Механизмы вербовки в секты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание

Влияние сект на людей огромно. Особенно это положение распространяется на людей не знакомых с традиционными религиями и позволившими себя воодушевить появляющимися у них во время пребывания в сектах видениями рая. Всегда находились люди, предлагавшие себя другим в качестве спасителей человечества и легко находившие большое количество легковерных, примыкающих к ним и верящим им.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Сектантство: понятие, типология, способы вербовки 6
1. 1. Сущность и виды религиозных организаций.
Понятие религиозных сект 6
1. 2. Классификация сект 10
1. 3. Способы вербовки в сектах 14
2. Анализ секты Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая вода» 22
2. 1. История возникновения секты Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода» 22
2.2. Анализ результатов исследования 26
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение А 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по сектам последня1.doc

— 279.00 Кб (Скачать документ)

        Руководящие лица имеют неограниченные права в общинах. Например, пресвитеры, епископы, разъездные проповедники евангельских христиан-баптистов обычно живут за счет труда рядовых верующих.

Секты делятся на[10]:

        -Теократические секты. Некоторые секты в своих вероучениях исходят из библейского мифа о создании религиозно-теократической организации на земле во главе со 144 тысячами христиан верного остатка. Наиболее распространенными представителями этого типа культов являются приверженцы секты «Десное братство» (ильинцы), Свидетели Иеговы, апокалипсисты. Для них характерны крайний фанатизм, жестокость, конспиративная деятельность.

        Вступающие в секту «Десное братство» дают клятву: «Обещаю устанавливать новозаветное всемирное братское царство, распространять твой призыв к бессмертию и общечеловеческой религии. Если за это восстанет на меня сатана, то я готов пойти на мученическую смерть».

Иеговисты отвергают все православные обряды и таинства, почитание святых и весь культ, чтят субботу и еврейские праздники, вместо крещения проводят обрезание. Молитвенные собрания сводятся у них к чтению религиозной литературы и пению гимнов (тропарей и кондаков), которые поются на мотивы русских, польских и немецких народных песен. Собрания «дружин», на которых изучается религиозная литература, проводятся тайно, на квартирах сектантов. «Дружины» имеют в составе пять и более членов секты, возглавляются проповедниками, во всей своей работе руководствуются указаниями «святохранов» области, края, республики.

        Свидетели Иеговы наиболее ярко воплощают в себе черты теократического культа. Эти черты проявляются, например, во время празднования дня воспоминания о смерти Христа, за неделю до православной Пасхи. В день праздника устраиваются общие собрания, на которых совершается таинство вкушения хлеба и вина как крови и тела Христа. Правом первыми употребить хлеб и вино пользуются лишь помазанники. При их отсутствии никто прикасаться к хлебу и вину не может.

        Помазанник, как правило, иеговист с особыми заслугами, в совершенстве знающий вероучение, имеющий большой стаж пребывания в секте. Это – лицо, занимающее особое место и в организационной иерархии секты, и в будущем царстве Божьем.        

Нетрудно заметить, что эта секта мало похожа на обычную религиозную организацию. Это скорее фирма, организовавшая бизнес на религии.

    -    Авторитарные секты. В некоторых сектах вся внутренняя жизнь и обрядность опираются на авторитет руководителя, определяемый его происхождением, получением руководящего поста в силу традиций или законов секты. Этими сектами руководят разного рода старцы, старички, вожди, наставники, начетчики и тому подобное. К авторитарным сектам можно отнести духоборов, многие старообрядческие и православные секты.

        Особой разновидностью авторитарных сект являются авторитарно-апостольские секты, в которых для руководства всеми делами организации избирается совет 12 или 70 «апостолов», возглавляемых одним из членов совета.

        К таким культам относится, например, культ молокан общих, во внутренней жизни которых, с одной стороны, большую роль играют старцы, определяющие общественное мнение общин, выносящие безапелляционные решения по всем вопросам; с другой стороны, официальным органом общины являются 11 «апостолов» во главе с «судьей». В настоящее время молокане в значительной мере приближаются в ряде мест к сектам иерархического типа: в них роль «судьи» и «апостолов» выполняют пресвитер и члены правления общины. Наряду с этим сохраняется авторитет старцев, обычно занимающих руководящие должности в общинах.

        Ярко выраженный авторитарный характер носят общины духоборов. У них вожди обожествляются при жизни. Власть вождей здесь часто имела крайне жестокие, изуверские проявления. Управляются общины выборными советами и начетчиками.

    Жестокий авторитарный характер принял и культ православных сект: иннокентьевцев, иоаннитов, федоровцев, имяславцев и дригие.

                -Экстатические секты. В отличие от проповеднических экстатические секты располагают крепкой организацией, призванной держать членов секты в постоянном подчинении. Особенностью сект этого типа является то, что их члены доводят себя до религиозного экстаза, на почве которого возникает вера в реальное, ощутимое общение с Духом Святым, отождествление экстатических переживаний с действиями Святого Духа.

        Экстатический культ связан со стремлением обрести дар харизмы каждым членом секты, поэтому молитвенные собрания таких сект принимают характер психического самоизнурения с помощью особым образом организованных молений (радения, глоссолалии и тому подобное), приводящих всех или большинство их участников в состояние религиозного экстаза.

        К такого рода организациям относится большинство хлыстовских сект («Божьи люди», «Старый Израиль», «Новый Израиль», новохлысты, скопцы, постники, трезвенники, девственники и тому подобное), малеванцы, молокане-прыгуны, молокане-перекрещенцы,  молокане-максимисты, ряд сект старообрядцев-беспоповцев, большинство христиан евангельской веры – пятидесятников, некоторые православные секты (иоанниты, Иннокентьевны).

        Специфическим отличием хлыстовских сект от всех других являются своеобразные молитвенные собрания, получившие название радений. Устраиваются они в ночь под воскресенье или в один из религиозных праздников в доме кого-либо из сектантов. Молитвенное собрание начинается с пения специальных песен (кантов). Затем читается и толкуется «Священное Писание». Кормщик произносит проповедь. Верующие исповедуются пророку или Богородице.

1. 3. Способы вербовки в сектах.

Для начала дадим определение самому понятию вербовка, на  которое мы будем опираться.

Вербовка - деятельность специальных организаций или должностных лиц по найму, набору или привлечению людей для каких-либо работ, в какую-нибудь организацию[11].

В настоящее время на улице вы можете встретить людей, которые приглашают вас к себе или просят пожертвовать деньги, или предлагают что-то у них купить. В подавляющем большинстве случаев это представители различных сект, которые никогда не сообщают вам, ни для чего нужны эти деньги, ни что за организация вас приглашает. Почти всё, что они сообщают, есть более или менее откровенный обман. Вербовка в секту происходит без особых затруднений при наличии у человека исходного стремления к такого рода "спасению". В секте эксплуатируется неудовлетворенное желание в коллективной защите и стремление к соучастию в проявлении божественной силы. Руководителей сект нельзя недооценивать в силу их способностей понимать глубинные психологические механизмы, например, механизм возникновения тревоги, страха, с умением использовать это понимание в своих целях.

