Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:23, курсовая работа
Влияние сект на людей огромно. Особенно это положение распространяется на людей не знакомых с традиционными религиями и позволившими себя воодушевить появляющимися у них во время пребывания в сектах видениями рая. Всегда находились люди, предлагавшие себя другим в качестве спасителей человечества и легко находившие большое количество легковерных, примыкающих к ним и верящим им.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Сектантство: понятие, типология, способы вербовки 6
1. 1. Сущность и виды религиозных организаций.
Понятие религиозных сект 6
1. 2. Классификация сект 10
1. 3. Способы вербовки в сектах 14
2. Анализ секты Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая вода» 22
2. 1. История возникновения секты Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода» 22
2.2. Анализ результатов исследования 26
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение А 42
Вербовка - деятельность специальных организаций или должностных лиц по найму, набору или привлечению людей для каких-либо работ, в какую-нибудь организацию.
В настоящее время на улице вы можете встретить людей, которые приглашают вас к себе или просят пожертвовать деньги, или предлагают что-то у них купить. В подавляющем большинстве случаев это представители различных сект, которые никогда не сообщают вам, ни для чего нужны эти деньги, ни что за организация вас приглашает. Почти всё, что они сообщают, есть более или менее откровенный обман. Вербовка в секту происходит без особых затруднений при наличии у человека исходного стремления к такого рода "спасению". В секте эксплуатируется неудовлетворенное желание в коллективной защите и стремление к соучастию в проявлении божественной силы. Руководителей сект нельзя недооценивать в силу их способностей понимать глубинные психологические механизмы, например, механизм возникновения тревоги, страха, с умением использовать это понимание в своих целях.
В данной курсовой работе при помощи метода анкетирования была составлена анкета, целью которой было выявить различные способы вербовки. В результате исследования подтвердилась гипотеза данного курсового проекта, что в религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода» применяются различные способы вербовки людей, благодаря которым можно подчинить сознание человека и полностью контролировать его действия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий [Текст] / Е.Г. Балагушкин. - М., 1994 – 365с.
2. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества [Текст] // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа и Е.Д. Руткевич. М., 1996 – 720с.
3. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий [Текст] // Социология религии. Классические подходы. Хрестоматия / Науч., ред. и сост. М.П. Тапочки и Ю.А. Кимелева. – М., 1998. – 208с.
4. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) [Текст] // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994 – 340с.
5. Гараджа В. И. Социология религии [Текст] / В.И. Гараджа. - М., 1996. – 254с.
6. Григоренко А. Ю. Церковно-государственные отношения в современной России [Текст] // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции. - М., 2000. – 140с.
7. Дубин Б. Религиозная вера в России 90-х годов [Текст] // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. М., 1999. - 1 (39). – 85с.
8. Зиммель Г. К социологии религии [Текст] // Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. - М., 1996. – 840с.
9. Лопаткин Р.А. Легитимизация религиозного сознания [Текст] // Государственно-церковные отношения в России. М., 1993. – 180с.
10. Лопаткин Р.А. Современная религиозная ситуация: социологический анализ [Текст] // От политики государственного атеизма к свободе совести. М., 2000. – 110с.
11. Лопаткин Р.А. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений. Курс лекций. [Текст]. - М., 1995. - 270с.
12. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России [Текст] // СОЦИС, 1995. - № 11.
13. Сорокин П.А. Религиозные группы и религиозные перегруппировки [Текст] // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М., 1999. - 320с.
14. Абдусамедов А. И. Атеистический словарь [Текст] / А. И. Абдусамедов, Р. М Алейник, Б. А. Алиева; Под общ. ред. М. П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1996г.
15. Атеистические чтения: Сборник [Текст] - М.: Политиздат. - 1991г.
16. Барнаул: Энциклопедия. Барнаул [Текст] Издательство АГУ. - 2000г.
17. Берсенева, Т. Деструктивные религиозные организации [Текст] / Т. Берсенева, В. Рычкова; М., 2004.
18. Дворкин А. Введение в сектоведение [Текст] / А. Дворкин. - Издательство Братства во имя св. А.Невского. Ниж. Новгород. - 1998год.
19. Мчедлов М. П. Религия и современность [Текст] / М. П. Мчедлов.- М.: Политиздат, 1992г.
20. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник/Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. [Текст]. - Белгород, 1997г.
21. Плоткин, В.А. Место религиозного сектантства и проблема национальной безопасности России [Электронный ресурс] / В. А. Плоткин // Режим доступа: http://polit.mezhdunarodnik.ru
22. Шишов С. Что такое религиозная секта [Текст] – 2007. - № 4.
23. Дворкин А. Л. Сектоведение Тоталитарные секты Опыт систематического исследования. [Электронный ресурс]. Издание 3-е, переработанное и дополненное Издательством братства во имя святого св. князя Невского // Режим доступа: http://sekta-non.narod.ru/
24. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах [Текст] // Журнал практического психолога. - М., 1996. - №6. – 17с.
25. Ваторопин А.С. Религиозный модернизм как парадигмальное понятие [Текст] / А.С. Ваторопин. - М.: ИНИОН. – 2001. – 214с.
