Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:23, курсовая работа
Влияние сект на людей огромно. Особенно это положение распространяется на людей не знакомых с традиционными религиями и позволившими себя воодушевить появляющимися у них во время пребывания в сектах видениями рая. Всегда находились люди, предлагавшие себя другим в качестве спасителей человечества и легко находившие большое количество легковерных, примыкающих к ним и верящим им.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Сектантство: понятие, типология, способы вербовки 6
1. 1. Сущность и виды религиозных организаций.
Понятие религиозных сект 6
1. 2. Классификация сект 10
1. 3. Способы вербовки в сектах 14
2. Анализ секты Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая вода» 22
2. 1. История возникновения секты Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода» 22
2.2. Анализ результатов исследования 26
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение А 42
Федеральное агентство по надзору за образованием и наукой
Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского государственного университета
Гуманитарное отделение
Работа выполнена студентом
III курса группы С-071
Багаутдиновой Д.Ф.
Научный руководитель
доцент, к.с.н.
Макеева М.Е.
допущена к защите защищена с оценкой «________»
«__» ________2010г. «__» ________2010г.
_________________ __________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Сектантство: понятие, типология, способы вербовки
1. 1. Сущность и виды религиозных организаций.
Понятие религиозных сект
1. 2. Классификация сект
1. 3. Способы вербовки в сектах
2. Анализ секты Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая вода» 22
2. 1. История возникновения секты Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода»
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А 42
ВВЕДЕНИЕ
Влияние сект на людей огромно. Особенно это положение распространяется на людей не знакомых с традиционными религиями и позволившими себя воодушевить появляющимися у них во время пребывания в сектах видениями рая. Всегда находились люди, предлагавшие себя другим в качестве спасителей человечества и легко находившие большое количество легковерных, примыкающих к ним и верящим им.
Секты оперируют прежде всего обещаниями исполнения надежд на лучшую жизнь; удовлетворения стремления к гармоническому существованию и, наконец, обещанием спасения души после смерти. Акцент иногда делается на необходимость поиска в себе некой силы и поиска нового смысла жизни. В процесс поиска в себе нового смысла, особенно по отношению к людям, не имеющим этого смысла, возникает заполнение имеющегося в их сознании вакуума информацией, отражающей точку зрения руководителя секты, последний выступает в качестве фальшивого бога. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию.
Религиозный маркетинг - это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Процессы, происходящие в современной России, сложившаяся социально-политическая, экономическая, духовно-нравственная ситуация, неспособность во многих случаях государственных структур решать поставленные перед ними задачи, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, делению на социальные группы разной, в том числе деструктивной направленности. В таких группах, в основном декларирующих приверженность идейно привлекательным традициям и поиску новаций во всех сферах социальной жизни, личность стремится найти защиту от всего негативного, что её окружает в обществе, при этом, пытаясь реализовать своё стремление к идентификации и самосовершенствованию.
Развитие сектантства - это объективный процесс, связанный с духовными и материальными интересами и потребностями людей. Кризис в духовной жизни общества, вакуум в идеологии и отсутствие общегосударственной национальной идеи ведёт не только к росту преступности, но и деградации общественных институтов и личности. Этот вакуум стремятся заполнить представители различных сект, которые получили широкое распространение в России в последние годы.
Следует отметить, что государство и общество оказались не готовы к такому взрыву религиозной и проповеднической активности, и в результате новообразовавшиеся религиозные организации оказывают огромное влияние на общество. Вопросы существования, распространения и влияния новых религиозных движений стоят сегодня достаточно остро не только в России, но и за рубежом. Поэтому вопрос по-прежнему остается открытым и актуальным. В силу этих обстоятельств, проблема комплексного научного изучения различных сторон деятельности современных религиозных организаций приобретает особую теоретическую и практическую значимость. К сожалению, на данный момент научно не достаточно изучены вопросы исторического развития сектантства как уникального социального феномена, а также выявления, предупреждения и пресечения вступления людей в различные сектантские движения и организации. В этом плане одним из актуальных и в то же время наименее изученным вопросом является проблема механизмов вербовки, которое широко практикуется в современных религиозных организациях. Сегодня в России имеются секты различных религиозных направлений. Нас заинтересовало то, какое место в жизни гражданина России занимают эти религиозные общества. Для этого мы проанализировали одну из сект в Новокузнецке Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода», так как на неё есть свободный выход и возможность получения необходимой информации.