Например, на улицах молодые люди продают красивые переводные картинки, различные талисманы, фигуры животных, богов и другие безделушки. Обычно они просят за них довольно дорогую цену, а спросить, почему так много, они ответят: "Мы вам эту картинку (или ещё что-либо) дарим, а вы жертвуете на помощь студентам (или голодающим)". Или, предположим, засовывают вам в ящик листовку: "Хотите узнать себя? Хотите познакомиться с самим собой? Вы можете бесплатно пройти у нас тест"[12]. В таких тестах огромное количество подробных, причём очень интимных вопросов, и человек, заполнивший этот тест, сообщает сведения о собственной жизни неизвестным лицам. Анкета не анонимная - нужно сообщить свой адрес, телефон, имя, фамилию, возраст. Таким образом, человек вручает себя неизвестно кому. Результат этого теста обычно таков: у вас есть серьёзные проблемы в сфере общения, а чтобы поправить дело, надо пройти у нас небольшой курс, основанный на всемирно признанном научном метод, не имеющем к религии никакого отношения.
           Первый этап - завлечение новичков в секту - проводят вербовщики. В сектах, серьезно стремящихся пополнить свои ряды, - это прекрасные психологи-практики. Даже по внешнему виду людей они уже могут выделить потенциальных жертв. После этого вербовщик подходит к выбранному человеку и начинает разговор. Как правило, сектантских вербовщиков учат, что все люди делятся на четыре группы: мыслители, чувствующие, деятельные и верующие. "Мыслители" - это люди, преклоняющиеся перед логическим мышлением и наукой; "чувствующие" - более всего доверяют своим чувствам; "деятельные" - люди "дела", а "верующие" - приверженцы учения о божественном начале жизни. Опытный вербовщик буквально после нескольких ответов на свои наводящие вопросы может определить, с представителем какой из четырех групп он имеет дело. После этого остается только заинтересовать человека деятельностью секты.
           "Мыслителей" в основном ловят на фотографиях ученых, которые что-то увлеченно обсуждают на конференциях, устроенных сектантами, утверждая, что они поддерживают секту. На самом деле эти ученые совершенно чужды как секте, так и той теме, которая обсуждается на конференции. Для них приезд на эту конференцию всего лишь бесплатная возможность пообщаться с коллегами, да и получить серьёзный гонорар, который руководители секты выплачивают им за участие в конференции.
           "Чувствующих" сектанты "обрабатывают" заботой и любовью. Им рассказывают о том, как хорошо "одной большой и дружной семьей" живут в секте, как члены секты "с полуслова" понимают друг друга. Естественно, что и эмоциональные проблемы новичка, в отличие от жизни в обществе, в их группе будут быстро и эффективно решены.
           С "деятельными" вербовщики разговаривают на иные темы. Поскольку "деятельные" "принимают вызов и действуют", то с ними, как правило, говорят о нерешенных в обществе социальных проблемах, о том, что делает секта для облегчения страдания людей. Если их волнуют проблемы войн и национальных конфликтов, то им рассказывают, что данная группа - единственная организация, в которой разработан реальный план противодействия войнам и мирного урегулирования конфликтов (даже если такого плана не существует). Деятельным перечисляются сотни программ по стабилизации и возрождению "гибнущего" мира, которые финансирует и поддерживает группа.
             С "верующими" же вербовщики делятся "духовным опытом". После этого многие из верующих сами идут на вербовку, поскольку считают, что встреча с сектантами им ниспослано свыше. Большинство из завербованных составляют "чувствующие" и "деятельные". "Мыслители" же, если попадают в секту, впоследствии, как правило, выбиваются в руководители[13].
            Принципом любой секты является «затащить» человека к себе прежде, чем он что-нибудь о ней узнал. Когда человек с улицы приходит в Православный храм и говорит, что хочет стать православным, его, прежде всего, спрашивают, что он знает о Православии. И если он верует во что-то иное, его просто не окрестят. Когда же человека "затаскивают" в секту, то задача как раз обратная - "захлопнуть за ним дверь", пока он ещё ничего не знает об этой организации. Потому что если рассказать человеку, что он на самом деле на долгие годы попадает в секту (да, если ещё и в деструктивную) и что он должен будет заплатить большие деньги за множество курсов; что он, скорее всего, подпишет кабельный договор и будет дневать и ночевать в этой секте, отрабатывая её условия; что его могут заставить совершить преступления и почти наверняка заставят порвать со всеми родными и близкими, - если всё это рассказать заранее, очень мало кто согласится пойти в эту секту. Если рассказать человеку о содержании курсов (или ритуалов) для посвящённых на высшем уровне, он просто придёт в ужас и не захочет иметь с этим ничего общего.

