Клиент как объект взаимодействия с социальным работником

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание

Состояние социальной помощи и поддержки, развивающиеся в России последние несколько лет и охватывающей всё большее число регионов, очень трудно охарактеризовать однозначно.
С одной стороны создаются специализированные службы, развивается сеть социальных учреждений. С другой стороны, трудно ещё говорить об определённости профессионального статуса специалистов по социальной работе. Многие специалисты по социальной работе, буквально утопая во множестве проблем, одолевающих их клиентов, ощущают себя не специалистом с определённым кругом обязанностей, а скорее исполн

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента…………………………..………………………6
1.1. Подходы к личности клиента в социальной работе..…...………………….6
1.2. Клиент как объект в социальной работе.....……...………….....10
1.3. Взаимодействие специалиста и клиента в социальной работе .............

ГЛАВА II. Профессионально-этические принципы во взаимодействии социального работника и клиента………………………………………….
2.1. Этика взаимодействия социального работника и клиента………………...
2.2. Требования к организации общения социального работника и клиента….
2.3. Особенности взаимодействия социального работника с различными категориями клиентов……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 57.71 Кб (Скачать документ)

-    Вежливость;

-    Справедливость;

и именно в этой последовательности.

Социальные работники,  работающие с пожилыми подопечными, должны учитывать их возрастные особенности. Многие изменения, происходящие с пожилыми людьми, являются ранними симптомами заболеваний.

Социальный работник должен быть знаком с основами психологии и физиологии пожилого возраста, чтобы  вовремя направить подопечного  на консультацию к соответствующему специалисту. Вместе с тем, социальному  работнику запрещается самому давать рекомендации подопечному на медицинские  темы.

С возрастом происходит акцентуация  личностных черт сдержанные люди в  старости часто становятся замкнутыми, общительные могут стать очень  разговорчивыми, осторожные – подозрительными, экономные – скупыми. Снижается  интерес к новому, готовность изменяться и принимать современные вкусы, взгляды и мнения. Важно терпеливо  и терпимо относиться к возрастным изменениям характера, к консерватизму пожилых людей и не обижать их проявлением неуважения к их вкусам и убеждениям. Профессиональный социальный работник никогда не будет вступать в лишние споры с пожилым подопечным, опровергать его мнение и навязывать свое.

В старости снижается слух, замедляется восприятие и реакция. Поэтому речь социального работника  должна быть четкой, внятной, не слишком  быстрой. Нужно избегать многословия, длинных фраз, сложных выражений. Необходимо убедиться, что подопечный услышал и понял Вас. Пожилой  подопечный легко утомляется от разговора, поэтому важно не “заговорить” его. Он предпочитает говорить сам, вспоминать свое прошлое.

Пожилые люди очень ранимы и тревожны, их часто одолевают  грустные мысли об утратах, болезнях, о тех изменениях, которые произошли  в их статусе, материальном положении, во внешности. Любое  проявление самостоятельности  в обслуживании себя и в повседневных делах должно поощряться, так как  оно дает подопечному ощущение успеха и независимости.

Если человек одинок и  его ничего не ожидает в будущем, он легко впадает в подавленность, апатию, у него может развиться  депрессия. Важно поддержать, утешить, постараться отвлечь пожилого человека от грустных мыслей, подчеркнуть то позитивное, что есть в его жизни. Например, можно

напомнить про интересную передачу по телевизору, об ожидаемом  на следующей неделе приходе старого  товарища, на какое-то радостное событие  в общинной жизни и т.п. Вообще, пожилому человеку очень важно напоминать, что теперь он не одинок, община принимает  на себя ответственность за него, заинтересована в том, чтобы ему было хорошо. То, что происходит в обществе, касается и его, ее развитие и успехи придают  ему гордость и чувство причастности. В идеале подопечному нужно помочь найти себя в каком-то занятии, полезном для общества (например, обзванивать  других подопечных и передавать им какую-либо информацию, вязать и т.п.) или включить его в какую-то группу встреч, кружок или “Теплый дом”. Это дает ему столь необходимый круг общения, придает новый смысл его жизни, укрепляет его самоуважение, физические и душевные силы.[5, c.18]

Все формы и методы взаимодействия социального работника можно  разделить на две группы: работа с проблемой клиента, освобождающегося из мест лишения свободы и работа по поводу этой проблемы с другими  учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов  социального взаимодействия. Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и  навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции  и реабилитации.

