее передаче и не приводят к сбоям в работе системы.
Кроме того, эффективность функционирования СУ «Школы» подтверждается анализом контурной матрицы. Достаточное количество контуров управления положительно сказывается на работе СУ «Школа» и не нарушает централизацию управления в ней.
Высокие свойства управления в исследуемой СУ подтверждаются при анализе матрицы Адамара и выделении в структуре 4 сильных компонент.
Иерархичность, централизованность, кольцевидная организация модели СУ «Школа» подтверждается значениями связности структуры, структурной избыточности, структурной компактности, степени централизации структуры.
Ранжирование элементов СУ «Школа» дало довольно иерархичное их расположение.
Анализ структуры СУ «Школа» выявил наличие критического элемента – это элемент под номером 1 - «директор школы». С одной стороны, сильная загруженность этого элемента обусловлена его рабочими (должностными) функциями, но с другой стороны, вывод этого элемента СУ из строя может привести к серьезному сбою в работе СУ в целом. Поэтому в целях избежания негативных последствий рекомендуется рассредоточить управленческие и информационные потоки СУ «Школа», непосредственно связанные с элементом «директор», причем рассредоточение это можно осуществить таким образом, чтобы обеспечить взаимодостижимость всех элементов исследуемой СУ. Это сделает элементы СУ равнозагруженными и обеспечит их полную связность, улучшит тем самым управленческие функции всей СУ «Школа».
В ходе курсового проектирования был осуществлен анализ структуры объекта «Школа» как СУ, а именно было дано вербальное (словесное) описание исследуемой СУ, на основе которого объект исследования был представлен графически в виде ориентированного графа, в виде матриц нескольких видов, а также в виде контекстной диаграммы посредством пакета CASE.Аналитик.
Основную часть работы составило определение различных числовых и структурно-топологических характеристик исследуемой СУ. Сравнительный анализ значений этих свойств структуры ГСУ позволил дать оценку организации структуры объекта управления и степень эффективности его функционирования.
СУ «Школа» была определена как система, сочетающая в себе иерархический, централизованный и кольцевой типы структуры, которые обеспечивают эффективную взаимосвязанную работу всех элементов исследуемой СУ.
Структурный анализ исследуемой СУ дал возможность определить наиболее критические элементы структуры.
Также на основе совокупности полученных в ходе исследования данных и значений были сформулированы рекомендации по совершенствованию СУ «Школа», целью которого является уравновешивание нагрузки на элементы структуры и максимизация свойств управления системы.
Таблица А. 1 - Сводная таблица описания элементов СУ "Школа"
№ п/п | Элемент СУ | Атрибуты элемента | Связи | Атрибуты | Элемент по методу Гейна-Сарсона |
Директор | Составляет представление на ученика (условия жизни и проч.) | Комиссия по делам несовершеннолетних | Представление | Подсистема | |
Составляет акт готовности школы к новому учебному году | Управление образования | Акт,
справки | |||
Составляет акты, справки о несчастных случаях | |||||
Готовит и подписывает приказы по основной деятельности, по личному составу | Учебная часть,
Учебно-воспитательная часть, Учителя |
Приказы | |||
Заключает договоры, муниципальные контракты на поставку продуктов питания для школьной столовой | Предприятия-поставщики | Договоры на поставку, муниципальные контракты | |||
Заключает договоры на профессиональное обучение на базе основного образования | Учреждение среднего профессионального образования | Договоры | |||
Принимает:
- заявления о приеме в школу, о приеме на работу/увольнении, на предоставление отпуска; - акты хозяйственного содержания; - описи инвентарные, библиотечного фонда; - ведомости; - учебные планы; - расписание занятий; - годовые планы работ; - положения о
проведении внеклассных - отчеты бухгалтерские, статистические; - типовое меню столовой на утрверждение Получает от вышестоящих ведомств: - приказы по основной деятельности; -акты, справки
проверок и обследований - планы проведения
учебных и внеклассных - рекомендации,
организационно-методические - решения заседаний КДН; - заключения КДН по несовершеннолетним; - нормативные и методические документы по контролю и проведению проверок |
