Клиент как объект взаимодействия с социальным работником

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание

Состояние социальной помощи и поддержки, развивающиеся в России последние несколько лет и охватывающей всё большее число регионов, очень трудно охарактеризовать однозначно.
С одной стороны создаются специализированные службы, развивается сеть социальных учреждений. С другой стороны, трудно ещё говорить об определённости профессионального статуса специалистов по социальной работе. Многие специалисты по социальной работе, буквально утопая во множестве проблем, одолевающих их клиентов, ощущают себя не специалистом с определённым кругом обязанностей, а скорее исполн

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента…………………………..………………………6
1.1. Подходы к личности клиента в социальной работе..…...………………….6
1.2. Клиент как объект в социальной работе.....……...………….....10
1.3. Взаимодействие специалиста и клиента в социальной работе .............

ГЛАВА II. Профессионально-этические принципы во взаимодействии социального работника и клиента………………………………………….
2.1. Этика взаимодействия социального работника и клиента………………...
2.2. Требования к организации общения социального работника и клиента….
2.3. Особенности взаимодействия социального работника с различными категориями клиентов……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 57.71 Кб (Скачать документ)

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента…………………………..………………………6

1.1. Подходы к личности клиента в социальной работе..…...………………….6

1.2. Клиент как объект в социальной работе.....……...………….....10

1.3. Взаимодействие специалиста  и клиента в социальной работе .............

 

ГЛАВА II.  Профессионально-этические  принципы во взаимодействии социального  работника и клиента………………………………………….

2.1. Этика взаимодействия  социального работника и клиента………………...

2.2. Требования к организации  общения социального работника  и клиента….

2.3. Особенности взаимодействия  социального работника с различными  категориями клиентов……………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………….

Литература……………………………………………………………………….

 

 

Введение

Состояние социальной помощи и поддержки, развивающиеся в России последние  несколько лет и охватывающей всё большее число регионов, очень  трудно охарактеризовать однозначно.

С одной стороны создаются специализированные службы, развивается сеть социальных учреждений. С другой стороны, трудно ещё говорить об определённости профессионального  статуса специалистов по социальной работе. Многие специалисты по социальной работе, буквально утопая во множестве  проблем, одолевающих их клиентов, ощущают  себя не специалистом с определённым кругом обязанностей, а скорее исполнителем чужой воли, чем-то вроде «скорой  помощи», которые призваны в скором порядке спешить на помощь.

Специалиста по социальной работе необходимо снабдить целостным комплексом научных  представлений о задачах их практической деятельности в работе с клиентом. Такая помощь должна быть направлена всем специалистам по социальной работе, для того чтобы заставить задуматься, переосмыслить методы и формы  оказания помощи клиентам.

Специалисты по социальной работе руководствуются  традиционными взглядами на клиента, как на носителя проблемы, которые  они сами ставят перед специалистом, формируя конкретный запрос. В результате помощь непосредственно связывается  с сознанием людьми своих проблем, их отношения к ним, а значит с  согласием и желанием клиента  работать над их преодолением. В  данном случае клиент рассматривается  как потребитель услуг, имеющий  право самостоятельно принимать  решение о том, что из предлагаемой помощи он хочет получить.

Действие специалиста по выполнению задач взятых на себя, изменяют ситуацию клиента, что связано с разрешением  его конкретной проблемы. Работа протекает  в духе субъективно - объективных  отношений с акцентом на стимулирование и поддержку собственных ресурсов клиента. Данная модель является нормативной. Взаимодействие чётко и строго структурировано, процессы определены и следуют одна за другой. Однако наиболее результативной в современных условиях является другая модель более эффективная при взаимодействии специалиста по социальной работе и клиента.

Принцип данной модели заключается  в том, что ничего нельзя и переделать в жизни клиента, помимо его воли и желания. Специалист по социальной работе должен не просто воздействовать на клиента своими специфическими средствами, а взаимодействовать сотрудничать с ним. Осуществляемое взаимодействие будет являться более разносторонним и широким, чем при нормативной  модели в рамках «проблема - лечение». Ведь цель специалиста заключается  не в том, чтобы, решая ситуацию, клиента, бесстрастно указывать, что и  как делать, как следует поступать.

