Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:08, курс лекций
В целях реализации гарантированных Конституцией РФ социальных права и свобод в Российском государстве функционирует целая система социальных организаций. Деятельность работников этих организаций с необходимостью предполагает неуклонное исполнение требований законодательства связанных с выполнением государственной политики в сфере социального развития.
Защита социальных интересов населения требует от работников этой системы не только узкоспециализированных знаний в области социального законодательства, но и с необходимостью предполагает изучение основ всей правовой системы Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………………………..…….4
Тема 1: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ …………….…5
Понятие и признаки государства и права. Теории их возникновений………………5
Форма, функции и механизм государства……………………………………………..8
Государственная власть и правовое государство……………………………………..9
Понятие и виды источников права……………………………………………………10
Система права и его виды……………………………………………………………...11
Понятие и структура правовой нормы………………………………………………...13
Тема 2: ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ УЧАСТНИКИ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………………………………..15
Определение правоотношения. Ее структура………………………………………….15
Юридические факты и их виды…………………………………………………………17
Понятие и виды правонарушения……………………………………………………….18
Юридическая ответственность: понятие и виды……………………………………….22
Тема 3: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО …………………………….…………….………....26
Конституционное право Российской Федерации, его источники…………………….26
Система отрасли конституционного права……………………………………………..27
Тема 4: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО……………………………………………………………....34
Понятие, предмет и система гражданского права……………………………………...34
Гражданское правоотношение. …………………………………………………………35
Представительство в гражданском праве………………………………………………37
Исковая давность…………………………………………………………………………38
Граждане и юридические лица как участники гражданских правоотношений………38
Право собственности и другие вещные права…………………………………………..42
Обязательственное право…………………………………………………………………45
Наследственное право. Порядок наследования по закону и по завещанию…………..45
Семейное право……………………………………………………………………………47
Тема 6: УГОЛОВНОЕ ПРАВО …………...……………………..………………………………49
Понятие, задачи и принципы уголовного права…………………………………………49
Уголовная ответственность и состав преступления…………………………………….50
Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении………………………..53
Обстоятельства, исключающие преступность деяния…………………………………..54
Уголовное наказание и его виды…………………………………………………………56
Тема 7: ТРУДОВОЕ ПРАВО……………………………………………………………………...58
Трудовое право Российской Федерации…………………………………………………58
Понятие трудового договора. Порядок его заключения и расторжения………………60
Рабочее время и время отдыха……………………………………………………………68
Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение……………………………..71
Тема 8: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО………………………………………………………74
Понятие и источники административного права………………………………………..74
Система и метод административного права……………………………………………..75
Содержание административно-правовых норм, их виды……………………………76
Понятие и виды административного принуждения………………………………….78
Ответственность и наказание в административном праве…………………………..79
Тема 9: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО………………………………………………………….83
Понятие и источники экологического права…………………………………………83
Система экологического права России……………………………………………….84
Качество окружающей природной среды……………………………………………..85
Эколого-правовая ответственность……………………………………………………87
Тема 10: ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, СЛУЖЕБНОЙ, КОММЕРЧЕСКОЙ, БАНКОВСКОЙ И НОТАРИАЛЬНОЙ ТАЙН…………………………89
Государственная тайна. Доступ к государственной тайне…………………………...89
Служебная и коммерческая тайны……………………………………………………..90
Тема 11: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ………………………………………………..93
Сущность социальной деятельности…………………………………………………...93
Социальное право. Источники социального права…………………………………...93
Право социального обеспечения, его принципы………………………………………95
Своеобразно решается вопрос об обязательствах работника в связи с коммерческой тайной после прекращения им трудовых отношений с работодателем. В этой ситуации обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника.
Специальной оговоркой в соглашении, возможно, увеличить или уменьшить этот срок. При увольнении работник обязан вернуть работодателю все имеющиеся у него носители коммерческой тайны.
Информация, составляющая коммерческую тайну, подлежит правовой защите, поскольку несанкционированный доступ к ней, ее разглашение и неправомерное использование могут нанести ущерб коммерческим интересам субъекта предпринимательской деятельности, а также дать незаконные преимущества перед ним третьим лицам, которые могут получить выгоду от подобных действий.
