Исторические аспекты социальной защиты детей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования – на основе изученной литературы описать исторические аспекты становления системы социальной защиты детей в России.
Объект исследования – социальная защита детей.
Предмет исследования – становление социальной защиты детей в истории России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ДО 1917 г.) …………………………………………………………………………… 6
1.1. Положение детей в Древней Руси …………………………………….… 6
1.2. Политика государства в отношении прав детей в эпоху Петра I и в период Просвещения абсолютной монархии …………………………...... 11
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ПОСЛЕ 1917 г.) ……………………………………………………………...… 19
2.1. Защита прав детей в военное время …………………………………… 19
2.2. Государственная политика в отношении детей в 60-80-е гг. XX века ... 25
2.3. Особенности социальной защиты детей на современном этапе ….… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

17.   Постановление Правительства ХМАО-Югры от 14 апреля 2011 года № 120-п «О порядке компенсации расходов на проезд детей из многодетных семей к месту отдыха, оздоровления и обратно и порядке предоставления путевок детям коренных малочисленных народов Севера в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей»;

18.   Постановление Губернатора ХМАО-Югры от 6 октября 2008 года №138 «Об органе опеки и попечительства в ХМАО-Югре» (в редакции от 18 февраля 2010 г.).

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Защита детей от жестокого обращения (Г. Дембо, 1907)

…Огромный контингент детей – от грудного возраста до юношества – требует к себе внимания общества, и внимания в самой многообразной форме.

              Грудные  дети гибнут от того, что голодные матери не способны кормить их и не могут приобретать для них молоко – необходимо устроить для них учреждения, которые бы облегчали матерям возможность правильного питания детей («Капля молока»). Грудные дети гибнут в силу социальных условий (незаконнорожденные, подкинутые и покинутые дети) – необходимо создать учреждения, в которых эти дети находили бы  себе приют (воспитательные дома). Грудные и малые дети погибают за недостатком призора, так как родители для заработка куска хлеба должны уходить на работу оставлять на произвол судьбы своих детей – необходимы учреждения, где бы дети на это время находили приют и уход (ясли, народные детские сады).

              Дети гибнут от голода, от недостаточного питания, к которому так чуток детский организм – необходимо устроить общественные детские столовые, которые бы поддерживали питание детей. Дети гибнут, выброшенные на улицу, без призора, без воспитания, - необходимы учреждения (приюты), где бы их призревали и воспитывали.  Дети гибнут в мастерских в атмосфере сверхсильного  труда – необходимо создать надзор за такими учреждениями.  Больные дети, способные к выздоровлению, гибнут за отсутствием соответствующего лечения – необходимо создать для них лечебные колонии.

Далее идут дети преступников. Дети-нищие, дети-преступники, дети на сцене, дети-алкоголики и т.д. – все это обреченные на гибель жертвы. И вырвать их из этой пасти, вернуть их к здоровой жизни – обязанность общества, ибо в детях будущность человечества.

И общество чем более сознает эту свою обязанность. Тем энергичнее начинает исполнять ее. В России пока мы еще находимся в периоде отдельных попыток придти на помощь то той, то другой бросающейся в глаза нужде. В настоящее время трудно представить полный очерк подобных попыток , так как ежедневно организуются отдельные кружки, ведающие различными отделами детской помощи. Только в последнее время отмечается стремление достигнуть единения сил этих отдельных кружков и создать «союз детской помощи».

В крупном масштабе все виды помощи детям могут быть разделены на два отдела: случаи, где родители и родственники малолетних не в силах, вследствие нужды, выполнить лежащий на них долг воспитания и попечения, и случаи, где родители и родственники малолетних не в силах выполнить этого долга вследствие порочности.

В первом случае помощь гораздо проще и носит по преимуществу характер материальной помощи или родителям непосредственно или детям, чем облегчается положение родителей (добавкой пищи, определением в приюты и другие учреждения). Гораздо труднее помощь во втором случае, где порочность родителей или воспитателей создает атмосферу, в которой ни о какой рациональной помощи не может бить речи.

Здесь, таким образом, является необходимость сделать одно из двух: или оздоровить атмосферу или изъять ребёнка из  этой атмосферы. И первое, и особенно второе, в большинстве случаев  создает конфликты с родителями и воспитателями, нередко трудно разрешимые.

В первом случае, где причиной являлась нужда, деньги являлись всеизлечивающим средством. Во втором случае, где причиной является порочность родителей или воспитателей, недостаточно одних денег, необходима активная помощь, ограждение малолетних от злых и порочных взрослых, от которых первые находятся в зависимости.