|||||
Учебная часть | Составляет табель учета рабочего времени | Бухгалтерия | Табель
учета рабочего времени,
График отпусков, Тарификационные списки |
Подсистема | |
Составляет график отпусков учителей | |||||
Составляют тарификационные списки работников ОУ | |||||
Составляет положения, протоколы жюри по внутришкольным предметным олимпиадам | Директор | Положения,
Протоколы | |||
Составляет решение учебного аттестационного совета | Учителя | Решение | |||
Составляет учебный план | Директор,
Учителя |
Учебный план | |||
Составляет расписание занятий | Директор,
Учебно-воспитательная часть, Учителя, Ученики |
Расписание занятий | |||
Принимает:
- планы проведения учебных мероприятий городского/областного уровня; - заявления о проведении аттестации; - учебные программы по предметам, дополнительного образования; - протоколы заседания экзаменационных комиссий; - статистические отчеты о работе; - журналы классные, занятий дополнит. образования |
|||||
Учебно-воспитательная часть | Готовит сведения о трудных подростках | Комиссия по делам несовершеннолетних | Сведения,
справки |
Подсистема | |
Готовит положения о проведении внеклассных мероприятий школьного уровня | Директор | Положения | |||
Получает:
- характеристики трудных подростков; - социальные портреты классов; - отчеты о
проделанной работе с - планы проведения
внеклассных мероприятий - расписание занятий |
|||||
Учителя | Составляют характеристики на учеников при переходе их в другую школу | Ученики | Характеристика,
Сведения об оценках |
Подсистема | |
Готовят сведения об оценках учащихся при переходе их в другую школу | |||||
Подают заявки на выделение учебников | Библиотека | Заявки | |||
Составляют характеристики на трудных подростков | Учебно-воспитательная часть | Характеристика,
Отчеты, Социальный портрет класса | |||
Пишут отчеты о проведенной работе с родителями трудных подростков | |||||
Составляют социальный портрет класса | |||||
Пишут заявления на проведение аттестации | Учебная часть | Заявления,
Учебные программы, Протоколы, Отчеты | |||
Составляют
учебные программы по предметам;
программы дополнительного | |||||
Составляют
протоколы заседаний | |||||
Составляют статистические отчеты по работе | |||||
Пишут заявления о приеме на работу/ об увольнении, о предоставлении отпуска | Директор | Заявления | |||
Готовят технический паспорт на приборы и оборудование в классе | Административно-хозяйственная часть | Технический паспорт | |||
Получает для ознакомления
и использования в работе:
- приказы директора и вышестоящих ведомств по основной деятельности; - приказы по проведению аттестации; - решения учебного аттестационного совета; - планы проведения олимпиад и прочих учебных и внеклассных мероприятий школьного/ городского/ областного уровня; - учебный план школы; - расписание занятий; Принимают: - экзаменационные работы учащихся |
|||||
Ученики | Пишут заявление о приеме в школу | Директор | Заявление | Подсистема | |
Пишут заявление на профессиональное обучение на базе основного образования | Учреждение профессионального образования | Заявление | |||
Пишут экзаменационные работы | Учителя | Экзаменационные работы | |||
Получают:
- характеристику; - сведения об оценках; - расписание занятий Знакомятся с решением экзаменационной комиссии |
|||||
Административно-хозяйственная часть | Готовит письма о выделении финансовых средств на приобретение инвентаря и прочие расходы | Управление образования | Письма | Подсистема | |
Составляет акты по хозяйственным вопросам | Директор | Акты,
Описи | |||
Готовит инвентарные описи, сличительные ведомости учета имущества ОУ | |||||
Составляет заявления на выделение финансовых средств | Бухгалтерия | Заявления | |||
Принимает:
- акты на списание материальных ценностей, книг и проч.; - технические паспорта на приборы и оборудование |
|||||
Бухгалтерия | Составляет бухгалтерские, статистические отчеты по бухучету | Директор | Бухгалтерские, статистические отчеты | Подсистема | |
Готовит справки о размере заработной платы и стаже работы | Учителя | Справки | |||
Разрабатывает планы поставок продукции | Предприятия-поставщики | Планы поставок,
Заказы | |||
Оформляет заказы на поставку продукции | |||||
Получает для
ознакомления и использования в
работе:
