Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель исследования – на основе изученной литературы описать исторические аспекты становления системы социальной защиты детей в России.
Объект исследования – социальная защита детей.
Предмет исследования – становление социальной защиты детей в истории России.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ДО 1917 г.) …………………………………………………………………………… 6
1.1. Положение детей в Древней Руси …………………………………….… 6
1.2. Политика государства в отношении прав детей в эпоху Петра I и в период Просвещения абсолютной монархии …………………………...... 11
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ПОСЛЕ 1917 г.) ……………………………………………………………...… 19
2.1. Защита прав детей в военное время …………………………………… 19
2.2. Государственная политика в отношении детей в 60-80-е гг. XX века ... 25
2.3. Особенности социальной защиты детей на современном этапе ….… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………
Содержались сироты в этих домах за счет подаяний населения окрестных городов и сел. Детям приносили продукты питания, одежду, игрушки. Тогда, по-видимому, и возникла пословица: «С миру по нитке, а бедному сиротке сорочка».
При всей своей примитивности дома убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. В домах скудельники смотрели за их физическим развитием. С помощью сказок, пословиц передавали им нравственные правила человеческого общежития, коллективные отношения сглаживали остроту детских характеров [2, c. 9 – 10].
В связи с изменением структуры государственного управления происходит изменение и реципрокных связей в общественных отношениях. Хотя подобные тенденции не столь очевидны, все же можно их обнаружить в этот период. Начинаются они с изменения характера княжеской благотворительности в отношениях с внешним миром и собственным населением.
Переосмысление происходит в подходах к помощи вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток». Так, царь Михаил Федорович в 1634 г. издает Указ, согласно которому детям и вдовам умерших и погибших под Смоленском давали земли на прожиток по государеву указу.
Таким образом, в период с XIV в. по вторую половину XVII в. не только происходит смена ориентации мотивов помощи и поддержки, но и изменяются субъекты поддержки. Ктиторские монастыри сменяются монастырями-вотчинами. И если деятельность данных заведений первоначально носит открытый характер, то постепенно, когда в обществе начинают складываться денежные отношения, монастыри отходят от благотворительности. Да и в самой церкви наблюдается раскол между различными группировками — «стяжателями» и «нестяжателями». Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся. Видимо, именно в этот период государственная власть формирует так называемый «остаточный принцип» в подходах к социальным проблемам общества.
Светские тенденции благотворительности завершают картину помощи и поддержки на этом этапе. Несомненно, частная благотворительность в XVII в. — один из первых исторических показателей изменения общественного сознания, одно из звеньев формирования гражданского общества [34, c. 71].
1.2. Политика государства в отношении прав детей в эпоху Петра I и в период Просвещения абсолютной монархии
Правление Петра I ознаменовалось глубокими преобразованиями в государственном управлении и праве России, затронув, в том числе и правовое положение детей. Было введено ограничение церковной власти над брачно-семейными отношениями. При продаже своих крестьян помещики обязывались не разбивать семью, передавая новому хозяину главу семейства с вместе домочадцами, что, безусловно, поддерживало интересы и права ребенка. Также родителям было запрещено понуждать своих детей к браку [22].
Государственно-
Административная система помощи нуждающимся начинает складывается в период разрушения старых государственных связей и хозяйственных отношений. Ее образование осложняется войнами, которые вела Россия, а также социальным реформированием общества и структуры государственного управления, осуществляющихся под влиянием петровских преобразований.
Только с 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей. Тогда как богадельным нищим финансовая помощь оказывается постоянно, причем отпускаемые им суммы превосходят суммы для детей и вдов. Богадельные нищие 1704 г. – 13,187 руб., 1705 г. – 12,851 руб., 1706 г. – 12,099 руб., 1707 г. – 10,334 руб., 1708 – 12,027 руб.; московские чины, вдовы - 1704 г. – 0 руб., 1705 г. – 0 руб., 1706 г. – 622 руб., 1707 г. – 392 руб., 1708 – 0 руб.; жены, вдовы, дети служилых людей - 1704 г. – 0 руб., 1705 г. – 0 руб., 1706 г. – 1,608 руб., 1707 г. – 1,372 руб., 1708 – 3,130 руб. Из этих данных видно, что суммы, отпускаемые на вдов и сирот, вдвое, а то и втрое меньше тех, которые отпускаются на богадельных нищих. Можно утверждать, что складывающаяся в данный период социальная политика в отношении этой категории нуждающихся проводится по остаточному принципу, к тому же по Указу от 30 декабря 1701 г. монастырям предписано осуществлять призрение «из своих остатков».
