Исторические аспекты социальной защиты детей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования – на основе изученной литературы описать исторические аспекты становления системы социальной защиты детей в России.
Объект исследования – социальная защита детей.
Предмет исследования – становление социальной защиты детей в истории России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ДО 1917 г.) …………………………………………………………………………… 6
1.1. Положение детей в Древней Руси …………………………………….… 6
1.2. Политика государства в отношении прав детей в эпоху Петра I и в период Просвещения абсолютной монархии …………………………...... 11
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ПОСЛЕ 1917 г.) ……………………………………………………………...… 19
2.1. Защита прав детей в военное время …………………………………… 19
2.2. Государственная политика в отношении детей в 60-80-е гг. XX века ... 25
2.3. Особенности социальной защиты детей на современном этапе ….… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

В январе 1961 г. изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937 г. значительно расширяются. Согласно постановлению Совмина РСФСР, на Министерство возлагались следующие функции: выплата пенсий; организация врачебно-трудовой экспертизы; трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; предоставление протезно-ортопедической помощи.

С 1955 по 1968 гг. наблюдалась тенденция роста расходов государственных ассигнований на социальное обеспечение и страхование. Если по РСФСР в 1965 г. расходы на нужды социального обеспечения составили 40%, то в 1967 – 45%. К 70-м гг. основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: всеобщность социального обеспечения; многообразие видов обслуживания; обеспечение граждан различными видами социальной помощи за счет государственных и общественных средств [34].

В период второй мировой войны и позднее усиливалась поддержка материнства, охрана детства. Основы законодательства о браке и семье Союза ССР в 1968 году заложили основу правового регулирования семейных отношений всех союзных республик. Кодекс о браке и семье РСФСР в 1969 году ввел установление отцовства добровольно или в судебном порядке. Ребенок получил право на защиту органами опеки и попечительства при злоупотреблении родителей своими правами [5].

Существенное влияние на изменение правового положения детей оказало принятие международных актов – Женевской декларации (1924 г.), Декларации прав ребенка (1959 г.) и Конвенции о правах ребенка (1989 г.). Прогрессивное значение деятельности ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНЕСКО проявилось в создании международных принципов и стандартов прав человека, выработке инструментов защиты прав детей. Конвенционные обязательства государств-участников закрепляются, конкретизируются и развиваются в национальном законодательстве.

Дальнейшее развитие и совершенствование семейного законодательства, нормативно-правовых актов, гарантирующих защиту прав ребенка невозможно без учета историко-правового опыта, использования международного потенциала, совместной работы внутригосударственных институтов, неправительственных организаций и всего мирового сообщества.

В начале 80-х гг. происходит переосмысление функций и задач социального обеспечения. Помимо традиционных к ним добавляются такие функции: выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины; рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности, снижение себестоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод производственных мощностей. Основным направлением деятельности стало социальное обеспечение нетрудоспособного населения. Динамика расходов на социальное обеспечение в СССР, согласно официальной статистике, такова: 1950 г. – 3,7 млрд. р., 1960 г. – 9,9 млрд. р., 1970 г. – 22,8 млрд. р., 1975г. – 34,6 млрд. р., 1980г. – 44,5 млрд. р., 1985 г. – 61,1 млрд. р., 1987 г. – 69,2 млрд. р.

Благодаря глубокому и целенаправленному реформированию дела со­циальной помощи нуждавшимся, в стране было введено полное социальное обеспечение трудящихся при всех ви­дах потери трудоспособности, при безработице, наступле­нии старости или инвалидности и других предусмотренных законом случаях.

Характерными чертами социального обеспечения яв­лялись его всеобщность, равное право на его получение, доступность условий обеспечения, предоставление много­образных видов и форм социального обеспечения, в том числе назначение пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, по выслуге лет; выплата посо­бий по временной нетрудоспособности, пособия женщинам по беременности и родам, по случаю рождения ребенка, бесплатное медицинское обслуживание, больничное и са­наторно-курортное лечение; снабжение протезными изде­лиями; профессиональное обучение и переобучение; направ­ление на работу в соответствии с заключением ВТЭК; пре­доставление места в домах престарелых и инвалидов; со­держание детей в летних лагерях отдыха и т.д.

По достоинству оценивая позитивные стороны совет­ского социального обеспечения, в то же время нельзя его идеализировать, не видеть его серьезных недостатков и за­служивающих критики отрицательных черт. Только высшим органам государственной власти и управления при­надлежало право издавать основные нормативные акты, регламентировавшие порядок организации социального стра­хования.

