Формирование информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности на материалах молодежной общественной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 6
1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков 13
1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков 20
Выводы 29
Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 31
2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть» 31
2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад) 44
Выводы 52
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 64

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Жолобова В.В._Полагутина Л.В..doc

— 759.00 Кб (Скачать документ)

 

Результаты проведенных тестовых заданий представлены на графике:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, полученные данные позволяют нам сделать следующие выводы: высокий уровень информационной культуры подростков имеют лишь 13% опрошенных, только 38% подростков имеют средний уровень информационной культуры, 49% подростков имеют низкий уровень.

После ряда тестов можно сделать вывод о том, что нужно повысить показатели уровня информационной культуры подростков. Вышеперечисленные результаты тестирования дают основания для разработки программы формирование информационной культуры подростков – программы «Школа информационного комфорта для подростков».

 

2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад)

Обоснование программы:

Актуальность и важность проблемы информационного обеспечения подростков особенно велика в настоящее время, когда информационные потоки в сфере управления социальной сферой становятся все более интенсивными, информатизация различных областей общественной жизни достигла достаточно высокой степени автоматизации, во многих областях деятельности успешно применяются компьютерные методы социолого-аналитической работы с использованием специализированных электронных баз данных и глобальной компьютерной сети Интернет.

Учитывая огромную потребность подростков в разнообразной информации, для ее удовлетворения необходимо постоянное развитие и совершенствование  методов организации и функционирования информационного обеспечения подрастающего поколения с целью создания устойчивой структуры – единой информационной среды для подростков. Основой успеха в этом нелегком процессе становятся комплексность, полнота, адекватность, достоверность и связанность механизмов воздействия  и управления  информационными потоками, принятия соответствующих управленческих решений.

Для удовлетворения потребности подростков города Сергиев Посад в информации целесообразно в рамках молодежной организации «Желание Есть» разработать программу «Школа информационного комфорта для подростков».

Программа «Школа информационного комфорта для подростков» с созданием организационных, методических, информационно-аналитических мероприятий, направленных на системное воздействие подростков с целью приобретения ими навыков, умений и поднятия их информационного уровня культуры.

Реализация программы предполагает активное участие подростков в разных мероприятиях, организованными силами молодежной общественной организации «Желание Есть» и партнеров. Формы работы - тренинги, тестирования, беседы, интеллектуальные соревнования, лекции, экскурсии, выездные мероприятия в библиотеки, выставки, музеи города Сергиев Посад. Работа ведется с помощью средств социально-культурной деятельности: наглядных пособий, схем, иллюстраций, аудио-видео-аппаратуры, устной речи.

Значительная часть мероприятий программы непосредственно направлена на формирование информационной культуры подростков. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков.

Цель программы:

Помочь подросткам ориентироваться в информационном пространстве, дать представление об информационном обществе, информационных ресурсах; способствовать формированию базовых умений и навыков информационной грамотности, информационного поведения.

Задачи программы:

1.      Обучение подростков умению самостоятельного поиска, анализа и обработки информации;

2.      Знакомство подростков с многообразием информационного мира, включая региональный компонент;

3.      Формирование учебной мотивации;

4.      Исследование и формирование жизненного интереса подростков.

Методы: кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, тренинги, беседу, игровые упражнения.

Сроки реализации:

Реализация программы – 1 год.

Начало программы: январь 2011года.

Окончание программы: декабрь 2011 года.

Организаторы:

Молодежная общественная организация «Желание есть».

Партнеры в реализации программы:

Библиотека им.Горловского, ДК им.Гагарина, Музей игрушек.

Спонсоры:

Интернет-провайдер «Инфотелеком»;

Магазин компьютерной техники «UPCOMPUTERS»;

Сеть ювелирных салонов «Золотой Лев»;

Некоторые депутаты городского совета;

«Мир школьника» - магазин канцелярских товаров;

Книжные магазины «Роман», «Читай-город».

