Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:08, курс лекций

Описание

В целях реализации гарантированных Конституцией РФ социальных права и свобод в Российском государстве функционирует целая система социальных организаций. Деятельность работников этих организаций с необходимостью предполагает неуклонное исполнение требований законодательства связанных с выполнением государственной политики в сфере социального развития.
Защита социальных интересов населения требует от работников этой системы не только узкоспециализированных знаний в области социального законодательства, но и с необходимостью предполагает изучение основ всей правовой системы Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..…….4

Тема 1: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ …………….…5
Понятие и признаки государства и права. Теории их возникновений………………5
Форма, функции и механизм государства……………………………………………..8
Государственная власть и правовое государство……………………………………..9
Понятие и виды источников права……………………………………………………10
Система права и его виды……………………………………………………………...11
Понятие и структура правовой нормы………………………………………………...13

Тема 2: ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ УЧАСТНИКИ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………………………………..15
Определение правоотношения. Ее структура………………………………………….15
Юридические факты и их виды…………………………………………………………17
Понятие и виды правонарушения……………………………………………………….18
Юридическая ответственность: понятие и виды……………………………………….22

Тема 3: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО …………………………….…………….………....26
Конституционное право Российской Федерации, его источники…………………….26
Система отрасли конституционного права……………………………………………..27

Тема 4: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО……………………………………………………………....34
Понятие, предмет и система гражданского права……………………………………...34
Гражданское правоотношение. …………………………………………………………35
Представительство в гражданском праве………………………………………………37
Исковая давность…………………………………………………………………………38
Граждане и юридические лица как участники гражданских правоотношений………38
Право собственности и другие вещные права…………………………………………..42
Обязательственное право…………………………………………………………………45
Наследственное право. Порядок наследования по закону и по завещанию…………..45
Семейное право……………………………………………………………………………47

Тема 6: УГОЛОВНОЕ ПРАВО …………...……………………..………………………………49
Понятие, задачи и принципы уголовного права…………………………………………49
Уголовная ответственность и состав преступления…………………………………….50
Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении………………………..53
Обстоятельства, исключающие преступность деяния…………………………………..54
Уголовное наказание и его виды…………………………………………………………56

Тема 7: ТРУДОВОЕ ПРАВО……………………………………………………………………...58
Трудовое право Российской Федерации…………………………………………………58
Понятие трудового договора. Порядок его заключения и расторжения………………60
Рабочее время и время отдыха……………………………………………………………68
Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение……………………………..71

Тема 8: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО………………………………………………………74
Понятие и источники административного права………………………………………..74
Система и метод административного права……………………………………………..75
Содержание административно-правовых норм, их виды……………………………76
Понятие и виды административного принуждения………………………………….78
Ответственность и наказание в административном праве…………………………..79

Тема 9: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО………………………………………………………….83
Понятие и источники экологического права…………………………………………83
Система экологического права России……………………………………………….84
Качество окружающей природной среды……………………………………………..85
Эколого-правовая ответственность……………………………………………………87

Тема 10: ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, СЛУЖЕБНОЙ, КОММЕРЧЕСКОЙ, БАНКОВСКОЙ И НОТАРИАЛЬНОЙ ТАЙН…………………………89
Государственная тайна. Доступ к государственной тайне…………………………...89
Служебная и коммерческая тайны……………………………………………………..90

Тема 11: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ………………………………………………..93
Сущность социальной деятельности…………………………………………………...93
Социальное право. Источники социального права…………………………………...93
Право социального обеспечения, его принципы………………………………………95

Работа состоит из  1 файл

Kurs_lektsy_po_pravovedeniyu.doc

— 593.00 Кб (Скачать документ)

Своеобразно решается вопрос об обязательствах работника в связи  с коммерческой тайной после прекращения  им трудовых отношений с работодателем. В этой ситуации обязательства работника  о неразглашении коммерческой тайны  сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника.

Специальной оговоркой  в соглашении, возможно, увеличить  или уменьшить этот срок. При увольнении работник обязан вернуть работодателю все имеющиеся у него носители коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну, подлежит правовой защите, поскольку несанкционированный доступ к ней, ее разглашение и неправомерное использование могут нанести ущерб коммерческим интересам субъекта предпринимательской деятельности, а также дать незаконные преимущества перед ним третьим лицам, которые могут получить выгоду от подобных действий.

По своему содержанию меры и способы защиты информации могут носить различный характер (правовой, организационный, технический  и др.). Их выбор осуществляется самим  собственником с учетом возможностей и ценности информации. Но принимаемые меры должны находиться в рамках компетенции собственника и соответствовать законодательству РФ, то есть они не могут являться оперативно - розыскными или иными специальными мерами, которые относятся к компетенции отдельных государственных органов, либо быть по своей сути незаконными.

 При всем многообразии  форм и видов коммерческой  тайны наибольшее практическое  значение имеет правильное и  полное решение вопросов, связанных  с обеспечением банковской тайны. Обычно под этим понятием принято понимать обязанность банка обеспечивать конфиденциальность сведений, касающихся личности и деятельности клиентов, при условии, что эти сведения получены банком в процессе их банковского обслуживания.

Отношения между клиентом и обслуживающей его кредитной организацией изначально, в силу специфики банковской деятельности, носят доверительный характер. Клиент не только доверяет кредитной организации свои денежные средства, но и потенциально допускает ее к информации о своем финансовом состоянии. Разглашение сведений, охраняемых банковской тайной, может отрицательно повлиять на безопасность или репутацию лица, имеющего банковский вклад или счет.

В законе «О банках и банковской деятельности» определены органы, имеющие  право на получение сведений по юридическим лицам и составляющих банковскую тайну. Это: суды и арбитражные суды; Счетная палата РФ, органы Министерства по налогам и сборам; Таможенные органы; органы предварительного следствия.

По сведениям в отношении  физических лиц могут получать справки только: сами клиенты, суды, органы предварительного следствия.

Опыт показывает, что  успехи коммерческой деятельности предприятий  и организаций, экономическое благополучие их сотрудников во многом связаны  с надлежащим обеспечением тайны нотариальных действий.

Сохранение нотариальной тайны – одна из важнейших обязанностей нотариуса.

Нотариусу запрещается  разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в  связи с совершением нотариальных действий. Справки об этих действиях нотариусом выдаются лишь по требованию суда, прокуратуры, органы предварительного следствия, налоговых органов.

В ряде ситуаций, в основном связанных с проверкой деятельности нотариуса вышестоящими должностными лицами и организациями, нотариальная тайна может стать известной более широкому кругу лиц. Эти должностные лица, в частности должностные лица нотариальной палаты, обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны могут нести дисциплинарную или материальную ответственность.

 

 

Тема 11: Особенности  правового регулирования профессиональной деятельности в социальной сфере.

 

1.  Сущность социальной  деятельности.

2.  Социальное право.  Источники социального права.

3.  Право социального  обеспечения, его принципы.

 

1.  Сущность социальной деятельности.

В числе основ конституционного строя признается социальная деятельность российского государства.

В статье 7 Конституции  Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальное  государство выступает гарантом и защитником интересов прав и  свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества.

Правовое регулирование  социальной деятельности охватывается целым комплексом различных отраслей российского права. Ее основы закреплены в  конституционном праве и  находят свое отражение в иных отраслях правовой системы. Так, при социальной защите инвалидов и несовершеннолетних используются и нормы трудового права, регулирующий их труд.

Нормы административного  права призванные регулировать общественные отношения, возникающие между личностью  и государством, непосредственно затрагивают сферу взаимодействия государственных органов социальной защиты с гражданами, нуждающимися в их деятельности.

 Кроме того, социальную деятельность выделяют  в качестве самостоятельной отрасли  права, сформировавшейся в результате институционализации общественных отношений, регулирующих социальные права и обязанности их участников.

 

 

  1. Социальное право. Источники социального права.

Социальному праву, как и любой отрасли права, присущи определенные устойчивые признаки – особый предмет регулирования.

 Предмет регулирования социального права представляет собой общественные отношения, складывающиеся между гражданами и государственными органами социальной защиты (социального развития, социального обеспечения) или профсоюзами и представителями государственных органов.

 Социальное  право представляет собой совокупность норм, посредством которых государство проводит свою социальную политику по социальной защите населения.

В то же время социальная политика предусматривает совокупность мер, воздействующих на демографическую ситуацию, занятость населения и качество  его жизни (включая уровень потребления материальных и духовных благ), пенсионное и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей социальной сферы, а также мер, обеспечивающих целевую государственную и благотворительную помощь наиболее незащищенным, социально уязвимым и малоимущим слоям населения.

Законодательство  в сфере социальной деятельности включает в себя множество нормативных актов регулирующих данную область.

Ее нормы,  базирующиеся на нормах конституционного права, содержаться в большом  числе федеральных законов и  законов субъектов РФ, в указах Президента РФ и президентов республик, в постановлениях Правительства  РФ и правительств республик в составе РФ, в распоряжениях глав администрации и постановлениях правительств областей, краев, городов федерального значения, в приказах министерств и глав ведомств. Поэтому кодифицировать ее довольно сложно.

