Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа
Состояние социальной помощи и поддержки, развивающиеся в России последние несколько лет и охватывающей всё большее число регионов, очень трудно охарактеризовать однозначно.
С одной стороны создаются специализированные службы, развивается сеть социальных учреждений. С другой стороны, трудно ещё говорить об определённости профессионального статуса специалистов по социальной работе. Многие специалисты по социальной работе, буквально утопая во множестве проблем, одолевающих их клиентов, ощущают себя не специалистом с определённым кругом обязанностей, а скорее исполн
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента…………………………..………………………6
1.1. Подходы к личности клиента в социальной работе..…...………………….6
1.2. Клиент как объект в социальной работе.....……...………….....10
1.3. Взаимодействие специалиста и клиента в социальной работе .............
ГЛАВА II. Профессионально-этические принципы во взаимодействии социального работника и клиента………………………………………….
2.1. Этика взаимодействия социального работника и клиента………………...
2.2. Требования к организации общения социального работника и клиента….
2.3. Особенности взаимодействия социального работника с различными категориями клиентов……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретические основы
взаимодействия специалиста по социальной
работе и клиента…………………………..………………………
1.1. Подходы к личности клиента в социальной работе..…...………………….6
1.2. Клиент как объект в социальной работе.....……...………….....10
1.3. Взаимодействие специалиста и клиента в социальной работе .............
ГЛАВА II. Профессионально-этические
принципы во взаимодействии социального
работника и клиента……………………………
2.1. Этика взаимодействия
социального работника и
2.2. Требования к организации общения социального работника и клиента….
2.3. Особенности взаимодействия
социального работника с
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Состояние социальной помощи и поддержки, развивающиеся в России последние несколько лет и охватывающей всё большее число регионов, очень трудно охарактеризовать однозначно.
С одной стороны создаются
Специалиста по социальной работе необходимо снабдить целостным комплексом научных представлений о задачах их практической деятельности в работе с клиентом. Такая помощь должна быть направлена всем специалистам по социальной работе, для того чтобы заставить задуматься, переосмыслить методы и формы оказания помощи клиентам.
Специалисты по социальной работе руководствуются традиционными взглядами на клиента, как на носителя проблемы, которые они сами ставят перед специалистом, формируя конкретный запрос. В результате помощь непосредственно связывается с сознанием людьми своих проблем, их отношения к ним, а значит с согласием и желанием клиента работать над их преодолением. В данном случае клиент рассматривается как потребитель услуг, имеющий право самостоятельно принимать решение о том, что из предлагаемой помощи он хочет получить.
Действие специалиста по выполнению
задач взятых на себя, изменяют ситуацию
клиента, что связано с разрешением
его конкретной проблемы. Работа протекает
в духе субъективно - объективных
отношений с акцентом на стимулирование
и поддержку собственных
Принцип данной модели заключается
в том, что ничего нельзя и переделать
в жизни клиента, помимо его воли
и желания. Специалист по социальной
работе должен не просто воздействовать
на клиента своими специфическими средствами,
а взаимодействовать
Взаимодействие должно строиться на различных подходах к клиентам, а для этого специалистам необходимо иметь представление о клиентах социальной службы, для оказания им эффективной помощи.
Целью взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, на мой взгляд, должно быть равноправное сотрудничество, направленное на самопознание клиента, самоуправление своими внешними и внутренними границами, необходимость их преобразований, а также возможностей их эффективного использования.
Проблемой социального взаимодействия между клиентом и специалистом занимались многие исследователи: Б.Н. Куприянов, М.В. Фирсов, В.И. Холостова, Н.П. Щукина и др.
Б.Н. Куприянов выявил необходимость актуализации внутренних ресурсов клиента социальной службы. Сформулировал задачу перед специалистами: поддерживать активную жизненную позицию клиента социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи. Подчеркнул важность одного из принципов в социальной работе: опора специалиста на собственные силы клиента.
М.В. Фирсов в профессиональном социальном взаимодействии между специалистом и клиентом выделяет специфические черты, одной из которых является характер отношений между специалистом и клиентом. По мнению М.В. Фирсова в процессе социальной работы должны использоваться в основном субъект - субъективные отношения, причём помощь должна быть ориентирована, прежде всего, на активизацию потенциала самозащиты клиента и носит лишь вспомогательный характер.
В.И. Холостова рассматривая, специфику социального взаимодействия между специалистом и клиентом выявила, необходимость активной позиции клиента. Считая недопустимым решение специалистом проблемы самостоятельных индивидов, нельзя снимать с них и возлагать на себя ответственность за последствия их поведения.