В Православной Церкви всё обстоит как раз наоборот: прежде человек исповедует, во что и как верует, и только потом делается членам Церкви. Никаких тайн быть не может, в отличие от любой секты, где существует много уровней информации: для посвящённых, более посвящённых и ещё более посвящённых - и та без конца.
          Разные этапы вовлечения человека в секту используют разные механизмы. Можно выделить три таких этапа: этап вовлечения, этап перекодировки и этап удержания.

Первый этап строится на так называемой "бомбардировке любовью", когда человеку кажется, что он не встречал еще большего внимания к своей персоне. При этом в качестве объектов воздействия избираются люди, находящиеся на определенном перепутье. Это может быть молодежь, люди, перенесшие горе, даже просто отдыхающие, поскольку они также находятся в этот момент в непривычной для себя социальной ситуации.
Этап перекодировки сознания строится на тотальном контроле информации. Чтобы мнение родных и близких не мешало в этом случае, они, как и масс-медиа, объявляются представителями дьявола. Тем самым любые их высказывания оказываются заранее ошибочными. Физиологического типа методы позволяют удерживать человека в пассивном состоянии. Это может быть вегетарианская еда, бесконечные моления, повторение разного рода мантр. Все это лишает человека реальных сил противиться вводимой в него информации.
            Этап удержания строится на манипуляции страхом, когда человек уже не может существовать вне данной группы, ему внушается, что он погибнет, если захочет расстаться с нею. Как правило, в секты попадают любопытные или переживающие какой-то кризис в жизни люди. Обычного человека с улицы затащить к себе достаточно сложно, но если он с кем-то поссорился, или у него сложность с родителями и близкими, или он учится (работает) в чужом городе, где ещё не успел завести новые знакомства, - тут-то самая пора сыграть на этом и затащить человека в секту. Ведь тут ему встречаются люди, которые, как ему кажется, искренне хотят с ним общаться. На самом деле этим достаточно опытным членам секты поручается его опекать (это называется термином "сэндвич": новичок является как бы начинкой). Для сектантов очень важно, чтобы новопришедшие не могли обмениваться впечатлениями. Поэтому они следят, чтобы новички по возможности вовсе не разговаривали друг с другом. Новопришедшему постоянно льстят, делают комплименты, охотно смеются каждой его шутке, всё время говорят, какой он умный и замечательный, как хорошо он сделал, что сюда пришёл. Это нравится почти всем и поэтому срабатывает. Те, которые "сэндвичируют" человека, проходят специальную подготовку и умеют быстро определить, к какому психологическому типу относится любой новопришедший: "чувствительный", "эмоциональный", "научный", "мистический" и т.д. К нему прикрепляют тех, кто может влиять на него соответствующим образом, и обычно это даёт эффект. То есть главное - очаровать человека. Обменяться впечатлениями ему не с кем, вся информация идёт от опытных сектантов, опекающих новичка с любовью и улыбками. Человек чувствует, что им кто-то искренне заинтересован, что у него наконец-то появились настоящие друзья, о которых он мечтал.
           И вдруг через несколько дней после того, как новопришедший уже привык к своим новым друзьям и уже не нуждается в них, он допускает какой-то промах: Ведёт себя невпопад, задаёт какой-нибудь "не тот" вопрос. "Лучшие друзья" сразу же становятся хмурыми, резкими, сухими, отворачиваются от новоизбранного, ссылаясь на множество дел. Чтобы вернуть их первоначальное расположение, человек готов отказаться от своих вопросов и сомнений, только бы вновь обрести этих людей. Получается, что простой психологический механизм работает прекрасно. И волей-неволей человек попадает в новую, незнакомую ему атмосферу[14].
          Штамм выделяет следующие фазы в индоктринации членов сект[15]:
        1. Фаза вербовки осуществляется людьми, интуитивно чувствующими потенциального члена секты. На этой фазе происходит эмоциональное дестабилизирование человека и запутывание в противоречиях. Вербующий член секты старается вызвать доверие на длительное время, демонстрирует желание оказать помощь нуждающемуся, направив его на верный путь. Человек, осуществляющий вербовку, выглядит воодушевленным, радостным, проявляет себя членом сообщества, которое всех делает счастливым.
          2. Введение в учение заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа является психологическая привязка вербуемого человека с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства. Форма вовлечений может быть разнообразной: курсы, семинары, лекции, богослужения, изучение книг, просмотр видеокассет, во время которых "учения", излагаемые основателями секты, выдаются "порционно". Наблюдается тенденция связывать людей новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего. Активно используются комплименты и похвалы типа: "Как хорошо, что ты пришел, как мы рады тебя видеть" и прочее.

