Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 6
1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков 13
1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков 20
Выводы 29
Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 31
2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть» 31
2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад) 44
Выводы 52
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 64
После ряда тестов можно сделать вывод о том, что нужно повысить показатели уровня информационной культуры подростков.
В ходе анализа была выявлена необходимость формирования информационной культуры подростков.
3. Программа формирования информационной культуры подростков – «Школа информационного комфорта для подростков» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад), которая направлена на актуальность и важность проблемы информационного обеспечения подростков.
Программа «Школа информационного комфорта для подростков» с созданием организационных, методических, информационно-аналитических мероприятий, направленных на системное воздействие подростков с целью приобретения ими навыков, умений и поднятия их информационного уровня культуры.
Реализация программы предполагает активное участие подростков в разных мероприятиях, организованными силами молодежной общественной организации «Желание Есть» и партнеров. Формы работы - тренинги, тестирования, беседы, интеллектуальные соревнования, лекции, экскурсии, выездные мероприятия в библиотеки, выставки, музеи города Сергиев Посад. Работа ведется с помощью средств социально-культурной деятельности: наглядных пособий, схем, иллюстраций, аудио-видео-аппаратуры, устной речи.
Значительная часть мероприятий программы непосредственно направлена на формирование информационной культуры подростков. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков.
Цель программы:
Помочь подросткам ориентироваться в информационном пространстве, дать представление об информационном обществе, информационных ресурсах; способствовать формированию базовых умений и навыков информационной грамотности, информационного поведения.
Задачи программы:
- Обучение подростков умению самостоятельного поиска, анализа и обработки информации.
- Знакомство подростков с многообразием информационного мира, включая региональный компонент.
- Формирование учебной мотивации.
- Исследование и формирование жизненного интереса подростков.
Программа включает следующие мероприятия:
«Умные книги» (урок информационной культуры для подростков в библиотеке), «День информации» (посвящен дню защитника отечества 23 февраля), встреча с представителями литературного кружка г. Сергиев Посад «Зимнее солнце», конкурс компьютерного творчества, круглый стол «Информация: вчера, сегодня, завтра», «Покажи себя» (практическая работа по поиску информации), встреча с представителями центра занятости населения города Сергиев Посад., конференция «Дискуссии по проблемам подростков», «Будь с нами» (PR-акция молодежных организаций города Сергиев Посад), видеоконференция «Учебные заведения города Сергиев Посад», командная викторина «Марафон знаний», фестиваль образования «Абитуриент Подмосковья», посещение выставки юных специалистов, музея игрушек.
Тематические блоки программы, включающие в себя: развитие мотивации подростков, познание самого себя через он-лайн тестирование, обучение мультимедийным технологиям, обучение пользованию электронной библиотекой, профессиональное информирование.
Программа разрабатывалась для молодежной общественной организации «Желание Есть», которая направляет свою деятельность на работу с подростками. Глядя на молодую аудиторию, подростки начинают прислушиваться к словам сверстников и старшего поколения, задумываются над советами и делают для себя соответствующие выводы.
Программа поможет подросткам ориентироваться в информационном пространстве, информационном обществе, использовать необходимые информационные ресурсы; поможет сформировать базовые умения и навыки информационной грамотности, информационного поведения.
В ходе дипломного исследования предварительно выдвинутая гипотеза о том, что формирование информационной культуры подростков будет успешным при условии:
- учета социально-психологических особенностей подростков;
- использования индивидуального подхода в выборе средств и методов формирования информационной культуры;
-оптимизации информационной среды учреждений социокультурной сферы;
- создании ситуации успеха и мотивирования приобретения знаний и умений информационной деятельности подтвердилась, что отражено в тексте дипломной работы и в приложениях.
1. Библиотека электронных книг [Электронный ресурс] // Информационная культура личности. – Режим доступа: www.jokesnet.ru/ - (дата обращения: 12.11.2010.).
2. Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. – СПб,1992. – С.95-108.