Очень важно учитывать  право клиента, освобождающегося из мест лишения свободы на невмешательство  в его частную жизнь, ограничиваясь  только теми сведениями, которые необходимы для достижения цели. В случае терапевтической  или реабилитационной направленности помощи социальный работник должен правильно  понимать природу, причины и развитие проблемы, а также адекватность функционирования клиента в конкретных ситуациях.

В ходе взаимодействия социального  работника и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы необходимо, чтобы клиент встретил понимание  и сочувствие со стороны социального  работника, что, в свою очередь, способствует созданию атмосферы доверия и  открытости в их отношениях. В этом случае клиенты охотно рассказывают о себе и той ситуации, в которой  они оказались. Социальному работнику  необходимо обратить внимание на то, что  в процессе работы с различными людьми и группами людей, демонстрирующими сходные реакции, у него может  сложиться своеобразный стереотип  межличностных отношений, что может  повредить клиенту. Другим аспектом взаимодействия является реакция клиента на социального работника, обычно она может основываться на реалистических оценках, но случается и искаженное восприятие. Анализ этих взаимоотношений должен способствовать выработке правильной оценки.

 В профессиональном  взаимодействии социального работника  и клиента, освобождающегося из  мест лишения свободы, значительное  место должно отводиться решению  задач социальной адаптации и  реабилитации, восстановлению социального  функционирования. Характер взаимодействия  среды и личности определяется  различными факторами, важнейшим  из которых является личностное  начало, способность субъекта к  деятельной самооценке и оценке  объективных условий, социальной  среды. Социальный работник должен  обладать навыками профессионального  воздействия на социально-психологический,  социально-ролевой, социально - организационный  и другие уровни адаптации.

 Социальная реабилитация (восстановление способности человека  к жизнедеятельности в социальной  среде) также относится к наиболее  важным аспектам взаимодействия  социального работника и клиента,  освобождающегося из мест лишения  свободы. Успешность осуществления  социальной реабилитации во многом  зависит от соблюдения социальным  работником ряда принципов: этапности,  комплексности, последовательности, обязательности и добровольности, доступности и др., а также различных  уровней адаптации (медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-ролевой,  социально-психологический и т.д.), каждый из которых должен включать  в себя определенный набор  методов реабилитации.

Основным документом, на основе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является положение, разработанное на основе действующего законодательства и содержащее следующие основные разделы: общие  положения (в этом разделе определяются статус социальной службы, источники  ее финансирования); задачи (выделяются основные задачи, обусловливающие специфику  деятельности службы); основные направления  деятельности; технологии.

Особенности взаимодействия социального работника с представителями  молодёжи

Социальная работа среди  молодежи рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному  становлению личности, обретение  ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни  общества. Вопросами социальной работы с молодёжью занимались Казарян  М.Ю., Ярская В.Н.

Решение возникающих в  молодежной сфере социальных проблем  не может быть реализовано без  организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для  несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа с подростками и молодёжью  организуется целым рядом социальных институтов - образования (профтехобразование, школа, ВУЗ), семьи, МВД, а также учреждениями опеки и попечительства, негосударственными организациями и фондами, социальными  ведомствами. Это всё выступает  совокупностью социальных субъектов, осуществляющих социальное действие, направленное на социальную защиту объекта  социальной работы - клиента (в данном случае молодого человека, подростка). При организации деятельности социальных служб для подростков и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб  и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных психолого-педагогических, медико-социальных, реабилитационных и социально-правовых услуг.

В работе с представителями  молодёжи социальным работникам необходимы знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических  особенностей молодых людей, особенностей образа жизни, формирования жизненных  планов и ценностных ориентаций молодёжи.

Основой и инструментом социальной работы с представителями молодёжи является коммуникация как вид взаимодействия, поскольку взаимоотношения клиентства (между социальным работником и молодым человеком, подростком) будут определяться первично во время обращения за помощью и первого контакта. Важность взаимодействия посредством коммуникации в процессе решения социальных проблем молодого человека требует от специалиста серьезного отношения к его рассказу и выражению собственных мыслей. Различие и несоответствие жизненной ситуации и опыта приводят к возможности разных ошибок. Социальный работник может изъясниться так, что молодой человек не поймет его или поймет неправильно. Точно также специалист может неверно понять какие-то моменты или обойти их вниманием как малозначительные, тогда как для молодого человека они представляются очень важными. Межличностная коммуникация в данном случае требует понимания источников ошибок и точности восприятия и передачи информации.

