Исторические аспекты социальной защиты детей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования – на основе изученной литературы описать исторические аспекты становления системы социальной защиты детей в России.
Объект исследования – социальная защита детей.
Предмет исследования – становление социальной защиты детей в истории России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ДО 1917 г.) …………………………………………………………………………… 6
1.1. Положение детей в Древней Руси …………………………………….… 6
1.2. Политика государства в отношении прав детей в эпоху Петра I и в период Просвещения абсолютной монархии …………………………...... 11
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ПОСЛЕ 1917 г.) ……………………………………………………………...… 19
2.1. Защита прав детей в военное время …………………………………… 19
2.2. Государственная политика в отношении детей в 60-80-е гг. XX века ... 25
2.3. Особенности социальной защиты детей на современном этапе ….… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

Значительная часть населения страны, в том числе детей, была эвакуирована на Урал... Это были дети, прибывшие с родителями, а также воспитанники детских учреждений: сироты из детских домов и интернатов; больные из санаториев и специнтернатов; детские коллективы, вывезенные из прифронтовых районов без родителей...

С первых дней войны партийным и советским руководством СССР пропагандировалось оказание помощи детям фронтовиков, а также детям, пострадавшим от фашистского варварства. Например, в апреле 1942 года из ОК ВКП(б) в города и районы Молотовской области была направлена телеграмма с требованием выявить детей из семей эвакуированных, впавших в нужду, и организовать для них продовольственные и вещевые подарки.

Характерной особенностью уральского региона в годы войны был рост количества детских домов... Вопросы о положении в детских домах рассматривались на заседаниях партийных комитетов и государственных органов разных уровней, регулярно проводились инспекционные проверки, в случае обнаружения грубых нарушений применялись и силовые меры воздействия. Однако в силу причин объективного и субъективного характера материально-бытовое положение эвакуированных детей, особенно в детских домах и интернатах, оставалось тяжелым. На физическом и моральном здоровье детей сказывались: гибель родителей на фронтах, в оккупации и в тылу; потеря родных при эвакуации; ухудшение питания и бытовых условий.

В трудных военных условиях увеличивалось количество сирот, безнадзорных и беспризорных детей. В условиях войны в тылу люди трудились без выходных и отпусков, вследствие чего не оставалось ни сил, ни свободного времени для надлежащего присмотра за детьми. Не хватало средств для того, чтобы одеть и обуть их. Вовлечение женщин в производство поставило вопрос о нехватке детских учреждений...

Хотя в довоенный период проблема беспризорности существовала, но масштабы ее были невелики. В ходе войны трудности нарастали, и проблема устройства детей усложнялась. Если в декабре 1943 года в Свердловский детприемник № 2 поступало в среднем 5—6 детей в день, то в марте 1944 года — 25—30 детей; а в целом за 7 месяцев 1944 года через детприемники области прошли 7300 детей (Центр документации общественных организаций Свердловской области. Ф. 4. Оп. 39. Д. 11. Л. 15—16; Д. 60. Л. 33—35). Местные власти пытались предотвратить рост беспризорности и детской преступности различными способами, в том числе и жесткими ограничительными мерами. Так, решением Челябинского горисполкома от 11 мая 1942 года были запрещены: ночные развлечения; пребывание детей до 16-летнего возраста на улице после 21 часа, за исключением случаев, когда дети находились в сопровождении родителей, учителей или воспитателей; продажа детям до 16 лет спиртных напитков, игральных карт, табачных и пиротехнических изделий. Родители и опекуны за озорство и уличное хулиганство детей должны были привлекаться органами милиции к административной ответственности.

Социальная политика поддержки сирот, безнадзорных и беспризорных детей определялась постановлениями СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 года, «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью» от 26 июня 1943 года (Вопросы истории. 1969. № 6. С. 21—24). Для устройства детей-сирот при гор(рай)исполкомах создавались специальные комиссии. В составе НКВД был организован отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Социальная защита осиротевших детей сводилась к тому, чтобы либо определить их в приемные семьи или детские учреждения, либо найти родителей или родственников. В Наркомпросе РСФСР при Управлении детскими домами в 1942 году был создан специальный отдел по охране прав детей. В его рамках существовал на общественных началах отдел розыска детей, потерявших связь со своими родителями (Нечаева A.M. Дети-сироты в России (послеоктябрьский период) // Государство и право. 1993. № 1. С. 126—127).

Во исполнение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации для детей воинов Красной Армии и партизан Великой Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, «Суворовских военных училищ» от 21 августа 1943 года повсеместно начал производиться набор в училища. В них принимали мальчиков в возрасте 10 лет.

