Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 6
1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков 13
1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков 20
Выводы 29
Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 31
2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть» 31
2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад) 44
Выводы 52
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 64
«Вечно молодые»
Под таким названием в мае этого года в районе зарегистрировалась еще одна молодежная организация. Выбранное название не случайно - так называлась команда КВН Сергиево-Посадского филиала МФЮА, члены которой составили коллектив.
Целью создания организации было желание работать с молодежью. Совместно с юридической академией они организовали благотворительную акцию и помогли детскому приюту «Надежда» в Реммаше (деньги на проведение этой акции были собраны с продажи билетов на «Школьную лигу КВН»). Дальнейшее проведение КВНа среди школьников тоже входит в планы организации.
Из других осуществленных планов стоит отметить проведенный «Вечно молодыми» социологический опрос на тему: «Как живется горожанам в Сергиевом Посаде». Отзывы были самые разные, но в целом люди достаточно лояльно относятся к проблемам города.
Молодежный Центр «Пересвет»
Появившись на свет год с лишним назад, центр начинал как экологическая акция. Инициативу местных студентов поддержали городские власти, и со временем молодежная организация освоила новые направления.
Центр работает в небольшом помещении бывшего магазина на 60 квадратных метрах.
Каждый понедельник в центре собираются около двадцати человек - это актив клуба, который определяет его будущее. Даже в таких скромных условиях здесь могут предложить немало интересного - уроки красоты, кружки ландшафтного дизайна и рукопашного боя, клуб любителей кино, «уроки рока» - лекции и практические занятия, где можно познакомиться не только с роком, но и другой музыкой, от блюза до регги. Тут же в трудную минуту можно получить совет психолога. Третий год подряд «Пересвет» активно участвует в программе «Дружный двор», успешно скрестившей принципы работы летнего лагеря и отряда благоустройства города. Музей проводит благотворительные акции: для детей-инвалидов устраивают экскурсии из Пересвета в историко-художественный музей-заповедник Сергиева Посада.[47]
Приведенная сравнительная характеристика молодежных организаций показывает, что все они работают с подростками.
«Желание Есть» тесно сотрудничает с перечисленными молодежными организациями.
У сергиево-посадской районной молодежной общественной организации «Желание Есть» есть свой устав. Он предполагает:
Организация «Желание Есть» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом РФ, Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях», другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, правовыми актами Московской области, настоящим Уставом и решениями органов управления Организации, руководствуется международными принципами, нормами и стандартами.
Организация создана на неограниченный срок и осуществляет свою деятельность на территории Сергиево-Посадского района Московской области.
Деятельность Организации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Организация свободна в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Организация вправе иметь свой флаг, эмблему, вымпелы и другую символику, подлежащую государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ.
Деятельность Организации является гласной, а информация о ее учредительных и программных документах – общедоступной.
Молодежные организации умеют показать себя, их узнают. Узнают по проектам, о них пишут в газетах, показывают по телевидению.
Сергиев Посад - современный город, с одной стороны, предоставляет практически неограниченные возможности для социально-культурной самореализации молодежи, ее участия в общественной, политической, экономической, производственной, культурной жизни, в учебе, повышении квалификации, спорте. С другой стороны, в молодежной среде существует значительное число проблем, которые обусловлены такими факторами как смена жизненных ориентиров, снижение ценностей патриотизма, материальное неблагополучие и другими.
Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.
Вместе с тем, подростки только вступают в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Им легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал. Это создает возможности для выбора темпа и направленности вхождения подростков в государственную и общественную жизнь. Именно это обстоятельство является основой их инновационной деятельности, их творческого вклада в развитие общества.
Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии подростков в общественной жизни. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования подростков, сбора достоверной информации об их жизни, потребностях и интересах.
Молодежные организации призваны объединять группы молодых людей по интересам, насыщать и организовывать их свободное время.
«Желание Есть» провела диагностику с подростками, посещающими школы молодежной общественной организации и выявила уровень информационной культуры подростков.
