Молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание

Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.

Работа состоит из  1 файл

Социология молодежи.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

      Это возможность  общения со всем миром. Возможность  получения не только официальной информации из средств массовой информации, поскольку большинство газет, журналов здесь значительно доступнее, чем в печатном виде (всего не купишь), но и неофициальной информации в ходе личностного общения (через электронную почту, аудио- и видеоконференции, chat-технологии) с гражданами любой другой страны. Это возможность пользования базами данных научных и информационных центров по всему миру, информацией, располагаемой на сайтах самых различных учреждений, в том числе огромного количества образовательных учреждений. Это возможность совместных проектов с учащимися других школ различных регионов нашей страны и зарубежных стран. Это возможность диалога культур, ибо при таком непосредственном общении люди получают возможность не просто познакомиться друг с другом, но и познакомиться с другой культурой, с особенностями менталитета граждан других государств. Это возможность найти основы для понимания друг друга, а следовательно, и уважения чужой культуры, чужих традиций через это понимание. Наконец, это возможность получения образования на расстоянии, в любых образовательных учреждениях нашей страны или зарубежных стран.  Трудно перечислить все возможности в области образования, которые может предоставить Интернет.

    Между тем в последние годы можно говорить о качественном улучшении деятельностных и волевых характеристик молодёжи:

-молодёжь   легче,   чем   старшее   поколение,   адаптируется   к   новым 
социально-экономическим условиям. Для неё свойственна особая активность в развитии частного сектора экономики, престижных областях деятельности с 
высокой  оплатой труда и  высокими  квалификационными требованиями.  В 
молодёжной среде созревает мощный инновационный потенциал, растёт число 
молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих 
проблем;

-в   молодёжной   среде   растёт   самостоятельность,   практичность   и 
расчётливость,   ответственность   за   свою   судьбу,   реальная   оценка   своих возможностей,   мобильность,   восприимчивость   к   новому,   адаптивность   к жизненным переменам;

-увеличивается    престижность    образования,    растёт   экономическая 
заинтересованность в сохранении своего здоровья, как основы материального 
благополучия;

-   усиливаются патриотические  настроения.

         Для того  чтобы позитивные тенденции были доминирующими, требуется активная воспитательная и пропагандистская работа.

    Кроме того, необходимо:

-заложить в основание инновационной  активности ценности созидания, 
творчества и общественного служения;

-создать условия и систему специальных форм поддержки социально 
значимых инициатив молодёжи.

        Разработка новых систем образования и воспитания будет малоэффективной без учета реальных нужд, потребностей, настроений молодёжи. Нельзя не учитывать, что кризис всех основных структур общества в духовной сфере выражается в смене социальных ориентиров и переоценке традиционных ценностей. Все эти факторы обусловливают противоречивость и неоднородность субкультуры современной российской молодёжи. В ней мы видим и проявления нигилизма, агрессивности, нравственной деградации, и конструктивные тенденции - поиск новых духовных ценностей и форм межличностного общения, устремленность к гуманистическим идеалам. Социальные организации ответственные за проведение молодёжной политики, по нашему мнению, должны строить свою тактику прежде всего на сотрудничестве с теми объединениями и сообществами молодёжи, в функционировании которых проявляются прогрессивные тенденции.

 

    Воспитательно-образовательная  функция ВУЗа:

-организация, внедрение и развитие прогрессивной системы подготовки подрастающего поколения к современной жизни;

-трудовое, гражданское, патриотическое, нравственное и физическое воспитание молодого поколения;

-формирование у него высокой  общей культуры;

- формирование активной гражданской жизненной позиции, закладывающей основы способности самостоятельно решать большую часть своих социально-экономических проблем;

-поддержка талантливой и одаренной молодежи всех возрастов, включая детей и подростков.

     Принципами воспитательной политики государства  в отношении молодежи по мнению ученых является:

-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, любви к Родине, сочетание обучения и воспитания;

-гуманизм, духовность, демократизм, патриотизм, конкурентоспособность, толерантность, индивидуализация, вариативность;

-связь воспитания с жизнью;

-единство воспитания и деятельности человека;

- гуманность;

-единство воспитания  и самовоспитания; 
-комплексный подход к направленности, содержанию и организации воспитательной работы;

-создание условий для адаптации, социализации и гражданского становления,   духовно-нравственного   и   патриотического   воспитания молодёжи;

-создание условий для более полного включения молодёжи в социально-экономическую, политическую и духовно-культурную жизнь;

-решение демографических проблем  и проблем здоровья подрастающего поколения;

-создание и расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного и общественного успеха;

-решение вопросов профессионального  развития и занятости молодёжи, молодёжного предпринимательства, деловой и гражданской активности молодёжи;

-содействие духовно-интеллектуальному и физическому развитию молодёжи, развитие художественного и научно-технического творчества, массовых видов молодёжного спорта и туризма, международных обменов;

-правовая защита и социальная  поддержка молодёжной общности  и молодёжных организаций и объединений;

-реализация инновационного потенциала  молодого поколения в интересах общественного развития и развития самой молодёжи и т.д.

