Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 06:21, дипломная работа
Цель дипломной работы – проанализировать положение молодежи на Омском рынке труда, выявить проблемы этой категории населения и предложить способы борьбы со сложившимися проблемами.
К настоящему моменту в некоторых городах России уже действуют несколько молодежных бирж труда, деятельность которых показала их эффективность в решении вопросов занятости молодежи. В Омске подобного специализированного учреждения нет, при этом статистические данные по городу свидетельствуют о росте доли молодежи в составе безработных.
Введение………………………………………………………………
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА…………………………………
6
1.1.
Определение понятия «молодежный рынок труда»…………...
6
1.2.
Проблемы молодежи на рынке труда…………………………..
17
1.3.
Подготовка молодежи к выходу на рынок труда……………...
27
2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ
ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………… 31
2.1.
Общая характеристика рынка труда Омской области…………
31
2.2.
Состав и структура молодежного рынка труда Омской области. Особенности занятости молодежи……………………
42
2.3.
Внутренний рынок труда предприятия. Положение молодежи
49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………...
55
3.1.
Мероприятия по улучшению положения молодежи на рынке труда………………………………………………………………
55
3.2.
Расчет мероприятий по улучшению положения молодежи на закрытом акционерном обществе «Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа»…….
64
Заключение…..…………………………………………………………
71
Библиографический список……………………………………………
73
Приложения
5. Изменение порядка приема молодежи на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят широкие возможности для применения труда подростков и молодежи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них возможность карьерного роста в рамках своего предприятия. Поэтому другой мерой, стимулирующей экономическую занятость молодежи, может стать смягчение критериев приема на работу, то есть прием молодежи без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.
Можно создать такой проект, в рамках которого стоит задача построения модели гражданского участия в молодежной политике. Бизнес-структуры (возможно, и ведомственные органы управления) предлагают места для стажировок студентам высших учебных заведений и, допустим, учащимся профессиональных лицеев, гимназий и пр. По итогам стажировок молодые специалисты могут остаться работать на предприятии. В рамках этого проекта можно также создать региональный попечительский совет по делам молодежи. В него войдут представители государственного управления и бизнеса, активно участвующие в молодежной политике. Задача попечительского совета - поддержка индивидуальных и коллективных молодежных проектов. Внутри данного проекта могут строиться проектные линии уже известных инициатив (молодежное предпринимательство, лидерство и пр.).
Сегодня есть возможность совместить организацию вторичной занятости несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации вторичная занятость молодежи может быть как экономически выгодной компаниям и предприятиям, так и ориентированной на воспитательные и социальные функции. Социальный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на его реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние. И со стороны молодежи, и со стороны работодателей отмечается потребность в таких рабочих местах, которые позволили бы задействовать весь потенциал работника, учитывая его будущую профессию, возможности карьерного роста.
5. Квотирование мест для молодежи. Речь идет о гарантии получения рабочих мест после окончания обучения.
6. Привлечение молодежи к общественным работам Важным элементом поддержки безработной молодежи является финансирование правительством Омской области общественных работ и привлечение к ним молодежи. Таким образом, снижается социальное напряжение и часть молодых безработных обеспечиваются рабочими местами и оплатой труда.
Удельный вес граждан до 30 лет, принимавших участие в общественных работах, составляет в среднем по Омску 29,3 %. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имеющие трудовых навыков. Однако месячный заработок одного участника общественных работ очень мал.
Но объем общественных работ зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодежи в них участвовать. Нужны ли сегодня общественные работы сегодня? На этот вопрос положительно ответили 32% опрошенных. В обратном уверены 28% опрошенных. Большая часть молодых людей затруднилась ответить. Конечно, этому есть оправдание: добровольческий труд для современной молодежи достаточно новое и необычное явление и отношение к нему осторожное. Участвовать в нем согласны только 16,7%, причем наибольшую привлекательность для них представляют работы по благоустройству территории, следом идут организация собственного досуга и отдыха. Помощь инвалидам, престарелым, поисковым отрядам, библиотекам, музеям и школам представляет малый интерес.
Отказ заниматься добровольческим трудом более половины респондентов аргументировали тем, что «нужно зарабатывать деньги», а каждый третий - что «сейчас это не престижно».
Итоги опроса: целенаправленная агитационно-информационная кампания увеличила бы среди молодежи число желающих заняться общественными работами. И такая активность - позитивный фактор, позволяющий обеспечить временную занятость и поддерживать доходы неконкурентоспособной части молодежи. А ведь для молодых людей, впервые оказавшихся на рынке труда после окончания учебных заведений и службы в армии (таких порядка 20 процентов) эта проблема сегодня в числе главных.
7. Создание СМИ молодого поколения. Этот проект направлен не столько на непосредственное стимулирование молодежных проектов (порой это бывает преждевременно), сколько на насыщение информационного пространства в молодежной среде, его позитивное оформление. Издается региональная молодежная газета, периодически выходит местная молодежная телепередача. В газете публикуются как специфические материалы для молодежи, так и дайджест молодежных газет вузов и школ. Также важным направлением информационного обеспечения инициатив молодого поколения может стать оценка политических, экономических и культурных событий региона. Данная деятельность создаст среду для естественного выращивания молодежных инициатив, их конструктивного, критического отношения к социально-экономической действительности.
