Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:12, дипломная работа
Мировая практика свидетельствует, о том, что специалист по социальной работе обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. В последние годы в России сохраняется тенденция роста показателя болезненности психическими расстройствами, особенно непсихотического характера.
Введение                                                                                                                3
Глава 1. Общие представления о психическом здоровье                                    8                                      и его    нарушениях.
Глава 2. Медико-социальные проблемы лиц, страдающих психическими   22  заболеваниями.
Глава  3. Содержание и методика  медико-социальной работы с лицами,   39 страдающими психическими заболеваниями.
Заключение                                                                                                     48
Список  использованной литературы.                                                                 50
Приложения
Пример: МКБ10 – оценка умственной отсталости по IQ.
Ниже 20 – глубокая умственная отсталость
20–34 – 
выраженная умственная 
35–49 – 
умеренная умственная 
50–70 – легкая умственная отсталость
71–84 – умственная отсталость близкая к норме
85–114 – НОРМА
115–124 – интеллект выше нормы
125–134 – высокий интеллект
135 и выше – гений
Статистические нормативы относительны, так как культурно обусловлены. Такой подход вызывает давнюю критику, в том числе и со стороны психологов. Они справедливо указывают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Французский психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности». Действительно, статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.
Адаптационный подход. Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности. Последователи этого подхода рассматривают норму и ненорму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека [32].
В целом норма и ненорма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – процесс достижения личностью (биопсихосоциальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации. Понятие «нормы» смещается до границ индивида
Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.
Культурно-релятивистский 
подход. Не решает проблемы и подход 
с позиции культурного 
Психопатологический подход. Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию. По такому пути идут многие исследователи за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.
Гуманитарный 
(гуманистический) подход. Оценка нормы 
самой по себе, не в отношении 
патологии, при отсутствии дихотомии 
«норма-патология». Этот прямо противоположный 
подход описывает критерии психического 
здоровья и пытается выделить то позитивное, 
что несет в себе нормальная личность. 
Широко ставится вопрос о здоровье 
личности как о некотором особом 
достоянии, полноте, а не об одном 
отсутствии тех или иных ущербов 
и недугов. Данный подход тесно связан 
с теорией личности. Норма – 
это человек 
А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:
- эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;
- принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;
- непосредственность, простота, естественность;
- центрированность на цели;
- независимость 
и наличие потребности в 
- автономия, 
то есть независимость от 
- спокойное 
отношение к социальным 
- свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;
- вершинные 
переживания, состояния 
- глубокие межличностные отношения;
- разграничение целей и средств;
- философское чувство юмора;
- сопротивление окультуриванию.
Критерии психического здоровья. Психическая норма
Проблема 
определения понятий «болезнь–
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:
– У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
– Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
– Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.
– Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.
– Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
– Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
– Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
Эталонное 
здоровье (идеальное) – полная адаптация 
индивида, гармоническое развитие, 
позитивно представлены все критерии 
психического здоровья, не просматривается 
вероятность психических 
Среднестатистический 
уровень – состояние 
Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.
С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.
Б.С. Братусь [4] выделяет 3 уровня психического здоровья:
– высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;
– личностно-смысловой;
– психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).
Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.
Факторы психического развития человека
Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека.
Можно выделить основные четыре условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г. М. Дульневым и А.Р. Лурия. Первое важнейшее условие - «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека. Второе условие - «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов». Третье условие - «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром». Четвертое условие - систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Проводящийся регулярно различными службами (медицинскими, психологическими, образовательными, социальными) анализ психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии, здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70 % от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной психологической помощи.
Л. С. Выгодский, 
являющийся выдающимся психологом и 
дефектологом, основоположником культурно-исторической 
теории развития психики человека, 
убедительно доказал, что «врастание 
нормального ребенка в 
 По 
времени воздействия 
Согласно 
клинико-психологическим 
Информация о работе Медико-социальная работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями