Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:08, курс лекций

Описание

В целях реализации гарантированных Конституцией РФ социальных права и свобод в Российском государстве функционирует целая система социальных организаций. Деятельность работников этих организаций с необходимостью предполагает неуклонное исполнение требований законодательства связанных с выполнением государственной политики в сфере социального развития.
Защита социальных интересов населения требует от работников этой системы не только узкоспециализированных знаний в области социального законодательства, но и с необходимостью предполагает изучение основ всей правовой системы Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..…….4

Тема 1: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ …………….…5
Понятие и признаки государства и права. Теории их возникновений………………5
Форма, функции и механизм государства……………………………………………..8
Государственная власть и правовое государство……………………………………..9
Понятие и виды источников права……………………………………………………10
Система права и его виды……………………………………………………………...11
Понятие и структура правовой нормы………………………………………………...13

Тема 2: ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ УЧАСТНИКИ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………………………………..15
Определение правоотношения. Ее структура………………………………………….15
Юридические факты и их виды…………………………………………………………17
Понятие и виды правонарушения……………………………………………………….18
Юридическая ответственность: понятие и виды……………………………………….22

Тема 3: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО …………………………….…………….………....26
Конституционное право Российской Федерации, его источники…………………….26
Система отрасли конституционного права……………………………………………..27

Тема 4: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО……………………………………………………………....34
Понятие, предмет и система гражданского права……………………………………...34
Гражданское правоотношение. …………………………………………………………35
Представительство в гражданском праве………………………………………………37
Исковая давность…………………………………………………………………………38
Граждане и юридические лица как участники гражданских правоотношений………38
Право собственности и другие вещные права…………………………………………..42
Обязательственное право…………………………………………………………………45
Наследственное право. Порядок наследования по закону и по завещанию…………..45
Семейное право……………………………………………………………………………47

Тема 6: УГОЛОВНОЕ ПРАВО …………...……………………..………………………………49
Понятие, задачи и принципы уголовного права…………………………………………49
Уголовная ответственность и состав преступления…………………………………….50
Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении………………………..53
Обстоятельства, исключающие преступность деяния…………………………………..54
Уголовное наказание и его виды…………………………………………………………56

Тема 7: ТРУДОВОЕ ПРАВО……………………………………………………………………...58
Трудовое право Российской Федерации…………………………………………………58
Понятие трудового договора. Порядок его заключения и расторжения………………60
Рабочее время и время отдыха……………………………………………………………68
Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение……………………………..71

Тема 8: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО………………………………………………………74
Понятие и источники административного права………………………………………..74
Система и метод административного права……………………………………………..75
Содержание административно-правовых норм, их виды……………………………76
Понятие и виды административного принуждения………………………………….78
Ответственность и наказание в административном праве…………………………..79

Тема 9: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО………………………………………………………….83
Понятие и источники экологического права…………………………………………83
Система экологического права России……………………………………………….84
Качество окружающей природной среды……………………………………………..85
Эколого-правовая ответственность……………………………………………………87

Тема 10: ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, СЛУЖЕБНОЙ, КОММЕРЧЕСКОЙ, БАНКОВСКОЙ И НОТАРИАЛЬНОЙ ТАЙН…………………………89
Государственная тайна. Доступ к государственной тайне…………………………...89
Служебная и коммерческая тайны……………………………………………………..90

Тема 11: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ………………………………………………..93
Сущность социальной деятельности…………………………………………………...93
Социальное право. Источники социального права…………………………………...93
Право социального обеспечения, его принципы………………………………………95

Работа состоит из  1 файл

Kurs_lektsy_po_pravovedeniyu.doc

— 593.00 Кб (Скачать документ)

 

Нормативы качества определяются тремя параметрами:

медицинский, характеризующий  пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе;

технологический, определяющий способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни;

научно - технический, означающий способность научно - технических  средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его  параметрам.