Но все же, проблемы призрения детства были очень актуальны, Петром I издается серия Указов о запрете детоубийства незаконнорожденных. Указы от 31 января 1712 г., от 4 ноября 1715 г. были направленны на то, чтобы защитить ребенка и дать ему не только право на жизнь, но на прокормление и воспитание. Решение последнего Указа предусматривало определенное финансирование не только на ребенка, но и на его воспитателя: «Об устройстве при церквях гошпиталей для незаконнорожденных детей» Для зазаорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно, при церквях, где пристойно, сделать гошпитали, а в Москве мазанки, а в других городах деревянные, и для сохранения изобрать искусных жен, и давать им из неокладных прибыльных доходов на год денег по 3 рубля, хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам по 3 деньги на день [2, с. 31].
Петровские преобразования в начале XVIII века существенно изменяют систему защиты и помощи нуждающихся. В обществе изменяется подход к человеку. Если средневековая концепция человека строилась исходя из отрицания ценности личности, приоритета ценностей коллективизма, который закреплялся экономическими факторами (владение собственностью на землю либо общиной, либо монастырем, либо под патронажем государственных органов), то эта концепция меняет свое содержание в эпоху формирования абсолютизма [34, c. 91, 105].
Проект, который предоставил Петру Великому в 1714 г. Федор Салтыков, отражал и другую сторону призрения детства. Он был направлен на искоренение детского бродяжничества, в котором видели истоки профессионального нищенства. Согласно проекту, детей следовало отдавать в церковные приходы, где бы они под надзором церковных старост прошли курс «наук» словесных у причетников, научились читать и писать. Затем предполагалось, что они перейдут в «госпитали» и там получат профессиональное образование. Указами 1718 и 1724 гг. предусматривались различные формы устройства и трудоустройства беспризорных детей: направлять на мануфактуры, в матросы, в ученики, в услужение, на воспитание людям и др. Главная тяжесть заботы о детях-сиротах возлагалась на сельские общины, помещиков и монастыри. Сведений о претворении данных проектов в жизнь нет, но активизация призрения наметилась в период правления Екатерины II (в основном благодаря деятельности И. Бецкого).
При ней широкое распространение получило создание воспитательных домов для детей, оставшихся без родителей, в государственном масштабе предпринята попытка воспитать «новую породу людей» и внедрить систему сословного воспитания детей. Воспитательные дома предназначались для приносимых внебрачных («незаконных») младенцев и детей, оставляемых родителями из-за бедности, то есть «законных» детей. В этих домах отдельно содержались малыши до 2 лет, их кормили и за ними ухаживали няни. Отдельно жили дети в возрасте от 2 до 7 лет и семи-одиннадцатилетние воспитанники-учащиеся. Программа их обучения включала основы веры, грамоты, арифметики, географии, ремесла.
Воспитательные дома получили от императрицы и наследника 150 тысяч рублей и земельный участок для строительства с домами, банями, мельницей, огородами. Указом императрицы 1775 года были созданы Приказы общественного призрения. В числе других функций на них возлагалось устройство и содержание народных школ, сиротских школ и другие формы работы с детьми. Узнав, что дворянство собирает деньги на сооружение ей памятника, императрица передала все собранные средства Приказу общественного призрения. В каждой губернии на сиротские дома было выделено из казны по 15 тысяч рублей. Воспитательные дома при заключении контрактов освобождались от пошлины, могли покупать и продавать земли и строения, открывать фабрики, заводы, мастерские.
Непосредственно в этих учреждениях воспитывались дети со слабым здоровьем. Большинство же детей после вскармливания кормилицей отдавалось в благополучные семьи, где они оставались до 21 года. Плата за содержание и одежду детей определялась в зависимости от возраста. За отданными в семьи детьми наблюдали окружной врач и надзиратель от воспитательного дома. В воспитательных домах оборудовались и функционировали различные мастерские, в которых готовили лекарей, повивальных бабок, нянь, сельских учителей, телеграфистов, объездчиков, шкиперов для торгового флота.
