Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:08, курс лекций

Описание

В целях реализации гарантированных Конституцией РФ социальных права и свобод в Российском государстве функционирует целая система социальных организаций. Деятельность работников этих организаций с необходимостью предполагает неуклонное исполнение требований законодательства связанных с выполнением государственной политики в сфере социального развития.
Защита социальных интересов населения требует от работников этой системы не только узкоспециализированных знаний в области социального законодательства, но и с необходимостью предполагает изучение основ всей правовой системы Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..…….4

Тема 1: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ …………….…5
Понятие и признаки государства и права. Теории их возникновений………………5
Форма, функции и механизм государства……………………………………………..8
Государственная власть и правовое государство……………………………………..9
Понятие и виды источников права……………………………………………………10
Система права и его виды……………………………………………………………...11
Понятие и структура правовой нормы………………………………………………...13

Тема 2: ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ УЧАСТНИКИ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………………………………..15
Определение правоотношения. Ее структура………………………………………….15
Юридические факты и их виды…………………………………………………………17
Понятие и виды правонарушения……………………………………………………….18
Юридическая ответственность: понятие и виды……………………………………….22

Тема 3: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО …………………………….…………….………....26
Конституционное право Российской Федерации, его источники…………………….26
Система отрасли конституционного права……………………………………………..27

Тема 4: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО……………………………………………………………....34
Понятие, предмет и система гражданского права……………………………………...34
Гражданское правоотношение. …………………………………………………………35
Представительство в гражданском праве………………………………………………37
Исковая давность…………………………………………………………………………38
Граждане и юридические лица как участники гражданских правоотношений………38
Право собственности и другие вещные права…………………………………………..42
Обязательственное право…………………………………………………………………45
Наследственное право. Порядок наследования по закону и по завещанию…………..45
Семейное право……………………………………………………………………………47

Тема 6: УГОЛОВНОЕ ПРАВО …………...……………………..………………………………49
Понятие, задачи и принципы уголовного права…………………………………………49
Уголовная ответственность и состав преступления…………………………………….50
Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении………………………..53
Обстоятельства, исключающие преступность деяния…………………………………..54
Уголовное наказание и его виды…………………………………………………………56

Тема 7: ТРУДОВОЕ ПРАВО……………………………………………………………………...58
Трудовое право Российской Федерации…………………………………………………58
Понятие трудового договора. Порядок его заключения и расторжения………………60
Рабочее время и время отдыха……………………………………………………………68
Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение……………………………..71

Тема 8: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО………………………………………………………74
Понятие и источники административного права………………………………………..74
Система и метод административного права……………………………………………..75
Содержание административно-правовых норм, их виды……………………………76
Понятие и виды административного принуждения………………………………….78
Ответственность и наказание в административном праве…………………………..79

Тема 9: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО………………………………………………………….83
Понятие и источники экологического права…………………………………………83
Система экологического права России……………………………………………….84
Качество окружающей природной среды……………………………………………..85
Эколого-правовая ответственность……………………………………………………87

Тема 10: ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, СЛУЖЕБНОЙ, КОММЕРЧЕСКОЙ, БАНКОВСКОЙ И НОТАРИАЛЬНОЙ ТАЙН…………………………89
Государственная тайна. Доступ к государственной тайне…………………………...89
Служебная и коммерческая тайны……………………………………………………..90

Тема 11: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ………………………………………………..93
Сущность социальной деятельности…………………………………………………...93
Социальное право. Источники социального права…………………………………...93
Право социального обеспечения, его принципы………………………………………95

Работа состоит из  1 файл

Kurs_lektsy_po_pravovedeniyu.doc

— 593.00 Кб (Скачать документ)

 

    1. меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить, т.е. пресечь, противоправные действия и предотвратить их вредные последствия. Иначе говоря, меры административного пресечения применяются для того, чтобы противоправное деяние (н-р, курение возле бензоколонки) не перешло в преступление.

Система мер пресечения чрезвычайно многообразна. В нее  входят: краткосрочное задержание органами милиции гражданина для составления  протокола о правонарушении; запрещение эксплуатации предприятия в случае нарушения техники безопасности; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих и т.п.

 

    1. административно-восстановительные меры применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, возмещения причиненного ущерба.

К ним относятся: снос самовольно возведенных строений и  сооружений, административное выселение  лиц из самовольно занятых жилых  помещений, и т.д.

4) меры административной ответственности, применение    которых выражается в наложении административных (наказаний) на лиц, совершивших административные правонарушения.