Взаимодействие  должно строиться  на различных подходах к клиентам, а для этого специалистам необходимо иметь представление о клиентах социальной службы, для оказания им эффективной помощи.

Целью взаимодействия специалиста  по социальной работе и клиента, на мой взгляд, должно быть равноправное сотрудничество, направленное на самопознание клиента, самоуправление своими внешними и внутренними границами, необходимость  их преобразований, а также возможностей их эффективного использования.

Проблемой социального взаимодействия между клиентом и специалистом занимались многие исследователи: Б.Н. Куприянов, М.В. Фирсов, В.И. Холостова, Н.П. Щукина и др.

Б.Н. Куприянов выявил необходимость  актуализации внутренних ресурсов клиента  социальной службы. Сформулировал задачу перед специалистами: поддерживать активную жизненную позицию клиента  социальной службы, содействовать ему  в развитии способностей, социального  опыта самопомощи. Подчеркнул важность одного из принципов в социальной работе: опора специалиста на собственные  силы клиента.

М.В. Фирсов в профессиональном социальном взаимодействии между специалистом и клиентом выделяет специфические  черты, одной из которых является характер отношений между специалистом и клиентом. По мнению М.В. Фирсова  в процессе социальной работы должны использоваться в основном субъект - субъективные отношения, причём помощь должна быть ориентирована, прежде всего, на активизацию потенциала самозащиты клиента и носит лишь вспомогательный  характер.

В.И. Холостова рассматривая, специфику  социального взаимодействия между  специалистом и клиентом выявила, необходимость  активной позиции клиента. Считая недопустимым решение специалистом проблемы самостоятельных  индивидов, нельзя снимать с них  и возлагать на себя ответственность  за последствия их поведения.

Н.П. Щукина занималась исследованием  проблем клиента в деятельности социальных служб. После проведённого исследования она выявила, что в  фокусе внимания специалиста на первом месте стоит не клиент социальной службы, а в лучшем случае направления  в работе, виды услуг. Сотрудники социальных служб в настоящее время ориентированы  на взаимодействие с вышестоящими организациями, а не на работу с клиентом. Специалисты  остаются ориентированными на пассивные  формы работы с клиентом, носящие  мероприятийный характер, на ожидании помощи в решении проблем клиента  от государства.

Объектом исследования: профессиональное взаимодействие социального работника и клиента.

Предметом исследования: особенности и принципы организации взаимодействия социального работника и клиента.

Цель: изучение особенностей взаимодействия социального работника и клиента на основе объектной и субъектной позиции клиента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме  исследования; 

2. Рассмотреть типологию клиентов в социальной работе, подходы к личности клиентов;

3. Раскрыть понятие взаимодействия в социальной работе и определить специфику взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента;

4. выявить особенности и принципы  взаимодействия социального работники  и клиента

 

ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента

    1. Подходы к личности клиента в социальной работе

Различные подходы к психологии личности, разработанные З.Фрейдом, К. Юнгом, К. Роджером, А. Маслоу, Э. Эриксоном  и другими последующими исследователями, нашли отражение в подходах к  феномену клиента социальной работы, определили ту или иную стратегию  взаимоотношений с ними, позволяя сформировать различные интерпретационные  инструментарии к проблемам и  ситуациям клиента. Особое влияние  на подход к категории «клиент» в  теории и практике социальной работы оказали психодинамические и  гуманистические концепции [15, с. 92].

Психодинамический подход базируется на психологии З.Фрейда. Согласно этому подходу отношения, которые складываются между клиентом и специалистом, понимают как отношения между пациентом и врачом. Поэтому в психоаналитических концепциях клиент, нуждающийся в помощи, определяется как пациент. Этот важный психоаналитический принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента, имеют особое значение в психодинамическом подходе к социальной работе, в частности в понимании клиента и его проблем.

Гуманистические подходы  к личности клиента были разработаны  К. Роджером. Его подход к терапии  – (забота, уход, лечение) и к личности клиента строится на ценностях позиции  философии любви. Лечение любовью  представляет сложный процесс, включающий в себя знание личности клиента, понимание  роли терапевта и терапевтических  усилий, необходимых и достаточных  для изменения ситуации клиента. Гуманистический подход К. Роджера оказал влияние в становление методов взаимодействия социальных работников с клиентами. Концепт «нормально функционирующего человека» стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеальному образу клиента и его модели поведения [34, с.308].

Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х. Перлман. Согласно этому подходу, клиентом является любой  человек, нуждающийся в совете и  имеющий нереализованные потребности, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением. Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретённые  или утраченные, - это важные доминанты, влияющие на изменение жизненной  позиции человека и присвоение ему  роли клиента.

Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает определённые модели поведения, которые  отражают его позицию по отношению  к социальному окружению. В связи  с этим Х. Перлман вводит в теорию социальной работы важное понятие –  «индивидуальность клиента». Под «индивидуальностью клиента» понимается выражение его субъектности через характерные личностные реакции. Индивидуальность клиента проявляется через его двигательные реакции, чувства, размышления, речь, модели поведения. Различные «режимы» поведения направлены на достижение целей, сохранение безопасности, соответствия поступков постоянно меняющимся жизненным ситуациям. [38, с.12].

Традиционный подход на цели социальной работы, а также на восприятие человека и его проблем. В практике социальной работы человек рассматривается в аспектах идентичности - различия; похож на всех других людей; похож на многих других; не похож ни на кого другого; безразличен ко всем другим.

Люди, обратившиеся за помощью  по вопросам личной жизни, различных  типов взаимоотношений считаются  клиентами социальной работы, так  как пользуются услугами социальных учреждений.

Системный подход - это динамический подход к проблемам клиента, где  главный акцент делается на процесс  изменения и взаимодействия.

Системный подход позволяет  подойти к проблемам клиентов на основе их общности, и поэтому  объединяются, казалось бы, не объединённые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные  сообщества. Этот подход позволяет  эффективно внедрять ценности и знания социальной работы, преодолевать этическую  определённость и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы [38, с.17].

Клиент социальной работы определяется по его социальной ситуации и его отношению к специалисту  по социальной работе, и к той  позиции, которую занимает клиент во взаимодействии со специалистом.

 

    1. Клиент как объект в социальной работе

Клиент социальной службы является особой категорией, стать  клиентом нелегко. Ведь человеку приходиться  приносить в жертву очень многое: независимость, свободу, самостоятельность, значимые связи, привычки, наклонности, прочно удерживающие его в той  системе отношений, которые представляются ему единственно возможными. Как  утверждает К. Юнг, «каждый из нас  несёт в себе форму жизни, ту неподдающуюся  определению форму, которую невозможно вытеснить другой » [2, с.72]. На роль клиентов легко соглашаются люди только очень  зависимые, недееспособные, с ограниченными  возможностями, а также несостоятельные, которым трудно играть свою собственную  роль. Остальные всячески противятся и тяжело переживают своё вхождение  в этот статус, с одной стороны  испытывая стыд, депрессию и даже стресс, а с другой - пытаясь добиться, чтобы их оставили в покое. Это  свидетельствует о том, что не каждый человек может принять  на себя роль клиента, занимая ту или  иную позицию во взаимодействии с  клиентом.

Очень многие люди осваивают  статус клиента только постепенно. До того, как они принимают решение  стать клиентом, общение с ними относится к разряду затруднённого, ибо неясной остаются сама по себе проблемная ситуация, возможные цели и задачи планируемого взаимодействия. Любое «излечение» (взаимодействие) начинается с того, что сам «больной» (клиент) в какой-то момент признаётся себе, что болен (нуждается в помощи специалиста). И когда это происходит, он хочет, чтобы с ним обращались уважительно, терпимо, доброжелательно, на равных [1, с.47].

Информация о работе Клиент как объект взаимодействия с социальным работником