В социальной работе с молодёжью  необходимо помнить, что в процессе общения молодой человек раскрывает социальному работнику свои чувства  и тайны и, возможно, делится с  ним своим прошлым. Взаимное доверие  здесь непременное условие. Для  формирования доверительного коммуникационного  общения социальный работник должен показать, что он уважает молодого человека и поддерживает его в  возникшей трудной ситуации. Одобрение  и доброжелательность можно продемонстрировать разными способами. С помощью  зрительного контакта, положительного реагирования и эмпатии (умения почувствовать  другого человека) социальный работник покажет, что он принимает молодого человека таким, какой он есть. Непринужденное общение и позитивность специалиста  придадут уверенность молодому человеку и покажут, что специалист слушает  и слышит его.

Коммуникация между социальным работником и молодым человеком  может улучшиться благодаря внимательному  выслушиванию и передаче информации, а также пониманию специфики  коммуникационной ситуации. Важно осознавать такие моменты как: различие жизненной  ситуации социального работника и оказавшегося перед ним молодого человека; отличие опыта социального работника или специфику общего опыта; факторы, мешающие общению, например, шум, посторонние люди и создаваемые ими помехи, а также эмоциональное состояние социального работника и молодого человека в общении, усталость и другие аналогичные факторы, эмоциональные чувства и взаимоотношения представителя молодёжи и социального работника. Важно помнить о том, что условием успешного взаимодействия и сотрудничества социального работника и молодого человека является коммуникация, не обремененная никакими помехами.

При взаимодействии с молодым  человеком социальный работник имеет  дело и с невербальной формой общения. Жесты и мимика молодого человека предоставляют социальному работнику  много информации. Через них специалист может узнать о психическом и  эмоциональном состоянии молодого человека, поэтому, контактируя с  подростком социальный работник должен быть предельно внимательным. Символическую  информацию могут нести поведение, причёска, одежда молодого человека, его  микросреда и жилье. Невербальная и  символическая коммуникация может  усиливать смысловое содержание рассказа молодого человека, обогащать  его такими нюансами, которые он не желает или не умеет облекать в слова. Упомянутые коммуникативные  формы могут раскрыть то, о чём  молодой человек хотел бы умолчать или излагает неточно. Невербальная и символическая коммуникация помогает социальному работнику контролировать и регулировать процесс взаимодействия с представителем молодёжи и улавливать важные моменты в рассказах молодых  людей. Невербальная коммуникация помогает также в уточнении ситуации и  в контекстуальном понимании  проблемы.

Итак, во взаимодействии социального  работника с молодым человеком (подростком) можно выделить ряд  особенностей: молодой человек нуждается  в сохранении или восстановлении чувства собственной полноценности, самоутверждения, в реализации сильнейшей потребности в регулярных контактах, беседах, также молодой человек нуждается в правильной оценке его потребностей и желаний и проявлении эмпатии со стороны социального работника, причем речь идет не о простом сочувствии и сопереживании, а скорее даже вживании в его ситуацию. Наконец, он надеется на близкое содействие социального работника его проблемам, умение решать их шаг за шагом, действуя в команде с социальным работником. Социальный работник должен понимать и осознавать, что молодым людям нужна не тотальная опека, а поддержка их самостоятельности, творческой жизненной стратегии, несмотря на то, что молодёжная субкультура часто оказывается в оппозиции к социальному прототипу, доминантной культуре, стандартным нормам, общественному мнению взрослых, традиции ведомой силы.

Выявленные особенности  взаимодействия социального работника  с представителями молодёжи доказывают актуальность знания социальным работником особенностей языка и символов различных  молодёжных субкультур.

 

Заключение

Человек может стать клиентом социальной службы, если характер жизненной проблемы адекватен тому или иному типу предусмотренному российским законодательством. Клиент социальной службы определяется по его социальной ситуации, его отношению к специалисту по социальной работе, и к той позиции, которую он занимает при взаимодействии со специалистом.

Информация о работе Клиент как объект взаимодействия с социальным работником