- приказы директора и вышестоящих ведомств по основной деятельности; Принимает: - заявления на выделение финансовых средств; - табель учета рабочего времени; - график отпусков; - акты и накладные
по результатам освоения - расходные и
приходные накладные на |
|||||
Медпункт | Составляет заявку на выделение денежных средств на приобретение медикаментов | Бухгалтерия | Заявка,
Акты, накладные |
Подсистема | |
Составляет акты (в дополнение к накладным) по результатам освоения выделенных денежных средств | |||||
Разрабатывает типовое меню | Столовая,
Управление Роспотребнадзора |
Типовое меню | |||
Библиотека | Готовит описи библиотечного фонда | Директор | Описи | Подсистема | |
Составляет акты о списании книг и журналов | Административно-хозяйственная часть | Акты | |||
Оформляет заявку на выделение денежных средств на приобретение учебников, пособий, книг | Бухгалтерия | Заявка | |||
Получает:
- заявки на учебники по учебным программам |
|||||
Столовая | Готовит расходные накладные на продукцию | Бухгалтерия | Расходные накладные | Подсистема | |
Принимает:
- типовое меню |
|||||
Предприятие-поставщик | Составляет приходные накладные на продукцию | Бухгалтерии | Приходные накладные | Внешняя сущность | |
Заключает договоры, муниципальные контракты на поставку продукции | Директор | Договоры на
поставку продукции,
Муниципальные контракты | |||
Принимает:
- планы поставок продукции; - заказы на поставку продукции |
|||||
Учреждение дополнительного образования | Составляет планы работы спортивных секций, творческих кружков, студий | Директор | Планы | Внешняя сущность | |
Учреждение среднего профессионального образования | Заключает договор на профессиональное обучение на базе основного образования | Директор | Договоры | Внешняя сущность | |
Принимает:
- заявления учащихся
на профессиональное |
|||||
Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН) | Составляет решения заседаний комиссии, заключения по несовершеннолетним | Директор | Решения, заключения | Внешняя сущность | |
Получает:
- сведения о трудных подростках; - представления на учеников |
|||||
Управление образования | Издает приказы по вопросам деятельности ОУ, аттестации учителей, защите несовершеннолетних и проч. | Директор | Приказы,
Акты, Справки, Планы, Рекомендации, Указания |
Внешняя сущность | |
Составляет акты, справки проверок и обследований состояния работы ОУ | |||||
Составляет
планы проведения учебных и внеклассных
мероприятий городского/ | |||||
Составляет
рекомендации и методические указания
по ведению организационно- | |||||
Составляет акт приемки ОУ к началу учебного года | |||||
Принимает:
- статистические отчеты о работе учителей и ОУ в общем; - статистические отчеты по бухучету ОУ; - акты готовности ОУ к новому учебному году; - акты, справки о несчастных случаях |
|||||
Управление Роспотребнадзора | Разрабатывает нормативные и методические документы по контролю и проведению проверок | Директор | Указания,
Положения |
Внешняя сущность | |
Принимает:
- типовые меню ОУ |
Таблица В. 1 - Матрица смежностей А
pi+ | |||||||||||||||||
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 | |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | |
1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
pj- | 13 | 2 | 1 | 4 | 2 | 1 | 6 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Таблица В. 2 - Матрица инциденций В
1-2 | 1-4 | 1-13 | 1-14 | 2-1 | 2-4 | 2-5 | 2-7 | 3-1 | 3-14 | 4-1 | 4-2 | 4-3 | 4-5 | 4-6 | 5-1 | 5-4 | 5-13 | 6-1 | 6-7 | 6-15 | 7-1 | 7-4 | 7-11 | 8-7 | 8-10 | 8-16 | 9-1 | 9-7 | 10-7 | 11-1 | 11-7 | 12-1 | 13-1 | 14-1 | 15-1 | 16-1 | |
1 | 1 | 1 | 1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | |||||||||||||||||||||
-1 | 1 | 1 | 1 | 1 | -1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | -1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
-1 | -1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | -1 | -1 | |||||||||||||||||||||||||||||
-1 | -1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
-1 | -1 | 1 | 1 | 1 | -1 | -1 | -1 | -1 | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-1 | -1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
-1 | -1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
-1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-1 | 1 |