Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 6
1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков 13
1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков 20
Выводы 29
Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 31
2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть» 31
2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад) 44
Выводы 52
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 64
Многообразие и постоянно растущий объем информации требуют от подростков серьезных навыков ее поиска, оценки отбора и переработки.
Разработка программы формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта для подростков» имеет реальную возможность дать молодому поколению подготовку к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, к овладению современными средствами, методами поисковой работы.
Программа предусматривает постепенное накопление и углубление знаний у подростков. При формировании информационной культуры подростки реализуют полученные знания в ходе самостоятельной работы с различными источниками информации.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование разработанной программы повышения информационной культуры подростков - «Школа информационного комфорта для подростков» даст свои результаты: знакомство подростков с многообразием информационного мира, включая региональный компонент; умение самостоятельного поиска, анализа и обработки информации; формирование учебной мотивации; исследование и формирование жизненного интереса подростков.
Увеличится количество подростков с средним и высоким уровнем информационной культуры; повысится уровень профессионального самоопределения подростков; увеличится доля познавательных мотивов в учении подростков.
Программа поможет подросткам ориентироваться в информационном пространстве, информационном обществе, использовать необходимые информационные ресурсы; поможет сформировать базовые умения и навыки информационной грамотности, информационного поведения.
В ходе дипломного исследования проанализирована деятельность молодежной общественной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад), которая является добровольным, самоуправляемым общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для решения проблем молодежи Сергиево-Посадского района Московской области.
Цели молодежной организации:
- создание на территории Сергиево-Посадского района Московской области условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие молодежи;
- создание системы по организации досуга и отдыха молодежи;
- формирование и создание молодежной образовательной среды, как эффективного условия для подготовки управленческих кадров;
- решение материальных и социальных проблем молодежи;
- решение проблемы трудоустройства молодежи;
- содействие социально-экономическому развитию города и района;
- воспитание и развитие патриотических идей среди молодежи и других слоев общества;
- сохранение и приумножение культурного наследия страны;
- содействие развитию науки, физической культуры, спорта и туризма среди молодежи.
Виды деятельности организации:
- участие в региональной политики в отношении молодежи и подростков;
- организация массовых молодежных мероприятий;
- проведение собраний, демонстраций, митингов, различных социальных опросов;
- распространение печатной продукции;
- участие в мероприятиях по организации досуга молодежи;
- содействие в трудоустройстве нуждающейся молодежи;
- организация молодежных клубов.
В рамках молодежной организации действуют школы и объединения.
Молодежная организация «Желание Есть» совместно с действующими в рамках данной организации школами провела диагностику и выявила уровень информационной культуры подростков.
Были опрошены подростки, посещающие школы в возрасте от 11 до 16 лет в количестве 30 человек.
Тестовые задания давались для проверки знаний и умений подрастающего поколения в области информационной культуры. Ориентировались на проверку понятий, умений по работе с информационными ресурсами, умения использовать рациональные пути информационного поиска как в библиотечной, так и в электронной средах.
Особое внимание в системе тестовых заданий уделяется контролю за освоением учащимися способности анализировать, перерабатывать информацию, а также умению подготовить и правильно оформить полученные в ходе самостоятельной исследовательской работы результаты.
Было предложено четыре раздела тестовых заданий:
1. «Информационные ресурсы общества и информационная культура»;
2. «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»;
3. «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»;
4. «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы выпускников общеобразовательных учреждений».
Полученные данные позволяют нам сделать следующие выводы: высокий уровень информационной культуры подростков имеют лишь 13% опрошенных, только 38% подростков имеют средний уровень информационной культуры, 49% подростков имеют низкий уровень.
После ряда тестов можно сделать вывод о том, что нужно повысить показатели уровня информационной культуры подростков.
В ходе анализа была выявлена необходимость формирования информационной культуры подростков.
Была разработана программа формирования информационой культуры подростков «Школа информационного комфорта для подростков» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад).
Цель программы:
Помочь подросткам ориентироваться в информационном пространстве, дать представление об информационном обществе, информационных ресурсах; способствовать формированию базовых умений и навыков информационной грамотности, информационного поведения.
Задачи программы:
1. Обучение подростков умению самостоятельного поиска, анализа и обработки информации.
2. Знакомство подростков с многообразием информационного мира, включая региональный компонент.
3. Формирование учебной мотивации.
4. Исследование и формирование жизненного интереса подростков.