Информационная поддержка:

Газеты г.Сергиев Посад: «Вперёд», «Новое Зеркало», «Все для Вас», «Сергиевские Ведомости», «Ярмарка»; «Копейка», «Наш Город»;

Журнал: «КСТАТИ»;

Телевидение: «ТВР - Телевидение Радонежье», «ТВ Тонус»;

Радио - Сергиево-Посадская редакция радиовещания «РТВ -Подмосковье»; «Радио Посад»;

Целевая аудитория:

Подростки в возрасте от 11-16 лет.

Основными направлениями «Школы информационного комфорта для подростков» являются:

- Расширение доступа к культурному наследию и информационным ресурсам для подростков.

- Подготовка подростков к активной деятельности в условиях современного открытого информационного общества.

- Формирование единого информационного пространства в условиях города Сергиев Посад.

- Повышение культурного и образовательного уровня, совершенствование систем воспитания, просвещения и образования подрастающего поколения.

- Решение проблем профессиональной ориентации, самореализации, адаптации, обеспечения занятости и деловой активности молодежи.

Программа мероприятий:

Январь:

«Умные книги» (урок информационной культуры для подростков в библиотеке).

Февраль:

«День информации» (посвящен дню защитника отечества 23 февраля).

Встреча с представителями литературного кружка г. Сергиев Посад «Зимнее солнце».

Март:

Конкурс компьютерного творчества.

Круглый стол «Информация: вчера, сегодня, завтра».

Апрель:

«Покажи себя» (практическая работа по поиску информации).

Встреча с представителями центра занятости населения города Сергиев Посад.

Конференция «Дискуссии по проблемам подростков».

Май:

«Будь с нами» (PR-акция молодежных организаций города Сергиев Посад).

Видеоконференция «Учебные заведения города Сергиев Посад» (предоставление необходимой информации, материал о представляемых в конференции высших учебных заведениях города, и наглядно, в доступной форме, в виде брошюр, раздаточных материалов и видеофильмов ознакомить подростков с работой вузов, с правилами и возможностями поступления и дальнейшей учебы).

Июнь:

Командная викторина «Марафон знаний».

Июль:

Фестиваль образования «Абитуриент Подмосковья».

Август:

Посещение выставки юных специалистов, музея игрушек.

 

Тематические блоки программы с сентября по декабрь представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Блоки программы формирования информационной культуры подростков

 

Тематическое планирование, рассчитанное на 82 часа, представлено в таблицах 7-12.

Таблица 7

План занятий по блоку «Электронная библиотека»

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Эпоха новых информационных технологий. Информационные

процессы: передача, поиск, хранение. Локальная сеть библиотеки: назначение. Представление о сети Интернет.

Основные службы Интернет.

2

2

Электронные энциклопедии и словари. Новые возможности поиска: рубрики, медиа-объекты, элементы логики.

2

3

Обучение методики составления плана статьи, конспекта, тезисов, списка использованной литературы

2

4

Современные периодические издания для молодежи. Их разнообразие, читательское назначение. Краткая характеристика отдельных периодических изданий.

2

5

Технология информационного поиска: информационно-поисковые системы Интернет. Как составить информационный запрос. Релевантность и достоверность

информации.

2

6

Служба электронной почты Интернет: твой электронный почтовый ящик. Коммуникационные навыки виртуального общения: как писать электронные письма, правила поведения в сети.

2

Итого:

12


 

Таблица 8

План занятий по блоку «Обучение мультимедийным технологиям»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Общие представления. Понятие мультимедийной презентации. Основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов. Планирование презентации

2

2

Понятие векторной и растровой графики. Цветовая палитра. Форматы графических файлов. Программное обеспечение для работы с компьютерной графикой

2

3

Структура презентации

2

4

Оформление презентации

2

5

Публикация презентации

2

Итого:

10

Информация о работе Формирование информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности на материалах молодежной общественной