Медико-социальные основы и проблемы воспитания детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:15, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, что отличает их интеграцию в обществе и создает предпосылки для независимой жизни.
В соответствие поставленной целью дипломной работы определены задачи:
- раскрыть проблемы семей воспитывающих детей - инвалидов;
- рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
- воспитание чувства собственного достоинства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


I МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.1 Основы семейного воспитания детей-инвалидов 6
1.2 Социально – психологические проблемы семьи, воспитывающие ребенка – инвалида 11 1.3 Социально – экономические проблемы семьи, воспитывающие ребенка – инвалида 18


II ТЕХНОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 2.1 Содержание понятия «реабилитация», виды реабилитации 22 2.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 31 2.3. Особенности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 37

III ТРУДНОСТИ И ПРЕОДАЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
3.1 Трудности медико-социальной реабилитации детей-инвалидов 42
3.2 Развитие способностей преодоления трудностей медико-социальной реабилитации 44
3.3 Проект «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями» 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМКА.doc

— 456.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

 

 

I МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

1.1 Основы семейного воспитания детей-инвалидов                                     6

1.2 Социально – психологические проблемы семьи, воспитывающие        ребенка – инвалида                                                                                          11                        1.3  Социально – экономические проблемы семьи, воспитывающие          ребенка – инвалида                                                                                            18 

 

 

II ТЕХНОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ                 ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ                                                                                                                     2.1 Содержание понятия «реабилитация», виды реабилитации                      22 2.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями                                                                                                   31               2.3. Особенности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями                                                                                                      37

 

III  ТРУДНОСТИ И ПРЕОДАЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

3.1 Трудности медико-социальной  реабилитации детей-инвалидов               42

3.2 Развитие способностей преодоления трудностей медико-социальной реабилитации                                                                                                         44

3.3 Проект «Центр независимой  жизни для детей с ограниченными  возможностями»                                                                                                    48

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    56

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                    59

 

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн. человек  с нарушениями психического и  физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 млн. детей с ограниченными возможностями).

Более того, в нашей  стране, как и во всем мире, наблюдается  тенденция роста числа детей-инвалидов. В Казахстане частота детской  инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

В 2008 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 370 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. 2-3% детской популяции.

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей  с врожденными наследственными  заболеваниями, среди них 70-75 % является инвалидами.

Количество инвалидов по Акмолинской области на 2008 год 27 418 человек, в том числе инвалидов 1 группы 2 838 человек, 2 группы 11 610 человек, 3 группы 10 689 человек, детей до 16 лет 1 884, детей от 16 до 18 лет 397. На 2009 год в  Акмолинской области на учете состоят 118 детей с ограниченными возможностями и инвалидов: из них 106 инвалидов (2 группы 4 человека, 3 группы 5 человек, детей инвалидов до 16 лет 97); 16 детей обучаются на дому (получают материальное обеспечение), 4 детей обучаются в специальной школы, 4 детей в вспомогательной школе №20 в г. Кокшетау, 22 ребенка дошкольного возраста, 15 детей не обучаются, 1 ребенок обучается в школе глухих, 3 ребенка обучаются в интернате, 56 обучаются в общеобразовательных школах, 26 из них получили заключение назначить социального работника.

Социальная защита инвалидов  и работа по их реабилитации и интеграции осуществлялась в рамках принятого в 2005 году ЗРК «О социальной защите инвалидов РК», и Программа реабилитации инвалидов на 2006-2008 годы.

Инвалидность у детей  означает существенное ограничение  жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживание, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существенную систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т. д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В настоящее время  процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи, социальные работники и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Социальная политика, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от “нормального” детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.

Следствием ориентации общества и государства на эту  модель является изоляция ребенка с  ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентаций.

Стремясь изменить эту  негативную традицию, мы используем понятие  “человек с ограниченными возможностями”, которое стало все чаще использоваться в нашем обществе.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем  той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Цель дипломной работы - содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, что отличает их интеграцию в обществе и создает предпосылки для независимой жизни.

