Медико-социальная работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:12, дипломная работа

Описание

Мировая практика свидетельствует, о том, что специалист по социальной работе обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. В последние годы в России сохраняется тенденция роста показателя болезненности психическими расстройствами, особенно непсихотического характера.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие представления о психическом здоровье 8 и его нарушениях.
Глава 2. Медико-социальные проблемы лиц, страдающих психическими 22 заболеваниями.
Глава 3. Содержание и методика медико-социальной работы с лицами, 39 страдающими психическими заболеваниями.
Заключение 48
Список использованной литературы. 50
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 253.26 Кб (Скачать документ)

неотложная  психиатрическая помощь;

консультативно-диагностическая» лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;

все виды психиатрической экспертизы, определение  временной нетрудоспособности;

социально-бытовая  помощь и содействие в трудоустройстве  лиц, страдающих психическими расстройствами;

решение вопросов опеки.

Оказание  социально-медицинской помощи лицу, страдающему психическим расстройством, проводится после получения его  письменного согласия, за исключением  случаев, предусмотренных в законе. Специалисты, оказывающие помощь обязаны  предоставить лицу, страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию об услугах и видах помощи и ожидаемых результатах. О предоставленной информации делается запись в медицинской документации. Социально-медицинская работа может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, а также при недобровольной госпитализации.

Лицо, страдающее психическим расстройством, или  его законный представитель имеют  право отказаться от предлагаемого  медико-социального обслуживания или  прекратить его.

 В соответствии с Положением об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную социально-медицинскую помощь лицам, страдающим психическими заболеваниями, являются психиатрическая больница, психоневрологическая больница, психиатрическая больница со строгим наблюдением, лечебно-производственные государственные предприятия для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.[1]

 

Деятельность  в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах:

- соблюдение  прав человека и гражданина;

- предоставление  государственных гарантий в сфере  социального обслуживания;

- обеспечение  равных возможностей в получении  социальных услуг и их доступности  для граждан пожилого возраста  и инвалидов;

- преемственность  всех видов социального обслуживания;

- ориентация  социального обслуживания на  индивидуальные потребности граждан  пожилого возраста и инвалидов;

- приоритет  мер по социальной адаптации  граждан пожилого возраста и  инвалидов;

- ответственность  органов государственной власти, органов местного самоуправления  и учреждений, а также должностных  лиц за обеспечение прав граждан  пожилого возраста и инвалидов  в сфере социального обслуживания [41; 42].

Государство гарантирует человеку возможность  получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств [29]. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяются следующие  формы социального обслуживания:

1) социальное  обслуживание на дому, включая  социально-медицинское обслуживание;

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное  социальное обслуживание в стационарных  учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и  других учреждениях социального  обслуживания независимо от их  наименования);

4) срочное  социальное обслуживание в целях  оказания неотложной помощи разового  характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

5) социально-консультативная  помощь, направленная на адаптацию  граждан пожилого возраста и  инвалидов в обществе, ослабление  социальной напряженности, создание  благоприятных отношений в семье,  а также обеспечение взаимодействия  личности, семьи, общества и государства.  Данная форма ориентирована на психологическую поддержку, активизацию усилий пожилых людей и инвалидов в решении собственных проблем. В качестве одной из мер предусмотрена помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов [41; 46]. Данный Федеральный закон регламентирует порядок оплаты надомного, полустационарного и стационарного обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях социального Обслуживания. К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания инвалидов относится психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания лиц, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В психоневрологический интернат принимаются лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояние которых характеризуется отсутствием острой психической симптоматики, наличием слабоумия или грубых проявлений психического дефекта [12; 28]. В целях дальнейшего совершенствования системы социально-бытового обслуживания и в соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 20 июля 1993 г. создаются центры социального обслуживания, которые являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи лицам с психическими болезнями. Структура центра предусматривает наличие различных подразделений социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др.

