Медико-социальная работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:12, дипломная работа

Описание

Мировая практика свидетельствует, о том, что специалист по социальной работе обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. В последние годы в России сохраняется тенденция роста показателя болезненности психическими расстройствами, особенно непсихотического характера.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие представления о психическом здоровье 8 и его нарушениях.
Глава 2. Медико-социальные проблемы лиц, страдающих психическими 22 заболеваниями.
Глава 3. Содержание и методика медико-социальной работы с лицами, 39 страдающими психическими заболеваниями.
Заключение 48
Список использованной литературы. 50
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 253.26 Кб (Скачать документ)
 

  Виды патологии развития личности (дизонтогении, аномалии)

Термин  «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.

В большинстве  своем это так называемые непрогредиентные болезненные состояния, своего рода пороки развития, подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но представляющие собой его патологическую модификацию, затрудняющую полноценное психосоциальное развитие ребенка без соответствующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи [33].

По имеющимся  данным, первым термин «дизонтогения» употребил в 1927 г. Швальбе для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. Соответственно в отечественной дефектологии, а ныне - специальной педагогике и специальной психологии долгое время был  принят термин «аномалии развития». В период возникновения дефектологии использовался термин «дефективные дети». В настоящее время в связи с переходом от субъект-объектной педагогики к субъект-субъектной, ориентирующейся, прежде всего на индивидуальный тренд развития ребенка, во всем мире идет поиск наиболее гуманной терминологии по отношению к детям, имеющим те или иные недостатки в развитии.

  Психические болезни

Психические болезни (синоним душевные болезни) — разнообразные расстройства психической деятельности и изменения личности, обусловленные патологией головного мозга и нередко приводящие к социально-профессиональной дезадаптации больных [40].

Психические болезни достаточно распространены среди населения и этим определяется их важная социальная значимость. Так, число больных с выраженными  психическими расстройствами (психозами) составляет 2—5% от всего населения, а вместе с пограничными состояниями — 10—15%.

Классификации психических болезней эклектичны; они  строятся на основе ряда предпосылок, например этиологического, возрастного  факторов, особенностей клинической  картины Национальные и международные  классификации независимо от принципов  их построения включают несколько сходных  групп психических болезней; среди  них основными являются эндогенные и экзогенные психические болезни. Выделяют также эндогенно-органические (эндоформные) заболевания и психогении. К эндогенным психическим болезниям относят шизофрению, маниакально-депрессивный психоз и др., в развитии которых важное значение отводится наследственному фактору, выявляемому с помощью ряда исследований (например, генеалогических, популяционных). Эндогенно-органические заболевания с неустановленной этиологией (старческое слабоумие, Альцгеймера болезнь, Пика болезнь, эпилепсия) характеризуются атрофическими и (или) системно-атрофическими процессами в головном мозге.

Большую группу составляют экзогенные психические  расстройства, возникающие в связи  с воздействием факторов окружающей среды. Механизм развития этих заболеваний  полностью не установлен. К ним  относят инфекционные психозы и интоксикационные психозы, психозы, обусловленные органическим поражением головного мозга и др. Психогении включают психические расстройства. объединенные общим этиологическим фактором — психической травмой. Их клинические проявления различны; они характеризуются психотическими, невротическими соматовегетативными расстройствами. К психогениям относят также патологическое развитие личности. В развитии психических болезней имеют значение как эндогенные, так и экзогенные (средовые) факторы. Среди первых наиболее тщательно изучена роль наследственного фактора, который может быть основным (например, при некоторых видах олигофрении) или предрасполагающим [45].

