Исторические факты и настоящее в развитии технологий социальной работы с малообеспеченным населением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание

Актуальность и значимость темы исследования. Социальная работа – сложное, многоаспектное понятие. Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых, общин мигрантов и т.д.).

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика технологий социальной работы
1.1. Понятие, сущность социальных технологий
1.2. Специфика социальных технологий в социальной работе
Глава 2. Исторические факты и настоящее в развитии технологий социальной работы с малообеспеченным населением
2.1. Сущность социальной работы
2.2. История развития социальной работы с малоимущими
2.3. Технологии социальной работы с малообеспеченными слоями населения в России
2.4. Адресное предоставление социальной помощи
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 41.72 Кб (Скачать документ)

 
2.4. Адресное предоставление социальной  помощи

 
     В число видов социальной  помощи, в первую очередь, попадают  те денежные выплаты, которые  предоставляются лицам и семьям, чьи доходы не достигают величины  прожиточного минимума по не  зависящим от них причинам. Их  назначение производится адресно, т.е. после проверки органами социальной защиты уровня доходов с учетом имущества обратившегося (другими словами, после проверки нуждаемости), согласно Постановлению Правительства РФ «О перечне доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи». 
     Одна из важнейших задач реформы социальной защиты в России - замещение масштабного субсидирования поставщиков услуг адресной помощью бедным.  
     Рассмотрим основные этапы развития социальной защиты в переходный период, уделяя особое внимание вопросам адресности.  
     Потребность в переходе к адресной помощи особенно остро проявилась в жилищном секторе, который необходимо было перевести на рыночные рельсы. Начавшаяся в 1992 г. перестройка системы финансирования оплаты жилья и коммунальных услуг предусматривала повышение платы за жилье и коммунальные услуги в муниципальном секторе, который представляет собой большую часть жилого фонда страны, особенно в городах. Чтобы защитить интересы малообеспеченных семей, чей доход недостаточен для оплаты жилья, были введены специальные жилищные субсидии. Они стали первой общероссийской программой адресной социальной помощи, реализация которой на местном уровне началась в 1994 г. К июлю 1995 г. 90 % населения страны проживали в регионах ее действия. 
     В отличие от методики оценки доходов косвенными методами, которые применяются в некоторых других странах с экономикой переходного периода, в частности, от системы «Парос» в Армении, право на участие в программе жилищных субсидий определяется на основе исчисления текущих денежных доходов. Не предусмотрен какой-либо категориальный «фильтр», ограничивающий круг получателей субсидии определенными группами населения. Не учитывается имущественный потенциал семьи. При определении права на участие в программе не оценивается предполагаемый уровень потребления на базе социально-демографических характеристик семьи или наличия собственности. Если доля доходов семьи, которая идет на содержание жилья (в случаях пилотных городов - от 10 до 18%), ниже, чем установленный норматив оплаты социальной нормы жилья, то семья имеет право на получение жилищной субсидии. Субсидия начисляется по формуле «компенсация разницы» между суммой оплаты социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и долей семейного дохода, которая в нормативном порядке предусмотрена для оплаты жилья и вышеупомянутых услуг, что позволяет выплачивать наибольшую сумму пособия самым бедным.  
     Начиная с внедрения первой адресной программы жилищных субсидий были предприняты следующие основные шаги:  
     в 1995 г. принят Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который установил основные принципы предоставления социальной помощи;  
     в 1997 г. законодательно установлена методика исчисления прожиточного минимума, который считается границей бедности при определении права на социальную помощь;  
     в 1997 г. субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления получили возможность ввести адресный принцип обеспечения детей первого-второго года жизни специальными продуктами детского питания;  
     в 1999 г. Закон «О государственной социальной помощи» определил условия предоставления адресной социальной помощи.  
     Наконец, изменения от 21 июля 1998 г. и от 17 июля 1999 г., внесенные в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», позволили ввести адресный принцип назначения крупнейшей программы социальной помощи - ежемесячных детских пособий. Как и многие страны, Россия долгое время предоставляла различные пособия гражданам с несовершеннолетними детьми. Унаследованная от СССР система, в рамках которой предоставлялось 13 пособий, отличалась «крайней сложностью и логической непоследовательностью». Оценка нуждаемости при этом не проводилась, начислением пособий занимались предприятия и в некоторых случаях органы социального обеспечения.  