По своему содержанию меры и способы защиты информации могут носить различный характер (правовой, организационный, технический и др.). Их выбор осуществляется самим собственником с учетом возможностей и ценности информации. Но принимаемые меры должны находиться в рамках компетенции собственника и соответствовать законодательству РФ, то есть они не могут являться оперативно - розыскными или иными специальными мерами, которые относятся к компетенции отдельных государственных органов, либо быть по своей сути незаконными.
При всем многообразии форм и видов коммерческой тайны наибольшее практическое значение имеет правильное и полное решение вопросов, связанных с обеспечением банковской тайны. Обычно под этим понятием принято понимать обязанность банка обеспечивать конфиденциальность сведений, касающихся личности и деятельности клиентов, при условии, что эти сведения получены банком в процессе их банковского обслуживания.
Отношения между клиентом и обслуживающей его кредитной организацией изначально, в силу специфики банковской деятельности, носят доверительный характер. Клиент не только доверяет кредитной организации свои денежные средства, но и потенциально допускает ее к информации о своем финансовом состоянии. Разглашение сведений, охраняемых банковской тайной, может отрицательно повлиять на безопасность или репутацию лица, имеющего банковский вклад или счет.
В законе «О банках и банковской деятельности» определены органы, имеющие право на получение сведений по юридическим лицам и составляющих банковскую тайну. Это: суды и арбитражные суды; Счетная палата РФ, органы Министерства по налогам и сборам; Таможенные органы; органы предварительного следствия.
По сведениям в отношении физических лиц могут получать справки только: сами клиенты, суды, органы предварительного следствия.
Опыт показывает, что успехи коммерческой деятельности предприятий и организаций, экономическое благополучие их сотрудников во многом связаны с надлежащим обеспечением тайны нотариальных действий.
Сохранение нотариальной тайны – одна из важнейших обязанностей нотариуса.
Нотариусу запрещается
разглашать сведения, оглашать документы,
которые стали ему известны в
связи с совершением
В ряде ситуаций, в основном
связанных с проверкой
Тема 11: Особенности
правового регулирования
1. Сущность социальной деятельности.
2. Социальное право. Источники социального права.
3. Право социального обеспечения, его принципы.
1. Сущность социальной деятельности.
В числе основ конституционного строя признается социальная деятельность российского государства.
В статье 7 Конституции Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества.
Правовое регулирование социальной деятельности охватывается целым комплексом различных отраслей российского права. Ее основы закреплены в конституционном праве и находят свое отражение в иных отраслях правовой системы. Так, при социальной защите инвалидов и несовершеннолетних используются и нормы трудового права, регулирующий их труд.
Нормы административного права призванные регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, непосредственно затрагивают сферу взаимодействия государственных органов социальной защиты с гражданами, нуждающимися в их деятельности.
Кроме того,
социальную деятельность
Социальному праву, как и любой отрасли права, присущи определенные устойчивые признаки – особый предмет регулирования.
Предмет регулирования социального права представляет собой общественные отношения, складывающиеся между гражданами и государственными органами социальной защиты (социального развития, социального обеспечения) или профсоюзами и представителями государственных органов.
Социальное право представляет собой совокупность норм, посредством которых государство проводит свою социальную политику по социальной защите населения.
В то же время социальная политика предусматривает совокупность мер, воздействующих на демографическую ситуацию, занятость населения и качество его жизни (включая уровень потребления материальных и духовных благ), пенсионное и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей социальной сферы, а также мер, обеспечивающих целевую государственную и благотворительную помощь наиболее незащищенным, социально уязвимым и малоимущим слоям населения.
Законодательство в сфере социальной деятельности включает в себя множество нормативных актов регулирующих данную область.
Ее нормы, базирующиеся на нормах конституционного права, содержаться в большом числе федеральных законов и законов субъектов РФ, в указах Президента РФ и президентов республик, в постановлениях Правительства РФ и правительств республик в составе РФ, в распоряжениях глав администрации и постановлениях правительств областей, краев, городов федерального значения, в приказах министерств и глав ведомств. Поэтому кодифицировать ее довольно сложно.
