Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 6
1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков 13
1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков 20
Выводы 29
Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 31
2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть» 31
2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад) 44
Выводы 52
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 64
Результаты проведенных тестовых заданий представлены на графике:
Таким образом, полученные данные позволяют нам сделать следующие выводы: высокий уровень информационной культуры подростков имеют лишь 13% опрошенных, только 38% подростков имеют средний уровень информационной культуры, 49% подростков имеют низкий уровень.
После ряда тестов можно сделать вывод о том, что нужно повысить показатели уровня информационной культуры подростков. Вышеперечисленные результаты тестирования дают основания для разработки программы формирование информационной культуры подростков – программы «Школа информационного комфорта для подростков».
Обоснование программы:
Актуальность и важность проблемы информационного обеспечения подростков особенно велика в настоящее время, когда информационные потоки в сфере управления социальной сферой становятся все более интенсивными, информатизация различных областей общественной жизни достигла достаточно высокой степени автоматизации, во многих областях деятельности успешно применяются компьютерные методы социолого-аналитической работы с использованием специализированных электронных баз данных и глобальной компьютерной сети Интернет.
Учитывая огромную потребность подростков в разнообразной информации, для ее удовлетворения необходимо постоянное развитие и совершенствование методов организации и функционирования информационного обеспечения подрастающего поколения с целью создания устойчивой структуры – единой информационной среды для подростков. Основой успеха в этом нелегком процессе становятся комплексность, полнота, адекватность, достоверность и связанность механизмов воздействия и управления информационными потоками, принятия соответствующих управленческих решений.
Для удовлетворения потребности подростков города Сергиев Посад в информации целесообразно в рамках молодежной организации «Желание Есть» разработать программу «Школа информационного комфорта для подростков».
Программа «Школа информационного комфорта для подростков» с созданием организационных, методических, информационно-аналитических мероприятий, направленных на системное воздействие подростков с целью приобретения ими навыков, умений и поднятия их информационного уровня культуры.
Реализация программы предполагает активное участие подростков в разных мероприятиях, организованными силами молодежной общественной организации «Желание Есть» и партнеров. Формы работы - тренинги, тестирования, беседы, интеллектуальные соревнования, лекции, экскурсии, выездные мероприятия в библиотеки, выставки, музеи города Сергиев Посад. Работа ведется с помощью средств социально-культурной деятельности: наглядных пособий, схем, иллюстраций, аудио-видео-аппаратуры, устной речи.
Значительная часть мероприятий программы непосредственно направлена на формирование информационной культуры подростков. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков.
Цель программы:
Помочь подросткам ориентироваться в информационном пространстве, дать представление об информационном обществе, информационных ресурсах; способствовать формированию базовых умений и навыков информационной грамотности, информационного поведения.
Задачи программы:
1. Обучение подростков умению самостоятельного поиска, анализа и обработки информации;
2. Знакомство подростков с многообразием информационного мира, включая региональный компонент;
3. Формирование учебной мотивации;
4. Исследование и формирование жизненного интереса подростков.
Методы: кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, тренинги, беседу, игровые упражнения.
Сроки реализации:
Реализация программы – 1 год.
Начало программы: январь 2011года.
Окончание программы: декабрь 2011 года.
Организаторы:
Молодежная общественная организация «Желание есть».
Партнеры в реализации программы:
Библиотека им.Горловского, ДК им.Гагарина, Музей игрушек.
Спонсоры:
Интернет-провайдер «Инфотелеком»;
Магазин компьютерной техники «UPCOMPUTERS»;
Сеть ювелирных салонов «Золотой Лев»;
Некоторые депутаты городского совета;
«Мир школьника» - магазин канцелярских товаров;
Книжные магазины «Роман», «Читай-город».
Информационная поддержка:
Газеты г.Сергиев Посад: «Вперёд», «Новое Зеркало», «Все для Вас», «Сергиевские Ведомости», «Ярмарка»; «Копейка», «Наш Город»;
Журнал: «КСТАТИ»;
Телевидение: «ТВР - Телевидение Радонежье», «ТВ Тонус»;
Радио - Сергиево-Посадская редакция радиовещания «РТВ -Подмосковье»; «Радио Посад»;
Целевая аудитория:
Подростки в возрасте от 11-16 лет.
Основными направлениями «Школы информационного комфорта для подростков» являются:
- Расширение доступа к культурному наследию и информационным ресурсам для подростков.
- Подготовка подростков к активной деятельности в условиях современного открытого информационного общества.
- Формирование единого информационного пространства в условиях города Сергиев Посад.
- Повышение культурного и образовательного уровня, совершенствование систем воспитания, просвещения и образования подрастающего поколения.
- Решение проблем профессиональной ориентации, самореализации, адаптации, обеспечения занятости и деловой активности молодежи.
Программа мероприятий:
Январь:
«Умные книги» (урок информационной культуры для подростков в библиотеке).
Февраль:
«День информации» (посвящен дню защитника отечества 23 февраля).
Встреча с представителями литературного кружка г. Сергиев Посад «Зимнее солнце».
Март:
Конкурс компьютерного творчества.
Круглый стол «Информация: вчера, сегодня, завтра».
Апрель:
«Покажи себя» (практическая работа по поиску информации).
Встреча с представителями центра занятости населения города Сергиев Посад.
Конференция «Дискуссии по проблемам подростков».
Май:
«Будь с нами» (PR-акция молодежных организаций города Сергиев Посад).
Видеоконференция «Учебные заведения города Сергиев Посад» (предоставление необходимой информации, материал о представляемых в конференции высших учебных заведениях города, и наглядно, в доступной форме, в виде брошюр, раздаточных материалов и видеофильмов ознакомить подростков с работой вузов, с правилами и возможностями поступления и дальнейшей учебы).
Июнь:
Командная викторина «Марафон знаний».
Июль:
Август:
Посещение выставки юных специалистов, музея игрушек.
Тематические блоки программы с сентября по декабрь представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Блоки программы формирования информационной культуры подростков
Тематическое планирование, рассчитанное на 82 часа, представлено в таблицах 7-12.
Таблица 7
План занятий по блоку «Электронная библиотека»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Эпоха новых информационных технологий. Информационные процессы: передача, поиск, хранение. Локальная сеть библиотеки: назначение. Представление о сети Интернет. Основные службы Интернет. | 2 |
2 | Электронные энциклопедии и словари. Новые возможности поиска: рубрики, медиа-объекты, элементы логики. | 2 |
3 | Обучение методики составления плана статьи, конспекта, тезисов, списка использованной литературы | 2 |
4 | Современные периодические издания для молодежи. Их разнообразие, читательское назначение. Краткая характеристика отдельных периодических изданий. | 2 |
5 | Технология информационного поиска: информационно-поисковые системы Интернет. Как составить информационный запрос. Релевантность и достоверность информации. | 2 |
6 | Служба электронной почты Интернет: твой электронный почтовый ящик. Коммуникационные навыки виртуального общения: как писать электронные письма, правила поведения в сети. | 2 |
Итого: | 12 |
Таблица 8
План занятий по блоку «Обучение мультимедийным технологиям»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Общие представления. Понятие мультимедийной презентации. Основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов. Планирование презентации | 2 |
2 | Понятие векторной и растровой графики. Цветовая палитра. Форматы графических файлов. Программное обеспечение для работы с компьютерной графикой | 2 |
3 | Структура презентации | 2 |
4 | Оформление презентации | 2 |
5 | Публикация презентации | 2 |
Итого: | 10 |