Вероятно, в этом была причина, почему эта область защиты детства от грубого произвола, возмутительного насилия, вредной эксплуатации со стороны родителей, хозяев, мастеров и вообще лиц, от которых дети зависят, сравнительно мало привлекала внимания со стороны лиц, которые поставили своей задачей помощь детям…

Крупный шаг в этом направлении был сделан в 1892 году, когда при обществе попечения о бедных и больных детях был создан отдел защиты детей от жестокого обращения. Публичное открытие отдела состоялось 2 декабря 1892 года.

                            Трудная, ответственная задача была взята на себя членами отдела. В то время как другие отделы общества попечения о бедных и больных детях, оказывая помощь детям, прежде всего задавались вопросом о том, насколько родители нуждающихся детей заслуживают помощи и поддержки, отделу защиты детей от жестокого обращения приходилось иметь дело почти исключительно с такими детьми, родители или воспи­татели коих сами по себе зачастую не заслуживали ни­какой поддержки и симпатии...

Таким образом отдел должен был идти на помощь не столько бедным, сколько защищать каждого ребенка, бедного или богатого, если только с ним дурно обраща­ются, если только злая воля или грубое небрежение взрослых может нанести ущерб его физической и нрав­ственной природе. Главная сила отдела должна была заключаться не только в денежных средствах, но глав­ным образом в наличности лиц энергичных, осторож­ных, с любовью идущих на дело защиты малолетних. За­ранее ясно было, что отделу придется преодолеть много трудностей, придется входить в семьи вопреки желанию родителей, производить расследования, несмотря на противодействие старших и становиться между родите­лями и детьми на сторону последних против первых.

И деятельность отдела за 14 лет показала, как много может сделать истинная любовь к детям, искреннее желание принести свои силы в защиту притесняемых, гонимых, эксплуатируемых, развращаемых и истязуе­мых детей...

Тотчас же по организации отдела была выработана широкая программа деятельности отдела, подробная ин­струкция, определявшая распорядок этой деятельности.

Согласно этой инструкции отдел принимал на себя ограждение детей от жестокого с ними обращения, от вредной эксплуатации их, от развращающего и вообще вредного влияния на них взрослых и надзор за пра­вильным исполнением в отношении детей материаль­ных и нравственных обязанностей со стороны лиц, от которых малолетние находятся в зависимости.

В этих видах в круг деятельности отдела инструкция включает устройство приютов и убежищ для помещения детей призреваемых, порочных и вообще находящихся в неблагоприятных жизненных условиях; приискание та­ких семей и лиц, у которых могли бы быть помещаемы дети, и наблюдение за правильным содержанием ими де­тей; наблюдение за дальнейшей судьбой детей, окончивших свое пребывание в семьях и в исправительно-воспитательных заведениях; ходатайство в опекунских учреждениях о назначении опекунов и попечителей к сиротам и бесприютным детям; устройство воскресного отдыха для детей, обучающихся в ремесленных и т.п. заведениях; ходатайство перед правительством о применении к детям более соответствующего их возрасту порядка уголовной судимости и наказуемости.

Из перечисленного видно, какой огромный круг на-зревших вопросов пожелал охватить отдел защиты детей от жестокого обращения. Согласно инструкции, особенному вниманию должны подлежать: а) дети-работники или ученики во всех промышленных, торговых и ремесленных заведениях; б) сироты, состоящие под опекой или попечительством, и дети, покинутые родителями; в) малолетние акробаты, странствующие музыканты, певчие хоры, малолетние разносчики и нищие; г) дети при родителях и родственниках, которые подвергают их истязанию или нравственному развращению; д) дети порочные, совершившие преступления и т.п.

Внутренняя организация отдела носила следующий характер: для заведования делами отдела и решения вопросов, возникающих по его деятельности, образовано было бюро, состоящее из ежегодно избираемых председателя отдела, его товарища, секретаря и нескольких членов; а для производства расследования о случаях, подлежащих ведению отдела, избираются из числа членов участковые попечители.

Все остальные члены отдела об усмотренных ими случаях, подлежащих ведению отдела, немедленно сообщают местному попечителю или в бюро, а по дошедшим слухам, прежде сообщения, делают предварительную проверку через опрос соседей или других лиц, от которых могут получить точные сведения, а также и самих малолетних, если представляется к тому удобный случай. С такой широкой программой и такой несложной организацией вступил в жизнь в 1893 г. отдел защиты детей.

Число членов отдела не превышало 47, средства были крайне незначительные и ограничивались лишь получаемой из комитета общества попечения о бедных и больных детях субсидией в 700 руб. в год. Однако уже к началу следующего года число членов увеличилось до 200; приток частных пожертвований пополнил кассу отдела.