26. Грачев Г.В., Мельник И.С. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.auditorium.ru/
27. Гапочки М.П., Кимелева Ю.А. Социология религии: классические подходы [Текст] /М.П. Гапочки. - М.: Логос. - 2002. – 248с.
28. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bookap.by.ru/
29. Дворкин А.А. Сектоведение [Текст] / А.А. Дворкин. - Нижний Новгород: ИНИОН. - 2000.- 254с.
30. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу [Текст] / А.А. Дворкин. - Нижний Новгород: ИНИОН. - 2000.- 93с.
31. Диденко Ю. Почему я ушла из общины мормонов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.exmormon.ru
32. Девина И.В. Мормоны: философия, религия, культура [Текст] / И.В. Девина. - М.: Благовест. - 2004. – 352с.
33. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия [Текст] / Ю.А. Ермаков. – Екатеринбург: Генезис. - 1995. – 214с.
34. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние [Текст] / Ф.Зимбардо, М. Ляйппе. - СПб.: Питер. - 2000. – 268с.
35. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 670с.
ПРИЛОЖЕНИЕ A
Уважаемый респондент!
Лаборатория социологических исследований НФИ КемГУ проводит исследование, целью которого является изучение существующих религиозных организаций г.Новокузнецка. Опрос анонимный, все данные по результатам опроса будут обработаны и представлены в обобщенном виде. Ваше участие очень важно для изучения этой проблемы! Заполнение анкеты займет не больше 10 минут Вашего времени. Ответы можно выделять цветом или ставить любую отметку рядом с нужным вариантом. Если в вопросе нет специальных указаний – следует выбрать только один вариант ответа.
Заранее благодарим за помощь в проведении исследования и за Ваши ответы!
1. Из какого источника Вы узнали о церкви Христианы Веры Евангельской «Живая вода»?
Друзья
Знакомые
СМИ
Интернет
Другое________________________
2. Каким образом Вы попали в данную религиозную организацию?
По приглашению члена данной организации
Позвали друзья/знакомые
Сам пришел
Другое________________________
3. Если по приглашению, то как именно Вы его получили?
По почте
Через интернет
Листовка на улице
Пришли домой и пригласили
Другое________________________
4. Чем именно Вас привлекла данная религиозная организация?
Дружеской атмосферой
Религиозными идеями
Знакомство с новыми людьми
Получение новой информации
Возможностью саморазвития
Другое________________________
5. В течение какого времени Вы посещаете религиозную организацию?
______________________________
6. Входят ли члены Вашей семьи в состав данной религиозной организации?
Да
Нет
7. Входят ли Ваши друзья в состав данной религиозной организации?
Да
Нет
8. Как Ваши близкие относятся к тому, что вы посещаете данную религиозную организацию? (1 – наиболее отрицательно, 5 – наиболее положительно)
1 2 3 4 5
9. Рассказываете ли Вы другим людям об этой религиозной организации? (Если нет, то переходите к вопросу №11)
Да
Нет
10. С помощью каких средств Вы сообщаете о Вашей религиозной организации людям?
Устно на улицах
Есть своя газета
Рассылка информации по почте
Приходят сами
Через интернет
Другое________________________
11. Считаете ли Вы своей необходимостью постоянно посещать данную религиозную организацию?
Да
Нет
Не задумывался
12. Посещаете ли Вы другие религиозные организации? (Если нет, то переходите к вопросу №14)
Да
Нет
13. Какие именно религиозные организации Вы посещаете?
______________________________
14. Существует ли практика внесения благотворительных взносов в данной религиозной организации?
Да
Нет
15. Вносите ли Вы благотворительные взносы в данную религиозную организацию?
Да
Нет
16. Ваша сфера деятельности
Рабочий
Специалист
Учащийся
Временно не работающий
Предприниматель
17. Ваше образование
Неполное среднее
Среднее
Средне-специальное
Неоконченное высшее
Высшее
18. Семейное положение
Не замужем/не женат
Замужем/женат
Вдова/вдовец
19. Пол
М
Ж
20. Возраст ________________
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
2
[1] Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа и Е.Д. Руткевич. М., 1996.
[2] Сорокин П.А. Религиозные группы и религиозные // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М., 1999.
[3] Гараджа В. И. Социология религии / В.И. Гараджа. - М., 1996.
[4] Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Социология религии. Классические подходы. Хрестоматия / Науч., ред. и сост. М.П. Тапочки и Ю.А. Кимелева. – М., 1998.
[5] Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
[6] Григоренко А. Ю. Церковно-государственные отношения в современной России // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции. - М., 2000.
[7] Абдусамедов А. И. Атеистический словарь / А. И. Абдусамедов, Р. М Алейник, Б. А. Алиева; Под общ. ред. М. П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1996г.
[8] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник/Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. - Белгород, 1997г.
[9] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник/Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. - Белгород, 1997г.
[10] Шишов С. Что такое религиозная секта – 2007. - № 4.
[11] Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. - М., 1996. - №6. – 17с.
[12] Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Ф.Зимбардо, М. Ляйппе. - СПб.: Питер. - 2000.
[13] Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу / А.А. Дворкин. - Нижний Новгород: ИНИОН. - 2000.- 93с.
[14] Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – Режим доступа: http://www.bookap.by.ru/
[15] Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты.– Режим доступа: http://www.bookap.by.ru/
[16] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: ИНФРА-М, 2006.