Программа включает следующие мероприятия:
«Умные книги» (урок информационной культуры для подростков в библиотеке), «День информации» (посвящен дню защитника отечества 23 февраля), встреча с представителями литературного кружка г. Сергиев Посад «Зимнее солнце», конкурс компьютерного творчества, круглый стол «Информация: вчера, сегодня, завтра», «Покажи себя» (практическая работа по поиску информации), встреча с представителями центра занятости населения города Сергиев Посад., конференция «Дискуссии по проблемам подростков», «Будь с нами» (PR-акция молодежных организаций города Сергиев Посад), видеоконференция «Учебные заведения города Сергиев Посад», командная викторина «Марафон знаний», фестиваль образования «Абитуриент Подмосковья», посещение выставки юных специалистов, музея игрушек.
Тематические блоки программы, включающие в себя: развитие мотивации подростков, познание самого себя через он-лайн тестирование, обучение мультимедийным технологиям, обучение пользованию электронной библиотекой, профессиональное информирование.
Все задуманные мероприятия реальны в проведении в рамках города.
По итогам дипломного исследования необходимо сделать следующие выводы:
1. Информационная культура подростка - это интегративное личностное качество, представляющее собой взаимосвязь трех компонентов: мотивационного, информационно-содержательного и операционно-деятельностного, имеющих уровневый характер проявления: креативный, репродуктивный, критический. Критериями сформированности компонентов информационной культуры подростка являются: мотивы информационной деятельности; теоретические знания в области информационных технологий; практические умения и навыки информационной деятельности.
2. Актуальность проблемы формирования информационной культуры у подрастающего поколения это, с одной стороны - значимость информации в бытии, с другой стороны, в связи с повышением функционального значения информации, информационной культуры в жизни человека в современном - информационном - обществе, в котором информация стала системообразующей ценностью.
Жизнедеятельность человека осуществляется в специфической присущей человеческому обществу информационной среде, имеющей свои закономерности, особенности развития и функционирования.
3. Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.
4. Информационной культуре необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Чтобы привлечь внимание подростка какой либо информацией, нужно постараться, так как сделать это достаточно сложно.
Решением задачи формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности должны заниматься учреждения дополнительного образования, клубные объединения школьников и учреждения культуры, поскольку формирование информационной культуры подрастающего поколения является социальным заказом данного этапа развития общества, так как культура строящегося информационного общества будет определяться уровнем культуры людей.
Школа, клубы, кружки, другие внешкольные объединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания «человека культуры» и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию информационной культуры подростка.
На защиту выносятся:
1. Харатеристика деятельности молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад), которая является добровольным, самоуправляемым общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для решения проблем молодежи Сергиево-Посадского района Московской области.
Цели молодежной организации:
- создание на территории Сергиево-Посадского района Московской области условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие молодежи;
- создание системы по организации досуга и отдыха молодежи;
- формирование и создание молодежной образовательной среды, как эффективного условия для подготовки управленческих кадров;
- решение материальных и социальных проблем молодежи;
- решение проблемы трудоустройства молодежи;
- содействие социально-экономическому развитию города и района;
- воспитание и развитие патриотических идей среди молодежи и других слоев общества;
- сохранение и приумножение культурного наследия страны;
- содействие развитию науки, физической культуры, спорта и туризма среди молодежи.
Виды деятельности организации:
- участие в региональной политики в отношении молодежи и подростков;
- организация массовых молодежных мероприятий;
- проведение собраний, демонстраций, митингов, различных социальных опросов;
- распространение печатной продукции;
- участие в мероприятиях по организации досуга молодежи;
- содействие в трудоустройстве нуждающейся молодежи;
- организация молодежных клубов.
2. Результаты тестирования на «Выявление уровня информационной культуры подростков». Молодежная организация «Желание Есть» совместно с действующими в рамках данной организации школами провела диагностику и выявила уровень информационной культуры подростков.
Были опрошены подростки, посещающие школы в возрасте от 11 до 16 лет в количестве 30 человек.
Тестовые задания давались для проверки знаний и умений подрастающего поколения в области информационной культуры. Ориентировались на проверку понятий, умений по работе с информационными ресурсами, умения использовать рациональные пути информационного поиска как в библиотечной, так и в электронной средах.
Особое внимание в системе тестовых заданий уделяется контролю за освоением учащимися способности анализировать, перерабатывать информацию, а также умению подготовить и правильно оформить полученные в ходе самостоятельной исследовательской работы результаты.
Было предложено четыре раздела тестовых заданий:
1. «Информационные ресурсы общества и информационная культура»;
2. «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»;
3. «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»;
4. «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы выпускников общеобразовательных учреждений».
Полученные данные позволяют нам сделать следующие выводы: высокий уровень информационной культуры подростков имеют лишь 13% опрошенных, только 38% подростков имеют средний уровень информационной культуры, 49% подростков имеют низкий уровень.