Отделение социальной помощи на дому создаётся  для осуществления постоянного  или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания в надомных условиях лиц с психическими болезнями, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию; отделение дневного пребывания предназначено для бытового, медицинского, культурного обслуживания, организации их отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни; служба срочной социальной помощи оказывает неотложную помощь разового характера, направленную на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в этом. К основным направлениям деятельности службы наряду с предоставлением бесплатного горячего питания или продуктовых наборов, одежды, обуви и других предметов первой необходимости относится также предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи, содействие в получении временного жилья и оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия».

Вместе с тем  вся эта система не в состоянии  в настоящее время компенсировать и преодолеть трудности, с которыми сталкиваются люди, имеющие психические  болезни, особенно на первых этапах адаптации  к новым условиям существования  и жизнеобеспечения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав литературу по теме исследования, можно  сделать вывод, что больные психическими расстройствами представляют собой  специфическую социальную группу, имеющую  существенные особенности условий  и образа жизни.

Психическое здоровье имеет непосредственную связь  с состоянием физического здоровья. Нарушения соматического здоровья могут вызвать кратковременное  психическое расстройство или хроническое  заболевание.

Социальные  факторы также оказывают немалое  влияние на психическое здоровье. К социальным фактором относятся семейное благополучие или неблагополучие, наличие или отсутствие работы, жилья, удовлетворённость или неудовлетворённость социальным положением.

Социальная  активность, широкий круг коммуникативных  связей положительно сказываются на эмоциональном состоянии, повышают способность противостоять стрессам.

Многие  из факторов формирования путей развития психических расстройств и неудовлетворительного  состояния психического здоровья поддаются  воздействию. Ключевым элементом охраны психического здоровья является профилактика.

Лица  с психическими расстройствами страдают не только по причине своей болезни, но и из-за отсутствия помощи, понимания  со стороны окружающих. В повседневной жизни подобное отношение не даёт таким людям возможности вновь  стать полноценными членами общества, обрести нормальное жилище и работу, вести достойную общественную жизнь.

Помощь  больным должна оказываться с  позиций биопсихосоциального подхода соответственно с природой психических болезней. Эта помощь подразумевает медикаментозное лечение, психологическое влияние на особенности его взаимоотношений с членами семьи, социальную адаптацию и поддержку

Комиссия  ООН по правам человека постановила, что помимо того, что медицинская  помощь должна рассматриваться в  качестве одного из основных прав человека, страдающего психическим заболеванием, такие люди должны быть защищены от потенциальных угроз. Ведь даже в  странах с развитой демократией  лица с психическими заболеваниями  часто бесправны.

Признано, что состояние психического здоровья населения влияет на интеллектуальный потенциал нации, развитие производительных сил и трудовых ресурсов, обороноспособность страны, морально-нравственную атмосферу  в обществе в целом и в отдельных  его слоях и группах, во многом определяя уровень развития общества, его социально-политические и экономические  перспективы. Исходя из этого, нужно  создавать программы профилактики психических заболеваний населения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     
    I. Официальные документы, законодательно-нормативные  акты

 
 
  1. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при  ее оказании»// Ведомости СНД и  ВС РФ, 20.08.1992, N 33, ст. 1913.