Цель исследования: выявить способы вербовки людей в сектантские организации на примере организации Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода». Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Дать определения понятиям "религиозная организация", "религиозная группа", "секта";
2. Сущность и виды религиозных организаций.
3. Выявить религиозные организации и охарактеризовать организации, имеющие признаки сектантской религиозной деятельности.
4. Обосновать метод и выборку исследования, проведение опроса (анкетирование).
5. Выявить способы вербовки.
Объект исследования: Сектанские организации
Предмет исследования: Способы вербовки людей в сектанские организации ( на примере Церкви Христиан Веры Евангельской «Живая Вода» )
Гипотеза исследования: В религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода» применяются различные способы вербовки людей: печатная продукция, непосредственный контакт с вербуемыми.
ГЛАВА 1. СЕКТАНСТВО: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ, СПОСОБЫ ВЕРБОВКИ.
1. 1 Сущность и виды религиозных организаций. Понятие религиозных сект.
Возникновение религиозных верований - одна из великих загадок, которую пытается решить наука. Помимо трёх основных мировых религий - буддизм, христианство и ислам - существует множество других верований, которые образовались, опираясь на эти три основные религии. Как правило, такие вероучения проповедуют религиозные организации или группы, или, как их называют в народе - секты.
Секта (от лат. secta учение, направление, школа) религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления[1].
Отсутствие чётких и устойчивых признаков у терминов "секта", "культ", тем более "тоталитарная секта", "деструктивный культ" и "психокульт" позволяют при желании причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение.
Этимологически слово секта происходит от лат. secta от sequ "следовать за кем-то, повиноваться"; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат. sector и другими производными от seco "резать, разделять, отсекать"[2]. Понятие "секта" трудно приложимо к религиозным организациям, существующим более 100 200 лет.
Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозные группы могут совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей[3].
Своеобразие "секты", согласно М.Веберу, заключается в том, что она всегда формируется как замкнутое объединение общин, так что принадлежность к секте зависит всегда от вступления на основе договора в отдельную общину. Церкви же - учреждения, которые ведают делом спасения для всех. Секты, напротив, хотят быть общиной избранных.
Вебер различает церковь и секту, руководствуясь чисто социологическим критерием, а не оценочным: церковь обращена ко всем членам общества, тогда как вступление в секту является сознательно принимаемым решением; оно обязывает к большему, чем принадлежность к церкви, предполагается активное участие членов секты в ее деятельности. Секта несет ответственность за своих членов и исключает тех, кто не выполняет обязательства, добровольно взятые при вступлении в нее. Поэтому принадлежность к секте может служить достаточно серьезной гарантией респектабельности человека, свидетельством того, что с ним можно иметь дело[4].
Э. Трельч предложил несколько иную типологию[5]. Он различал три типа организации - церковный, сектантский и мистический. Церковь стремится "завоевать мир для Христа" и принимает общество таким, как оно есть, демонстрируя социальный конформизм. Секты, напротив, стремятся не к спасению общества, а к жизни в строгом соответствии с этическими установлениями Христа, а потому для них характерно неприятие "мира", протест против его "неправды". Выделение из церкви сект - это попытка восстановить заботу о социальной справедливости и равенстве, которой поступается церковь во имя сохранения влияния на общество. Мистики еще дальше отстоят от мира и стремятся к достижению чувства единства с богом. У них другая забота, нежели стремление стать образцом этического совершенства. У Трельча критерием различения типов религиозных организаций становится их отношение к социальной действительности. Церковь тяготеет к государственности, государственной церковности, консервативности. Секта - это религиозная оппозиция, религиозное выражение отчуждения от мира, его неприятие. Это община верующих, враждебных государству и обществу. Бог церкви благословляет существующее положение вещей, бог секты-проклинает, осуждает. Источник сектантства - социальная несправедливость, протест униженных и оскорбленных. Ранее христианство было антиимператорской сектой обездоленных, позже оно становится государственной церковью Римской империи. Религиозность церковная и религиозность сектантская существенно различны по своим социальным и политическим импликациям.
