Молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание

Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.

Работа состоит из  1 файл

Социология молодежи.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

В связи с тем, что установка на выживаемость, реализуемая на основе жесткой экономии, выдвигается в качестве главнейшей, становятся очень важными личная инициатива, индивидуальная активность и предприимчивость. Те же принципы должны определять и политику в отношении молодого поколения. С одной стороны, молодежи можно и нужно предоставить полную самостоятельность в процессах адаптации к быстроменяющимся условиям вступления в жизнь.

С другой, предоставляя свободно развиваться адаптационным процессам, государство должно оказать поддержку в тех случаях, когда социальные последствия могут угрожать его стабильности. Необходимо распространение социальных видов пособий и других форм социальной помощи на некоторые группы молодежи. В частности, в этом нуждаются выпускники системы высшего образования, которые сталкиваются с трудностями при поисках первого места работы. Необходима организация программ профессиональной переподготовки и занятости молодежи и развитие гибких форм временной неполной занятости.

Разумеется, ни одна социальная группа не может существовать и развиваться изолированно, вне контекста общих социально-экономических условий. И молодежь тоже испытывает на себе влияние этих общих факторов. Тем не менее, социальное развитие молодежи возможно только при условии грамотной и обоснованной  государственной  молодежной  политики.  Оценка  эффективности такой политики должна быть подкреплена   экономическими, социологическими и системными исследованиями.

          Государственная молодежная политика  не может быть  реализована  в отрыве от других сфер общественной жизни и должна рассматриваться как органическая часть общей социальной политики государства, поэтому на всех уровнях (от федерального до местного) должна быть обеспечена структурная целостность государственной социальной политики.

Молодежные  проблемы порождены системным кризисом, которое переживает все общество. Поэтому и решение их не может сводиться только к целевым программам, а должно заключаться в направленном преобразовании тех социальных институтов, которые отвечают за включение молодежи в систему общественных отношений.

 

Однако это лишь крохи  от необходимого. Отсутствие финансирования молодежных программ сводит их к внесистемным мероприятиям, дискредитации программно-целевого подхода и молодежной политики в целом.

К экономическим причинам снижения эффективности молодежной политики следует добавить патерналистские традиции взаимоотношений молодежи и государства, отсутствие гражданского общества и культуры цивилизационного отношения к своему молодому поколению. В обществе сильны предубеждения против выделения особого направления государственной политики в отношении юношества. Резкое ухудшение всех сторон жизни, неверие в возможность достаточно быстрых позитивных изменений привели к созданию беспрецедентного положения - все общество, по крайней мере, трудовое - несчастно. Поэтому оно с огромным трудом воспринимает идеи о необходимости приоритетного внимания к отдельным группам, в частности молодежи.

Власть, озабоченная сиюминутными кризисными явлениями, всплесками социального негодования, конфликтами, отодвигает решение молодежных проблем, как менее актуальных. Ничего хорошего не сулят и перманентные перемещения, и ликвидация комитета по делам молодежи.

Чрезмерная политизация  общественной жизни в условиях низкой политической культуры, отсутствия демократических традиций привела к тому, что деятельность многочисленных организаций, партий, фондов нередко сводится к междоусобной борьбе, борьбе за власть, а повседневные, реальные интересы людей остаются на заднем плане. При этом многие из них стремятся вовлечь в свои ряды молодежь, иметь ее в первых рядах исполнителей своих задач. На вопрос же, что сегодня делается новыми политическими силами для защиты прав молодежи, дать конкретный ответ практически невозможно. Молодежь остается наедине со своими проблемами.

На процессе выработки молодежной политики сказывается  отсутствие механизма представления интересов молодежи в государственных органах. Молодежные организации, союзы пока не заявили о себе ни в среде молодежи, ни в обществе в целом.

 

          Главной  задачей государственной молодежной  политики является создание условий  для развития и реализации  способностей  и потенциала молодого  человека и молодого поколения  не только в собственных интересах,  но и в интересах общества и государства.

       Можно  с уверенностью сказать, что  самостоятельной политической силой  молодое поколение сегодня не  является. Современные российские политики относятся к молодежи как к средству, которое содействует завоеванию власти.

      Молодежь сохраняет высокий уровень оптимизма и веру в то, что в будущем возможно изменить к лучшему. Молодое поколение считает себя главным фактором развития страны и движущей силой преобразований в обществе.  Большая часть молодежи проявляет низкий уровень интереса к политическим процессам в стране и мире.  Молодые люди, которые проявляют повседневный интерес к политическим событиям и деятелям, ограничиваются обменом мнениями, участием или неучастием в выборах. Наибольший абсентеизм наблюдается среди молодежи. Избирательная активность в последние годы возросла, хотя она остается самой низкой среди других возрастных групп. Электоральное поведение молодых людей во многом зависит от степени удовлетворенности их потребностей и интересов. Молодежь проявляет готовность участвовать в деятельности, способной реально влиять на изменение повседневной жизни.

               Переходное состояние современного  российского общества ставит  проблему выбора эффективной  молодежной политики. Необходимо  не только провозгласить принципы  новой молодежной политики, но и  отразить в политических документах и программах партий.

               Насущной задачей является  создание общероссийской сети исследований по молодежной проблематике.  Сегодня очень заметно отставание системы сбора и отработки информации о молодежном движении от тех задач, которые стоят перед обществом.

               Политическое поведение современной  российской молодежи свидетельствует  о недоверии к государству  и основным структурам власти.               Необходимо с помощью современных политических технологий привлечь молодежь к политическому участию,  решить проблему представительства интересов молодежи в государстве, создать возможности для расширения участия молодежи в государственном управлении.  Обострились проблемы занятости молодых людей, их материально-бытового положения, ухудшилось здоровье, снизился интеллектуальный потенциал.