Динамика  психических болезней имеет ряд  общих черт. В некоторых случаях  в течении болезни можно выделить состояние предболезни, когда отдельные  симптомы слабо выражены, а их сочетание  не представляет какого-либо определенного  симптомокомплекса (синдрома). При длительном течении болезни можно выделить отдельные стадии (периоды) — начальную, манифестную, стадию стабилизации заболевания, отдаленную (исходную). Психические болезни могут протекать непрерывно или приступообразно. При непрерывном развитии психопатологические расстройства усиливаются, нарастают соответствующие изменения личности; лишь периодами может наблюдаться некоторое ослабление болезненного процесса или редукция психопатологических проявлений под влиянием терапии. При приступообразном течении отдельные приступы заболевания сменяются светлыми промежутками (интермиссиями и ремиссиями). В процессе развития приступы могут быть относительно однотипными по своей психопатологической структуре или усложняться. Межприступные состояния по своим проявлениям различны; возможно полное восстановление психического здоровья. Ремиссии по психопатологическому. проявлению зависят от стадии болезни и структуры приступа, после которых они наступают. Качество ремиссий (степень изменения личности, остаточная симптоматика) отражает степень прогредиентности болезненного процесса. К особенностям проявления психических болезней следует отнести патоморфоз — стойкое изменение клинической картины. Психические болезни под влиянием различных воздействий по сравнению с их классическими проявлениями. В последние годы реже наблюдаются выраженные формы психических расстройств — кататонические парафренные синдромы при шизофрении, классические проявления истерии; преобладают стертые формы — астенические, аффективные, сенестопатические и ипохондрические. Патоморфоз психических болезней обусловлен как социальными изменениями в жизни общества, так и влиянием психотропной терапии. Лечение психических болезней проводится в психиатрических больницах и во внебольничных психиатрических учреждениях (психоневрологических диспансерах, психиатрических кабинетах). Для лечения выраженных психических расстройств применяют нейролептики, антидепрессанты, инсулиношоковую и электросудорожную терапию. При пограничных психических расстройствах показаны главным образом транквилизаторы и психотерапия. Прогноз психических болезней зависит от формы заболевания, темпа и особенностей развития болезненного процесса. Психические расстройства, обусловленные экзогенными вредностями, включая и психогенные, имеют, как правило, регредиентное течение, т. е. после прекращения воздействия экзогенных вредностей наступает полное выздоровление или выздоровление с незначительными изменениями личности. Благоприятный прогноз при психических болезнях может быть обеспечен систематическим лечением в сочетании с социально-реабилитационными мероприятиями [13].

Профилактика  психических болезней подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения психических болезней. Вторичная профилактика состоит в раннем выявлении болезни и проведении необходимой терапии, которая позволяет предупредить дальнейшее развитие болезни или наступление ее рецидива. Такая терапия может проводиться как в стационаре, так и во внебольничных условиях. Третичная профилактика включает комплекс мероприятий (педагогических, социально-психологических, профессиональных и др.). направленных на развитие компенсаторных механизмов, стимуляцию здоровых сторон психики больного, позволяющих ему реадаптироваться в жизни, восстановить социальные связи, профессиональные знания и навыки

 
 
 

Глава 2. Медико-социальные проблемы лиц, страдающих психическими заболеваниями.

Проблемы  лиц с психическими заболеваниями

Наличие у человека психического заболевания  сказывается на многих сторонах его  жизнедеятельности, в частности, не всегда позволяет получить должный  уровень образования. Психическое  заболевание влияет на трудовую деятельность больного, часто приводит к инвалидизации, не позволяет получить высокооплачиваемую работу, работу по специальности. Трудоустройство сегодня является проблемой для здоровых, не говоря уже о больных, тем более больных психическими расстройствами. Часто психическое заболевание приводит к нетрудоспособности. Неадекватное поведение больного, непонимание, нежелание идти на компромиссы со стороны соседей по коммунальной квартире, общежитию могут приводить к конфликтам. Из-за своего физического или психического состояния больные не всегда могут или не всегда хотят содержать свое жилище в надлежащих санитарных условиях. Психическое заболевание оказывает влияние не только на отношения с окружающими, но и на внутрисемейную обстановку. Не всегда члены семьи относятся с пониманием к больному и его болезни. Психическое заболевание часто приводит к тому, что больной не может адаптироваться к современной жизненной ситуации, не может без посторонней помощи обслуживать себя, не соблюдает или соблюдает нерегулярно личную гигиену. Больные психическими заболеваниями часто не могут ориентироваться в типовых жизненных ситуациях, выполнять обыденные для здорового человека действия. [10].

Неумение  ориентироваться в типовых жизненных  ситуациях, отсутствие возможности  самостоятельно обслуживать себя, бедность требуют внимания, оказания помощи данной категории больных как  со стороны близких, окружающих, так  и со стороны общества в целом.

Люди  с опасением относятся к инвалидам, тем более, если известно, что он больной психическим заболеванием. Поэтому соседи и друзья предпочли  меньше общаться с человеком, который  болен психическим заболеваниям. Страдают от отношения со стороны  общества не только больные, но и их родственники. Такое отношение общества к больному приводит к социальной изоляции семьи больного. Такое отношение  окружающих к человеку, страдающему  психическим заболеванием, приводит к формированию у него комплекса  неполноценности, усугублению симптомов заболевания [46].Нередка ситуация, когда человек, страдающий психическим заболеванием, попадает в тюрьму, обычно в момент обострения основной болезни, когда у больных появляется страсть к бродяжниченью, токсикомания или другие противозаконные действия.