Воспитательные дома, таким образом, становились центрами опеки и попечительства для детей, оставшихся без попечения родителей. Под опекой Санкт-Петербургского воспитательного дома, например, находилось более 30 тысяч детей, в том числе на грудном вскармливании, в приюте, под патронажем в семьях, в больницах, на обучении в училищах и подмастерьях, в земледельческих колониях.
При воспитательных домах функционировали госпитали для бедных женщин с анонимным отделением, где у них не требовали документов и даже позволяли рожать в масках.
По достижении 18—20 лет воспитанники получали вольный паспорт, один рубль и выпускались из воспитательного дома. Выпускники, их дети и потомки навсегда оставались вольными людьми и не могли быть впоследствии закрепощены. Они имели право покупать себе дома, лавки, вступать в купеческое сословие, заниматься промыслом и распоряжаться своим имуществом; юноши могли получить земельный надел. В условиях крепостного права это были серьезные привилегии.
Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, первым из которых было учрежденное ею «Общество воспитания благородных девиц» (1764 г.). В этом закрытом учреждении девочки-дворянки изучали широкий по тем временам круг общеобразовательных предметов: археологию и геральдику, этикет и рисование, музыку и танцы, шитье, вязание и домоводство. Мещанки имели менее насыщенную программу, главное внимание обращалось на рукоделие, стряпню и уборку. На казенные деньги в институте получали образование девочки из бедных семей и сироты.
Заметный вклад в создание российской системы защиты детства вносили жены монархов и приближенные к царям особы. По инициативе жены Павла I Марии Федоровны и частично за счет ее собственных средств в течение короткого времени создались одно за другим различные учреждения просветительного и благотворительного характера. В институте благородных девиц открылось «мещанское» отделение, созданы заведения для детей дворян, обер-офицеров и мещан, учреждены особые училища для детей солдат гвардейских полков, создано первое в России училище для глухонемых детей, открылись опытные воспитательные дома для глухонемых и слепых детей, при одном из воспитательных домов появилось военно-сиротское отделение, созданы два училища для солдатских дочерей и два – для детей нижних чинов морского ведомства.
Оставались открытыми и вопросы инфатицида. В российском законодательстве вновь обращаются к нему и в XIX в. (в уложениях от 1813 г., 1845 г.) Теперь виновники в содеянном уже не подлежат смертной казни, но приговариваются к различным срокам каторжных работ.
В XIX веке социальная защита детства в России начала приобретать все более организованный и массовый характер. Созданы Императорское Человеколюбивое Общество. В Санкт-Петербурге, Москве, других городах были организованы различные региональные общества попечения о беспризорных детях.
В 1833 г. создано Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Целью общества было призрение сирот и детей бедных родителей, воспитание и обучение их рукоделиям, забота о детях, ставших жертвами преступлений. Общество устраивало ясли, приюты, начальные школы, ремесленные и другие профессиональные училища. На воспитание принимались дети разных возрастов, начиная с грудного. Обществом издавался журнал «Детская помощь», редактором журнала был известный философ, благотворитель, публицист протоиерей Г.П. Смирнов-Платонов. По его инициативе в России стали создаваться детские ясли.
В 1892 году создано Елизаветинское общество при участии великой княжны Елизаветы Федоровны, ставшей пожизненной попечительницей общества. Цели и формы деятельности общества были примерно аналогичны тем, которые были присущи другим обществам: забота о вскармливании грудных детей, начальное образование детей бедных родителей и последующее их профессиональное обучение. Общество имело детские ясли, называемые детскими очагами, для дневного пребывания детей, родители которых, уходя на работу, не имели возможности оставить детей под надлежащим присмотром. Имелись также приюты для детей грудного возраста, для малолетних и школьников.
Среди добровольных благотворительных обществ, опекавших детей, наиболее крупным был созданный в 1842 году Совет детских приютов, первой председательницей которого стала жена московского генерал-губернатора княгиня Трубецкая. Отдавать этот пост первым дамам Москвы – женам генерал-губернаторов – на долгое время стало традицией. Высокая эффективность деятельности Совета во многом определялась личным покровительством императрицы и генерал-губернаторских жен [3].
Вывод по главе 1:
В период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных. Семейные отношения регулировались преимущественно на основе обычаев, поддерживаемых родоплеменными органами и общиной, происходило зарождение форм помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям. Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся.
Информация о работе Исторические аспекты социальной защиты детей в России