 

5. Ответственность  и наказание в административном  праве.

Административная  ответственность – это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных законом административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Основанием для возникновения  административной ответственности  служит совершение лицом административного  правонарушения.

Административным  правонарушением (проступком) признается посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение отличается от уголовного преступления  меньшей степенью общественной опасности.

Привлечение к административной ответственности состоит в применении к субъектам, совершившим административное правонарушение, административных наказаний.

Законодательством установлены  следующие виды административных наказаний:

      1. Предупреждение – применяется за совершение незначительных административных нарушений и по отношению к лицам, хорошо зарекомендовавшим себя на работе и в быту. Данное взыскание налагается путем вынесения письменного постановления компетентным государственным органом или в иной установленной законодательством форме. Устное предупреждение не считается мерой административной ответственности (это мера чисто морального характера), выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
      2. Штраф – денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая может быть установлена или в рублях, или в кратном по отношению к минимальному размеру оплаты труда размере (второе установлено с учетом инфляции). Штраф – наиболее типичная мера административного взыскания.
      3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Состоит в его принудительном изъятии, реализации и последующей передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом соответствующих расходов по реализации изъятого предмета (н-р, нарушение правил перевозки огнестрельного оружия гражданами имеющими разрешение органов милиции на хранение оружия, может повлечь за собой такую меру воздействия).
      4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера административной ответственности – это принудительное безвозмездное отчуждение непосредственно в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершения административного проступка. Конфискация назначается только  судьей.
      5. Лишение специального права, предоставленного конкретному гражданину (права управления транспортными средствами) применяется на срок от 1 месяца до 2 лет за грубое (н-р, управление а/м в состоянии опьянения) или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
      6. Административный арест предусматривается в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений (н-р, мелкое хулиганство) на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима Чрезвычайного Положения или режима  в зоне проведения контртеррористических  операций до 30 суток. Арест накладывается судом. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, моложе 18 лет, к инвалидам 1 и 2 групп.
      7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, заключается в принудительном и контролируемом перемещении их через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях предусмотренных законодательством РФ – в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ.
      8. Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация назначается  судьей на срок от 6 месяцев до 3-х  лет.

Административное взыскание  может быть наложено не позднее 2-х  месяцев со дня совершения правонарушения, а при его длящемся характере  – двух месяцев со дня его обнаружения. По некоторым проступкам (н-р, нарушение антимонопольного законодательства о рекламе, финансирование терроризма, о внутренних морских водах и т.д.) по истечении 1 года со дня совершения правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено  административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному  наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления  о назначении административного наказания.

Административная ответственность  применяется независимо от наступления  вредных последствий совершенного правонарушения.

Применение мер административного  наказания не влечет судимости и, как правило, не является основанием для увольнения с работы.

Субъектами административной ответственности могут быть:

а) граждане, достигшие 16 летнего возраста;

б) должностные лица (т.е. руководители, полномочные принимать  юридически властные решения), подлежащие административной ответственности  за ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей.

в) предусматривается  административная ответственность  юридических лиц.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются  в пределах своей компетенции  и полномочия органами государственного управления (должностными лицами) в отношении граждан и организаций не подчиненных им по службе.

К этим органам относятся:

1) судьи (мировые судьи);

2) комиссии по делам  несовершеннолетних и защите  их прав; административные комиссии;

3) различные органы  надзора и инспекции (н-р, органы пожарного надзора, Госавтоинспекция и т.д.)

  

Отнесение части дел  об административных правонарушениях  к подведомственности внесудебных  органов административной юрисдикции не означает снижения уровня гарантий прав лиц, привлекаемых к ответственности. Лицам, привлекаемым к административной ответственности по решению внесудебных органов, предоставлены дополнительные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Дополнительно к общему судебному порядку обжалования возможна подача жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. При этом решение вышестоящего органа, должностного лица не является препятствием для обращения в суд. В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его, а в случае, если жалоба подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.

Установлен десятидневный  срок для обжалования постановления  по делу об административном правонарушении.  Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам - срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

 

Тема 9: Экологическое  право.

 

    1. Понятие и источники  экологического права.
    2. Система экологического права  России.
    3. Качество окружающей природной среды
    4. Эколого-правовая ответственность.

 

    1. Понятие и источники экологического права.

Основное назначение экологического права - обеспечение  конституционного права граждан  на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным санитарно - эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 148 млн. российских граждан 109 млн. проживают в неблагоприятных экологических условиях.

