Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 06:21, дипломная работа
Цель дипломной работы – проанализировать положение молодежи на Омском рынке труда, выявить проблемы этой категории населения и предложить способы борьбы со сложившимися проблемами.
К настоящему моменту в некоторых городах России уже действуют несколько молодежных бирж труда, деятельность которых показала их эффективность в решении вопросов занятости молодежи. В Омске подобного специализированного учреждения нет, при этом статистические данные по городу свидетельствуют о росте доли молодежи в составе безработных.
Введение………………………………………………………………
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА…………………………………
6
1.1.
Определение понятия «молодежный рынок труда»…………...
6
1.2.
Проблемы молодежи на рынке труда…………………………..
17
1.3.
Подготовка молодежи к выходу на рынок труда……………...
27
2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ
ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………… 31
2.1.
Общая характеристика рынка труда Омской области…………
31
2.2.
Состав и структура молодежного рынка труда Омской области. Особенности занятости молодежи……………………
42
2.3.
Внутренний рынок труда предприятия. Положение молодежи
49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………...
55
3.1.
Мероприятия по улучшению положения молодежи на рынке труда………………………………………………………………
55
3.2.
Расчет мероприятий по улучшению положения молодежи на закрытом акционерном обществе «Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа»…….
64
Заключение…..…………………………………………………………
71
Библиографический список……………………………………………
73
Приложения
3) Что касается барьеров для входа на молодежный рынок труда и выхода с него, то можно утверждать, что таковые отсутствуют. Каждый молодой работник в любой момент может войти в состав экономически активного населения страны, объявив себя безработным и начав поиски работы, и, точно так же уйти с рынка труда.
4) С точки зрения отраслевого деления весь состав рабочей силы молодежи неоднороден, так как он состоит из молодых работников различных специальностей. Однако в данной работе, как уже было указано выше, деление всей массы рабочей силы страны происходит не по отраслевому, а по возрастному принципу. А в этом случае можно утверждать, что предложение труда молодежного рынка однородно, так как представлено работниками примерно одного возраста с одинаково низким уровнем трудового стажа.
Итак, ни один из признаков конкурентного рынка труда не противоречит ситуации, сложившейся на молодежном рынке труда нашей страны. Теперь необходимо доказать, что молодежный рынок труда не является монопсоническим.
Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов, единственный работодатель противостоит многочисленным независимым наемным работникам.
К основным признакам монопсонии относятся:
1) Сосредоточение основной части занятых отрасли на одной фирме;
2) Почти полное отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже труда;
3) Отсутствие профсоюзов.
1) Множество занятых молодых людей работают в различных фирмах, более того, практически в каждой фирме есть хотя бы один молодой работник. Следовательно, нельзя сказать, что большинство занятых молодых людей работают на одном предприятии или даже в одной отрасли.
2) В любой момент молодой работник может разорвать контракт со своим работодателем и начать поиски новой работы, так как он может претендовать на рабочее место практически в любой фирме. Конечно, если рассматривать каждого молодого работника как представителя определенной профессии, то есть относящегося к определенной отрасли, то для некоторых из них может существовать проблема невозможности сменить работодателя в силу монопсонической ситуации на рынке труда конкретной отрасли. Но так как мы рассматриваем деление трудовых ресурсов по возрастному признаку, то, как уже было показано выше, с этой точки зрения спрос на труд предъявляется большим числом фирм. То есть молодой человек всегда может выбрать новое место работы. Более того, молодежь, как известно, более мобильна при выборе работы, чем старшие работники, а потому с легкостью меняют места работы.
3) Как уже было показано выше, в России молодежные студенческие профсоюзы не обладают значительной властью по отношению к работодателям. То есть в стране отсутствуют какие-либо формы объединения молодых работников – продавцов трудовых услуг.
Подведем итог. Так как ситуация, сложившаяся на молодежном рынке труда России не соответствует основным признакам монополизированного рынка (следовательно, и ситуации двусторонней монополии) и удовлетворяет принципам конкурентного рынка, то можно утверждать, что молодежный рынок труда России совершенно конкурентный.
Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности работодателей в заполнении свободных рабочих мест и выполнении работ, а предложение – в наличии незанятой рабочей силы или желающей изменить место работы.
Для того, чтобы проанализировать, каким образом на конкурентном рынке труда устанавливается равновесие, рассмотрим отдельно спрос и предложение и их взаимодействие с точки зрения классической концепции занятости. Под классической теорией в немарксистской экономической литературе подразумевается преимущественно теория английских и американских экономистов, базирующаяся на учении, идущем от А.Смита и Д.Рикардо к А.Маршаллу, Пигу и другим ученым, посвятившим себя разработке теории общего экономического равновесия.
Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда, применимых к условиям совершенной конкуренции. Эти сложные функции получаются путем агрегирования функций спроса отдельно взятых субъектов спроса (предпринимателей и государства) и функций субъектов предложения (отдельных работников).
Рис. 1. Кривая спроса на труд
На рынке совершенной конкуренции объем спроса на труд (рис. 1) зависит от трех составляющих:
− от производительности труда работников;
− от цены экономических благ, произведенных определенным количеством работников;
− от цены ресурса.
Предпринимательская деятельность осуществляется с целью получения прибыли. Следовательно, для максимизации прибыли предприниматель должен сокращать издержки на покупку ресурсов, в том числе и на рабочую силу. Труд молодого человека, как правило, оценивается ниже, чем остальных работников, так как у него малый стаж работы, более низкий уровень квалификации, недостаточно профессионального опыта. Значит для снижения затрат предприниматель должен набирать на работу молодых людей. В данном случае речь идет о краткосрочной прибыли, и именно так и поступают владельцы небольших фирм (чаще «фирм-однодневок»), производящих товары и предлагающих услуги не очень высокого качества. Они придерживаются политики постоянной смены персонала и предпочитают принимать на работу молодых людей на непродолжительный срок.
Однако большинство предпринимателей, желающих развивать свой бизнес, делают ставку на получение долгосрочной прибыли, пусть даже при этом они понесут убытки в краткосрочном периоде. Для поддержания успешного функционирования производства в будущем фирме необходимо завоевывать клиентов, то есть создавать имидж надежной компании, выпускающей качественную продукцию. Завоевание клиентуры достигается качеством товаров и предоставляемых услуг и на этой основе предприниматель получает прибыль. А потому он должен использовать в производстве ресурсы высокого качества, те ресурсы, производительность которых выше. Что касается ресурса «труд», то производительность того работника выше, у которого есть опыт работы, определенный уровень квалификации и т.д. Этими характеристиками обладают работники старшего возраста, а потому они имеют определенные конкурентные преимущества перед молодыми. Это и есть причина того, что предприниматель неохотно берет на работу молодых работников, если у него есть возможность заполнить вакансию кем-то другим.
Значит, спрос на труд молодых людей ниже, чем на трудовые услуги опытных работников, и это выражается в более низкой кривой спроса.
С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного продукта сравняется c величиной заработной платы. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной заработной платы и размером спроса на труд выражается в виде кривой спроса на труд. Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более низкой заработной плате соответствует больший спрос и наоборот.
Рис. 2. Кривая предложения труда
Иначе обстоит дело с функцией предложения труда (рис. 2). Она также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило, продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения труда принимает иной вид, чем кривая спроса на труд.
Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении предложение труда уменьшается.
Совокупное предложение труда в обществе определяется как минимум четырьмя показателями:
- общей численностью населения
- той долей, которую составляет экономически активное население в общей численности жителей
- средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года
- качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.
Кривая предложения труда молодежи не совпадает с кривой предложения труда опытных работников, так как их труд оценивается выше и предложение трудовых услуг высокой квалификации (основанное на опыте работы) меньше предложения менее квалифицированного труда.
Рис. 3. Механизм установления равновесия на рынке труда
Теперь объединим графики функций спроса и предложения, чтобы показать механизм установления равновесия на рынке труда (рис. 3).
Сложились две точки равновесия: для молодежного рынка труда и для рынка труда квалифицированных работников. Очевидны различия в равновесных ставках зарплаты и равновесном количестве труда: труд молодежи оценивается ниже и таких требуется меньше. Очевидно, что любой
предприниматель охотнее примет на работу квалифицированного работника, пусть даже по более высокой цене. Если же он и согласится трудоустроить молодого человека, то готов заплатить за его труд меньшую сумму.
