Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа
Состояние социальной помощи и поддержки, развивающиеся в России последние несколько лет и охватывающей всё большее число регионов, очень трудно охарактеризовать однозначно.
С одной стороны создаются специализированные службы, развивается сеть социальных учреждений. С другой стороны, трудно ещё говорить об определённости профессионального статуса специалистов по социальной работе. Многие специалисты по социальной работе, буквально утопая во множестве проблем, одолевающих их клиентов, ощущают себя не специалистом с определённым кругом обязанностей, а скорее исполн
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента…………………………..………………………6
1.1. Подходы к личности клиента в социальной работе..…...………………….6
1.2. Клиент как объект в социальной работе.....……...………….....10
1.3. Взаимодействие специалиста и клиента в социальной работе .............
ГЛАВА II. Профессионально-этические принципы во взаимодействии социального работника и клиента………………………………………….
2.1. Этика взаимодействия социального работника и клиента………………...
2.2. Требования к организации общения социального работника и клиента….
2.3. Особенности взаимодействия социального работника с различными категориями клиентов……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………
Рассмотрим определения понятия - клиент с точки зрения социальной работы:
Клиент - лицо, пользующееся услугами социальной службы или отдельного специалиста: социального работника, социального педагога, психотерапевта и др. [18, с.29].
Данное определение даёт понять, что клиент это любой субъект, имеющий проблемы, нуждающийся в помощи различных специалистов и ищущий эту помощь. Однако данное определение не даёт чёткой формулировки, какую позицию по отношению к специалисту занимает клиент.
Клиент - социальной службы
- гражданин Российской Федерации, иностранного
государства или лицо без гражданства,
находящееся в трудной
Согласно этому определению
в центре внимания социальных
работников либо лицо, имеющее
проблемы с адаптацией в
Это позволяет сделать вывод, что в социальной работе понятие клиент используется как синонимы понятий «нуждающийся в помощи», «ищущий помощь», «затронутое (причастное) лицо», «адресата», «пользователь», «действующее лицо». Клиент социальной работы определяется по его социальной ситуации и его отношению к специалисту по социальной работе, и к той позиции, которую занимает клиент во взаимодействии со специалистом.
В социальной работе имеются два вида клиентуры: добровольная и обязательная.
Добровольная клиентура основана на свободном волеизъявлении лица, которое имеет социальную проблему и доверяет её решение специалисту. Однако добровольность относится к понятию свободы только в правовом смысле. В другом отношении человек может находиться под реальным давлением, чтобы стать клиентом социальной службы, например, при принудительном лечении.
Обязательная клиентура определяется административным или правовым порядком путём формального правового акта. Отношение между специалистом и клиентом является правовыми отношениями. Например, специалист по социальной работе, назначенный опекуном, осуществляющий патронаж, оказывающий помощь условно осуждённому или осуществляющий надзор за приёмными детьми, является должностным лицом. Клиента и специалиста связывают юридическое, обязательное к исполнению задание. Специалист по социальной работе обязан по форме отчитываться перед инстанцией, осуществляющей надзор. Он не может сам освободить себя от своей должностной обязанности [7, с.71].
Эта категория потенциально нуждающихся, или недобровольные клиенты. Люди, подпадающие под эту категорию, считают, что помощь им не нужна, а потому они не особенно стараются искать её. Твёрдое и окончательное решение о сотрудничестве они тоже принимают с трудом и не сразу.
Неблагоприятно складывающиеся
взаимоотношения кандидатов в клиенты
со службой, и особенно сопротивляющихся,
можно отнести к разряду
Отсюда следует, что важнейшая
задача социальной работы - распознать
и учитывать особенности
Таким образом, можно сделать вывод о том, что согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получить социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствующие параметры жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям получении социальной помощи. Результаты изучения личностных обстоятельств индивида дают основание для реализации права на помощь. Однако осуществление находится в прямой зависимости от непосредственной договорённости между нуждающимися и социальной службой в лице её руководителя [9, с. 68].
В этом случае, человек может
стать клиентом учреждения социального
обслуживания - участником контракта
с данным учреждением, если характер
жизненной проблемы адекватен тому
или иному типу, предусмотренному
российским законодательством, а Закон
«Об основах социального
Когда специалист начинает
работу с такими клиентами, которые,
сами не просят и не хотят ни какой
помощи, их квалифицируют как вынужденных
клиентов. Клиентом им только предстоит
стать, так как они усиленно сопротивляются
любому воздействию. Скорее этих людей
нужно считать объектом социальной
работы. Но, для того чтобы это
произошло, сначала необходимо получить
хотя бы согласие людей на контакты
со службой, а потом - на вступление
с ней переговорный процесс, предполагающий
продуманную тактику
Всё сказанное позволят сделать
вывод, что жизненная ситуация клиента
социальной службы представляет собой
динамическое явление, её трансформация
обусловлена несколькими
При обращении в социальную
службу большое значение имеет, какую
позицию будет занимать клиент социальной
службы, поэтому специалисту нужно
иметь представление о
1) Активная позиция. При
активной позиции клиента, он
преобразует и устраняет
2) Пассивная позиция. Пассивный
тип клиент проявляется в
1.3 Социальное взаимодействие
специалиста по социальной
Проблема взаимодействия
социального работника и
Рост социальных аномалий,
увеличение перечня трудных жизненных
ситуаций, возрастание
Разумеется, основанием
данной типологии являются
Следовательно, в общении и взаимодействии социального работника и клиента учитываются как личностный, эмоциональный, психологический, так и функционально-ролевой тип общения.
Уяснение этой типологии,
или квалификации типов
Социологический анализ социального
взаимодействия работника и клиента
позволяет понять, что в этом процессе,
с одной стороны, происходит обмен
материальными и духовными
Социальное взаимодействие
— это процесс воздействия
социальных работников, клиентов, других
граждан или семей различных
типов, общин, социальных групп друг
на друга в процессе реализации их
социальных интересов и потребностей.
Технология социального взаимодействия
социального работника и
Характер взаимодействия, как правило, зависит от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей системы социальной защиты населения, социально-экономических возможностей государства и местного самоуправления.
Социальный работник
должен обладать не только
современными знаниями из
Социальное взаимодействие строится на основе действующего законодательства; во многом его характер определяется этическими принципами и нормами профессиональной деятельности.
В этой связи трудно
переоценить роль в
Взаимодействие социального
работника и клиента
- каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать;
- каждый человек имеет право на самореализацию;
- привержены принципам социальной справедливости;
- все свои знания и навыки используют для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, для разрешения конфликтов между личностью и социальным окружением;
Информация о работе Клиент как объект взаимодействия с социальным работником