 Современное экологическое право России - динамично развивающаяся отрасль правовой системы, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны, оздоровлении, улучшении окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

Выделение экологического права в самостоятельную отрасль  в РФ произошло относительно недавно  – в конце 80-х начале 90-х г.г. ХХ в. и находиться в стадии становления  и развития.

 

Основными источниками экологического права  являются:

Конституция РФ;

Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, КоАП, Лесной кодекс РФ;

Законы РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г.,  «О животном мире» от 24.04.95 г., «О континентальном  шельфе РФ» от 30.11.95 г., «О мелиорации земель» от 10.01.96 г., «О недрах» от 21.02.92 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95 г., «Об экологической экспертизе» от 23.11. 95 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г., «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.06.98 г.

Экологические отношения  регулируются не только законами, но и  актами другой, меньшей силы - указами  Президента РФ, постановлениями Правительства, ведомственными и другими актами.

В систему экологического законодательства постепенно входит законодательство субъектов РФ, которое в области охраны окружающей среды развивается весьма активно. С его помощью устраняются пробелы федерального законодательства, регулируются нерешенные вопросы, детализируется порядок применения правовых актов.

 

    1. Система экологического права России.

Система экологического права состоит из общей (природоохранной),  особенной  (природоресурсной),  и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права.

 Таковыми являются  предмет и метод в экологическом  праве, его источники, экологические  правоотношения, право собственности  на природные ресурсы, право  природопользования, государственное  регулирование природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экологический механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Субъектами  экологических правоотношений, т.е. его участниками являются граждане, юридические лица, государство и его органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают в большинстве случаев как потребители природных ресурсов, что конечно не исключает их активного участия в охране этих ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование использования и охраны окружающей природной среды.

Объекты экологических  правоотношений подразделяются в юридической литературе на три категории:

интегрированные - окружающая природная среда в целом;

дифференцированные – отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);

особо охраняемые – государственные природные заповедники, национальные природные парки, природные заказники, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

К общей части относятся также такие институты экологического права, как экологический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, экологический контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права охватывает нормы права, посвященные рациональному использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Ведущее место  среди природных ресурсов, несомненно, занимает земля. Земля понимается как "твердь земная", поверхность, почвенный  покров. В сельском хозяйстве он является основным и незаменимым средством производства, поэтому здесь плодородие почв выступает как первостепенный объект охраны. Остальные земли являются пространственным операционным базисом для размещения объектов промышленности, транспорта, населенных пунктов. Плодородие здесь не имеет значения. Охрана таких земель заключается в борьбе с засорением, захламлением, заражением, нерациональным использованием. Понятие и состав земель даются в Земельном кодексе.

Специальная часть экологического права включает право окружающей природной среды в зарубежных странах и международное право окружающей среды.

Многие проблемы охраны окружающей природной среды не могут  быть успешно разрешены в границах одного государства, в том числе  и такого обширного по территории, как наша страна, а также  существует необходимость ознакомления и использования всего мирового опыта охраны окружающей природной среды. Осознание необходимости согласованных  действий всего мирового сообщества в области охраны окружающей природной среды, их успешное решение – непременное условие существования и развития нашей цивилизации.

 

3. Качество  окружающей природной среды (ОПС)

В самом общем виде качеством окружающей природной среды считается такое состояние экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии между природой и человеком и воспроизводит жизнь.

Качественность природной  среды сохраняется при наличии  научно обоснованных нормативов воздействия  на природу и ухудшается при несоблюдении таких нормативов. Это может выразиться, во-первых, в том, что уменьшается количество кислорода, увеличивается содержание углекислого газа и других вредных соединений в атмосферном воздухе; во-вторых, в ухудшении качества водоемов (убывает кислород, копятся химические и иные загрязнители, гибнут обитатели водоемов), что в свою очередь приводит к вредному воздействию на леса, воды, животный мир, здоровье людей; в-третьих, неразумные вырубки лесов ведут к уменьшению кислорода, усыханию водоемов, развитию водной и ветровой эрозии земель; в-четвертых, безудержное извлечение из недр огромного количества нефти, газа, угля и последующее их сжигание ведет к загрязнению атмосферы и водоемов, потеплению климата, таянию снегов и льдов, повышению уровня вод и т.д. Все в природе взаимосвязано: вредное воздействие на один объект приводит к ухудшению другого.

Информация о работе Лекции по "Социологии"