Вместе с тем огосударствление социального обеспече­ния сопровождалось неоправданной ликвидацией давно воз­никших и приносивших большую пользу благотворительных обществ «старой» России и лишением общественных организаций советского периода возможности участия в деле социальной помощи нуждавшимся. В результате общест­венное призрение свелось к социальному обеспечению, бы­ли утрачены многие виды социальной поддержки оказав­шихся в тяжелом положении людей, возникшие на почве благотворительности и меценатства еще в дореволюцион­ной России. Под давлением господствовавшей идеологиче­ской доктрины и прямыми организационными мерами офи­циальных властей был полностью ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности.

Одним из противоречивых явлений советской системы социального обеспечения было ее провозглашение правя­щими кругами «самой гуманной в мире» и одновременное проведение жесткой политики «классового подхода» в об­ласти общественного призрения, что выражалось в огра­ничении материальной поддержки нуждавшихся в ней пред­ставителей бывших «господствовавших» классов [16].

Однако негативные общественные тенденции к середине 80-х гг. приводят к необходимости реформирования общества. Социально-экономические реформы в конце 80-х гг. существенно изменяют ситуацию в стране. На определенном этапе становления советского государства происходит идентификация общества и государства, практически Россия лишается гражданского общества, и, как следствие этого, в системе помощи и защиты начинает доминировать государство; общественные организации, существующие лишь номинально, не принимают участия в данной деятельности. Такой подход не мог, не отразится и на том, что общественное призрение, охватывающее различные сферы человеческой деятельности, практически сводится в данный период только к проблемам социального обеспечения. Мы можем констатировать, что происходит сужение парадигмы помощи, многие виды социального патронажа, оформившиеся эволюционным путем, в общественной практике утрачиваются [34].

2.3. Особенности социальной защиты детей  на современном этапе

Правовое положение ребенка в России изменялось постепенно в соответствии с развитием отечественного права. Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно большое значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:  Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,               Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»  и др.

Российское законодательство в области защиты детей фор­мируется и развивается с учетом международных норм и стан­дартов. В его основу положены важнейшие международно-пра­вовые документы ООН, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей. К ним, прежде всего, относятся: Декларация прав ребенка (принята резолю­цией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающие­ся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29.11.1985 г.); Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия де­тей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновле­нии на национальном и международном уровнях (принята ре­золюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3.12.1986 г.); Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюци­ей 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.) [12].

Конституция РФ (ст. 17) провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38), что создает необходимые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

К базовым законам, закрепляющим права родителей и детей, относится Семейный кодекс РФ. С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс Российской Федерации. Принятие нового Семейного кодекса связано, в первую очередь, с коренными изменениями в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные социальные институты общества, какими являются брак и семья. Регулирование семейных отношений приведено в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах Семейного кодекса получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах. Кодекс учел практику применения действующего законодательства, критику его отдельных  положений, предложения, высказанные в процессе его подготовки законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными.

Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отношения, отношения между разными членами семьи, отношения по поводу детей, оставшихся без попечения родителей, отношения с участием иностранцев.

Прежде всего, Семейный кодекс определяет, кого следует официально считать ребенком. В силу ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) [25].

Одной из важных тенденций нового кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти». Соответствующие нормы кодекса исходят из основополагающего принципа - правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка: жить и воспитываться в семье; знать своих родителей (насколько это возможно); право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии - другими ответственными за это лицами); на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54); на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55); на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд (ст. 56); выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57); на имя и фамилию (ст. 58); на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60) [8].

Принятие Семейного кодекса вызвало необходимость внесения ряда новых документов относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определена категория «детей-сирот» - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;  и «детей, оставшихся без попечения родителей» – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономических трудностей, существующих в России вот уже десять лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения мер социальной защиты детей.

Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения. Результатом работы является формирование социальной защищенности детей и подростков [21].

Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации: на реализацию и защиту прав и законных интересов, на образование и воспитание, на медицинское обслуживание, на жилье, на охрану здоровья, на отдых и оздоровление, на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию и др (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

На современном этапе развития социальной защиты детей приняты и действуют федеральные законы в области правового регулирования и трудовой деятельности несовершеннолетних, которые подробно регламентируют механизм правовой защиты прав и законных интересов детей нуждающихся в помощи государства.

Закон ХМАО-Югры от 07 июля 2004 г. № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югры» определяет основные направления деятельности органов государственной власти ХМАО-Югры в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в пределах предоставленных законодательством полномочий; определяет дополнительные меры, меры социальной защиты в данной области, такие как повышение рождаемости, повышение статуса семьи; создание условий для более широкого обеспечения семейной формы воспитания, сокращения масштабов социального сиротства; совершенствование нормативной правовой базы в области улучшения положения семьи, детей.

На основании этого закона происходит выплата различных пособий  гражданам, имеющим детей, помощь отдельным семьям в виде предоставления питания детям в учебное время, производится помощь многодетным семьям и др.

Информация о работе Исторические аспекты социальной защиты детей в России