    II.Научная, учебная и методическая литература

 
  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.127с.
  2. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М., 2000. 351с.
  3. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1993. 16с.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1998.129с.
  5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. - М., 1995. С.15-17
  6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Педагогика, 1973. 28с.
  7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. - М.: Просвещение, 2005.67с.
  8. Ганнушкин П.Б. Избранные труды, М., Медицина, 1964.173с.
  9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск, 1998.145с.
  10. Гуслова М. Н. Теория и методика социальной работы. – М.: Академия, 2007, 160 с.
  11. Дворянчиков Н. В. Сафуанов Ф. С. Сулимовская Е. И. Медицинская и судебная психология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. – М.: Генезис,  3-е изд. 2009, 606 с.
  12. Дети с отклонениями в развитии: Метод. пособие / Сост. Н. Д. Шматко. - М.: Аквариум, 2007.342с.
  13. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 2006. 234с.
  14. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 2003.123с.
  15. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., изд-во МГУ, 2009.435с.
  16. Капустин С. А. Теории нормальной и аномальной личности в классических направлениях психотерапии: проблема интеграции –  М.: УМК «Психология», 2000. 142с.
  17. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2007, 960 с.230с.
  18. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1991.173с.
  19. Лебединский В.В., Никольская О.С. Нарушения психического развития у детей. - М., 2005.234с.
  20. Леонгард. Акцентуированные личности. - М., 2001.174с.
  21. Лытаев С. А., Овчинников Б. В., Дьяконов И. Ф. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2008.173с.
  22. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997. - № 6. 4с.
  23. Манько Ю. В., Оганян К. М. Теория и практика социальной работы. – СПб.: Петрополис, 2008, 276 с.
  24. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: Теория, технологии, образование. – М.: Наука, 1999. – 238с.
  25. Мартыненко А.В. Проблемы становления в России медико-социальной работы как профессиональной деятельности. – М.: Медицина. 1995. – С. 41-44.
  26. Медико-социальная работа в наркологии. Архангельск: Изд-во  Архангельской гос. Мед. Академии. – 1998. 112 с.
  27. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: Академия, 2-е изд. 2009, 272 с.
  28. Мельникова Ю. В. Значение психопатологического диатеза для социальной адаптации больных эндогенными психозами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 2008. – № 1. – С. 17-20.
  29. Менделевич В. Д.  Клиническая и медицинская психология. – М.: М.Е.Д. пресс-информ, 2008, 592 с.
  30. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - Москва - Воронеж, 2006,341с.
  31. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – М., 2003.43с.
  32. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.23с.
  33. Петрова В.Г., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология. - 1995. - № 2. - С. 19-22.
  34. Пограничная психиатрия. / Под ред. Ю. А. Александровского. – М.: РЛС -2006, 1280 с.
  35. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 2006.238с.
  36. Психология / Под ред. А.А. Крылова. СПб, 2008.183с.
  37. Сидоров П. И., Парняков А. В. Клиническая психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, 880 с.
  38. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  39. Соловьева С. Л. Медицинская психология. Новейший справочник практического психолога. – М.: Сова, АСТ, 2006, 576 с.
  40. Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2006.45с.
  41. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.15с.
  42. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. - М., 2000. - С.247-278
  43. Фирсов М. В. История социальной работы. – М.: Академический проект, 2007, 607 с.
  44. Фролова Ю. Г. Медицинская психология. – Мн.: Вышэйшая школа, 2009, 383 с.
  45. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами. – М.: Дашков и Ко, 2009. 453 c.
  46. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Изд-е 2-е, доп. Рек.УМО вузов по социальной работе. – СПб.: Питер, 2004.16с.

 
 

 
 
 

                                                                                                               Приложение 1

                              БЛАНК ИНТЕРВЬЮ

 

Пациент - ________________________________________

Дата  интервью ____________________________________

 

ДАННЫЕ  ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ:

 
  1. Пол респондента:

    1) мужской

    2) женский

    2.Возраст респондента:

    3)от 20 до 30

    4)от 31 до 45

    5) от 46 до 65

    6) более  66

    3.Образование  респондента:

    7) среднее

    8) среднее  специальное

    9) высшее

    10)другое_____________________________________

    4.Группа инвалидности респондента:

    11) первая

    12) вторая

    13) третья

    5.Семейное положение респондента:

    14) женат/замужем

    15)разведен/на

    16) другое____________________________________________________

 

    6.Вид правонарушение, за которое находится на принудительного    лечении в стационаре: 

    17)убийство

    18)кража, разбой

    19)изнасилование

      7. Срок, на который  пациент помещен  на лечение:

   20. до года

   21. от 13 месяцев по 3-х лет

   22. от 3-х лет 1 месяца до 5-ти  дет

   23. более 5,5 лет

  ВОПРОСЫ К ПАЦИЕНТУ:

  8.  Считаете ли Вы, что у Вас есть  психическое заболевание?

  24) да

  25) нет

  26) затрудняюсь ответить

 

9. Раскаиваетесь ли  Вы в совершенном  правонарушении?

27) да

Информация о работе Медико-социальная работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями