Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 06:21, дипломная работа
Цель дипломной работы – проанализировать положение молодежи на Омском рынке труда, выявить проблемы этой категории населения и предложить способы борьбы со сложившимися проблемами.
К настоящему моменту в некоторых городах России уже действуют несколько молодежных бирж труда, деятельность которых показала их эффективность в решении вопросов занятости молодежи. В Омске подобного специализированного учреждения нет, при этом статистические данные по городу свидетельствуют о росте доли молодежи в составе безработных.
Введение………………………………………………………………
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА…………………………………
6
1.1.
Определение понятия «молодежный рынок труда»…………...
6
1.2.
Проблемы молодежи на рынке труда…………………………..
17
1.3.
Подготовка молодежи к выходу на рынок труда……………...
27
2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ
ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………… 31
2.1.
Общая характеристика рынка труда Омской области…………
31
2.2.
Состав и структура молодежного рынка труда Омской области. Особенности занятости молодежи……………………
42
2.3.
Внутренний рынок труда предприятия. Положение молодежи
49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………...
55
3.1.
Мероприятия по улучшению положения молодежи на рынке труда………………………………………………………………
55
3.2.
Расчет мероприятий по улучшению положения молодежи на закрытом акционерном обществе «Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа»…….
64
Заключение…..…………………………………………………………
71
Библиографический список……………………………………………
73
Приложения
Из полученных данных о ЗАО «ПИРС» по квалификационному составу работников в возрасте до 30 лет видно, что практически все работники имеют высшее образование, как правило, одно; таких 171 человек. Девять молодых работников данной организации имеют несколько высших образований, 11 человек получили среднее начальное профессиональное образование и у 6 человек среднее образование. В департаменте проектирования и департаменте изысканий больше всего людей с высшим образованием, 53 и 51 человек соответственно. Необходимо также отметить, что в основной массе в ПИРСе работают люди с высшим техническим образованием (проектировщики и инженеры), гораздо меньше работников с экономическим и юридическим образованием.
Таблица 19
Анализ уволенных по стажу в ЗАО « ПИРС» в возрасте до 30 лет
Годы | Стаж в ПИРСе | |||
До года | 1-3 года | 3-5 лет | 5-10 лет | |
2005 | 0 | 1 | 1 | 0 |
2006 | 7 | 3 | 3 | 1 |
2007 | 8 | 3 | 0 | 0 |
Из полученных данных по предприятию видно, что наименьшее число уволенных работников было в 2005 году и составило всего 2 человека, наибольшее в 2006 году – 13 человек. В основной массе уволенные – это люди, проработавшие в ПИРСе не более года. Чаще всего работники увольняются по собственному желанию, по причине переезда в другой город уволилось 4 человека, у двух из которых высшее образование, по причине недостаточной профессиональной компетентности и нарушение трудовой дисциплины – 1 человек. Также уволились из-за смены места работы 1 человек, неудовлетворенности работой, условиями труда – 2 человека, неудовлетворенности заработной платой – 1 человек.
Итак, на основании выше сказанного: внутренний рынок ЗАО «ПИРС» − это сложная динамически развивающаяся система, в которой молодежь занимает достаточно прочные позиции. Данная категория составляет примерно треть всего персонала предприятия, практически все имеют высшее образование. 15 молодых работников вообще находятся на руководящих постах, что говорит о возможности карьерного роста для каждого молодого специалиста в возрасте до 30 лет. Также необходимо отметить то, что достаточно много студентов проходят и хотят проходить практику на данном предприятии, что говорит о желании в дальнейшем работать в ЗАО «ПИРС».
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА
3.3. Мероприятия по улучшению положения молодежи на рынке труда
Актуальность проблемы занятости молодежи понимается правительством Омской области в полной мере, однако до сих пор не выработано четкой концепции по урегулированию данного вопроса.
И все же пути повышения молодежной занятости должны идти по нескольким основным направлениям, рассмотренным далее.
1. Содействие профессиональной подготовке молодежи. Комитетом по делам молодежи Омской области ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи;
Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к труду включает в себя:
оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;
развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений.
Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по делам молодежи. Комитет по делам молодежи одним из направлений своей деятельности избрал содействие дополнительному образованию молодежи через содействие организации и функционирования профильных клубов ("клубов по интересам") и центров дополнительного образования.
К финансированию системы образования необходимо привлекать частные фирмы и компании. Так как в данном случае инвестирование можно рассматривать как продвижение товаров и услуг; студенты ведущих университетов могут являться не только будущими сотрудниками, но и также потенциальными клиентами и партнерами по бизнесу. Поэтому, позиционирование продуктов и услуг для молодежи может стать полезным инвестированием в будущее. Компании так же могут использовать возможности проведения презентации, непосредственно присутствовать на проектах, распространять рекламные материалы для экономически активной молодежи.
Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений политики региона. Кабинет Министров должен принять постановление о том, что объемы и профили подготовки учебных заведений должны согласовываться с Министерством труда и занятости. Здесь возможны проблемы с негосударственными вузами, которые по своему усмотрению решают, кого и в каком количестве выпускать.
Поэтому чтобы предотвратить появление новых безработных необходимо вести целенаправленную, систематическую психолого-профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда региона. Молодые люди должны понять, что после пяти-шести лет оплачиваемого обучения их ожидают бесплодные поиски работы. Также необходимо отметить то, что до сих пор работа общеобразовательной школы оценивается по количеству человек, поступивших в вузы. Критерии оценки работы школ, вузов требуют коррективы.
В настоящее время в системе образования и профессиональной подготовки рабочих кадров уже осуществляется качественная перестройка, призванная привести её соответствие с требованиями рынка труда. Сокращение общих показателей подготовки кадров зачастую рассматривается с негативной стороны, как проявление кризиса системы. Однако при этом не принимается во внимание демографическая ситуация. Анализ изменений в возрастном составе населения Омской области за последние 15 лет свидетельствует о том, что численность молодёжи, находящейся в трудоспособном возрасте и формирующей потенциальный контингент учащихся профессиональных учебных заведений, неуклонно уменьшается как в абсолютном, так и в относительном выражении. Кроме того, в настоящее время растёт доля молодых людей, не желающих продолжать учёбу после окончания средней школы и выходящих непосредственно на рынок труда.
Таким образом, сдвиги в системе профессиональной подготовки нельзя однозначно трактовать как кризисные. Это – процесс её адаптации к объективным условиям социально-демографической и экономической ситуации.
Что касается качественных изменений в системе профессионального образования, то следует отметить: учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка труда. Вводятся дополнительные к основному курсу программы, расширяющие кругозор учащихся, или так называемые интегрированные программы, зачастую осуществляемые совместными усилиями профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. Последние направлены на то, чтобы научить выпускников “обучаться”, то есть постепенно осваивать всё более сложные профессии и в зависимости от уровня своих способностей повышать квалификацию.
3. Развитие предпринимательской деятельности. В стратегическом плане речь идет о подготовке поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. Анализ научно-исследовательских работ, практических материалов показывает, что процесс введения экономической подготовки учащихся носил (и продолжает носить) незаслуженно «дискриминационный» характер. Причиной тому является ряд объективных и субъективных предпосылок:
кадры, проектировавшие образовательные системы, декларируя рыночный выбор, по своей сути принадлежали планово-распределительной системе экономике;
за период советской власти в стране фактически был «вымыт», уничтожен институт предпринимательства и предпринимательской подготовки;
система образования в целом и ее педагогические кадры (как и система их подготовки и переподготовки) в большинстве своем были и остаются не готовыми к осуществлению предпринимательской подготовки, обеспечению современной экономической подготовки молодежи.
Таким образом, переход от административной системы к экономическим методам руководства, от слепого исполнения планов и приказов к творческому поиску эффективных решений актуализирует необходимость предпринимательской подготовки молодежи. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подготовку следует рассматривать как самостоятельную образовательную область.
Можно говорить о двух линиях развития предпринимательства среди молодежи.
Первая касается всех без исключения молодых людей и направлена на развитие их способностей, знаний, умений и навыков проектно-практической деятельности, направленной на формирование предпринимательского образа жизни и получение в качестве результата прибыли в виде новых знаний, возможностей и др.
Вторая является линией подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, масс-медиа, банковского дела и др. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли. Обе линии подчинены одним и тем же законам, и могут реализоваться в режиме дополнительного образования молодежи на базе различных по типу образовательных учреждений (общеобразовательные школы, колледжи, университеты и др.), а так же на базе мест, где строится соответствующий образовательный процесс (клубы, фестивали, конкурсы предпринимательских проектов, предметные олимпиады и др.).
Педагогическая сущность как содержание предпринимательской подготовки молодежи, состоит в проектировании развивающих образовательных систем, социально-педагогическом проектировании и реализация общеобразовательной среды, позволяющей:
дать учащимся основные и необходимые знания по поводу того, что такое предпринимательство;
сформировать способности, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности;
создать условия для обретения учащимися опыта деятельности.
Создавая рабочие места для подростков и молодежи, предоставляя им, возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности, организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие как бы включается в реализацию социальной молодежной политики. Поэтому важно создать и развивать такие механизмы, которые позволили бы ребятам не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приобретать знания, опыт.
Информация о работе Анализ положения молодежи на рынке труда Омской облости