В апреле 1893 года отдел приступил к осуществлению своих задач и целей. В том же 1893 году участковые попечители отдела получили от Петербургского градоначальника открытые листы для беспрепятственного доступа в места, где детские интересы могут быть нарушаемы. Охватить деятельность отдела, быстро развивавшуюся во всех деталях, не представляется возможным, и потому мы ограничимся изложением главнейших этапов этой деятельности.

Роль участковых попечителей была наиболее ответственная; для выполнения ее требовалось много такта, выдержки, осторожности, любви к делу. Появление их для расследования нередко встречалось очень недружелюбно, им приходилось наталкиваться на плохо скрываемое неудовольствие. Но умелость и такт участковых попечителей спокойной уверенностью и вежливостью предупреждали всякое проявление грубости и содействовали тому, что расследование производилось беспрепятственно.

Надо заметить, что, с одной стороны, за все время существования отдела не слышно было жалоб на то, чтобы участковые попечители выходили за пределы предоставленных им полномочий, с другой стороны, участковым попечителям, снабженным открытым листом, не приходилось прибегать к содействию полиции для доступа в частные жилища.

И наиболее отрадным фактом является то, что тяжкий труд по расследованию не только не отвращал никого из участковых попечителей от исполнения принятых на себя обязанностей, но привлекал в дело энергичных и добросовестных деятелей из среды столичной интеллигенции.

Тяжела была работа участковых попечителей, но зато и плодотворна. В некоторых случаях участковым попечителям удавалось одним лишь фактом своего вмешательства улаживать как в семьях, так и в мастерских случаи конфликта, жертвами которых были дети. Нередко одним своим появлением и разъяснением цели своего посещения участковые попечители достигали желаемой цели. И подобная деятельность считалась наиболее важной. Отдел считал, что только в исключительных случаях следует прибегать к изъятию ребенка из его среды; наиболее желательным является улаживание острых отношений родителей и других лиц к детям и нравственное воздействие на тех, в зависимости от которых находятся дети.

С прискорбием приходится констатировать, что случаев, где приходится вмешиваться в защиту детей, в Петербурге оказывалось немало.

Чем больше развивалась деятельность отдела, чем больше сведений об отделе проникало во все слои общества, тем больше случаев приходилось регистрировать, тем больше заявлений о жестокости обращения получалось в отделе, тем мрачнее раскрывалась общая картина притесняемых, гонимых, развращаемых и истязуемых детей.

Каждый случай, конечно, приходилось индивидуализировать и принимать меры сообразно обстоятельствам дела. В одних случаях расследование не подтверждало заявлений о жестоком обращении. В других случаях расследование указывало на крайнюю нужду и нищету, и тогда такие случаи передавались подлежащим благотворительным учреждениям и отделам общества попечения о бедных и больных детях. В третьих случаях было установлено или жестокое обращение или развращающее влияние, но по обстоятельствам дела признавалось возможным ограничиться внушением и установлением систематического наблюдения. В других случаях, где было установлено жестокое обращение или развращающее влияние, необходимо было принять меры к немедленному удалению детей из их прежних условий существования.

В подобных случаях нередко приходилось встречаться с нежеланием и противодействием со стороны родителей, приходилось вести борьбу и при помощи суда добиваться права изъять ребенка из данной обстановки.

Так как случаев, где приходилось прибегать к удалению детей из прежней обстановки, было наибольшее количество, то перед отделом на первых же шагах его работы возник существенный вопрос: куда помещать этих детей...

Таким образом представилось настоятельно необходимым для отдела иметь свое собственное убежище. Такое убежище было основано уже в 1893 году на 10— 12 детей, но вскоре оно оказалось тесным, и каждый год его пришлось расширять: в 1897 году было устроено убежище на 50 детей, в 1899 году было уже три убежища на 99 детей.

Сравнительно не особенно большое количество призреваемых в убежищах детей объясняется тем, что уже в 1895 году отдел защиты детей от жестокого обращения убедился, что расширением убежищ он не сумеет заполнить потребность в призрении детей, начал осуществлять идею распределения детей вне убежища за известную плату в крестьянских семьях или в заведениях учебных, ремесленных и профессиональных. <...>

Общественное и частное призрение в России: Сб. статей. — СПб., 1907 (дано по кн. Антология социальной работы. Т. 3. — М., 1995. С. 132—140).


Приложение 2

Система социальной поддержи детей на Урале в годы великой отечественной войны (М. Потемкина)

...Эвакуация населения началась с первых же дней войны, причем она не была подготовлена ни организационно, ни психологически. В силу объективных обстоятельств эвакуация приобрела массовый характер. Ее основными целями стали обеспечение экономики тыла рабочей силой и спасение людских жизней. Особое внимание при эвакуации было уделено детям.

Информация о работе Исторические аспекты социальной защиты детей в России