Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа
Состояние социальной помощи и поддержки, развивающиеся в России последние несколько лет и охватывающей всё большее число регионов, очень трудно охарактеризовать однозначно.
С одной стороны создаются специализированные службы, развивается сеть социальных учреждений. С другой стороны, трудно ещё говорить об определённости профессионального статуса специалистов по социальной работе. Многие специалисты по социальной работе, буквально утопая во множестве проблем, одолевающих их клиентов, ощущают себя не специалистом с определённым кругом обязанностей, а скорее исполн
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента…………………………..………………………6
1.1. Подходы к личности клиента в социальной работе..…...………………….6
1.2. Клиент как объект в социальной работе.....……...………….....10
1.3. Взаимодействие специалиста и клиента в социальной работе .............
ГЛАВА II. Профессионально-этические принципы во взаимодействии социального работника и клиента………………………………………….
2.1. Этика взаимодействия социального работника и клиента………………...
2.2. Требования к организации общения социального работника и клиента….
2.3. Особенности взаимодействия социального работника с различными категориями клиентов……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………
В практике социальной работы
индивидуальное проблемное поле клиентов
обусловлено различными факторами.
Их многообразие не позволяет дать
исчерпывающую типизацию и
Очень важно, какую позицию будет занимать клиент при обращении в социальную службу, поэтому специалисту необходимо иметь представления о различных видах клиентов и как та или иная позиция влияет на характер взаимодействия.
Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами и субъектами социальной работы. Основные формы взаимодействия, по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие. Это позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Отношения, которые складываются между специалистом по социальной работе и клиентом в процессе их совместной деятельности, и особенности взаимодействия раскрываются в субъектно-субъектной, субъектно-объектной и объектно-субъектной моделях взаимодействия. Различные сочетания этих моделей дают определенные типы взаимодействия.
Модели взаимодействия зависит от того, какую позицию во взаимоотношениях занимают специалист по социальной работе и клиент. Позиция специалиста - «друга-консультанта» является условием развития потенциала объединения.
Большинство специалистов по социальной работе и клиентов считают, что экспертом при решении проблем должен выступать не сам клиент, а специалист, что указывает на активную позицию специалиста.
Социальные работники встречаются с трудными ситуациями самого разного плана. Чаще всего —бывшими осужденными, пожилыми людьми, представителями молодежи. При этом в ситуацию общения включается широкий спектр эмоциональных состояний клиентов.
Бывшие осужденные склонны к переживанию состояния ожидания, надежды или безнадежности, тоски, скуки и апатии, фрустрации, отчаяния.
Пожилые люди живут в состоянии страха, подавленности, социальной неуверенности, одиночества, чувства собственной ущербности, отверженности и бесполезности.
Основной ряд эмоциональных состояний клиентов, с которыми взаимодействует социальный работник в своей профессиональной деятельности: разочарование, отчаяние, апатия, фрустрация, страх, подавленность, тревога, одиночество, безнадежность. Работа с этими состояниями требует особых психологических знаний и навыков, определенных личностных качеств специалиста.
Литература
1. Алексеева Л.С., Меновщиков
В.Ю. Социальный патронат
социального обслуживания. - М., 2000.- 160с.
2. Алексеева Л.С. Методики
адресного социального
3. Витек К. Проблемы семейного благополучия.- М., 1988.-503с.
4. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2002. - 510с.
5. Животовская А. Беседа с подопечным.- СПб., 2007.- 76с. (в 18 стр)
6. Зарубежный опыт социальной работы / Под ред. Гесляковой Л.Г., Попковой М.И. - Барнаул-Шумановка, 2000.- 336с.
7. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. - Ростов н/Д., 2001.- 217с.
8. Корнеев П.В. Жизненный опыт личности.- М., 1987.- 302с.
9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. -СПб., 2002.- 673с.
10. Курбатов В.И. Социальная работа для студентов вузов. - Ростов-н/Д., 2004.- 505с.
11. Лексикон социальной работы/ Под ред. Кибардина С.М., Михайлова С.И., Чернышева О.М.- Изд.2-е; испр. и доп.- Вологда, 2001.- 145с.
12. Менеджмент социальной работы/ Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. -М., 1999.-306с.
13. Основы социальной работы / Под ред. Басова Н.Ф.-М., 2004.-308с.
14. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок.- М., 1997.- 412с.
15. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон РФ// Российская газета.- 1995. - 2 авг.-С.25-26.
16. Попов А. Эффективность социальной работы. Общий взгляд// Российский журнал социальной работы.- 1997. - №1.-С.12-25.
17. Сборник нормативных актов по вопросам социальной защиты населения, семьи и детства.- М., 1993.-704с.
18. Словарь по социальной педагогике/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев-М., 2002.-219с.
19. Словарь соц.педагога и социального работника/ Под ред. И.И.Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко.- Минск, 2003.-290с.
20. Социальная работа: Словарь- справочник/ Под ред. В.И.Филоненко, Сост.: Е.П. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович, А.О. Бухановский и др.-М., 1998.-260с.
21. Социальная работа: теория и практика /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н. проф. А.С.Сорвина.- М., 2002.- 275с.
22. Теория и практика социальной работы/Отв. ред. А.М. Панов и Е.И. Холостова.- М., 1997.- 356с.
23. Теория социальной работы/Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М., 1998.-290с.
24. Технологии социальной работы/Под общ. ред. проф. Холостовой Е.И.-М., 2002.- 306с.
25. Филатова Е.В., Морозова Н.И. Эффективность организации социальной работы глазами клиента // Психология зрелости и старения, -2003.-№1(21).- С.5-19.
26. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.- М., 2000.- 432с.
27. Cайт http://soc-work.ru/
Информация о работе Клиент как объект взаимодействия с социальным работником