Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 6
1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков 13
1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков 20
Выводы 29
Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 31
2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть» 31
2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад) 44
Выводы 52
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 64
Таблица 9
Календарно-тематическое планирование блока «Профессиональное информирование подростков»
| Темы | Кол-во часов |
1 | Понятие «профессиональное самоопределение». Осознание важности профессионального самоопределение (Игры «Ежедневник», «Состязание мотивов»). | 2 |
2 | Влияние выбора профессии на жизнь человека (игра «Звездный час») | 1 |
3 | Сферы деятельности человека. Группификация профессий. Требования профессии к человеку (Упражнение «контрольные списки», игры «цепочка профессий, «Маскарад», «Любимое блюдо», «Подарок») | 3 |
4 | Современный рынок труда (упражнение «Робинзонада», игра «Биржа труда – рынок профессий», профигра «Самая-самая») | 2 |
5 | Значение своих личных ресурсов при выборе профессии (игры «Автопортрет», «Кто есть кто», «Если бы… я стал бы») | 2 |
6 | Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении (Упражнение «Левый мозг – Правый мозг») | 1 |
7 | Способности и их роль в выборе профессии. Изучение интересов и склонностей по методике «или-или». | 1 |
8 | Пути получения профессии. Уровни получения образования | 1 |
9 | Ориентиры выбора (игра «Суд над безработным») | 1 |
1 | Последствия случайного выбора профессии (Упражнение «Игра в лотерею», «Рейтинг ошибок») | 2 |
Итого: | 16 |
Таблица 10
Тематический план занятий по развитию внутренней мотивации подростков
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Тренинг развития внутренней мотивации Цель: Развитие внутренней мотивации деятельности у подростков | 2 |
2. | Вступительное занятие Цель: Знакомство, ориентация подростков на работу в группе | 2 |
3. | Занятие 1.Целеобразующий этап. Постановка жизненных целей. Цель: Формирование навыков постановки жизненных целей | 2 |
4. | Занятие 2. Формирующий этап. Цель: Конкретизация жизненных целей, поиск реальных путей их достижения | 2 |
5. | Занятие 3. Формирующий этап (продолжение). Цель: Определение личностного смысла учения, готовности к самоизменению | 2 |
6. | Занятие 4. Обратная связь и диагностика. Цель: Подведение итогов, самодиагностика учащихся, рефлексия | 2 |
Итого: | 12 |
Таблица 11
План занятий по блоку «Познай самого себя»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | IQ-тест | 2 |
2 | Шкала самооценки | 2 |
3 | Подчерк и характер | 2 |
4 | Секреты личного обаяния | 2 |
5 | Насколько вы ленивы | 2 |
6 | Здоровый образ жизни | 2 |
7 | Эмоциональная устойчивость | 2 |
Итого: | 14 |
Таблица 12
План занятий по блоку «Организация свободного времени подростков»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Ознакомление со спортивными комплексами г. Сергиев Посад, спортивными секциями | 2 |
2 | Культурно-досуговые учреждения города | 2 |
3 | Занимательные кружки | 2 |
4 | Тематические вечера (Литературный вечер, Математический вечер) | 4 |
5 | Тематические концерты | 4 |
6 | Тематические концерты («Школа против сигарет») | 2 |
7 | Выставки | 2 |
Итого: | 18 |
Планируемые результаты программы:
Ожидаемый результат программы «Школа информационного комфорта для подростков» - повышение информационной культуры подростков.
Привлечение большего числа детей и подростков к реализации программы, а также привлечение внимания общественности к проблемам подростков.
Передача накопленного опыта подросткам, желающим принять участие в реализации программы «Школа информационного комфорта для подростков».
Объединение в едином информационном пространстве детей и подростков «школы».
Освещение результатов проделанной работы в средствах массовой информации.
Приобретение участниками программы навыков информационной грамотности и применения их в повседневной жизни.
Сплочение подростков в коллектив, развитие творческих способностей подростков, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.
Критерии оценки эффективности реализации программы:
Формирование информационной культуры подростков - это ключ к успешной жизни в век информации.
- повысится уровень адаптации подростков,
- повысится уровень профессиональной ориентации подростков,
- повысится мотивационная направленность подростов.
Информационная культура - освоение процесса и осознание смысла работы с информацией. Исходя из этого, очень важно различать, правильно понимать и выбирать методики выработки информационных навыков и развития информационной грамотности.
Оценка эффективности проекта будет осуществлена с помощью количественных и качественных показателей деятельности.
Количественные показатели помогут оценить уровень воздействия мероприятий по степени охвата участников проекта.
С помощью качественных показателей оцениваются степень воздействия информации на целевую группу.
Программа «Школа информационного комфорта для подростков» поможет выявить талантливых подростков, даст возможность показать, проявить себя, позволит оставить о себе положительный образ в глазах сверстников, усовершенствование умений и навыков, приобретенных на мероприятиях программы, создание благоприятных условий для сплочения коллектива, развитие у подростков познавательного интереса, профессиональная ориентация, формирование целеустремленности организация свободного времени подростков.
Информационная культура - освоение процесса и осознание смысла работы с информацией, поток которой сегодня бьет ключом с различных телеканалов, радиостанций, Интернета, поэтому подростку необходимо прививать информационную культуру именно со школьной скамьи.