Формирование информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности на материалах молодежной общественной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 6
1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков 13
1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков 20
Выводы 29
Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 31
2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть» 31
2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад) 44
Выводы 52
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 64

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Жолобова В.В._Полагутина Л.В..doc

— 759.00 Кб (Скачать документ)

Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чувство благополучия и устойчивости.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков.[33]

Каждый из средств формирования информационной культуры может быть использован для самоорганизации или организации досуга подростка. Иногда досуг подростка выходит на первое место в его жизнь. Поэтому очень важно в этот период заполнить свободное время подростка. Нужно помнить, что организация досуговой деятельности должна проходить не под принуждением подростка, а только с согласия и заинтересованности взрослеющего ребенка.

А.С.Марков средства социально-культурной деятельности в формировании информационной культуры подростков сводит к группам:

- «оптимизация образа жизни подростка (помощь в освоении культурными технологиями (например, поиск информации в системе Интернет, овладение информацией о новой профессией и т.д.);

- изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности;

- оптимизация связей, форм и способов взаимодействия подростка со средой.

Социально-культурные средства имеют различный характер: например, подросток, при отсутствии условия для признания и самовыражения в классе или в неформальной группе может компенсировать путем включения его в самодеятельность, в объединение поисково-исследовательского характера и т.д.»[34]

Формы организации информационной культуры в деятельности подростков.

Среди массы организаций, занимающихся организацией информационной культуры подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.

Грамотный подбор информации и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления.

Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.

Именно поэтому основной задачей органов управления и учреждений культуры должна стать задача формирования информационной культуры подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом предпочтений этой категории населения.

Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков небольших городов, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню  городского населения. В небольших городах и поселках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время.

Особую актуальность в формировании информационной культуры подростков приобретают во время каникул, когда свободного времени у них становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный характер.

Проекты и мероприятия, проводимые в стенах учреждений культуры и направленные на решение данных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемые на территории муниципальных образований целевые программы по организации информационных проектов подростков в летний период.

Основными средствами формирования информационной культуры подростков и их культурного обслуживания могут быть:

                  организация работы оздоровительных лагерей на базе культурно-досуговых учреждений;

                  культурное обслуживание городских и загородных оздоровительных лагерей, площадок (концертные, интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы, театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.);

                  проведение культурно-досуговых мероприятий и организации кинопоказа познавательной тематики для подростков;

                  привлечение подростков в клубы по интересам;

                  организация юридических и психологических консультаций;

                  участие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству подростков («Ярмарки вакансий»)

                  организация молодежных акций по благоустройству города (поселка), учреждений культуры.

Возможно создание нескольких профильных объединений, которые будут объединять подростков, схожих по интересам. Наиболее эффективными могут быть следующие направления информационной деятельности: познавательная, поисковая, спортивная, трудовая, благотворительная, эстетическая и др.

Преимуществами таких объединений являются:

- возможность для каждого раскрыться как личность вокруг привлекательной идеи, интересного дела;

- удовлетворение потребностей: иметь перед собой «пример», утвердиться в роли лидера;

- сотрудничество, общение подростков между собой делает жизнь интересней.

Существуют конкретные направления деятельности               по профилактике правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры.

В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков, максимально уходить от принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение. [35]

Самой популярной и востребованной формой получения информации и в то же время организации досуга подростка по-прежнему остается дискотека. Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения, впитывая в себя веяние нового времени, она создает прекрасные возможности  для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, все же она позволяет подросткам реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодежной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодежи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя молодежная аудитория с широким кругом ориентации и требований. А известно, что посещение дискотечных вечеров превышает количество посещений других видов клубных мероприятий. Поэтому вопросы организации и совершенствования молодежного музыкального досуга являются очень актуальными. Это в первую очередь касается дискотек маленьких городов и деревень. Уровень материальной базы на периферии очень не высокий. В этом и есть существенная разница между крупным городом с огромным множеством частных диско-клубов и маленькими городами и поселками с их дискотеками.