 

          Основными составляющими реализации в воспитательной функции ВУЗов являются следующие направления:

  1. Здоровье. 

       Основные понятия  направления «Здоровье»: психическое  и физическое здоровье, культура  сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

Формы работы в направлении  «Здоровье»:

-спортивные конкурсы,  спартакиады, встречи с выдающимися  спортсменами;

-беседы, дискуссии по  следующим темам: «Спорт в моей  жизни», «Великие спортсмены моей  страны и мира», «История видов спорта», «Спортивные столицы мира», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью, «Спорт и интеллект— понятия совместимые?», «Экстремальные виды спорта. Что стоит за этими   словами?» «Красивый спорт и грубый спорт» «Вредные привычки. Как от них избавиться?»

походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;

-ведение книги  спортивных  рекордов студентов на спортивных  площадках города;

-встречи с медицинскими  работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;

2.  Интеллект

Основные понятия направления  «Интеллект»:  умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального  развития (IQ), креативность, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.

Формы работы в направлении «Интеллект»:

-внутриколлективные конкурсы по  развитию внимания, памяти, мышления,

интеллектуальные марафоны;

-интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно — исследовательские конференции.

3. Общение.

Основные понятия направления  «Общение»: эмоции и чувства, рефлексия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.

Формы работы в направлении «Общение»:

-спецкурсы,  интерактивные игры по проблеме «Общение»;

-тренинги общения; 

-праздники, конкурсы.

4. Нравственность.

Основные понятия направления  «Нравственность»: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающие люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт.

Формы работы  в направлении  «Нравственность»:

-тренинги нравственного самосовершенствования

-экскурсии, знакомство с историческими  и памятными местами страны, города.

-поисковая работа, создание музеев.

-шефская работа в  детских домах, больницах, детских  садах, хосписах.

-изучение нравственного  наследия писателей и поэтов  страны.

5. Досуг

Формы работы в направлении  «Досуг»:

-празднование памятных дат в жизни студентов;

-празднование памятных  дат календаря;

-посещение театров, музеев, выставок;

-театрализованные представления; 

-фестивали, презентации; 

- конкурсы талантов, марафоны.

 

6. Гражданин.

Основными понятиями в  направлении «Гражданин» является формирование у студентов соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

  

3.2. Доступность высшего образования  и его качество. Общее и профессиональное  образование.

 

   Значительная роль в формирования мировоззрения  студентов принадлежит истории России. Но она становится ближе и понятнее им, если ее преподавание идет с использованием материалов по истории родного края.

      Краеведение было  и остается прекрасным средством  развития интереса  к истории  отечества, его прошлому и настоящему.

       Студенты ВУЗов  составляют наиболее образованную часть молодежи и должны быть информированы о целях государственной молодежной политики, о деятельности правительства, направленной на поддержку и развитие подрастающего поколения.

       Годы реформ  показали, что высшее образование,  современная профессия не дают  гарантии жизненного успеха, но помогают легче приспособиться к переменам, позволяют увереннее смотреть в будущее. Большая часть студенчества рекрутируется сегодня из материально благополучных семей. Естественно, что они более других групп склонны одобрить происходящие в стране преобразования.

      В значительной мере высокий уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений обусловлен структурным несоответствием профиля выпускников потребностям рынка труда. Увеличивая количество учебных мест, надо готовить не специалистов с образованием вообще, а тех профессий, которые в перспективе будут востребованы на рынке труда, для чего необходим реальный прогноз востребованности квалифицированных кадров на несколько лет.

       Отмечается несоответствие  уровня квалификации выпускников требованиям работодателей - отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии. Время требует соответствующего уровня квалификации, куда входят обязательными элементами компьютерная грамотность, знание иностранных языков, умение постоянно обновлять свои знания, стремление к совершенствованию своего профессионального уровня. Сама система обучения практически не способна это сформировать, что в первую очередь связано с катастрофически низким финансированием.

       Изучение ситуации на рынке труда показывает, что у специалистов с высшим образованием возникают проблемы с трудоустройством (невостребованными оказываются каждый десятый выпускник технического университета и каждый двадцатый - педагогического). Постоянно возрастает средняя продолжительность безработицы выпускников вузов (за 1999-2000 г.г. - с 4 до 8 месяцев). В значительном числе случаев трудоустройство оказывается не связанным с профилем полученной специальности. Беспрецедентно низкий уровень оплаты труда специалистов с высшим образованием общеизвестен. В связи с такими предложениями на рынке труда логично ожидать снижения спроса молодежи на услуги высшей школы (именно в соответствии с рыночными стандартами поведения). Однако предложение на рынке труда падает, а спрос на высшее образование неуклонно растет.  Конкурсы в вузы увеличиваются из года в год - в среднем конкурс в 2000 году составил 2 человека. Особым спросом пользуются следующие специальности: финансы и кредит (конкурс - 2,3 человека), информационные системы - 2,1, история, дошкольная педагогика и психология, социальная педагогика, музыковедение, бухучет и аудит - 2 человека.

Информация о работе Молодежная политика