     С тех пор произошли существенные изменения. Система была упрощена, административная ответственность за начисление пособий передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Хотя не все виды пособий гражданам, имеющим детей, переведены в адресную форму, важнейшее из них, а именно ежемесячное пособие, предоставляется семьям с доходом ниже прожиточного минимума. Несмотря на введение процедуры оценки нуждаемости, сохранился фиксированный размер пособий, они не зависят от относительной разницы в доходах семей (как программа жилищных субсидий). Размер детских пособий учитывает только категорию получателя и место проживания, в частности, предусмотрено повышенное пособие на детей одиноких матерей и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, на детей военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву, а также гражданам, проживающим в местах с высоким уровнем стоимости жизни. 
     Рассмотрим виды адресной социальной помощи малоимущим семьям и гражданам в городе Абакане Республике Хакасия. 
     В соответствии с Порядком предоставления адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам и семьям в городе Абакане, который утвержден решением Абаканской городской Думы от 27.04.2007 г. № 134, адресная социальная помощь может быть оказана в виде: 
• Оплата различных социальных услуг: 
- Пребывание ребенка в детском дошкольном учреждении; 
- Молочные смеси ребенку в возрасте до 2-х лет; 
- Изготовление фотографий для оформления паспорта; 
- Услуги, связанные с выдачей паспорта; 
- Медицинский осмотр при поступлении на работу; 
- Скидка на оплату услуг бани; 
- Услуги санпропускника по профилактике педикулеза; 
• Денежные социальные пособия; 
•  Льготы на оплату ЖКУ и проезд; 
• Субсидии на оплату ЖКУ; 
• Натуральной помощи продуктами; 
• Натуральной помощи промтоварами. Социальная помощь гражданам может также быть оказана в виде социальных услуг с частичной оплатой или бесплатно. 
• Регулярное социальное обслуживание на дому; 
• Разовые (срочные) социальные услуги; 
• Заезд в отделение дневного пребывания или в социально-оздоровительное отделение ЦСО; 
• Временное проживание в ЦСО; 
• Временное проживание ребенка в социальном приюте; 
• Социальные услуги педагогического, психологического, юридического характера.  
    Также предоставляются льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг. 
    С помощью льгот реализуются совершенно разные социально-политические цели. Хотя часть из них призвана помочь социально уязвимым группам населения, множество адресатов категориальных льгот - судей, работников милиции и таможенных органов - нельзя считать бедными. Даже когда льготы касаются социально уязвимых групп, эффективность целевого назначения ограничена, так как эти группы, выделенные по демографическому принципу, неоднородны по своему материальному положению и могут включать небедных граждан. С другой стороны, множество малоимущих сегодня не относятся к какой-либо традиционной социально уязвимой категории. В результате, по разным данным, только от 19 до 25 % общей суммы социальных льгот и выплат приходится на долю беднейших слоев населения. 
     В связи с ростом бедности и экономического неравенства в 1990-х гг. органы местного самоуправления повсеместно начали развивать собственные программы социальной помощи, дополняющие федеральное социальное законодательство, ответственность за реализацию которого также в значительной степени перешла на местный уровень. Анализ ситуации в различных городах показывает, что местные программы во многом отражают общенациональные тенденции, включая льготы различным социально-демографическим группам наряду с помощью в денежной и натуральной форме, которая предоставляется на основе оценки нуждаемости. 
     Тем не менее, в отличие от федерального законодательства местные социальные программы больше склонны использовать метод «двойного фильтра» для определения права на получение помощи, так что получатели пособий должны принадлежать к определенной группе и иметь доход ниже установленного порога нуждаемости. Особенно это характерно для денежных пособий и помощи в натуральной форме. Право на их получение редко предоставляется всему населению и ограничено определенными социально уязвимыми группами. Например, в Новгороде денежные пособия на основе оценки дохода предоставляются восьми категориям, включая семьи с пятью и более детьми, семьи инвалидов с детьми, неработающих одиноких пенсионеров и беременных женщин. 
     Порог нуждаемости для определения права на участие в местных программах часто устанавливается на уровне прожиточного минимума или ниже его. Помощь в большинстве случаев не направлена на то, чтобы поднять доход получателя до прожиточного минимума, и не дифференцируется в зависимости от материального положения семьи. К тому же многие виды пособий предоставляются ежеквартально или один раз в год. Тем не менее, на местном уровне применяются различные инновации, например, оценка имущества при определении права на получение помощи.  
    

