Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа
Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.
Тема 3: Образование и молодежная политика
3. 1. Концепция модернизации
российского образования.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном
мире значение образования как
важнейшего фактора
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
-обеспечение государственных гарантий - доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
-достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
-формирование в системе
-повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
-развитие образования как открытой государственной
общественной системы на основе распределения
ответственности между субъектами образовательной
политики и повышения роли всех участников
образовательного процесса — обучающегося,
педагога, родителя, образовательного
учреждения.
Основой современной образовательной
политики государства является социальная
адресность и сбалансированность социальных
интересов. Стратегические цели модернизации
образования могут быть достигнуты только
в процессе постоянного взаимодействия
образовательной системы с представителями
национальной экономики, науки, культуры,
здравоохранения, всех заинтересованных
ведомств и общественных организаций,
с родителями и работодателями.
Государство
возвращается в образование
Предстоит существенная
модернизация содержания и
В качестве основного фактора восстановления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.
Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела. В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.
Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться:
- прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных, образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;
- устранение сегментации
- оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;
- структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;
- радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений;
- информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;
- углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;
- повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного обновления содержания профессионального образования;
- интеграция университетской,
- разработка в рамках
- осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки;
- формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии наук, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте;
- сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы занятости;
- обеспечение участия
- организация на базе
В целом образование будет более ориентировано на рынок труда и требования социально-экономического развития страны. Контракты с конечными потребителями частично вытеснят форму государственного задания (особенно в начальном и среднем профессиональном образовании). Это позволит снизить темпы роста бюджетного финансирования профессионального образования. В то же время бюджетное финансирование общего образования из региональных и местных бюджетов должно сохранять высокие темпы роста до конца десятилетия.
Во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах, должны четко обозначиться первые результаты модернизации образования:
- рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков (при этом частные средства, поступающие в образование, могут возрасти с 1,3 до 2,5% ВВП);
- реальное повышение качества общего и профессионального образования, выход общеобразовательной школы на уровень современных требований и профессиональной школы на международный уровень; на этой основе экспорт образовательных услуг России может составить от 2 до 3 млрд долларов США;
- снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;
- на основе повышения
- повышение
XXI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только преподавателя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.
В данном
контексте высшее учебное
В отечественной педагогике термин «технология» стал употребляться в очень широком значении, таком как «инновационные учебные технологии», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология образования», «технология в обучении».
Существуют различные трактовки понятия «педагогическая технология». Назовем некоторые из них:
-целенаправленное
-целенаправленное
-система управления
-конструирование средств и
-процесс доведения
-комплексный интегративный
-система поэтапной
К педагогическим технологиям относятся:
-информационно-
-имитационная технология (игровая), например, игровые модели, ролевое обучение, методы принятия решений;
-технология полного усвоения
предполагает включение
-акмеологическая технология - технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии каждого студента на основе устойчивой мотивации.
-исследовательская технология - обучение через открытие.
Современная система образования, опираясь на традиционные источники информации требует расширения информационного поля. Такая система требует и другой дидактической системы, иных методов и технологий обучения, адекватных личностно ориентированному подходу в образовании. В последние годы к этим источникам прибавился еще один мощнейший информационный резервуар — Интернет, глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая все развитые страны мира. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру. С появлением сети Интернет создалась принципиально новая ситуация и в системе образования.