Исторические аспекты социальной защиты детей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования – на основе изученной литературы описать исторические аспекты становления системы социальной защиты детей в России.
Объект исследования – социальная защита детей.
Предмет исследования – становление социальной защиты детей в истории России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ДО 1917 г.) …………………………………………………………………………… 6
1.1. Положение детей в Древней Руси …………………………………….… 6
1.2. Политика государства в отношении прав детей в эпоху Петра I и в период Просвещения абсолютной монархии …………………………...... 11
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ПОСЛЕ 1917 г.) ……………………………………………………………...… 19
2.1. Защита прав детей в военное время …………………………………… 19
2.2. Государственная политика в отношении детей в 60-80-е гг. XX века ... 25
2.3. Особенности социальной защиты детей на современном этапе ….… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

Закон ХМАО-Югры от 9.06.2009 г. № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей» в соответствии с федеральным законодательством устанавливает дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дополнительные меры социальной поддержки вышеуказанных категорий граждан, а также усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитателей детских домов семейного типа и наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры.

Вывод по главе 2:

Таким образом, к середине XIX века в России набирает обороты благотворительное движение, начинает формироваться государственная социальная политика. По сравнению с дореволюционной Рос­сией социальное обеспечение в советский период подня­лось на качественно новый уровень, превратившись в еди­ную государственную систему, которая выступала в нескольких организационно-правовых формах, обусловленных спе­цификой обеспечения отдельных категорий граждан в свя­зи с особенностями их трудовой деятельности. Отдавая должное советским органам за материальное обеспечение детей-сирот и инвалидов, вряд ли можно при­знать положительным огосударствление системы детского призрения, упразднение всех занимавшихся попечением о детях благотворительных организаций, унификацию содер­жания и воспитания детей посредством повсеместного соз­дания домов-интернатов. Поэтому, изучая опыт организа­ции советского социального обеспечения детей, важно видеть как его положительные элементы, так и слабые стороны.

Современное Российское законодательство не только закрепляет защиту государством материнства, детства и семьи в Конституции России, федеральных законах и подзаконных актах, но стремиться создать все условия и разработать механизмы для реализации такой защиты, поскольку именно институт материнства и детства нуждаются в постоянной защите и поддержке.          На региональном уровне приняты важные законодательные и нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты детства и материнства, в которых отражены государственные гарантии матери и ребенку в области социального обеспечения: на реализацию и защиту прав и законных интересов, на образование и воспитание, на медицинское обслуживание, на жилье, на охрану здоровья, на отдых и оздоровление, на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию и др.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам нуждаются в социальной помощи и защите. Развитие социального призрения в России имеет свои исторические особенности. Проведенное нами исследование позволило обобщить следующие выводы:

1. В период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных. Семейные отношения регулировались преимущественно на основе обычаев, поддерживаемых родоплеменными органами и общиной, происходило зарождение форм помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям. Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся.

В эпоху Петра I и в период Просвещения абсолютной монархии начинает зарождаться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты. Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться инфатицид.

2. К середине XIX века в России набирает обороты благотворительное движение, начинает формироваться государственная социальная политика. По сравнению с дореволюционной Рос­сией социальное обеспечение в советский период подня­лось на качественно новый уровень, превратившись в еди­ную государственную систему, которая выступала в нескольких организационно-правовых формах, обусловленных спе­цификой обеспечения отдельных категорий граждан в свя­зи с особенностями их трудовой деятельности. Отдавая должное советским органам за материальное обеспечение детей-сирот и инвалидов, вряд ли можно при­знать положительным огосударствление системы детского призрения, упразднение всех занимавшихся попечением о детях благотворительных организаций, унификацию содер­жания и воспитания детей посредством повсеместного соз­дания домов-интернатов. Поэтому, изучая опыт организа­ции советского социального обеспечения детей, важно видеть как его положительные элементы, так и слабые стороны.

Современное Российское законодательство не только закрепляет защиту государством материнства, детства и семьи в Конституции России, федеральных законах и подзаконных актах, но стремиться создать все условия и разработать механизмы для реализации такой защиты, поскольку именно институт материнства и детства нуждаются в постоянной защите и поддержке.          На региональном уровне приняты важные законодательные и нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты детства и материнства, в которых отражены государственные гарантии матери и ребенку в области социального обеспечения: на реализацию и защиту прав и законных интересов, на образование и воспитание, на медицинское обслуживание, на жилье, на охрану здоровья, на отдых и оздоровление, на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию и др.

Таким образом, цели и задачи исследования полностью достигнуты.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М., 2001.

2.      Басов Н.Ф. Практикум по истории социальной работы в России: Учебное пособие. – М., 1999. 

3.      Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

4.      Выписка из «Слова» Иоанна Златоуста, образный смысл которой – «достучись до сердца (глубин) его».

