Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:23, курсовая работа
Влияние сект на людей огромно. Особенно это положение распространяется на людей не знакомых с традиционными религиями и позволившими себя воодушевить появляющимися у них во время пребывания в сектах видениями рая. Всегда находились люди, предлагавшие себя другим в качестве спасителей человечества и легко находившие большое количество легковерных, примыкающих к ним и верящим им.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Сектантство: понятие, типология, способы вербовки 6
1. 1. Сущность и виды религиозных организаций.
Понятие религиозных сект 6
1. 2. Классификация сект 10
1. 3. Способы вербовки в сектах 14
2. Анализ секты Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая вода» 22
2. 1. История возникновения секты Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода» 22
2.2. Анализ результатов исследования 26
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение А 42
Таким образом, для полного раскрытия способов вербовки мы рассмотрим секту г.Новокузнецка Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода».
2. АНАЛИЗ СЕКТЫ ЦЕРКВИ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ «ЖИВАЯ ВОДА»
2. 1. История возникновения Церкви Христиан Веры Евангельской «Живая Вода»
Церковь «Завета». Другие названия: библейский центр "Слово жизни Интернейшнл," "Источник жизни," Церквовь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода», "Христиане полного Евангелия," "Церковь прославления," "церковь Новое поколение," движение "Вера и теология процветания," "Русская христианская церковь" и другие.
Печатные органы: газеты "Возрождение," "Голос веры," в Казахстане издается иллюстрированный журнал Новая жизнь."
Характеристика: Опасный культ псевдохристианской харизматической направленности с оккультным уклоном, оказывающий сильное влияние на психику адептов.
Возникло это движение в первой половине нашего века в США. Его родоначальником можно считать Кэннета Кхейгена. В настоящее время его "духовным" центром является Центр библейской подготовки "Рхема," расположенный в городе Тулса (штат Оклахома, США). В 1983 году в Швеции был создан фонд "Слово жизни," который возглавил Ульф Экманн, под чьим руководством это движение в конце 80-х - начале 90-х стало активно насаждаться в России. Наблюдается связь с мессианскими евреями (Мессианские евреи, в отличие от ортодоксальных иудеев, признают Христа Мошиахом (Мессией), но ожидают в скором будущем его второго пришествия, которое осуществится в иудейском понимании.
Одной из отличительных черт этой организации является отсутствие единой всемирной централизованной структуры. Каждая местная организация достаточно автономна, обычно внешне не связана в единую структуру с остальными и, как правило, имеет свое собственное, отличное от других, название, что затрудняет отслеживание деятельности организации в целом. Так, в Новосибирске филиал организации носит название "церковь завета," в г. Искитиме - "русская христианская церковь," в Абакане - "церковь прославления," в Барнауле - "церковь благословения", в Новокузнецке - «Живой водой» и так далее. Поэтому можно говорить о наличии целого движения, получившего название "Вера и теология процветания."
Данное название обусловлено тем, что согласно учению этого движения, истинный христианин обязательно должен преуспевать, процветать в земной жизни, что рассматривается как подтверждение его спасения, как свидетельство того, что он в достаточной мере овладел законами, действующими в духовном мире, и теперь может требовать от Бога все, что пожелает и получить требуемое, так как Бог, по мнению сектантов, просто не имеет права отказать человеку, имеющему "твердую веру" и уверенному в своем спасении. Местные организации оказывают друг другу поддержку, обмениваются "пасторами," помогают недавно возникшим отделениям.
В Новосибирске "основателями и пасторами" являются мессианский еврей Виталий Максимюк и его жена Надежда. В 1990 году они поступили в "библейскую школу" при "церкви Нового поколения" в Латвии, по окончании которой направились в Сибирь "для насаждения церкви." В Новосибирске появились в мае 1991 года. На сегодняшний день новосибирская "церковь завета" насчитывает около 600 человек. По заявлению "пасторов," сделанном в 1996г., они имеют намерение увеличить число адептов как минимум до 25 тысяч человек.
Для этого осуществляется программа по расширению сети домашних групп, организации второго потока в "Библейской Школе Служения," обучающей лидеров и служителей, осуществлению наблюдения и руководства в группах других сибирских городов и основанию новых филиалов в "недостигнутых" районах Сибири, Дальнего Востока и Монголии.
"Церковь прославления" в Абакане возглавляет Руслан Белосевич, обучавшийся в г. Упсала (Швеция). В Абакане действует двухгодичная "Библейская школа," устроенная по примеру школы г. Упсала.
Внутри каждой местной организации царят строгая дисциплина и строгое подчинение адептов лидерам. Группам данного движения присуща крайне сильное и жесткое давление на психику адептов. Отчасти это обусловлено тем, что их учение содержит некоторые положения оккультизма, а их практики построены с активным использованием техник гипноза и ориентированны на подавление критического восприятия адептов, на формирование повышенной внушаемости, безоговорочного подчинения воле лидеров и способны вызывать серьезные психические расстройства.
Каждое "богослужение" начинается с "прославления" Христа, которое осуществляется посредством многократного повторения какой либо одной несложной фразы типа "Я славлю тебя, Христос" под оглушительный аккомпанемент ритмической музыки, обрушивающейся на адептов из мощных динамиков. "Ведут" прославляющих несколько специально выделенных для этой цели человек, чаще молодых девушек, которые находятся на сцене (подобные "службы" чаще всего происходят в театрах или кинотеатрах), многократно нараспев повторяют слова "прославления," пританцовывают, воздевают руки, выступая в качестве видимого объекта подражания для новообращенных членов секты и гостей, которые еще не знают сами, как должно себя вести в этот момент "службы."