В соответствие поставленной целью дипломной работы определены задачи:

- раскрыть проблемы семей воспитывающих детей - инвалидов;

- рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов; 

- воспитание чувства собственного достоинства;

- проанализировать правовые аспекты организации медико-социальной работы;

- разработать программу  реабилитации детей-инвалидов.

  Объектом исследования является семья с детьми инвалидами.

  Предметом исследования являются технологии социальной работы с детьми-инвалидами.

Гипотеза - социальная работа с детьми с ограниченными возможностями не достаточно развита, предлагаемые формы и методы работы  доступны не всем, и в целом требует рассмотрения и доработки с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка-инвалида.

Семья, ближайшее окружение  ребенка – инвалида - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

 В нашем обществе  в течение длительного времени  доминировала установка на воспитание  и образование детей – инвалидов  только в рамках государственной  системы социальных школ и учреждений интернатного типа. Это, по мнению специалистов, привело к созданию кризисной ситуации. 

     Общественный процесс как процесс гуманизации общественных отношений с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых инвалиды и семьи. Воспитывающих детей – инвалидов, являются одной из наиболее многочисленных групп.  

      Родители ребенка с недостатками в развитии времени чувствуют себя очень одиноко. В такие моменты они обычно нуждаются в помощи, но кроме сочувствия окружающие вряд ли что могут им дать. Позаботится о поддержке таких семей под силу только государство.   

    Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы, которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное  специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

  Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.

      Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст.

   

 

 

 

 

I  Медико-социальные основы и проблемы воспитания детей-инвалидов

 

    1. Основы семейного воспитания детей-инвалидов

 

Сегодня каждая семья  сталкивается с целым рядом острых проблем, которые имеют общесоциальный характер и существуют не только для  семьи, но и для отдельных людей, для всех общественных институтов. Они порождены экономическими трудностями, неразвитостью социальной инфраструктуры, включая систему обслуживания, несовершенством заканадательства.  Эти проблемы структурируются по основным функциям семьи: экономической, репродуктивной. психологической и др. Накопившиеся в прошлом проблемы наложилась на трудности переходного периода без адекватного механизма их решения. В наибольшей степени снижение жизненного уровня характерно для семьи, имеющие двух и более детей, а также семьи, воспитывающие ребенка – инвалида. 

Социальная дезадаптация - нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в  отношении детей-инвалидов в результате социальной недостаточности или  социальной дисфункции. Это такое  нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения:    

     - ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом);

     - ограничение подвижности (передвигаться во времени и пространстве);

     - ограничение способности заниматься обычной деятельностью;

     - ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности;

     - ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.

      Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.

Особенностью современной  патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний  в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической  патологии внутренних органов.

В развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет  тенденцию к увеличению. Число  детей-инвалидов в Республики Казахстан  на начало 2008 г. составило 370 тысяч и продолжает увеличиваться (из них 57,7 % - мальчики, 42,3 % - девочки)       рис. 1. Согласно государственному докладу 2007 г. «О положении детей в Республики Казахстан» самая многочисленная группа  дети 10-14 лет (47,1 %), вторая по численности дети 5 - 9 лет (29,4 %), третья по численности дети от 16 до 18 лет (23,5 %) рис. 2.   Инвалиды детства в РК составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов, впервые зарегистрированных в органах социальной защиты, среди инвалидов до 39 лет - 55,6 %.

 

Количество детей инвалидов  в Казахстане на 2008 год по категориям (мальчики, девочки).

 

 

                                         Рисунок 1

 

 

 

Дети с ограниченными  возможностями по возрасту.

 

                                                Рисунок 2

 

 

 

Слово «инвалид» в  переводе с английского означает больной, неполноценный, нетрудоспособный, с латинского - «беспомощный». В настоящее  время постепенно утверждается противоположная  точка зрения: инвалид - человек, имеющий  определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права и возможности с остальными членами общества. В Казахстане также возрастает общественное движение людей с ограниченными возможностями на защиту своих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступ к участию во всех сферах жизни общества.

Информация о работе Медико-социальные основы и проблемы воспитания детей-инвалидов