Молодежь сегодня не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Поэтому этот проект ведет к непосредственному развитию конструктивной активности в молодежной среде.
8. Правовое регулирование молодёжной политики. Необходимость формирования современной законодательной базы в области региональной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.
Мероприятия по улучшению положения молодежи на рынке труда описанные выше касались Омска и Омской области. Далее необходимо акцентировать внимание на этих же мероприятиях, но касаясь ЗАО «ПИРС».
1. Безболезненное высвобождение работников пенсионного и предпенсионного возраста с руководящих постов. В данном случае речь идет не об их увольнении, а о смещении. Соответственно, появляется возможность карьерного роста для молодых специалистов.
2. Создание условий для обучения молодых специалистов. Иначе говоря, данная организация при найме персонала заинтересована в наличии опыта работы, квалификации у потенциального работника. Если же будут созданы условия для обучения, для молодежи ситуация может поменяться в лучшую сторону.
3. Создание системы квотирования рабочих мест. Другими словами, ЗАО «ПИРС» по согласованию с одним или несколькими институтами оставляет рабочие места для будущих специалистов.
3.2. Расчет мероприятий по улучшению положения молодежи на закрытом акционерном обществе «Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа»
Рассчитаем эффективность мероприятия по высвобождению работников пенсионного и предпенсионного возраста с руководящих постов. Для этого воспользуемся следующими данными:
Таблица 20
Исходные данные
№ | Показатели | Значение |
1 | Численность рабочих, охваченных мероприятием, чел. | 7 |
2 | Ожидаемая экономия времени, мин. | 15 |
3 | Среднесписочная численность работников, чел. | 730 |
4 | Среднегодовой фонд оплаты труда одного работника, тыс. рублей. | 228 |
5 | Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности организационных мероприятий. | 0,15 |
Расчет эффективности:
1) Экономия времени, чел-час:
, где
t1 – ожидаемая экономия времени, мин.;
чохв – численность работников, охваченных мероприятием, чел.;
251 – число рабочих дней в году, дни.
(чел-час)
2) Экономия численности, чел.:
, где
Фр.в. - фонд рабочего времени.
(чел.)
3) Прирост производительности труда:
, где
- прирост производительности труда промышленно-
производственного персонала;
- экономия численности, чел.;
- среднесписочная численность работников, чел.
, где
- прирост производительности труда работников предприятия,
охваченных мероприятием.
4) Экономия по заработной плате, тыс. рублей:
, где
- среднегодовой фонд оплаты работников предприятия, тыс. рублей
(тыс. рублей.)
5) Экономия по отчислениям во внебюджетные фонды, тыс. рублей:
,
(тыс. рублей.)
6) Экономия от снижения себестоимости, тыс. рублей:
(тыс. рублей)
7) Годовой экономический эффект:
, где
- нормативный коэффициент сравнительной экономической
эффективности организационных мероприятий;
- затраты единовременные, тыс. рублей.
(тыс. рублей)
Рассчитаем экономическую эффективность от внедряемого мероприятия по обучению молодых специалистов. Для этого воспользуемся следующими данными:
Таблица 21
Исходные данные
№ | Показатели | Значение |
1 | Численность рабочих, охваченных мероприятием, чел. | 15 |
2 | Ожидаемая экономия времени, мин. | 17 |
3 | Среднесписочная численность работников, чел. | 730 |
4 | Среднегодовой фонд оплаты труда одного работника, тыс. рублей. | 228 |
5 | Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности организационных мероприятий. | 0,15 |
Расчет эффективности:
1) Экономия времени, чел-час:
, где
t1 – ожидаемая экономия времени, мин.;
чохв – численность работников, охваченных мероприятием, чел.;
251 – число рабочих дней в году, дни.
(чел.-час)
2) Экономия численности, чел.:
, где
Фр.в. - фонд рабочего времени.
(чел.)
3) Прирост производительности труда:
, где
- прирост производительности труда промышленно-
производственного персонала;
- экономия численности, чел.;
- среднесписочная численность работников, чел.
, где
- прирост производительности труда работников предприятия,
охваченных мероприятием.
4) Экономия по заработной плате, тыс. рублей:
, где
- среднегодовой фонд оплаты работников предприятия, тыс. рублей
(тыс. рублей.)
5) Экономия по отчислениям во внебюджетные фонды, тыс. рублей:
,
(тыс. рублей.)
6) Экономия от снижения себестоимости, тыс. рублей:
(тыс. рублей)
7) Годовой экономический эффект:
, где
- нормативный коэффициент сравнительной экономической
эффективности организационных мероприятий;
- затраты единовременные, тыс. рублей.
(тыс. рублей)
Рассчитаем экономическую эффективность от внедряемого мероприятия по созданию системы квотирования рабочих мест. Для этого воспользуемся следующими данными:
Таблица 21
Исходные данные
№ | Показатели | Значение |
1 | Численность рабочих, охваченных мероприятием, чел. | 5 |
2 | Ожидаемая экономия времени, мин. | 10 |
3 | Среднесписочная численность работников, чел. | 730 |
4 | Среднегодовой фонд оплаты труда одного работника, тыс. рублей. | 228 |
5 | Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности организационных мероприятий. | 0,15 |
Информация о работе Анализ положения молодежи на рынке труда Омской облости