 

Нормативы качества ОПС, как правило, подразделяются на две основные группы, причем признаки градации нормативов внутри этих групп весьма разнообразны: по видам загрязнений, по средам антропогенного воздействия, по источникам возникновения, по объектам, по территориям и др.

Первую группу составляют санитарно - гигиенические нормативы, которые устанавливают допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующее тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека. Это нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ - химических, физических, биологических воздействий в атмосфере, воде и почве, нормативы санитарно - защитных зон и предельно допустимых уровней (ПДУ) радиационного воздействия. 

Вторая группа представлена экологическими нормативами. В нее  входят нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ), устанавливающие требования к  источникам вредного воздействия, ограничивая  их деятельность определенной пороговой величиной. К ним относятся и другие требования, предъявляемые к стационарным или передвижным источникам загрязнений, - ПДУ вредного физического воздействия на человека, оказываемого шумом, вибрацией, магнитными полями, радиационным загрязнением.

В Законе об охране окружающей природной среды представлена еще  одна группа экологических нормативов, в которую по существу интегрированы  параметры первых двух групп применительно  к определенной территории. Речь идет о предельно допустимых нормах нагрузки (ПДН) на природную среду, под которыми понимаются размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Нормативы ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной или рекреационной нагрузки на природные ресурсы и утверждаются отраслевыми или местными экологическими организациями. С учетом ПДН можно говорить о емкости природной среды, под которой понимается потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения своей экологической функции. Эти нормы имеют весьма важное значение для регулирования жизнедеятельности в регионах, особенно в тех, которые пострадали от природных бедствий или техногенных катастроф.

Основной целью нормирования качества ОПС является установление таких предельно допустимых норм воздействий человека на окружающую природную среду, которые бы гарантировали экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, а также обеспечивали рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

 

4. Эколого-правовая  ответственность.

Эколого-правовая ответственность  – это разновидность общеюридической  ответственности. Одна обладает всеми  чертами присущими последней.

Эколого-правовая ответственность – есть обязанность претерпевания соответствующих лишений личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.

Экологическое правонарушение состоит в виновном противоправном деянии, наносящем вред окружающей среде и здоровью человека. Должностные лица и граждане несут за такого рода правонарушения дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-правовую, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско-правовую ответственность.

 Юридические и физические  лица, причинившие вред окружающей  среде в результате ее загрязнения,  истощения, порчи, уничтожения,  нерационального использования  природных ресурсов, деградации  и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Определение размера  вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Иски о компенсации  вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области  охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Возмещение вреда (ущерба) состоит в выплате потерпевшему денежной суммы, которую он произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему некачественной медицинской или лекарственной помощи, а также возмещением упущенной выгоды и морального ущерба.

Размер возмещения зависит  от величины понесенных на лечение  расходов, длительности нетрудоспособности застрахованного, результата (выздоровление, хронизация полученного заболевания либо травмы, инвалидность, смерть застрахованного), а для работающего - также от степени утраты трудоспособности и размера утраченного заработка (дохода).

Размер возмещения определяется на основании счетов соответствующих  организаций и других документов либо согласно ценам, сложившимся в  той местности, в которой потерпевший  понес эти расходы, а также  документов, подтверждающих размер утраченного  заработка. Суммы возмещения вреда (ущерба) подлежат индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном законом порядке. Потерпевшему, нуждающемуся в нескольких видах помощи, возмещаются расходы, связанные с получением каждого вида помощи.

Возмещение материального вреда (ущерба) осуществляется как в добровольном порядке, так и по решению суда.

Если потерпевшему причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то только суд может возложить  на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В своем решении о  денежном возмещении вреда (ущерба) суд  указывает размеры и сроки  возмещения. Размер компенсации морального вреда (ущерба) определяется судом в  зависимости от характера причиненных  потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя ущерба (вреда). При определении размера компенсации морального вреда (ущерба) должны учитываться требования разумности и справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 10: Правовые средства защиты государственной, служебной, коммерческой, банковской и нотариальной тайн.

