Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа
Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.
Российское общество ощущает потребность в получении образования, осознает связь уровня образования и положения человека в обществе, его статуса в занятости. Это подтверждается результатами обследований потребительских ожиданий населения, которые органы государственной статистики России проводят с конца 1998 г., ежеквартально опрашивая по 5 тыс. человек.
Таблица 2 | ||||||||||
Уровень образования |
населения |
|||||||||
млн. человек |
2002 г., в % 1989г. |
на 1000 человек | ||||||||
1979 г. |
1989 г. |
2002г.г. |
1979 г. |
1989 г |
2002 г. | |||||
Все население в возрасте 15 лет и более |
107,7 |
113,0 |
121,3 |
107,3 |
1000 |
1000 |
1000 | |||
В том числе имеют; |
||||||||||
Профессиональное образование |
||||||||||
Высшее (включая послевузовское образование |
8,3 |
12,7 |
19,4 |
152,1 |
77 |
113 |
160 | |||
Неполное высшее |
1,8 |
1,9 |
3,7 |
194.3 |
17 |
17 |
31 | |||
Среднее |
13,6 |
21,7 |
32,9 |
151,7 |
127 |
192 |
272 | |||
Начальное |
14,7 |
15,4 |
104,6 |
130 |
127 | |||||
Общее образование |
||||||||||
Среднее (полное) |
22,0 |
20,3 |
21,3 |
105,0 |
204 |
179 |
175 | |||
Основное |
29.3 |
19,8 |
16,7 |
84,3 |
272 |
175 |
137 | |||
Начальное |
19,9 |
14,6 |
9,3 |
64,1 |
185 |
129 |
77 |
Таблица 3 | |
Грамотность населения в |
возрасте 9—49 лет |
Год |
Доля грамотных, в % |
1897 |
29,6 |
1926 |
60,9 |
1939 |
89,7 |
1959 |
98,5 |
1970 |
99,7 |
1979 |
99,8 |
1989 |
99,8 |
20021 |
99,8 |
1 Население в возрасте 10—49 лет. |
3.3. Отношение общества к знанию. Значение получения образования для россиян.
В последние годы в России произошли серьезные изменения в сферах образования, науки, высококвалифицированных занятий и наукоемких отраслей экономики. Эти изменения еще не завершились, них долгосрочные последствия пока до конца не ясны. Помимо институциональных преобразований в секторах производства, воспроизводства и практического применения знания, важным ресурсом поддержания надлежащего уровня интеллектуального оснащения общества является наличие у его членов заинтересованного, позитивного отношения к знанию, выражающегося в реальных действиях. Без этого ресурса развитие, базирующееся на знаниях, становится проблематичным. Настоящая глава посвящена анализу этого ресурса.
Интеллектуальный капитал общества воспроизводится главным образом в сфере образования. Существенные изменения в этой сфере за последние 15 лет происходят на фоне устойчивых тенденций в отношении россиян к образованию как таковому. С середины 1990-х гг., после недолгого падения интереса к получению образования в период радикальных рыночных реформ, интерес к образованию в обществе устойчиво растет. Об этом свидетельствует развитие таких элементов инфраструктуры образования, как платные дополнительные занятия в школе, сеть репетиторства, подготовительные отделения вузов и т. п. Конкурсы в вузы и ссузы растут; увеличивается прием студентов на бюджетные и платные места. Иметь хорошее образование сегодня, в общем и целом, стало престижно.
Особенно важна в этом плане явно выраженная тяга к образованию у тех, кто сегодня вступает в жизнь, В 1990-е гг. ориентация на высшее образование стала одной из наиболее характерных черт этой возрастной когорты: молодежь с полным средним образованием отчетливо нацелена на поступление в вузы. В наибольшей мере эта установка свойственна городским школьникам, достигая максимума у детей руководителей, высококвалифицированных специалистов и состоятельных родителей: в этих группах желают получить высшее образование от 75 до 90% детей.
Реализуется или нет установка старшеклассников на поступление в вуз, во многом зависит от их родителей. По данным Фонда «Общественное мнение» 63% родителей детей, заканчивающих школу, желают дать своим детям высшее образование. Это желание подкрепляется готовностью пойти на неизбежные (и довольно большие) расходы, связанные с реализацией этого устремления. Сюда входят расходы на дополнительные занятия в школе и наем репетиторов, оплата обучения на подготовительных отделениях и заочных курсах, покупка книг и учебников, оплата проезда до места, где расположено учебное заведение, взятки для обеспечения поступления ребенка в вуз, взятки преподавателям вуза для получения ребенком зачетов и желаемых экзаменационных оценок и т. д. 42% родителей готовы идти на любые траты для того, чтобы их дети имели высшее образование, По некоторым данным, готовы дать взятку за поступление своего ребенка в вуз 56,2% родителей: из них 18,9% готовы платить 1-3 тыс. долл. США, 6,4% - 3-5 тыс. долл. США, 2,8% -5-10 тыс. долл. США, 28,1% — «заплатят сколько скажут». Подготовка ребенка к поступлению в вуз обходится в среднем по России в 1 тыс. долл. США, а в Москве и Санкт-Петербурге — значительно дороже. Ради обеспечения нужных сумм на достижение данной цели родители готовы идти на неизбежные жертвы. Так, учителя (низкооплачиваемая социальная группа) готовы ради поступления своего ребенка в вуз отказаться от полноценного отдыха, приобретения товаров, поездок к родственникам и друзьям, покупки книг, посещения театров, кино, концертов и т. д.; отказаться от намерения дать детям хорошее образование они готовы в самую последнюю очередь (от 4,2 до 9,1% опрошенных). Таким образом, образование в нынешнем российском обществе является реальной ценностью, и ради его получения россияне готовы идти на серьезные траты и самоограничения.
Стремление граждан к образованности — важный ресурс для сохранения и приумножения интеллектуального капитала в обществе, но этот ресурс будет работать лишь при условии, что получение образования напрямую связывается с установкой на получение знаний и их дальнейшее применение в практической профессиональной жизни. В какой мере ценность образования связывается у россиян с этой установкой?
Социологические исследования показывают, что россияне относятся к получению образования преимущественно утилитарно. Оно является не столько самостоятельной ценностью, сколько средством для достижения более высоких позиций в обществе, связанных с материальным благосостоянием и властью. В какой-то степени образование используется как средство подъема в социальной иерархии и доступа к более высоким позициям еще с советских времен. Однако в последние годы произошел заметный сдвиг в целевых ориентациях россиян, и на сегодняшний день ценность образования подчинена задачам обогащения. Иными словами, образование ценится в той мере, в какой оно приносит доход и повышает статус; если оно не приносит таких результатов, его ценят довольно невысоко.
Какие
же жизненные цели, с точки
зрения россиян, чаще всего ст
Более половины опрошенных (53%) убеждены, что главная цель молодых — обогащение, достижение материального благополучия («все хотят стать миллионерами»; «жить лучше родителей»; «денежный вопрос — самый важный"). Другие цели назывались значительно реже (данные в % от числа опрошенных):
образование ………………………………...19
работа, карьера……………………………………………….....
самореализация ………………………………………
удовольствия, развлечения, веселье………………………........4
создание собственной семьи……………………………………...3
обретение свободы, независимости, самостоятельности…....1
В общественном мнении присутствует понимание того, что жизненный успех человека (в том числе материальный) зависит от наличия у него диплома об образовании и от престижности этого диплома. Если в первой половине 1990-х гг. торжествовал взгляд, что для успеха в жизни образование необязательно, то сегодня его обязательность редко кем ставится под сомнение.
Ориентации россиян на разные образовательные уровни оказываются при этом проекцией притязаний на разные социальные статусы, а сама система образования — средством для реализации этих притязаний. Дипломы разных видов (школьный аттестат зрелости, дипломы ссузов и профучилиш, вузовские дипломы, в том числе «красные» и полученные в сравнительно престижных или непрестижных вузах, кандидатские и докторские дипломы) по-разному ценятся на рынке труда. Аттестат зрелости малоэффективен как пропуск в достойную жизнь и в большей степени рассматривается как необходимое средство доступа к высшему образованию (так, в 1998 г. работали всего 2% выпускников средних школ). Вузовский диплом, особенно если он получен в престижном учебном заведении, существенно расширяет для человека возможности трудоустройства, но при конкурсном наборе на престижные и высокооплачиваемые должности в негосударственных компаниях не позволяет его обладателю конкурировать с кандидатами и докторами наук.
Ориентация на образование и продолжение его после школы у молодых россиян и их родителей во многом связана именно со стремлением расширить возможности достижения более высокого статуса. Молодежь, в принципе, не против получить при этом еще и знания — однако знания только такие, которые будут напрямую способствовать реализации ее статусных устремлений. Другие знания, менее «практичные», зачастую не находят в ней отклика (Таблица).
Таблица | |||||
Мнения молодежи о ценности высшего образования |
, в % ответов |
||||
Высшее образование — это... |
Бывшие выпускники |
||||
средних школ |
ссузов |
ПУ | |||
,, .необходимо для того, чтобы сделать карьеру |
57,9 |
40,0 |
42,1 | ||
...средство, необходимое
для получения интересной работ |
53,7 |
54,3 |
57,9 | ||
...дает базу знаний, без которой дальнейшее занятие научной деятельностью невозможно |
29,5 |
34,3 |
42,1 | ||
...это ценность сама по себе |
24,2 |
14,3 |
5,2 | ||
...дает возможность получить отсрочку от службы |
|||||
в Вооруженных силах |
14,7 |
2,9 |
26,3 | ||
...расширяет возможности выбора партнера |
|||||
для семейной жизни |
10,5 |
2,9 |
— | ||
...является
в нашей семье традицией, |
|||||
которую я не хочу / не могу |
8,4 |
— |
5,2 |
Утилитарное отношение к образованию оказывает мощное давление на учебные заведения — от школы до вуза, подталкивая их к «практической» переориентации учебных курсов на основе текущей рыночной полезности.