В военные годы были регламентированы вопросы, связанные с усыновлением несовершеннолетних. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении» от 8 сентября 1943 года создавал более благоприятные условия адаптации ребенка в новой семье (Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938-1944 гг.). — М., 1945. С. 234). Это было особенно важно, поскольку многие граждане усыновляли осиротевших детей.

Наряду с объективными сложностями имели место и такие недостатки, как несоответствие пропаганды заботы о детях реальной помощи им, ошибки в подборе и расстановке педагогических кадров, недостаточный контроль за отовариванием и распределением продовольственных и промтоварных фондов, несоблюдение принципа дифференцированного подхода к различным категориям детских учреждений.

Необходимым и действенным было шефство комсомольских и профсоюзных организаций, а также предприятий, колхозов и учреждений над детскими домами. Шефы помогали в трудоустройстве воспитанников, создании подсобных хозяйств, оборудовании и ремонте помещений, заготовке топлива и т.д.

Экстремальные условия военного времени особенно сильно сказывались на здоровье подрастающего поколения. По данным медосмотра детей из семей военнослужащих, проведенного в Молотовской области в январе 1944 года, из 130 827 человек у 8000 детей обнаружен туберкулез, у 2000 — дистрофия, у 6000 — рахит, у 60 000 — общая ослабленность (Государственный архив новейшей истории и общественно-политических движений Пермской области. Ф. 105. Оп. 15. Д. 124. Л. 31). С лета 1943 года во исполнение постановлений СНК РСФСР и Президиума ВЦСПС по всей стране, в том числе и на Урале, для детей было возобновлено проведение летних оздоровительных кампаний, на которые правительство отпускало значительные средства. В небольшом количестве, но все же открывались санатории и дома отдыха, в первую очередь для детей и ленинградцев (Объединенный государственный архив Челябинской области. ПФ. 288. Оп. 7. Д. 223. Л. 1—2.)...

Война коренным образом изменила условия обучения и воспитания детей. Сократилось количество школьных и внешкольных учреждений, ухудшилась их материальная база. Вместе с тем наплыв эвакуированных детей привел к перенаполняемости классов. В обучении эвакуированных детей возникали дополнительные трудности: языковый барьер, нехватка учебников, сложности с прохождением программ, так как многие дети прибыли в эвакуацию не к началу учебного года. Часть учеников оставила школы по тем или иным причинам...

Основными направлениями перестройки воспитательной и учебной работы в военное время стали: обеспечение всеобуча, усиление роли физической и военной подготовки, воспитание в детях патриотизма, гражданственности, полезной функциональности.

Для обеспечения реализации этих задач был принят ряд партийных и правительственных постановлений (Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. М.; Д., 1947. Вып. 1. С. 202—203, 214—215), в соответствии с которыми были введены «Правила для учащихся», обязательные экзамены, раздельное образование, учреждены золотые и серебряные медали, вручаемые по итогам окончания средней школы, организованы вечерние классы и школы для работавшей молодежи, расширена сеть классов с обучением на родном языке для детей нерусских национальностей...

Некоторые трудности с обучением детей носили временный и конкретный характер. В отчетах Свердловского ОблОНО за военный период постоянно говорилось о недостатках в материальном обеспечении школ и детских домов: в 44 детдомах отсутствовало электрическое освещение, снабжение керосином было нерегулярным, ламп не хватало; детям не на чем было писать. Так, в отчете отмечалось, что в Щербаковском детдоме Свердловской области за вторую четверть 1943—1944 учебного года «не получили ни одной тетради, дети пишут на чем попало» (Государственный архив Свердловской области. Ф. 233. Оп. 3. Д. 514. Л. 11). Были проблемы, непосредственно связанные с эвакуацией: иногда дети прибывали настолько ослабленными и истощенными, что не могли выдержать учебной нагрузки; некоторые учащиеся приступали к занятиям в середине учебного года, имея серьезные пробелы в знаниях; из-за эвакуации и реэвакуации происходила частая смена педагогических кадров. Но были ситуации, когда эвакуация, наоборот, оказывала положительное влияние на успеваемость. В школах г. Шадринска после начала войны доля приехавших по эвакуации учеников составляла 20—25%, причем, «благодаря притоку московских и ленинградских учеников вообще повысился уровень развития шадринских школьников» (Шадринск военной поры. Шадринск, 1995. Т. 1. С. 12.).

Для реализации поставленных задач было также пересмотрено содержание учебных планов и программ: временно прекращалось преподавание пения, рисования, черчения, основ дарвинизма, вводилась военная подготовка по 110-часовой программе всевобуча для юношей и санитарная подготовка для девочек. Широко практиковались военизированные игры, лыжные кроссы, изучение винтовки и стрелковые соревнования.