3. Блюменау, Д.И. Информация и информационный сервис/ Д.И. Блюменау. – Л.: Наука, 1989. – 192с. – (Серия «Наука и технический прогресс»).
4. Голубкова, Е.Н. Маркетинговые коммуникации/ Е.Н. Голубкова. – М.: Издательство «Финпресс», 2000. – 256с. – (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).
5. Гриндер, М. Исправление школьного конвейера/ М. Гриндер. – Нью-Йорк, 1989. – 15с.
6. Громова,О.К. Развитие информационной культуры детей в школьных и детских библиотеках / О.К.Громова. – М.: Изд-во Профессия, 2009. – 208с.
7. Дольто, Француа На стороне подростка / Француа Дольто. – СПб.: издательство «Петербург - XXIвек», 1997. – 280с.
8. Дулатова,А.Н. Информационная культура личности [Электронный ресурс]/ А.Н.Дулатова, Н.Б.Зиновьева. – 2007. - №53. – Режим доступа: www/knigi.ru – (Дата обращения: 16.10.2010).
9. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Издательство «ПРИОР»,2002. – 482с.
10. Жожиков, А.В. Социальные предпосылки формирования информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет: моногр. / А.В. Жожиков. - М., 2004. -С. 72-78. [вып. 10/2005].
11. Запесоцкий, А.С. Из истории молодежной культуры: Возникновение и развитие дискотек/ А.С. Запесоцкий. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 44с. (Избранные лекции Университета; Вып. 22).
12. Запесоцкий, А.С. Методика работы молодежной дискотеки: учебное пособие / А.С. Запесоцкий. – Высшая профсоюзная школа культуры, 1990. – 104с.
13. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индустриализации и социально-культурной интеграции/ А.С. Запесоцкий. – СПб.: ИГУП, 1996.- 350с.
14. Запесоцкий, А.С. Эта непонятная молодежь…Проблемы неформальных молодежных объединений/ А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М.: ПРофиздат, 1990. – 224с.
15. Информационная культура [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 06.09.2010).
16. Информационная культура [Электронный ресурс]: электронный словарь. – Режим доступа:- http://www.glossary.ru (Дата обращения: 15.09.2010).
17. История информационной культуры [Электронный ресурс]/ net club. Взгляд в информационное общество - Режим доступа: http:www.fio.vrn.ru/2005/6/4.h
18. Касьянов, В.В. Социология: учебное пособие/ В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2000. – С.145-149.
19. Кармин, А.С. Основы культурологи: Морфология культуры/ А.С. Кармин. – СПб.: Издательство «Лань», 1997. – 512с.
20. Козырев, А.А. Информационные технологии в экономике и управлении / учебник. – издание 4-е / А.А. Козырев. – перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 296с.
21. Колесин, А.Н. Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: материалы международной научно-практической конференции (30ноября – 1 декабря 2000 года).- 2001. – СПб.: ГАООРДИ, 220с.
22. Костина, А.В. Культурная политика в современной России: соотношение этнического и национального / А.В.Костина, Т.М. Гудина. – М.: Издательство ЛКИ,2007. – 276 с.
23. Костина, А.В. Национальная культура – этническая культура – массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе / А.В. Костина. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 216с.
24. Костров, А.В. Основы информационного менеджмента: учеб. пособие/ А.В. Костров.–2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика; Инфра-М, 2009. – 125с.
25. Кроповницкий, О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста: учебное пособие / О.В. Кроповницкий. – М.: 2000. - 54с. (Серия «Возрастная психология»).
26. Круковер, В. Воспитание подростка / В.Круковер [Электронный ресурс]. – 2001. – Режим доступа: www.knigi.tr200.net - (Дата обращения:17.10.2010).
27. Марков, А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность / А.П. Марков. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 400с. (Б-ка Гуманит. Ун-та; Вып.23).
28. Марков, А.С. Методы и технологии социокультурной работы/ А.С.Марков. – СПб, 2003. – 263с.