Вебер и Трельч сводили религиозные объединения в основном к двум типам - церковь и секта.
Следующий шаг в разработке типологии религиозных организаций был сделан Р. Нибуром в 20-х годах. Он представил секту и церковь как этапы в развитии религиозной организации: секта может развиться в церковь, церковь-стать сектой. Нибур ввел понятие деноминации для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, организационного оформления. Он обратил внимание на отсутствие четких границ между церковью и сектой, уже сложившейся и утратившей былую оппозиционность. Отрицание "мира" сменяется принятием, секты перестают отличаться от церкви в своем отношении к миру, хотя в ряде других отношений они не подходят под понятие "церковь". Такие промежуточные организации и получают название деноминация[6].
Г. Беккер предложил другое обозначение "застывшей" секты, утратившей критический дух-вероисповедание. Секты, существующие длительное время, становятся в конце концов вероисповеданиями, например методизм. Он предложил также еще одно понятие-культ. Как правило, это напоминающее секту по отношению к миру объединение людей, не приемлющих ценности, существующие в обществе, официальные взгляды и так далее. Это достаточно аморфные объединения, подчас с очень большим числом последователей, которые сплачиваются вокруг какого-либо религиозного лидера харизматического типа. Примерами современных культов могут служить спиритуализм, движение трансцендентальной медитации, вера в астрологию. Иногда этот термин используется для обозначения милленаристских (от лат. nullenium - тысячелетие) движений за установление тысячелетнего царства Христа[7].
Все эти понятия основаны на анализе христианства, отражают присущие ему особенности религиозной организации. Однако в ряде крупных религий нет развитой бюрократической иерархии, например в индуизме. Применительно к исламу можно говорить о сектах. И в других мировых религиях существуют такого рода группировки. Но они не обязательно включены в дихотомию "секта - церковь".
Понятия "церковь", "секта", "деноминация", "вероисповедание", "культ" можно считать достаточно условными. Тем не менее они оказываются полезными для анализа важных тенденций, характеризующих состояние и формы религиозной жизни. В современном мире проблемы типологии приобретают существенное значение в связи с развитием внецерковной религиозности, растет внимание исследователей к соотношению внутренней религиозности индивида и церковной институализированной религиозности с жестко фиксированной доктриной, ритуалом, организацией. Разработка типологии является важным компонентом развития эмпирических исследований религиозных групп.
1. 2. Классификация сект.
Секты классифицируются по типам религиозного руководства:
1) харизматические секты, возникновение и деятельность которых связаны с появлением тех или иных провидцев, пророков и тому подобное; к таким религиозным организациям относятся, например, некоторые секты духовных христиан;
2) авторитарные секты, руководство которых опирается на многолетние традиции, обычаи, связанные с происхождением, генеалогией «вождей»; к этим сектам относятся духоборы, молокане и другие;
3) иерархические секты, или секты церковного типа; члены этих организаций подчиняются руководству не из-за личных заслуг руководителей, а в результате убеждения в том, что те получили свои посты на основании устава секты (мен-нониты, баптисты, евангелисты и другие);
4) теократические секты, которые стремятся к созданию религиозно-теократической организации; к этому типу сект можно отнести Свидетелей Иеговы и другие[8].
Для большинства сект характерна строгая структурно-организационная и должностная иерархия. Организационные и, естественно, должностные звенья секты обычно строго субординированы: указание вышестоящего лица или органа для нижестоящего является законом, выполнение которого строго обязательно. Рядовым верующим стремятся внушить мысль о том, что пресвитеры «поставлены на служение самим Богом, выполняют его волю». В разработанном, например, священником И.Е. Воропаевым наставлении «О служителях в Церкви Христовой» говорится, что пресвитер «должен охранять Церковь Христову от разных лжеучений и ересей... не допускать в нее лжепророков, которые приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, быть врачом и хирургом: он для спасения целого тела Церкви не должен стесняться, хотя и с болью души, отнимать от тела отдельные члены, радуясь за спасение целого тела... Лучше без глаза или ноги быть в Царстве Божием, нежели сохранить все члены для геенны огненной. Он, как врач, должен врачевать больных членов и исцелять словом Божиим»[9].