 Заключение

 
     Социальная работа – универсальный  социальный институт: ее носители  оказывают помощь всем индивидам  независимо от социального статуса,  национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. 
     Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. 
     Вместе с тем, и сейчас бедные и беднейшие не являются приоритетными группами для оказания социальной помощи. Учитывая различие категорий бедности и причин бедности (не зависящие от человека жизненные обстоятельства, среда, физиологические причины, или, напротив, апатия, лень, элементарное нежелание менять уклад жизни), приоритетным направлением социальной политики должна стать адресная помощь на местах, более точное определение адресатов помощи. Лишь 10% выделяемых материальных ресурсов предназначены для «адресной помощи», остальное - поддержка категорий и учреждений. А все социальные службы открещиваются от «недостойных бедных» («опустившихся», экономически пассивных, алкоголиков), не желая каким-либо образом влиять на ситуацию. А на реформирование системы оказания адресной помощи уйдет на меньше десяти лет. 
     Количественные оценки различных страт населения сильно различаются у чиновников и социологов. Так, согласно последним данным Росстата, в России за чертой бедности живет 14% населения. Однако эксперты скептически оценивают эту цифру и отмечают, что в действительности эта цифра составляет не менее 30%. Согласно последним данным Росстата, соотношение валовых доходов 10% самых бедных к 10% сверхбогатых достиг в 2008 году показателя 16,8%. Расслоение населения достигло чрезвычайно высокого уровня и продолжает увеличиваться, и в ближайшие годы этот тренд вряд ли изменится. 
     Очень большой проблемой для малоимущих семей является то, что для них недоступны очень многие услуги: медицинские, образовательные услуги. В силу разных причин, не обязательно материальных. То есть, во-первых, они действительно не знают о своих правах, возможностях, льготах зачастую. Во-вторых, они не имеют доступа к этой информации. Зачастую с трудом выходят откуда-то, из своего социума, в большой мир, в социум, не имея тех документов, которые необходимы для оформления тех или иных льгот, пособий, необходимых для записи ребенка в школу, например. И не всегда способны справиться сами вот с этими формальными процедурами по сбору документов.  
     И именно вот эта сторона вопроса, как мне кажется, определяет ту специфику работы социальных работников с семьями этой категории, которые необходимы для их успешной адаптации в социуме. И с этой точки зрения, социальный работник должен совмещать в себе несколько ролей, работая с этой группой. С одной стороны, он выступает как посредник, то есть как тот, кто ведет переговоры. Как посредник, как тот, кто договаривается о возможности получения тех или иных услуг или льгот с официальными структурами. И как тот, кто, с другой стороны, определяет ресурсы и возможности семьи и мотивирует семью на участие в этих встречах, потому что это отдельная и большая проблема.

 
Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «О  благотворительной деятельности  и благотворительных организациях»  от 11.08.1995 № 135-ФЗ (принят ГД ФС  РФ 07.07.1995) (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ, 14.08.1995. - № 33. – Ст.3340 
2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 15.11.1995) (ред. от 23.07.2008) // СЗ РФ, 11.12.1995. - № 50. – Ст.4872 
3. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.06.1999) (ред. от 22.12.2008) // СЗ РФ, 19.07.1999. - № 29. – Ст.3699 
4. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 26.04.1995) (ред. от 25.12.2008) // СЗ РФ, 22.05.1995. - № 21. – Ст.1929 
5. Постановление Правительства РФ «О перечне доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» от 20.08.2003 № 512 (ред. от 01.12.2007) // СЗ РФ, 25.08.2003. - № 34. – Ст.3374 
6. Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России: Исследовательский центр качественной подготовки специалистов. -М., 2008 – С.76 
7. Денисов, Н. Расходы и доходы населения России // Экономика и жизни 2008. - № 6. С. 3 - 9 
8. Кайгородова, Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М., 2008.- С.467 
9. Курбатов, В.И. Социальная работа. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С.256 
10. Лавриненко, Л.Я. Технологии социальной работы / Л.Я. Лавриненко // Образование и общество. - 2007.- №1.- С. 86-98 
11. Лепихов, М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) - М: ИНФРА-М, 2006. – С.128 
12. Павлюнок, П.Д. Основы социальной работы: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. – С.368 
13. Савинов, А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2008. - С.256 
14. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – С.318 
15. Фирсов, М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2008. – С.298 
16. Шарин, В. Социальное обслуживание; проблемы, пути развития // Социальное обеспечение. - 2006. - №1.- С.18-21 
17. Шарин, В. Принципы современной системы социальной защиты // Социальное обеспечение. - 2007. - №2. - С. 12-16


Информация о работе Исторические факты и настоящее в развитии технологий социальной работы с малообеспеченным населением