В условиях совершенной конкуренции непосредственно проявляется действие классических законов саморегуляции рынка. В точке Е одинаково отсутствуют и избыток, и дефицит рабочей силы (спрос равен предложению). А это значит, что в экономике нет ни безработицы с ее негативными социальными последствиями, ни нехватки рабочих рук, которая ведет к снижению мотивации труда, уменьшению требований руководств фирм к персоналу и т.д. Равновесие устойчиво: обратные связи гасят случайные отклонения от него. Например, повышение цены труда (на графике с уровня W0 до уровня W) ведет к увеличению предложения (до уровня LS) и сокращению спроса (до уровня LD). Возникает избыток предложения рабочей силы (LS >LD). Часть желающих поступить на работу не находят себе места, начинается конкуренция за вакансии, в ходе которой работники соглашаются на пониженную зарплату, лишь бы быть нанятыми. Постепенно цена труда снижается до равновесного уровня [1, с. 120-125].
1.2. Проблемы молодежи на рынке труда
В большинстве стран мира молодые люди примерно вдвое чаще, чем представители старших возрастных групп, оказываются среди тех, кто ищет и не находит работу. Россия – не исключение. Так, в 2004 году молодёжь в возрасте от 15 до 24 лет составляла около 20% трудоспособных, в составе экономически активного населения её доля равнялась 13,4%, в числе занятых – 12%, а в числе безработных – 27% [4, с. 42].
Причин такому положению молодежи на рынке труда множество. Например, чрезмерная «популярность» некоторых профессий и обратная ситуация в отношении других специальностей. Эта тенденция объясняется нехваткой информации о процессах на рынке труда, недостаточной осведомленностью молодых людей – выпускников школ и абитуриентов – в отношении того, какие профессии будут пользоваться спросом в будущем.
Многие выпускники учебных заведений, особенно те из них, кто не имел опыта работы в процессе обучения или на момент окончания учебного заведения не имеет места работы, при выходе на рынок труда становятся фрикционными безработными. В этом случае возможность найти работу соответствующей квалификации и с приемлемым уровнем заработной платы зависит от самого выпускника: насколько активно он будет искать работу, от уровня его знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. Структурная безработица грозит тем молодым людям, чьи специальности не востребованы в настоящий момент на рынке труда.
В любое время какие-либо специальности выходили на первый план, а какие-то считались менее престижными. Однако в постперестроечный период и сегодняшнее время становления новых для нашей страны экономических отношений проблема несоответствия специализации выпускников требованиям рынка и, как следствие, переизбыток невостребованной рабочей силы в одних отраслях экономики и нехватка ее в других являются крайне неблагоприятным для дальнейшего развития экономики явлением, в том числе для увеличения занятости и устранения социальной напряженности.
Как правило, большинство выпускников школ при выборе дальнейшей профессии руководствуются собственным субъективным мнением о престижности той или иной профессии. При этом многие из них не принимают во внимание перспективы развития рынка и не могут предугадать, какие профессии будут пользоваться спросом через 5 лет (на момент окончания профессионального учебного заведения). Также налицо незнание сегодняшней конъюнктуры рынка труда; до сих пор сильны тенденции преимущественного выбора экономических и юридических специальностей, сложившиеся в постперестроечный период и в данный момент не соответствующие реальным нуждам рынка [9, с. 39].
Это серьезно усиливает конкуренцию среди молодых соискателей в одних сферах деятельности и, соответственно, обусловливает нехватку кадров в других, что способствует увеличению числа безработных среди молодежи, а также увеличивает длительность безработицы (время, необходимое для прохождения дополнительных профессиональных курсов, получения второго образования и т.п.). Подобная ситуация вызвана невозможностью рынка образовательных услуг оперативно реагировать на «запросы» ранка труда, а также недостаточной информированностью населения (в частности абитуриентов) о прогнозах относительно популярности и востребованности профессий в будущем. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
Информация о работе Анализ положения молодежи на рынке труда Омской облости