           Молодежь несет ответственность за развитие страны, за преемственность истории и культуры. Осознание молодежью этой ответственности и определяет направления развития общества.

            Молодежь наступившего столетия  должна характеризоваться следующими  параметрами:

-   по своим социально-политическим  установкам и ориентациям она  может быть охарактеризована  как в массе своей демократическая и одновременно признающая высшей ценностью интересы государства, его суверенитет, сохраняющая национально-государственные традиции;

- по отношению к экономическим составляющим молодежь в основе своей  должна  быть  максимально  адаптированной  к  условиям,  требующим самостоятельной       экономической       активности,       конкурентоспособности, готовности к риску, опоре на собственные силы;

-       по  своим идейным позициям - плюралистична;

-       по  своим ориентациям на будущее  - оптимистична;

-   по   своим   социальным  качествам  молодежь  должна  ощущать  себя 
гражданами новой России с высокими показателями российского патриотизма.

          Отсюда и необходимость проявлять особое внимание к кадровым вопросам в системе молодёжной политики. Недостаток квалифицированных специалистов сказывается самым негативным образом на выполнении намеченных программ. Поэтому очень важно наладить систематическую подготовку и переподготовку кадров, поддерживать талантливых, молодых работников, не препятствовать, а способствовать их самореализации, развитию инициативы и творческих устремлений.

           Со    стороны    государства  представляется  необходимым осуществление следующих  мер:

  • Активизировать разработку и осуществление мероприятий, направленных на повышение политической социализации молодого поколения.  Для этого необходимо как на федеральном, так и, в особенности, на  региональном уровне усилить работу по созданию и усилению у представителей различных групп молодёжи устойчивой мотивации активного  политического участия (прежде всего - участия в электоральных процессах). Среди средств, необходимых для достижения этих целей, можно выделить организацию   политических   клубов   для   молодежи,   проведение   различных тренинг - курсов для юных политических лидеров, поддержку деятельности общественно-политических     объединений     молодёжи,     не     преследующих  экстремистские,    асоциальные    цели    и    не    разжигающих    национальную, религиозную и социальную рознь.
  • Более  широко   привлекать  к разработке  и  реализации  мероприятий 
    государственной       молодёжной       политики      молодёжные   общественные объединения, как для работы в экспертных советах, так и в рабочих комиссиях и группах, при проведении мероприятий различной направленности.
  • Как   можно   шире   освещать   в   средствах   массовой   информации,   на 
    телевидение  и  радио работу исполнительной  и  законодательной  власти по реализации направлений молодежной политики, как на российском уровне, так и в регионах РФ.
  • Рассмотреть    возможности    квотирования    участия    представителей 
    молодого     поколения     в     деятельности     как     законодательных,     так  и исполнительных органов власти.

       Возрождение и  процветание молодежи Центрально - Черноземного региона, как и всей России, в XXI столетии возможно лишь при условии включения нашей страны в мировое сообщество как сильной процветающей державы, равноправного и суверенного партнера других государств. При всей неоднозначности и противоречивости модернизационного процесса очевидно, что его движущей силой в будущем, а, во многих случаях, уже и сегодня, является молодежь.

         В    связи   с   этим   органам   государственной   власти   может   быть  рекомендовано  осуществлять деятельность по  помощи молодым россиянам в экономической адаптации, оказывать поддержку молодежным организациям  (в    особенности     с     профессионально-корпоративной   направленностью деятельности) и молодежному предпринимательству. В качестве  необходимых мер по повышению эффективности государственной  молодежной политики необходимо принять закон о молодежи на федеральном и региональном уровнях.

Образовательным учреждениям как  важнейшим агентам социализации  по возможности оказывать информационную поддержку представителям молодого поколения, а также помощь в трудоустройстве выпускников.

        Общероссийским  молодежным организациям искать  и создавать  механизмы сотрудничества  с органами государственной власти  и СМИ.

        Региональным  молодежным организациям осуществлять  и расширять  контакты с международными и общероссийскими молодежными объединениями, с региональными комитетами по делам молодежи, региональными отделениями политических партий и региональными СМИ.

         Политическим  партиям и общественно-политическим  объединениям - осуществлять деятельность по трансформации избирательного  законодательства с целью более активного включения политических партий  и общественно-политических объединений в избирательный процесс.

        Представителям    молодого    поколения,    проявляющим    интерес    к политике и желающим сделать политическую карьеру - накапливать опыт организационной работы, участвуя в деятельности политических партий, общественно-политических объединений, профсоюзов и других гражданских ассоциаций, а также в работе избирательных штабов накануне выборов.

        Молодое поколение всегда характеризуется  мобильностью, способностью к активным  действиям, инициативой, творческим  потенциалом. Главным является  создание условий для реализации  молодежного потенциала в обществе.

        Необходимо четко определить  цели, задачи, формы и методы работы  с молодежью, создание условий  для политического образования  и воспитания подрастающего поколения.

         Современный молодежный электорат через несколько лет будет определять политический процесс в России.  От того, какие именно ценностные ориентации будут осваиваться молодым поколением, во многом будет зависеть направленность развития самого общества и успех демократических преобразований в стране.

       Проблемы молодежи  относятся к числу важнейших проблем общества.  Тезис о том, что  “молодежь – завтрашний день общества ”, может потерять свою актуальность, если государство не будет предпринимать усилия для реализации государственной молодежной политики. Цель молодежной политики  государства – создание экономических и социальных условий, способных улучшить качество жизни молодежи, путем реализации её интересов с учетом интересов всего общества. Эффективность такой политики должно быть подкреплено экономическими, системными исследованиями. Сегодня молодежь является политическим резервом для тех политических сил, которые заинтересованы в продолжении  курса реформ.

Информация о работе Молодежная политика