Основной формой организации детей во внеурочное время в годы войны продолжали оставаться детско-юношеские политические организации. К 1945 году в школах страны насчитывалось 27 967 комсомольских организаций (900 тыс. членов) и 90 тысяч пионерских отрядов (около 5 млн человек) (Черник СЛ. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. — М., 1984. С. 167).

К чести подавляющего большинства учителей и воспитателей следует отметить, что в тяжелое военное время они заботились и о развитии творческих способностей детей, обогащении их духовного мира. Под руководством педагогов-энтузиастов в школах и детских домах открывались хоровые, танцевальные, драматические студии, кружки рукоделия и т.д. ...

Характерной для периода войны воспитательной формой были организованные патриотические кампании, в которых активно участвовали дети. К таким мероприятиям относились: сбор средств в фонд обороны, тимуровское движение, организация воскресников для оказания помощи семьям военнослужащих, переписка с фронтовиками и др...

В содержании воспитательной работы, осуществляемой как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях, были смещены акценты с классовых идей на патриотические. Например, в преподавании истории обращалось внимание на героическое прошлое народов нашей страны, их борьбу за независимость против иноземных захватчиков. На уроках русского языка и литературы широко использовались тексты о войне, о подвиге советского народа на фронте и в тылу. Создавались детские агитколлективы, выпускались боевые листки, проводились политинформации и политбеседы. Одной из традиционных форм, призванных воспитывать у подрастающего поколения чувство гражданственности, полезности, причастности к судьбам страны, личной ответственности, было соцсоревнование...

В начале 1946 года по ряду городов СССР редакцией «Учительской газеты» была проведена анкета о влиянии войны на развитие и воспитание детей. При ответе на вопрос: какие новые положительные черты вы заметили в ваших детях во время войны? — большинство респондентов назвали патриотизм, заботливость, деловитость (Учительская газета. 1946, 2 марта)...

Потемкина М.Н. Система социальной поддер­жки детей на Урале в годы Великой Отечествен­ной войны // Семья в современном обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Ф.А. Мустаевой (отв. ред.), М.Р. Москвиной, Г.А. Кудрявцевой, О.Л. По- трикеевой. — Магнитогорск, 2007. С. 297—304.


Приложение 3

ГЛОСАРИЙ

БЕСПРИЗОРНЫЙ РЕБЕНОК - безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. – стр. 4

РЕДИСТРИБУЦИЯ - (перераспределение) - нетоварный, неэквивалентный, вертикальный продуктообмен в виде волевого изъятия центральной властью прибавочного (а порой и части необходимого) продукта с целью его последующего натурального перераспределения. Р. - вид обмена деятельностью, облеченный в форму внеэкономического властно-политического принуждения и личной зависимости производителя. Ср. Рынок. (Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999) – стр. 6

РЕЦИПРОКАЦИЯ - взаимность, взаимообмен, взаимозависимость; эквивалентный обмен материальными ценностями или услугами; зависимость авторитета человека от его заслуг перед обществом. (Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999) – стр. 6

ПАРАДИГМА - теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. (Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999) – стр. 6

СТЯЖАТЕЛИ И НЕСТЯЖАТЕЛИ - противоборствующие религиозно-политические течения в России конца XV - начала XVI вв. Нестяжатели требовали отказа Церкви от «стяжания» (т.е. приобретения земель и материальных ценностей). – стр. 11

ОСТАТОЧНЫЙ ПРИНЦИП (подход) - отношение к чему-либо как к второстепенному, маловажному, чем можно заняться и что можно обеспечить в последнюю очередь из остатка средств, ресурсов. (Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999) – стр. 11

ЛИШЕНЦЫ - 1) люди, лишенные каких-либо прав; 2) часть населения СССР, подвергавшаяся до 1936 г. дискриминации по происхождению в форме лишения гражданских прав. (Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999) – стр. 20

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО – часто используемый, но не закрепленный законодательно термин; социальный феномен, означающий большое число несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей при наличии таковых. К социальным сиротам относятся дети-отказники; подкидыши; дети родителей, лишенных родительских прав или признанных судом недееспособными (при наличии психических заболеваний); дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы или их местонахождение неизвестно. (Словарь по социальной педагогике. Автор-составитель Л.В. Мардахаев. - М., 2002. ) – стр. 24

ПАТРОНАЖ - форма попечительства, устанавливаемого над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности по его просьбе. Предусмотрена ст. 41 ГК РФ. Попечитель (помощник) назначается органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина и распоряжается его имуществом; на основании заключенного с ним договора поручения или доверительного управления. Бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, совершаются попечителем (помощником) с его согласия. Прекращается по требованию гражданина, находящегося под П. – стр. 13

Информация о работе Исторические аспекты социальной защиты детей в России