Таким образом, человек получает приятную для него эмоциональную поддержку. Процесс ввода в учение направлен на усиление контроля над мыслями и чувствами. Активно используется аутосуггестия, при которой человек начинает считать, что он получает в секте именно то, к чему он стремился. Создается своеобразная картина иллюзорного мира, обладающая аддиктивной привлекательностью. Вербовщики пытаются убедить человека в том, что пребывание в секте сделает его приближенным к элите, открывшей для себя особую правду. Постепенно у вербуемого исчезает критическое отношение, которое могло присутствовать ранее. Параллельно прививается стремление к достижению значимой цели.
Индоктринация приводит к появлению у людей новой идентичности, новой, личности, думающей, чувствующей в иных категориях, используется другая система ценностей. Формируется новая аддиктивная личность.
          Наличие новой идентичности приводит к расщеплению личности с возникновением в подсознании ощущения опасности и несоответствия. Существует точка зрения, свидетельствующая о том, что сформированная у человека аддиктивная личность конфронтирует с прежней личностью. Ощущение раздвоенности может провоцировать эмоциональное напряжение. Подсознательные импульсы при наличии двойной идентичности не контролируются в достаточной степени. Возможность прорыва энергетического потенциала из глубины подсознания возрастает в этих состояниях. Имеет значение не только явление расщепления (наличие двух личностей аддиктивной и условно нормальной), но и содержание переживаний аддиктивной личности. Если содержание переживаний носит такой характер, что оно больше стимулирует подсознание, то опасность прорыва материала из подсознания усиливается.

Аддиктивная личность, имеющая в качестве содержания аддикции влечение к еде, характеризуется малой вовлеченностью глубинного подсознания. Нарушение драйва к еде, естественно, происходит, но эта стимуляция индивидуального подсознания отличается качественно от стимуляции коллективного подсознания, происходящей под влиянием религиозного чувства в сектах. Поэтому, спецификой формирования аддиктивной личности в рамках секты является более выраженная опасность возникновения психического заболевания, что подтверждается практикой. Анализ показывает, что психические нарушения шизофреноформного характера у патологических азартных игроков, у лиц с перееданием, встречаются реже, чем у членов тоталитарных сект. Аддикция к секте, в этом плане представляет значительно большую опасность.
            Сравнение изменений, происходящих в психике человека в результате его участия в секте с изменениями, возникающими при аддикции может проводиться и с количественной стороны, выражаясь в том и в другом случае в стремлении человека получать все больше и больше переживаний.
          Со временем у члена секты критическое осознание угнетается, прежняя личность вытесняется.
          3. Увеличивающаяся связь с группой проявляется в разрыве человека с прежними "корнями". Жизнь течет в лоне группы. Происходит прерывание контактов с теми, кто отвлекает от постоянной связи с группой;
          4. Альенация (отчуждение) от окружающего мира и изоляция, происходящие параллельно со все большим вхождением в жизнь секты.
          5. Укрепление приверженности к учению секты, характеризующееся усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства идентичности с сектой.

Информация о работе Механизмы вербовки в секты