29. Мастеров, Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности / Б.М. Мастеров – Рига.: ПЦ «Эксперимент», 1996. – 190с.
30. Матвеева, Т. Информационная культура: [Электронный ресурс]/Т.Матвеева. – 2006. – Ч.1. – Режим доступа: www/knigi.ru – (Дата обращения: 16.10.2010.).
31. Молодежные организации города Сергиев Посад [Электронный ресурс]//Официальный сайт города Сергиев Посад. – Режим доступа:
www.sergiev-posad.ru/inf/
32. Невзорова, Л.Н. Информационная безопасность как элемент информационной культуры / Л.Н. Невзорова, Л.Ю. Шарабаева // Информационное право: информационная культура и информационная безопасность: материалы Всероссийской научно-практической конференции (17-19 октября 2002 года). – 2002. - СПб.: Изд-во СПбГУП, С.57.
33. Негодаев, И.А. На пути к информационному обществу / И.А. Негодаев. – Ростов-на-Дону, 1999. – 399с.
34. Никандров, Н.Д. Средства массовой информации и социализация молодежи/ Н.Д. Никандров. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. – 28с. – (Избранные лекции Университета; Вып. 76).
35. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учебное пособие / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616с., 4с. Ил. (Серия «Библиотека Гуманитарного университета». Выпуск 15).
36. Пронина, Л.А. Образование как культуросообразная модель жизнедеятельности в условиях информатизации/ Л.А. Пронина, И.В. Налетова, Н.Е. Копытова и др. // Культура и образование информационного общества: коллект. моногр. / Л.А. Пронина, И.В. Налетова, Н.Е. Копытова и др. - М., 2006. - С. 59-86. [вып. 4/2008]
37. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / А.А. Реан. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005г. – 416с.
38. Симионов, Ю.Ф. Информационный менеджмент [Текст] / Ю.Ф. Симионов, В.В. Бормотов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 258с.
39. Смагина, Е.А. Проблема формирования информационной культуры студентов / Е.А. Смагина. – М.: Де-По, 2009. – 120с.
40. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности/ А.В. Соколов. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 204с.
41. Статистика 2010г. г.Сергиев Посад [Электронный ресурс] // Официальный сайт города Сергиев Посад. – Режим доступа: www.sergiev-posad.su/gorod/
42. Стеклова, О.Е. Культурно-досуговая деятельность / О.Е.Стеклова. – Ульяновск УлГТУ,2007. – 127с.
43. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов вузов / В.Г. Степанов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 111с.
44. Столбов, А.Г. Экономические проблемы в деятельности муниципальных подростковых центров (МПЦ) // А.Г. Столбов, М.К. Плакунов // Экономика и управление в социально-культурной сфере: ученые записки экономического факультета. Вып.8. – СПб.: Изд-во СПбГУП,2002. – С.68.
45. Тиана, А. Достаточно ли подготовлена наша молодежь? / А.Тиана // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. - 2003. - Т. 32. - №1. - С. 45-56. [вып. 6/2003]
46. Трофимов, В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник / В.В.Трофимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2007. – 266с.
47. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. – СПб, 2001. – 256с.
48. Шилова, О.Н. Интернет-проект как активный и эффективный метод формирования культуры учащихся (информационной, понятийно-терминологической, общечеловеческой) / О.Н. Шилова // Проблемы информатизации. - 2001. - №3. - С. 60-62. [вып. 3/2002]
Приложение 1
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сергиево-Посадская районная молодежная общественная организация «Желание есть», именуемая в дальнейшем «Организация», является основанным на членстве добровольным, самоуправляемым общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для решения проблем молодежи Сергиево-Посадского района Московской области.
Полное наименование Организации на русском языке: Сергиево-Посадская районная молодежная общественная организация «Желание есть».
Сокращенное наименование Организации на русском языке: «ЖЕСТЬ».
1.2. Организации осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом РФ, Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях», другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, правовыми актами Московской области, настоящим Уставом и решениями органов управления Организации, руководствуется международными принципами, нормами и стандартами.