Дополнительное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:45, курс лекций

Описание

Дополнительное образование - это система образовательных программ, учреждений, органов управления, вид деятельности, которой, направлен на удовлетворение тех образовательных и культурных потребностей личности, которые не удается реализовать в процессе получения общего (основного) образования. Оно отличается от основного образования, реализуемого в дошкольных учреждениях и школе, по: целям, задачам, программному содержанию, общим требованиям, специфике взаимодействия социальных общностей педагогов и учащихся, формам и методам педагогической и ученической деятельности, нормам и санкциям и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Дополнительное образование.pptx

— 822.85 Кб (Скачать документ)

Дополнительное  образование

 

Министерство  образования и науки РФ 
Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
Армавирская государственная педагогическая академия 
Факультет технологии, экономики и дизайна

 

Выполнила:

студентка Т-ЭУ-5-2

Блудова Кристина

 

Армавир, 2012г.

Понятие и общая характеристика дополнительного  образования

 

Дополнительное образование - это система образовательных программ, учреждений, органов управления, вид деятельности, которой, направлен на удовлетворение тех образовательных и культурных потребностей личности, которые не удается реализовать в процессе получения общего (основного) образования.

 

Оно отличается от основного образования, реализуемого в дошкольных учреждениях  и школе, по: целям, задачам, программному содержанию, общим требованиям, специфике  взаимодействия социальных общностей  педагогов и учащихся, формам и  методам педагогической и ученической  деятельности, нормам и санкциям и  т.д.

 

Многие  исследователи характеризуют дополнительное образование как:

 

Особое  образовательное пространство, где  осуществляются специальные образовательные  деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его организации. Это  пространство расширяет возможности  практического опыта ребенка  и является временем творческого  освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована.

 

Дополнительное  образование характеризуется наличием собственных образовательных программ, образовательных учреждений и органов  управления. В соответствии с законом  «Об образовании» все эти программы  и учреждения целесообразно рассматривать  в сферах допрофессионального и профессионального образования взрослых и детей. На основе этих программ предоставляется дополнительное образование в центрах профессиональной ориентации, музыкальных, художественных, спортивных школах, школах искусств и т.п.

 

Также этот вид образования  предусматривает оказание дополнительных услуг - платных и бесплатных. Они  направлены на удовлетворение тех потребностей в обучении, которые не удается  реализовать в процессе приобретения установленного стандарта знаний, навыков, умений в рамках основных образовательных  программ. Дополнительные услуги могут  быть достаточно широкими по своему диапозону, расширяя и углубляя получаемое образование по тем или иным предметам или далеко выходя за его пределы.

  
Дополнительные образовательные услуги можно подразделить на:  
-информационные; 
-деятельностные (овладениедополнительными навыками и умениями в рамках конкретных видов деятельности); 
-интегративные (информационные +деятельностные);  
консультативные (помощь и консультации специалистов).  

 

Дополнительное  образование различают по направленности услуг:

- обще  развивающие ;

- профильно-развивающие;

- корректирующие (устранение пробелов в знаниях,  отставание в развитии).

 

 

Также дополнительные образовательные услуги можно классифицировать в зависимости от сроков их оказания, от места их реализации и т.д.

В целом  для учреждения дополнительного  образования характерна разнородность  контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим  различиям, как, явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, тендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального  развития. Это предъявляет к организации  учебно-воспитательного процесса особые требования.

Ещё одно из характерных отличий дополнительного  образования это то, что оно  не является обязательным, т.е. существует свободный выбор занятия. Интерес  к внеучебной деятельности и наличие свободного времени на неё приносит большое удовлетворение учащимся.

 

Также дополнительные образовательные услуги можно классифицировать в зависимости от сроков их оказания, от места их реализации и т.д.

В целом  для учреждения дополнительного  образования характерна разнородность  контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим  различиям, как, явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, тендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального  развития. Это предъявляет к организации  учебно-воспитательного процесса особые требования.

Функции дополнительного образования

 

Принципиальное  отличие дополнительного образования  от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных  стандартов, работающие в его системе  педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей  образовательной среды, которая  обеспечила бы каждому учащемуся  проявить заложенное в нем от природы  творческое начало.

 

 

На современном  этапе развития системы дополнительного  образования сформировались следующие  функции дополнительного образования:

 

  • обучение воспитание
  • социализация (общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и

способности быть не только объектом, но и субъектом  социальных взаимодействий);

 

    • досуговая (возможность отдохнуть от жестких рамок поведения);
    • гедонистическая (удовлетворяющая интересы и потребности);
    • коммуникативная;
    • компенсаторская (психологическая компенсация неудач в семье и т.п.);
    • адаптационная
    • предпрофессиональная подготовка
    • социальная защита.

Информация о работе Дополнительное образование