Основными источниками  социального права являются:

 Федеральный закон  от 17.07.1999 г. «О государственной  социальной помощи»; Федеральный  закон от 24.11.1995 г. «О социальной  защите инвалидов в Российской  Федерации» (с изменениями на 10 января 2003 года); Федеральный закон от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями на 10 января 2003 года)»; Федеральный закон от 05.04.2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»; Федеральный закон от 07.08.2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (с изменениями на 29 декабря 2001 года); Федеральный закон от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (с изменениями на 30 июня 2003 года);  Федеральный закон от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (с изменениями на 31 декабря 2002 года)»; Федеральный закон  от 5 августа 1992 года  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральный закон от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; Федеральный закон от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями на 10 января 2003 года); Федеральный Закон от 20 апреля 1996 года «О занятости населения в Российской Федерации»  с изменениями на 10 января 2003 года; Федеральный закон от 19.05.1995 г. « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями на 25 июля 2002 года); Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями на 9 февраля 2003 года); Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"; Федеральный закон от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года); Федеральный закон от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации (с изменениями на 27 мая 2000 года);

Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания России от 05.12.1996 г. «О социальной защите и поддержке  семьи, детей и молодежи»;

Постановление Правительства  РФ от 30.03.1993 г. «О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий» (с изменениями от 21 марта 1996 года); Постановление Правительства РФ от 08.05.2002 г. «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел»; Постановление Правительства РФ от 24.06.1998 г. «О социальной защите населения при пересмотре цен на природный газ»; Постановление Правительства РФ от 20.03.1991г. «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР»(с изменениями на 4 сентября 1995 года); Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 г. «О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года";

Распоряжение Правительства  РФ от 10.07.2001г. «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) (с изменениями на 6 июня 2002 года);

Указ Президента РФ от 28.12.1992 г. «О мерах по социальной защите военнослужащих, бывших военнослужащих и членов их семей»;

 

  1. Право социального обеспечения, его принципы.

Важное теоретическое  и практическое значение имеет определение  понятия права социального обеспечения, которое необходимо разграничить от таких понятий, как «социальная  защита населения», «социальная поддержка», «социальная помощь», «социальное  обслуживание» и др., входящих в систему социального права.

Социальное  обеспечение можно определить как совокупность отдельных правовых актов, мероприятий и учреждений, целевое назначение которых направлено на поддержание устойчивости имущественного положения определенных слоев населения и его социальную защиту от возможных негативных последствий в условиях перехода к рыночным отношениям, то есть от последствий социального риска.

Сущность социального  обеспечения наиболее значимо и  отчетливо проявляется в его  функциях: экономической (комплексно-распределительной), политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения состоит в полном или частичном замещении заработной платы для лиц, оказавшихся по не зависящим от них причинам в трудном материальном положении, путем оказания им определенной денежной или натуральной помощи.

Социальное обеспечение  осуществляется за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Вместе с  тем наряду с централизованными  широкое распространение также получили локальные формы социального обеспечения, когда в дополнение к общегосударственным материальным гарантиям социального обеспечения прибавляется финансирование со стороны субъектов РФ, отраслей народного хозяйства, отдельных предприятий (огранизаций, учреждений).

Политическая  функция социального обеспечения призвана способствовать ослаблению социальной напряженности в обществе, связанной, как уже отмечалось, со значительными различиями в уровне жизни разных слоев населения, улучшению социального климата.

Демографическая функция предназначена стимулировать воспроизводство народонаселения, что жизненно необходимо для нормального развития и функционирования государства.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса как нетрудоспособных, так и другой категории социально-неадаптированных граждан.

Указанные функции реализуются  государством через социальное право, включая право социального обеспечения.

В комплексе общественных отношений социальное право является более широким понятием, чем право социального обеспечения, и предусматривает целую систему социальной защиты населения.

Система социальной защиты населения является общефедеральной системой более высокого порядка и как бы включает в себя в качестве составной части систему социального обеспечения. Она предусматривает меры не только социальной поддержки лиц, оказавшихся по независящим от них причинам в трудном материальном положении, но также меры по смягчению негативных результатов экономической реформы (путем индексации доходов населения, установления социальных стандартов по оплате и охране труда и др.), по охране окружающей среды и т.д.

Система социальной защиты населения, созданная в России, включает меры, направленные на установление минимального уровня оплаты труда, пенсий и стипендий, введение государственной системы федеральный пособий на детей, поддержку многодетных семей, индексацию денежных сбережений граждан, дифференциацию в уровне оплаты труда различных категорий работников бюджетной сферы, установление социально справедливого налогообложения (или освобождения от налогов), образование федеральных и региональных фондов социальной поддержки населения, а также меры по преодолению (сдерживанию) безработицы и созданию условий для самозащиты семьи и каждой личности, способной эффективно трудиться, по обеспечению действенной поддержки категорий населения с ограниченными возможностями (инвалиды) и др., развитию системы профессиональной подготовки, переподготовки специалистов и повышению квалификации, созданию социальных служб и т.п.

В систему социальной защиты населения входит и его  социальная поддержка, представляющая собой комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам трудоспособных граждан, временно оказавшихся в  тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.) путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения и переобучения, правозащиты и введения иных льгот.

Информация о работе Лекции по "Социологии"