Основную  помощь больные психическими расстройствами получают от родственников и социальных служб. Обращает на себя внимание, что  церковь и светские общественные организации практически отстранились от помощи больным психическими заболеваниями, а социальная служба далеко не всегда выполняет возложенные на нее  обязанности.

Большая часть больных психическими заболеваниями  являются инвалидами и пенсионерами. Сегодня размер пенсий по старости и инвалидности не обеспечивает нормального  существования, а других источников доходов у больных, как правило, нет, и им приходится рассчитывать лишь на помощь других членов семьи или  благотворительных организаций. Поэтому  неудивительно, что почти треть больных (31,3 %) живут в бедности или имеют доход ниже прожиточного минимума [28].

В настоящее  время материальное положение человека и его жилищные условия тесно  связаны между собой. Не имея достаточных  средств, крайне сложно улучшить свои жилищные условия.

Наиболее  сложной проблемой представляется информирование больных и их родственников в связи с высокой актуальностью для них предполагаемой информации, которая затрагивает уязвимые стороны их психики и фрустрирующие аспекты личного опыта.

Проблема  принятия болезни семьей. Принятие болезни семьи осознание ее отдельных проявлений важный фактор в лечении психического расстройства. Непринятие болезни приводит к конфликтам. Медицинские работники должны помогать больному его семье формировать правильное отношение к болезни.

Проблемы  в детско-родительских отношениях, например, чрезмерная зависимость больного от матери. В этом плане важной задачей работников сферы психического здоровья является – в рамках психообразования дать родственникам представление о стилях взаимоотношений, ведущих к психологическим сложностям (гиперопека и отвержение); о типах взаимоотношений с матерью и с отцом, которые способствуют психическому здоровью и развитию личности. Важно показать, что нормальная забота соответствует нуждам ребенка (или взрослого больного) и помогает ему развиваться в том, в чем он еще несамостоятелен.

Взаимоотношение с окружением. Проблема «жизни вокруг болезни», «потери себя» родственниками, помогающими больному и хроническом неудовлетворении их собственных потребностей. Родственникам необходимо пояснять целесообразность сохранения и развития собственных, не связанных с болезнью близкого человека интересов. Рекомендуется курс психотерапии. Отношение к психически больным и психиатрии сотрудников правоохранительных органов представляется значимым не только в отношении толерантности к психически больным в целом, но и применительно к их участию в социальной поддержке и организации психиатрической помощи психически больным. Известно, что Отношение к психически больным сотрудников отделов кадров и лиц, выступающих как потенциальные работодатели, существенно влияет на социализацию психически больных, так как определяет их возможности трудоустройства.

 

  Проблемы людей с психическими  заболеваниями, находящихся на  принудительном лечении в московской  психиатрической больнице № 5

Необходимость данного исследования состоит в  комплексном изучении проблем людей  с психическими заболеваниями, находящихся  на принудительном лечении в Московской психиатрической больнице № 5 с позиции  непосредственных потребителей этих услуг  – пациентов. Актуальность темы исследования определяется тем, что психические расстройства могут изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку; психиатрическая помощь может быть использована в немедицинских целях, и тем самым может наноситься ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, международному престижу государства. Проблема оказания  лицам с психиатрическими заболеваниями в нашей стране стоит очень остро. Это связано с тем ,что психическое здоровье является, в определённой степени, базисным элементом общественного здоровья. В большом количестве исследований показано, что здоровье человека в значительной степени зависит от его психического состояния. К примеру, наличие депрессии ухудшает физическое здоровье, способствуя развитию соматической патологии, увеличивает смертность в 1,5-2 раза. Ощущение безысходности, подавленность, тревожность приводят к угнетению иммунной системы, что способствует развитию онкологической патологии. Наличие озлобленности, гневливости ведет к значительному сокращению продолжительности жизни. Эмоциональный стресс в острой или хронической форме приводит к формированию психосоматической патологии, резко снижает трудовую и социальную активность людей, уменьшая профессиональное и физическое долголетие.

Информация о работе Медико-социальная работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями