Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:08, курс лекций

Описание

В целях реализации гарантированных Конституцией РФ социальных права и свобод в Российском государстве функционирует целая система социальных организаций. Деятельность работников этих организаций с необходимостью предполагает неуклонное исполнение требований законодательства связанных с выполнением государственной политики в сфере социального развития.
Защита социальных интересов населения требует от работников этой системы не только узкоспециализированных знаний в области социального законодательства, но и с необходимостью предполагает изучение основ всей правовой системы Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..…….4

Тема 1: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ …………….…5
Понятие и признаки государства и права. Теории их возникновений………………5
Форма, функции и механизм государства……………………………………………..8
Государственная власть и правовое государство……………………………………..9
Понятие и виды источников права……………………………………………………10
Система права и его виды……………………………………………………………...11
Понятие и структура правовой нормы………………………………………………...13

Тема 2: ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ УЧАСТНИКИ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………………………………..15
Определение правоотношения. Ее структура………………………………………….15
Юридические факты и их виды…………………………………………………………17
Понятие и виды правонарушения……………………………………………………….18
Юридическая ответственность: понятие и виды……………………………………….22

Тема 3: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО …………………………….…………….………....26
Конституционное право Российской Федерации, его источники…………………….26
Система отрасли конституционного права……………………………………………..27

Тема 4: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО……………………………………………………………....34
Понятие, предмет и система гражданского права……………………………………...34
Гражданское правоотношение. …………………………………………………………35
Представительство в гражданском праве………………………………………………37
Исковая давность…………………………………………………………………………38
Граждане и юридические лица как участники гражданских правоотношений………38
Право собственности и другие вещные права…………………………………………..42
Обязательственное право…………………………………………………………………45
Наследственное право. Порядок наследования по закону и по завещанию…………..45
Семейное право……………………………………………………………………………47

Тема 6: УГОЛОВНОЕ ПРАВО …………...……………………..………………………………49
Понятие, задачи и принципы уголовного права…………………………………………49
Уголовная ответственность и состав преступления…………………………………….50
Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении………………………..53
Обстоятельства, исключающие преступность деяния…………………………………..54
Уголовное наказание и его виды…………………………………………………………56

Тема 7: ТРУДОВОЕ ПРАВО……………………………………………………………………...58
Трудовое право Российской Федерации…………………………………………………58
Понятие трудового договора. Порядок его заключения и расторжения………………60
Рабочее время и время отдыха……………………………………………………………68
Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение……………………………..71

Тема 8: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО………………………………………………………74
Понятие и источники административного права………………………………………..74
Система и метод административного права……………………………………………..75
Содержание административно-правовых норм, их виды……………………………76
Понятие и виды административного принуждения………………………………….78
Ответственность и наказание в административном праве…………………………..79

Тема 9: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО………………………………………………………….83
Понятие и источники экологического права…………………………………………83
Система экологического права России……………………………………………….84
Качество окружающей природной среды……………………………………………..85
Эколого-правовая ответственность……………………………………………………87

Тема 10: ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, СЛУЖЕБНОЙ, КОММЕРЧЕСКОЙ, БАНКОВСКОЙ И НОТАРИАЛЬНОЙ ТАЙН…………………………89
Государственная тайна. Доступ к государственной тайне…………………………...89
Служебная и коммерческая тайны……………………………………………………..90

Тема 11: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ………………………………………………..93
Сущность социальной деятельности…………………………………………………...93
Социальное право. Источники социального права…………………………………...93
Право социального обеспечения, его принципы………………………………………95

Работа состоит из  1 файл

Kurs_lektsy_po_pravovedeniyu.doc

— 593.00 Кб (Скачать документ)

До истечении  года дисциплинарное взыскание может  быть снято применившим его органом  или должностным лицом по собственной  инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

 Дисциплинарное  взыскание может быть обжаловано  работником в государственные  инспекции труда или органы  по рассмотрению индивидуальных  трудовых споров (комиссию по трудовым спорам и суд).

Орган, рассматривающий  спор, может отменить дисциплинарное взыскание, если сочтет, что оно не соответствует тяжести совершенного проступка, однако заменить это взыскание  более мягким не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8: Административное право.

 

  1. Понятие и источники административного права.
  2. Система и метод административного права.
  3. Содержание административно-правовых норм, их виды.
  4. Понятие и виды административного принуждения. 
  5. Ответственность и  наказание в административном праве.

 

  1. Понятие и источники административного права.

Административное  право – комплексная отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления, и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.

Административное право  призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

Кроме того, административное право теперь все в большей  мере призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью  и государством, между гражданином  и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

Субъект административного  права – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. К субъектам административного права относятся:

а) органы исполнительной власти (государственного управления);

б) должностные лица органов  государственной власти и местного самоуправления;

в) индивидуальные субъекты, административного права – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;

г) коллективные субъекты – предприятия, учреждении, иные коммерческие и некоммерческие организации;

д) органы местного самоуправления.

 

Субъекты административного  права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:

  1. административно-правовая норма, предусматривающая права или/и обязанности субъекта;
  2. административная правоспособность и дееспособность субъекта;
  3. основание возникновения, изменение и прекращения правоотношения (юридический факт).

 

Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ, административное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Основными источниками административного права в РФ являются: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ,  Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г., федеральные законы, устанавливающие статус и компетенцию органов государственной власти, Указы Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», «О Государственном совете РФ» и др.; Постановления Правительства РФ и нормативные постановления правительств субъектов РФ: нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями и др.