5.      Голышева Л.Ю. Правовое положение детей в России: исторический аспект. Дисс. … канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2002.

6.      Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т 2. – М., 1994.

7.      Декларация прав ребенка // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М., 1990. – 672 с.

8.      Департамент социального развития ХМАО – Югры // Законодательство. http://www.admhmao.ru/ (январь 2012).

9.        Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. – 121 с.

10. Домострой: Сборник – М., 1991.

11. Зезина   М.Р.  Система   социальной   защиты   детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. № 3.

12. Информационно-просветительский портал ХМАО-Югры // Законодательство. http://www.eduhmao.ru (январь 2012).

13. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова – М., 1999.

14. Костина Е.Ю. История социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 110 с.

15. Курбатов В.И, Социальная работа. / В.И.Курбатов. – Ростов-на-Дону, 2000. –  454 с.

16. Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004.  – 344 с.

17. Муратова С.А. Семейное право. – М., 2005.

18. Невзоров А. Опека над несовершеннолетними. Ревель, 1892.

19. Нечаева А.М.  Россия и ее дети, М., 1999.

20. Нужда  и порядок: история социальной работы в России, XX в.: Сб. науч. ст. / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. – Саратов: Научная книга: Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005. — 460 с.

21. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с.

22. Павлов А. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. – М., 1887.

23. Папкова Т.П. Исторический аспект профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних в России // История  государства и права. 2002.

24. Педагогический энциклопедический словарь.  – М., 2003.

25. Перспективное детство Югры по состоянию на начало 2012 года// Законодательство в части защиты прав несовершеннолетних. http://www.pdugra.ru (январь 2012).

26. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов н/Д, 2005. – 473 с.

27. Постановление ЦИКа и СНК СССР «О мерах по борьбе с детской  беспризорностью» // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 1.

28. Рожков А. Беспризорники // Родина. 1997. № 9.

29. Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. 2000. № 1.

30. Российское законодательство X-XX веков. – М., 1985.

31. Семейный кодекс РФ. – М., 2004. – 77 с.

32. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Т.1. – М., 2003.

33. Словари  и энциклопедии. http://dic.academic.ru (январь 2012).

34. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

35. Фирсов М.В. История социальной работы: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект: Трикста, 2004. – 608 с. – («Gaudeamus»).

Нормативные акты:

1.   Федеральный закон  от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // http://www.dumahmao.ru;

2.   Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // http://base.garant.ru;

3.   Устав (Основной закон) ХМАО-Югры от 26 апреля 1995 года № 4-оз; // http://www.dumahmao.ru;

4.   Постановление Правительства ХМАО-Югры от 15 мая 2009 года № 113-п «О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации» (с изменениями от 12.10.2009г. № 273-п) // http://www.dumahmao.ru;

5.   Закон ХМАО-Югры от 07 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югры»  (с изменениями от 30, 31 марта 2009 г.) // http://www.dumahmao.ru;

6.   Закон ХМАО-Югры от 22 декабря 2008 года № 148-оз «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории ХМАО-Югры» (с изменениями от 10 июля 2009 г.) // http://www.dumahmao.ru;

7.   Закон ХМАО-Югры от 2 декабря 2005 года № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО-Югре» (с изменениями от 8 апреля 2010 г.) // http://www.dumahmao.ru;

8.   Закон ХМАО-Югры от 30 декабря 2009 года № 250-оз «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих в ХМАО-Югре»  (с изменениями от 8 апреля 2010 г.) // http://www.dumahmao.ru;

9.   Закон ХМАО-Югры от 9 июня 2009 года № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателе» (с изменениями от 31 января 2011 г.);

10.   Постановление Правительства ХМАО-Югры от 31 июля 2009 года № 198-п «Об организации в ХМАО-Югре постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет»;

11.   Постановление Правительства ХМАО-Югры от 2 сентября 2009 года № 232-п «О Порядке организации на территории ХМАО-Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены»;

12.   Постановление Правительства ХМАО-Югры от 8 декабря 2009 года № 323-п «О размере денежных средств на личные расходы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и проживающих в учреждениях автономного округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

13.   Постановление Правительства ХМАО-Югры от 21 января 2010 года № 10-п «О предоставлении в ХМАО-Югре» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительных мер социальной поддержки»;

14.   Постановление Правительства ХМАО-Югры от 29 января 2010 года № 25-п «О порядке предоставления в ХМАО-Югре детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок и оплаты проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно, денежных средств на приобретение путевок и оплату проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно и размерах их предоставления»;

15.   Постановление Правительства ХМАО-Югры от 12 февраля 2010 года № 42-п «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти ХМАО-Югры по организации на территории автономного округа деятельности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения»;

16.   Постановление Правительства ХМАО-Югры от 25 сентября 2010 года №216-п «О нормировании в области обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мерами государственной поддержки»;

Информация о работе Исторические аспекты социальной защиты детей в России