Молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание

Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.

Работа состоит из  1 файл

Социология молодежи.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Тема 3: Образование  и молодежная политика

 

3. 1. Концепция модернизации  российского образования. Воспитательно-образовательные функции ВУЗов.

 

     Роль образования  на современном этапе развития  России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

       В современном  мире значение образования как  важнейшего фактора формирования  нового качества экономики и  общества увеличивается вместе  с ростом влияния человеческого  капитала. Российская система способна конкурировать с образованием передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

       Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

       Цель  модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

      Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

-обеспечение государственных гарантий - доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

-достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

-формирование в системе образования  нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

-повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

-развитие образования как открытой государственной общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. 
       Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

       Государство  возвращается в образование как  гарант качества образовательных  программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.

       Предстоит существенная  модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.

         В качестве основного фактора восстановления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.

        Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.   В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.

      Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться:

- прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных, образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;

- устранение сегментации профессионального  образования, неоправданного монополизма и слабой информированности потребителей, а также диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;

- оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;

- структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;

- радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений;

- информатизация образования и  оптимизация методов обучения, активное  использование технологий   открытого  образования;

- углубление в высшей школе  интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;

- повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного обновления содержания профессионального образования;

- интеграция университетской, академической  и отраслевой науки;

- разработка в рамках Федеральной  программы развития образования подпрограммы «Университеты России»;

- осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки;

- формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии наук, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте;

- сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы занятости;

- обеспечение участия работодателей  и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации;

- организация на базе гражданских  учебных заведений высшего и  среднего профессионального образования  общепрофессиональной подготовки офицеров по отдельным специальностям инженерного, социально-экономического и гуманитарного профилей, создание межвузовских военных факультетов подготовки офицеров запаса.

          В целом образование будет  более ориентировано на рынок  труда и требования социально-экономического развития страны. Контракты с конечными потребителями частично вытеснят форму государственного задания (особенно в начальном и среднем профессиональном образовании). Это позволит снизить темпы роста бюджетного финансирования профессионального образования. В то же время бюджетное финансирование общего образования из региональных и местных бюджетов должно сохранять высокие темпы роста до конца десятилетия.

            Во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах, должны четко обозначиться первые результаты модернизации образования:

- рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков (при этом частные средства, поступающие в образование, могут возрасти с 1,3 до 2,5% ВВП);

- реальное повышение качества общего и профессионального образования, выход общеобразовательной школы на уровень современных требований и профессиональной школы на международный уровень; на этой основе экспорт образовательных услуг России может составить от 2 до 3 млрд долларов США;

- снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;

- на основе повышения заработной  платы работников образования будут обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, в частности, его омоложение;

-  повышение конкурентоспособности  и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате опережающего обновления материально-технической базы.

        XXI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только преподавателя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.

        В данном  контексте высшее учебное заведение  призвано решать такие задачи, как распространение знаний и привитие навыков у студентов в использовании потенциала политической психологии;  организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение политических и социально-психологических проблем; удовлетворение потребностей обучаемых в гармоничном духовно-нравственном, политико-правовом, социально-психологическом и профессиональном развитии в процессе обучения в высшем учебном заведении и др.

        В отечественной  педагогике термин «технология» стал употребляться в очень широком значении, таком как «инновационные учебные технологии», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология образования», «технология в обучении».

    Существуют различные  трактовки понятия «педагогическая технология». Назовем некоторые из них:

-целенаправленное использование  приемов, технических средств  обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе;

-целенаправленное структурирование  и представление информации, а  также организация коммуникаций в педагогическом процессе;

-система управления познавательной  деятельностью студентов;

-конструирование средств и методов  педагогического процесса для  решения определенных задач;

-процесс доведения поставленной  цели до прогнозируемого результата в рамках конкретной педагогической системы;

-комплексный интегративный процесс,  включающий системное соединение идей, способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения целей образования;

-система поэтапной организации  образовательного процесса, которая обеспечивает решение определенных учебно-воспитательных задач на основе применения педагогической теории и диагностики.

          К педагогическим  технологиям относятся: 

-информационно-кибернетическая технология - четко структурированная информация с хорошей обратной связью;

-имитационная технология (игровая), например, игровые модели, ролевое  обучение, методы принятия решений;

-технология полного усвоения  предполагает включение тестирования  для обратной связи;

-акмеологическая технология - технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии каждого студента на основе устойчивой мотивации.

-исследовательская технология - обучение  через открытие.

         Современная система образования, опираясь на традиционные источники информации требует расширения информационного поля. Такая система требует и другой дидактической системы, иных методов и технологий обучения, адекватных личностно ориентированному подходу в образовании. В последние годы к этим источникам прибавился еще один мощнейший информационный резервуар — Интернет, глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая все развитые страны мира. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру. С появлением сети Интернет создалась принципиально новая ситуация и в системе образования.

Информация о работе Молодежная политика