Результаты тестирования на «Выявление уровня информационной культуры у подростков»
Молодежная организация «Желание Есть» совместно с действующими в рамках данной организации школами провела диагностику и выявила уровень информационной культуры подростков.
Были опрошены подростки, посещающие школы в возрасте от 11 до 16 лет в количестве 30 человек.
Тестовые задания давались для проверки знаний и умений подрастающего поколения в области информационной культуры. Ориентировались на проверку понятий, умений по работе с информационными ресурсами, умения использовать рациональные пути информационного поиска как в библиотечной, так и в электронной средах.
Особое внимание в системе тестовых заданий уделяется контролю за освоением учащимися способности анализировать, перерабатывать информацию, а также умению подготовить и правильно оформить полученные в ходе самостоятельной исследовательской работы результаты.
Было предложено четыре раздела тестовых заданий:
1. «Информационные ресурсы общества и информационная культура»;
2. «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»;
3. «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»;
4. «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы выпускников общеобразовательных учреждений» (Приложение 2).
Предлагаемая система тестов включает два варианта тестовых заданий:
1. Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов;
2. Установление последовательности действий.
Таблица 1
Сводная таблица по результатам тестов
| №Теста\Показатель | Высокий (В) | Средний (С) | Низкий (Н) |
Количество правильных ответов | Тест №1 | 13 - 17 | 12 - 8 | Менее 8 |
Тест №2 | 10 - 13 | 9 - 6 | Менее 6 | |
Тест №3 | 12 - 16 | 11 - 7 | Менее 7 | |
Тест №4 | 11 - 14 | 10 - 6 | Менее 6 |
В процессе проведения тестирования получились следующие результаты:
Тест №1 Информационные ресурсы общества и информационная культура.
Таблица ответов представлена в Приложении 3.
В тестовом задании 17 вопросов.
По результатам теста №1 видно, что из опрошенных 30 подростков только 6 смогли ответить на вопросы правильно, что свидетельствует о высоком уровне информационной культуры. Не нашлось ни одного подростка, кто бы дал правильные ответы на все вопросы, зато один участник не дал верного ответа вообще.
Затруднение вызвал вопрос №15: «Компьютерная система и технология, обеспечивающая возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук, видео-изображение, это?», ответив, что это анимация. Правильный ответ – мультимедиа.
Тест №2 Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.
Таблица ответов представлена в Приложении 4.
В Тесте 13 вопросов.
По итогам тестового задания получается, что высокий уровень информационной культуры имеют только 3 подростка, 12 человек – со средним уровнем, и у 15 участников – с низким уровнем информационной культуры.
Ни у кого не вызвал затруднения ответ на вопрос №3 «При адресном поиске основным поисковым элементом является?». Правильным ответом здесь является - фамилия конкретного автора, что и ответили все участники опроса.
Тест №3 Аналитико-синтетическая переработка источников информации.
Таблица ответов представлена в Приложении 5.
В тесте 16 вопросов.
Результаты тестирования показали, что у большинства подростков низкий и средний уровень информационной культуры, и всего лишь единицы обладают высокими показателями.
Затруднений ни у кого не возникло в вопросе №5 «Дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть…». Все подростки в своем ответе указали правильный вариант – цитата. Но, никто из участников тестового задания не смог ответить на вопрос № 16 «Сообщения, имеющие рекламный характер, навязанные адресату и не представляющие для него интереса, пересылаемые по электронной почте, это…».
Тест №4 Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы выпускников общеобразовательных учреждений.
Таблица ответов представлена в Приложении 6.
Тест состоит из 14 вопросов.
Ответы подростков показали, что количество человек с низким уровнем информационной культуры преобладает.
Сложности возникли в вопросах про вторичные документы. Также, подростки не смогли справиться с заданиями, где нужно было установить последовательность действий.
Таблица 6
Итоговые данные всех тестов
| Тест №1 | Тест №2 | Тест №3 | Тест №4 | Итого/% |
Высокий | 6 | 3 | 4 | 3 | 16/13% |
Средний | 7 | 12 | 13 | 13 | 45/38% |
Низкий | 17 | 15 | 13 | 14 | 59/49% |