Н.П. Щукина занималась исследованием
проблем клиента в деятельности
социальных служб. После проведённого
исследования она выявила, что в
фокусе внимания специалиста на первом
месте стоит не клиент социальной
службы, а в лучшем случае направления
в работе, виды услуг. Сотрудники социальных
служб в настоящее время
Объектом исследования: профессиональное взаимодействие социального работника и клиента.
Предметом исследования: особенности и принципы организации взаимодействия социального работника и клиента.
Цель: изучение особенностей взаимодействия социального работника и клиента на основе объектной и субъектной позиции клиента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по
2. Рассмотреть типологию клиентов в социальной работе, подходы к личности клиентов;
3. Раскрыть понятие взаимодействия в социальной работе и определить специфику взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента;
4. выявить особенности и
ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента
Различные подходы к психологии личности, разработанные З.Фрейдом, К. Юнгом, К. Роджером, А. Маслоу, Э. Эриксоном и другими последующими исследователями, нашли отражение в подходах к феномену клиента социальной работы, определили ту или иную стратегию взаимоотношений с ними, позволяя сформировать различные интерпретационные инструментарии к проблемам и ситуациям клиента. Особое влияние на подход к категории «клиент» в теории и практике социальной работы оказали психодинамические и гуманистические концепции [15, с. 92].
Психодинамический подход базируется на психологии З.Фрейда. Согласно этому подходу отношения, которые складываются между клиентом и специалистом, понимают как отношения между пациентом и врачом. Поэтому в психоаналитических концепциях клиент, нуждающийся в помощи, определяется как пациент. Этот важный психоаналитический принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента, имеют особое значение в психодинамическом подходе к социальной работе, в частности в понимании клиента и его проблем.
Гуманистические подходы к личности клиента были разработаны К. Роджером. Его подход к терапии – (забота, уход, лечение) и к личности клиента строится на ценностях позиции философии любви. Лечение любовью представляет сложный процесс, включающий в себя знание личности клиента, понимание роли терапевта и терапевтических усилий, необходимых и достаточных для изменения ситуации клиента. Гуманистический подход К. Роджера оказал влияние в становление методов взаимодействия социальных работников с клиентами. Концепт «нормально функционирующего человека» стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеальному образу клиента и его модели поведения [34, с.308].
Биопсихосоциальный подход
был сформулирован Х. Перлман. Согласно
этому подходу, клиентом является любой
человек, нуждающийся в совете и
имеющий нереализованные
Каждый человек в процессе
своей жизнедеятельности
Традиционный подход на цели социальной работы, а также на восприятие человека и его проблем. В практике социальной работы человек рассматривается в аспектах идентичности - различия; похож на всех других людей; похож на многих других; не похож ни на кого другого; безразличен ко всем другим.
Люди, обратившиеся за помощью
по вопросам личной жизни, различных
типов взаимоотношений
Системный подход - это динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент делается на процесс изменения и взаимодействия.
Системный подход позволяет подойти к проблемам клиентов на основе их общности, и поэтому объединяются, казалось бы, не объединённые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные сообщества. Этот подход позволяет эффективно внедрять ценности и знания социальной работы, преодолевать этическую определённость и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы [38, с.17].
Клиент социальной работы определяется по его социальной ситуации и его отношению к специалисту по социальной работе, и к той позиции, которую занимает клиент во взаимодействии со специалистом.
Клиент социальной службы является особой категорией, стать клиентом нелегко. Ведь человеку приходиться приносить в жертву очень многое: независимость, свободу, самостоятельность, значимые связи, привычки, наклонности, прочно удерживающие его в той системе отношений, которые представляются ему единственно возможными. Как утверждает К. Юнг, «каждый из нас несёт в себе форму жизни, ту неподдающуюся определению форму, которую невозможно вытеснить другой » [2, с.72]. На роль клиентов легко соглашаются люди только очень зависимые, недееспособные, с ограниченными возможностями, а также несостоятельные, которым трудно играть свою собственную роль. Остальные всячески противятся и тяжело переживают своё вхождение в этот статус, с одной стороны испытывая стыд, депрессию и даже стресс, а с другой - пытаясь добиться, чтобы их оставили в покое. Это свидетельствует о том, что не каждый человек может принять на себя роль клиента, занимая ту или иную позицию во взаимодействии с клиентом.
Очень многие люди осваивают
статус клиента только постепенно.
До того, как они принимают решение
стать клиентом, общение с ними
относится к разряду
Информация о работе Клиент как объект взаимодействия с социальным работником