По мнению специалистов, из-за активного воздействия на психику адептов, через несколько сеансов "богослужений" у них возникает близкая к наркотической зависимость от чувственных переживаний, возникающих во время "прославления" Христа, совместных молитв, "говорения на языках." "Говорение на языках" часто напоминает эпилептический припадок, сопровождающийся криком, визгом, невнятным бормотанием, зачастую потерей сознания, падением на пол и трактуется сектантами как проявление в них "Благодати Духа Святого."
Ритм музыкального сопровождения в течение "прославления" несколько раз меняется с быстрого на спокойный, убаюкивающий, вызывающий у человека реакцию доброжелательного не критического восприятия происходящего. Иногда некоторые из находящихся на сцене адептов к концу "прославления" впадают в состояние транса (или имитируют его), что проявляется в экзальтированных позах и движениях, опусканиях на колени, чувственного "молитвенного" шептания и в подобных действиях. По всей видимости, "прославление" является медитативной техникой, призванной ввести человека в состояние управляемого транса.
Практикуется проведение массовых "религиозных" собраний с исцелениями, которые иногда организуются на стадионах, чем напоминают аналогичные мероприятия целителей и экстрасенсов.
Адептам внушается устойчивая неприязнь к Православию, предпринимаются попытки к разжиганию религиозной нетерпимости к православным и представителям других традиционных религий, как к людям с крайне ограниченным мировоззрением, слепо следующим каким-то религиозных догмам. На вопрос: "Что именно не устраивает вас в учении Православной Церкви?" один из "пасторов" движения дал "исчерпывающий" ответ : "Я не знаю православного учения, но я знаю некоторых из православных."
По оценкам специалистов, в настоящее время в России около 200 тысяч адептов этой организации.
Доктрина: В толковании Библии и христианского учения "пасторов" этого движения отличает крайний примитивизм и утилитаризм. Кроме того, можно утверждать, что Священному писанию отводится рекламная роль, призванная придать этому движению вид христианского для непосвященных людей, хотя многие из элементов учения, практик и методов воздействия на психику, существующих в этом движении, не только чужды традиционному христианству, но являются оккультными, антихристианскими.
Именно в этом, по мнению адептов этой группы сект, и заключается истинное христианство - в слепой, но безукоснительной вере, в том числе в собственную святость. В частности, во время практикующихся в этих организациях исцелениях человек, после возложения на него рук "целителем," обязательно должен утверждать, что он исцелился, иначе из-за негативной установки "исцеления" может не произойти и болезнь останется. Также и на "исповеди" - он "спасенный" и "безгрешный," иначе, вследствие того же, он никогда не очистится от греха и не спасется.
В следующем пункте мы подробно рассмотрим секту Церкви Христиан Веры Евангельской «Живая Вода» в городе Новокузнецке, её место положение и проанализируем данные, полученные при помощи опроса непосредственно самих участников, которые входят в неё.
В Новокузнецке Церковь Христианы Веры Евангельской «Живая Вода» официально зарегистрирована в августе 1992 года. Руководит новокузнецкой «Живой водой» пастор Мамонтов Павел Александрович. Режим работы: все дни с 9.00-17.00, суббота-выходной. Почтовый адрес: ул.Вокзальная,38 г.Новокузнецк, Кемеровская обл., Россия.
2.2.Анализ результатов исследования
Для исследования поставленной проблемы был использован метод анкетирования. Данный метод был выбран потому, что методы вербовки невозможно изучить при помощи качественных методов, т.к. велика вероятность дачи ложной информации респондентами из-за отсутствия анонимности.
Опрос – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии социолога с респондентом. Источником информации служит словесное или письменное суждение индивида. Социологический опрос направлен на получение информации о массовых процессах, которые описываются статистическими закономерностями и формулируются в виде вероятностных утверждений. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователей к определённой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, и во-вторых, - регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Цель опроса состоит в том, чтобы правильно измерить мнения, установки м поведение людей, задавая им вопросы. Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста[16].
В методе опроса было составлена анкета. Анкета нацелена на исследование методов вербовки людей в религиозные организации на примере секты города Новокузнецка Церковь Христиан Веры Евангельской «Живая Вода». Анкета состоит из 20 вопросов, из них: 3 открытых, 5 полузакрытых, один шкалирующий вопрос и 11 закрытых вопросов.
В ходе исследования было опрошено 28 членов данной религиозной организации. Данные были обработаны в программе SPSS.
Таблица № 1
Из какого источника вы узнали о церкви Христианской Веры Евангельской "Живая Вода"? | ||
| Частоты | Процент |
друзья | 8 | 28,6 |
знакомые | 9 | 32,1 |
интернет | 4 | 14,3 |
случайно услышал разговор на улице | 7 | 25 |
В 32% респонденты узнали об этой религиозной организации от знакомых, на втором месте 28, 6% источником являются друзья, а интернет ресурс наименее популярен 14,3 из этого следует вывод, что у религиозных организаций использование интернета не является приоритетным, им важнее личное общение с потенциальными членами их организации.
Таблица № 2
Каким образом вы попали в данную религиозную организацию? | ||
| Частоты | Процент |
по приглашению члена данной организации | 6 | 21,4 |
позвали друзья/знакомые | 11 | 39,3 |
сам пришел | 11 | 39,3 |