Дискотека – массовая форма организации досуга подростков, основным содержанием которой является включение посетителей в специфические виды деятельности. Во-первых, это восприятие программы, состоящей из танцевальной музыки; во-вторых, это участие человека в функционировании молодежной общности в зале, где проводится дискотека. Таким образом, с дискотеками связаны два вида человеческой деятельности: восприятие музыки и общение некой массы людей. На дискотеке может быть оказано сильное влияние на аудиторию и при определенных обстоятельствах там могут удовлетвориться практически все потребности молодежи. Молодежь обрела возможность столь нужного ей общения именно на дискотеках, где зачастую молодежь приходит туда не просто потанцевать и познакомиться, а получить информацию.[36]

Дискотека может быть использована в культурно-просветительной работе клубов в качестве системы информационного воздействия, опирающейся на активность и самодеятельность подростков – посетителей. Основные направления такого использования – влияние на взгляды и убеждения посетителей, эстетическое и нравственное воспитание, воспитание культуры поведения, общения, танцевальной культуры. Педагогические условия реализации воспитательного и информационного потенциала дискотеки включают: подбор и подготовку ведущего программы, сочетающего в себе комплекс личных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков, организацию пространства дискотеки, создание сценария информационной программы. Значимыми представляются разработка и внедрение новых методов подбора и организации в диско-программах исходного художественно-информационного материала. Решение этих вопросов будет способствовать усилению воспитательного и информационного влияния дискотек на подрастающее поколение. Вместе с тем, успех применения дискотеки как формы культурно-просветительной работы в решающей степени зависит от квалификации, работоспособности, творческого настроя культпросветработника.[37]

Значительный объем музыкальной информации, влияние теле, аудио, видео программ, изменчивость палитры музыкальных увлечений подростков – все это требует на современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороны организаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личного опыта. Ведь требования подростков к работе дискотек из года в год возрастают.

Большую роль в свете рассматриваемой проблемы играют библиотеки как учреждения, осуществляющие информационно-просветительскую деятельность по формированию у подрастающего поколения правовой культуры, негативного личностного отношения к совершению противоправных действий.

Для библиотек характерна такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера.[38]

Итак, времяпрепровождения подростков должно заполнять жизнь культурными занятиями.

Средства массовой информации и информационные потребности молодежи

Средства массовой информации являются важным фактором социализации современной российской молодежи. Обладая ценностно-ориентирующей, культурно-образовательной функциями, средства массовой информации могут и должны играть ведущую роль в формировании мировоззрения молодых людей.

Средства массовой информации – мощные рычаги социализации и воспитания. Процесс воспитания человека идет в определенных учреждениях и в определенное время.[39]

Деятельность средств массовой информации оказывает непосредственное влияние на сознание молодых людей путем формирования личностных оценок на материале конкретных актуальных событий. Подростковый возраст, в силу своих психологических особенностей, порой неспособен объективно воспринимать подаваемую им информацию. Учитывая способность воздействия СМИ на сознание подростков, необходимо предъявлять высокие требования к уровню социальной ответственности специалистов, работающих в СМИ. Однако сегодня зачастую профессиональный журналистский корпус безответственен. Особенно это касается важнейших тем, в освещении которых необходимо соблюдать такт и не нарушать пределы дозволенного в общечеловеческом смысле, не забывая о психологических аспектах восприятия информации молодой аудиторией. Так, форма подачи материала во многих статьях о наркомании, проституции, криминальном мире может даже привлекать подростков, а не вызывать, наоборот, реакцию отторжения пороков общества.

Сейчас подросток больше времени тратит на накопление информации, чем на передачу ее. И средства массовых коммуникаций произвели резкое смещение обмена информацией в сторону.[40]

Более того, некоторые центральные СМИ проводят линию на разрушение мировоззренческих устоев молодежи, насаждают бездуховность и потребительство, рекламируют жестокость, насилие и криминальное поведение, нацеленное на легкое и быстрое обогащение.

За последние десять лет в Российской Федерации структура средств массовой информации для подросткового возраста претерпела существенные изменения как в тематическом, так и в количественном плане.

С одной стороны, значительно выросло общее количество СМИ, ориентированных на молодого читателя, телезрителя и радиослушателя. С другой - такой количественный рост, не подкрепленный кадровым потенциалом на фоне существовавшей политической и социально-экономической ситуации, привел к остро негативным последствиям в информационной среде.

Информация о работе Формирование информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности на материалах молодежной общественной