Основными источниками социального права являются:
Федеральный закон
от 17.07.1999 г. «О государственной
социальной помощи»;
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 05.12.1996 г. «О социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи»;
Постановление Правительства РФ от 30.03.1993 г. «О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий» (с изменениями от 21 марта 1996 года); Постановление Правительства РФ от 08.05.2002 г. «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел»; Постановление Правительства РФ от 24.06.1998 г. «О социальной защите населения при пересмотре цен на природный газ»; Постановление Правительства РФ от 20.03.1991г. «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР»(с изменениями на 4 сентября 1995 года); Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 г. «О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года";
Распоряжение Правительства
РФ от 10.07.2001г. «О программе социально-
Указ Президента РФ от 28.12.1992 г. «О мерах по социальной защите военнослужащих, бывших военнослужащих и членов их семей»;
Важное теоретическое
и практическое значение имеет определение
понятия права социального
Социальное обеспечение можно определить как совокупность отдельных правовых актов, мероприятий и учреждений, целевое назначение которых направлено на поддержание устойчивости имущественного положения определенных слоев населения и его социальную защиту от возможных негативных последствий в условиях перехода к рыночным отношениям, то есть от последствий социального риска.
Сущность социального
обеспечения наиболее значимо и
отчетливо проявляется в его
функциях: экономической (комплексно-распределительной)
Экономическая функция социального обеспечения состоит в полном или частичном замещении заработной платы для лиц, оказавшихся по не зависящим от них причинам в трудном материальном положении, путем оказания им определенной денежной или натуральной помощи.
Социальное обеспечение осуществляется за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Вместе с тем наряду с централизованными широкое распространение также получили локальные формы социального обеспечения, когда в дополнение к общегосударственным материальным гарантиям социального обеспечения прибавляется финансирование со стороны субъектов РФ, отраслей народного хозяйства, отдельных предприятий (огранизаций, учреждений).
Политическая функция социального обеспечения призвана способствовать ослаблению социальной напряженности в обществе, связанной, как уже отмечалось, со значительными различиями в уровне жизни разных слоев населения, улучшению социального климата.
Демографическая функция предназначена стимулировать воспроизводство народонаселения, что жизненно необходимо для нормального развития и функционирования государства.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса как нетрудоспособных, так и другой категории социально-неадаптированных граждан.
Указанные функции реализуются
государством через социальное право,
включая право социального
В комплексе общественных отношений социальное право является более широким понятием, чем право социального обеспечения, и предусматривает целую систему социальной защиты населения.
Система социальной защиты населения является общефедеральной системой более высокого порядка и как бы включает в себя в качестве составной части систему социального обеспечения. Она предусматривает меры не только социальной поддержки лиц, оказавшихся по независящим от них причинам в трудном материальном положении, но также меры по смягчению негативных результатов экономической реформы (путем индексации доходов населения, установления социальных стандартов по оплате и охране труда и др.), по охране окружающей среды и т.д.
Система социальной защиты населения, созданная в России, включает меры, направленные на установление минимального уровня оплаты труда, пенсий и стипендий, введение государственной системы федеральный пособий на детей, поддержку многодетных семей, индексацию денежных сбережений граждан, дифференциацию в уровне оплаты труда различных категорий работников бюджетной сферы, установление социально справедливого налогообложения (или освобождения от налогов), образование федеральных и региональных фондов социальной поддержки населения, а также меры по преодолению (сдерживанию) безработицы и созданию условий для самозащиты семьи и каждой личности, способной эффективно трудиться, по обеспечению действенной поддержки категорий населения с ограниченными возможностями (инвалиды) и др., развитию системы профессиональной подготовки, переподготовки специалистов и повышению квалификации, созданию социальных служб и т.п.
В систему социальной
защиты населения входит и его
социальная поддержка, представляющая
собой комплекс мер по оказанию помощи
некоторым группам