 

  1. Государственная тайна. Доступ к государственной тайне.
  2. Служебная и коммерческая тайны.

 

Конституция РФ гарантирует  каждому гражданину право свободно искать получать передавать, производить  и распространять информацию любым законным способом. Вместе с тем Конституция закрепляет право граждан, предприятий и организаций, государства на тайну.

В числе видов тайн охраняемых законом, наибольшее значение имеют государственная и коммерческая тайна, и тайна частной жизни.

 

1. Государственная  тайна. Доступ к государственной  тайне.

В соответствии с Законом  РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Перечень сведений отнесенных к государственной тайне, утвержден  Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. Перечень в зависимости от конкретной ситуации в стране могут вносить определенные изменения и дополнения. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия о защите государственной тайны. В ее состав входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ.

Большое практическое значение в настоящее время приобретает  вопрос о доступе должностных  лиц и граждан России к государственной  тайне, могут быть назначены на эти  должности только после оформления допуска по соответствующей форме.

В зависимости от уровня секретности сведений, составляющих государственную тайну, установлены  три формы допуска: первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Проверочные мероприятия  по первой и второй формам, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами. Допуск граждан по третьей форме осуществляется руководителем организации, где работает гражданин.

Допуск граждан к  государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные временные ограничения их прав; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений к которым будет допускаться оформленное лицо.

Закон «О государственной  тайне» называет ряд оснований для  отказа гражданину в допуске к государственной тайне. Среди них: признание судом гражданина недееспособным, особо опасным рецидивистом, проживание гражданина и его родственников за рубежом, наличие у гражданина судимости и т.п.

Для определенной категории  граждан существует особый порядок допуска к государственной тайне. Среди этих граждан члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющим государственную тайну. Эти лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну,  без оформления допуска. Конечно, это не означает, что указанная категория лиц не может быть привлечена к ответственности за нарушение государственной тайны.

Наряду с разглашением государственной тайны условно наказуемой является утрата документов, содержащих государственную тайну.

 

    1. Служебная и коммерческая тайны.

Одним из самых  распространенных и значимых видов  конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную, коммерческую тайну.

Считается, что состав и объем сведений, составляющих служебную  и коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются государственными органами управления в отношении  служебной, и предпринимателем –  в отношении коммерческой тайны.

В ведомственных нормативных  актах служебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Если сведения, которые принято относить к государственной тайне, носит обобщенный, межведомственный характер, то институт служебной тайны призван защищать отраслевую, ведомственную информацию. Чаще всего к служебной тайне относят сведения, касающиеся: особенностей кадрового состава предприятия (организации); структуры организации управленческого и производственного процесса; финансовой деятельности; состояния материально-технической базы и т.п.

Коммерческая  тайна является охраняемым законом правом на засекречивание производственных и иных операций для сокрытия их от конкурентов. Законодательством РФ предусмотрено, что право на коммерческую тайну не может быть использовано для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц.

Современное российское законодательство под коммерческой тайной понимает информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности. Кроме того, подобные сведения должны быть задокументированы, то есть зафиксированы на материальном носителе с соответствующими реквизитами, которые позволяют идентифицировать эти сведения.

Собственник информации имеет право устанавливать режим  коммерческой тайны в пределах полномочий, отведенных ему законодательством, то есть самостоятельно определять: критерии отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну; срок действия такого режима; порядок накопления, обработки, хранения, доступа и передачи информации третьим лицам; систему мер, обеспечивающих соблюдение режима коммерческой тайны, и систему средств и методов защиты информации.

 Обязательной мерой  по обеспечению режима коммерческой  тайны является заключение с  соответствующими лицами соглашений (обязательств) о неразглашении коммерческой тайны. Н-р, если руководитель предприятия не заключит с сотрудниками, допущенными к секретам производства, соглашение о неразглашении коммерческой тайны, он не будет иметь никаких правовых рычагов воздействия на лицо, нарушившее режим коммерческой тайны.

Информация о работе Лекции по "Социологии"