 

  1. Система и метод административного права.

Система административно-правовых норм включает две части: Общую и  Особенную.

Общая часть административного права объединяет нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан и их объединений; административно-правовой статус субъектов исполнительной власти; методы реализации исполнительной власти; правовые формы управления; государственно-служебные отношения; административное принуждение и особенно – административную ответственность; контроль и надзор.

Особенная часть регулирует управленческие отношения в той или иной сфере управления. Эта группа норм отражает специфику управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

Административно-правовые нормы исходят от государства. Это не просто правила поведения, а властные предписания. При своем воздействии на поведение людей (общественные отношения) она, как правило, на одного субъекта возлагает юридические обязанности (н-р, на водителя автомототранспорта), другому субъекту предоставляет права (инспектору ГИБДД, осуществляющему наблюдение за движением транспорта).

Метод административного права, характеризующий способ регулирующего воздействия на общественные отношения, можно определить как метод «власти и подчинения», приказа и исполнения, команды и выполнения, т.е. построены по вертикали. Данный метод административного права является приоритетным, преобладающим, но не единственным.

В административном праве  существует немало ситуаций, когда  необходимо регулировать возникающие так называемые горизонтальные общественные отношения, стороны которых находятся на одном иерархическом уровне (н-р, два министерства – МПС и МВД). Здесь отсутствует подчиненность, юридический статус характеризуется полным равенством и ни о каком одностороннем властвовании не может быть и речи.

Вот тогда и возникает  потребность в иных методах административно-правового  регулирования, в качестве которых  выступают взаимодействие, согласование, координация, соглашение, административный договор и др.

Существует значительное разнообразие административных правоотношений.

Первоначально можно  выделить следующие две группы административно-правовых отношений: внешние (возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам) и внутриорганизационные (возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления) административно-правовые отношения.

В зависимости от целей  деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными.

По юридическому характеру взаимодействия их участников выделяют вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные администартивно-правовые отношения – это властеотношения, в которых реализуется непосредственное управляющее воздействие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.

Горизонтальными административно-правовыми  отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и  юридически равноправны.

 

  1. Содержание административно-правовых норм, их виды. 

Нормы административного  права в РФ определяют порядок создания реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию исполнительных органов местного самоуправления, и порядок их взаимодействия с органами государственной власти.

Нормы административного  права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов. Регулируют государственную службу, причем не только в органах исполнительной власти, но и во всех государственных и муниципальных органах.

Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, устанавливают виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

Административное право  не регулирует внутреннее управление в частных фирмах, ассоциациях, концернах и т.д. Их высшие органы сами устанавливают свои системы управления, свои порядки, которые однако не должны противоречить законодательству.

Нормы административного  права можно разделить на материальные –

закрепляющие комплекс обязанностей и прав, а также ответственность  участников регулируемых административным правом управленческих отношений. Н-р, статьи многочисленных Положений о  различных министерствах и других субъектах государственного управления;

процессуальные –   регламентирующие динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Их назначение сводиться к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

 В административном  праве нет единого универсального  процесса, наблюдается множество  его разновидностей, что предопределяется  и многообразием общественных  отношений, регулируемых материальным административным правом. Н-р, одна процедура установлена применительно к решению вопросов о предоставлении жилой площади, другая – к выдаче разрешений на приобретение охотничьих ружей, третья – к разрешению вопроса о приеме в вузы, четвертая – к решению дел об административных проступках. В то же время эти и другие процессы имеют общие черты.

В зависимости от их конкретного  юридического содержания выделяют следующие  виды административно-правовых норм:

1) обязывающие, т.е  предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия;

2)   запрещающие,  т.е. предусматривающие запрет  на совершение тех или иных  действий в условиях определяемых  данной номой;

3)  уполномочивающие, или дозволительные (диспозитивные)  нормы, т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению;

4) стимулирующие (поощрительные)  нормы, обеспечивающие с помощью  соответствующих средств материального  или морального воздействия должное  поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений;

5) рекомендательные нормы  – их природа отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило,  не имеют юридически-обязательного  характера. Поэтому они чаще  всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

 

 

4. Понятие и  виды административного принуждения. 

Административное  принуждение означает организационное, физическое и психологическое воздействие органов государственного управления на определенных лиц с целью заставить их силой соблюдать предписанные законом действия, а в случае совершения правонарушений налагать на них административные взыскания.

Административное принуждение  – это особый вид государственного принуждения. Будучи монополией государства, оно осуществляется только государственными органами. Круг их определяется законом. Н-р, директор СШ не располагает полномочиями осуществлять административное принуждение в отношении несовершеннолетних правонарушителей, а работники милиции располагают.

Административное принуждение  – не бесконтрольное насилие, а основанная на законе и обусловленная им деятельность органов государственного управления, направленная на охрану общественного  порядка, безопасности граждан, их прав и интересов.

 

Законодательство выделяет 4 вида административного принуждения:

    1. административно-предупредительные меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений при несчастных случаях, стихийных бедствиях. Чаще всего они используются для предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан. Это такие ситуации, когда правонарушение или преступление отсутствует, но может наступить.

Административно-предупредительные  меры разнообразны: прекращение движения транспорта и пешеходов, при возникновении  угрозы безопасности, движения (н-р, обрыв электропроводов); таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переходе через государственную границу в целях предупреждения контрабанды; изъятие санитарными органами зараженных продуктов питания и т.д.

Информация о работе Лекции по "Социологии"